Анкета для родителей первоклассников в начале года: рекомендации и образец анкеты

Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?

Если Вы согласны с утверждением поставьте 1 балл.

  1. Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
  2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?
  3. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
  4. Вы думаете, что он не сможет быть лучше всех?
  5. Вы считаете, что «дети-первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
  6. Вас волнует вопрос, будет ли «первый” учитель внимательным к Вашему ребенку?
  7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?
  8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
  9. Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
  10. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
  11. Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
  12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
  13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
  14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
  15. Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился — обратитесь к психологу.

5—10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хорошим советом для Вас будет не быть беспечным и невнимательным.

* * *

ТЕСТ «Ваши взаимоотношения с ребёнком»

Возможные ответы: «почти всегда»; «иногда»; «никогда».

  1. Нравится ли Вам Ваш малыш?
  2. Слушаете ли Вы, что ребёнок говорит?
  3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
  4. Стараетесь ли Вы создать у ребёнка ощущение значимости того, о чём он говорит?
  5. Поправляете ли Вы речь малыша?
  6. Позволяете ли Вы ребёнку совершать ошибки?
  7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?
  8. Смеётесь ли Вы вместе с ним?
  9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?
  10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
  11. Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребёнка?
  12. Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
  13. Есть ли у ребёнка дома место (например, полка), которое отведено только ему?
  14. Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги?
  15. Обсуждаете ли Вы с семьёй и с ребёнком что-нибудь интересное из прочитанного Вами?
  16. Стараетесь ли Вы сказать всё за малыша, прежде, чем он успеет открыть рот: у зубного врача;  в магазине?
  17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребёнком?
  18. Задаёте ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  19. Ограничиваете ли Вы возможность ребёнка смотреть телевизор?
  20. Есть ли у ребёнка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлёпать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
  21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки?
  22. Собираетесь ли Вы сводить ребёнка в театр, в зоопарк, в музей?

Ключ к тесту: за каждый ответ «почти всегда» начислите себе 4 балла, «иногда» — 2 балла, «никогда» — 0 баллов. Полученные баллы сложите. Если сумма: 88 баллов – здорово! 44 балла – неплохо, меньше 22 баллов – стоит задуматься над вашими взаимоотношениями.

Готовность семьи решать новые задачи и справляться с новыми проблемами

Не только гордость и амбиции не дают родителям спокойно спать. Зачастую первый период жизни ребенка в школе вызывает у них обиду или ревность, которые они старательно скрывают. Обиду, потому что ребенок уже перестал быть малышом, исключительной собственностью мамы и папы, что приходиться привыкать к его новой психологической самостоятельности. И ревность, поскольку ребенок нашел новый объект любви и восхищения в лице учителя, потому и позволяет иногда поспорить с папой по какому-нибудь вопросу, заявив: «А Лилия Ивановна сказала, что это так, она-то точно знает!»

Трудно бывает отказаться от роли единственного авторитета и объекта любви и согласиться на роль советчика и друга — верного и умного, но уже не единственного. Ребенок начинает по-новому думать, у него появляются новые реакции, новые приятели. А то, в какой степени мы будем принимать участие в его жизни, зависит от нашего отношения к ребенку, от того, сумеем ли мы подходить к нему как к личности с ее индивидуальными запросами, реакциями, способностью переживать… Первые годы учебы ребенка в школе – это серьезное испытание не только для малыша, но и для родителей.

Ниже Вам предлагается тест, который даст Вам ответ на вопрос:

Готовность к смене социального статуса ребенка

Как показывает опыт, многие родители будущих первоклассников сами оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе, ее сложными программами и высокими требованиями; слишком эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей, не способны оказать им психологическую поддержку, изменить социальный статус ребенка в период подготовки к поступлению в школу.

В настоящее время для семейного воспитания характерны уменьшение продолжительности общения в семье, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми, приводящее к формализации контактов.

Все это в сочетании с чрезмерным требованием к исполнительности, предъявляемым к ребенку, способствует формированию у него неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, негативизма, аффективных реакций, отрицательных форм самоутверждения. Формируются серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых, что значительно усугубляет жизнь как самих детей, так и их родителей.

Запомните!  Проявление неподдельного интереса – часть новой жизни!

Время

Прежде всего, уважаемые мамы и папы, запомните главное отличие школы от детского сада: как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе.

Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка умение заниматься (в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому). Научите ребенка не просто получать самостоятельность, а еще ею пользоваться. В конце концов, мама должна быть уверена, что ребенок сумеет днем остаться дома один и как минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать самостоятельно уже в детском саду. Разумеется, все хорошо в меру. И вовсе необязательно, скажем, бросать ребенка одного на весь день; но стоит научить его при необходимости оставаться одному на какое-то время дома – при этом, чтобы он умел соблюдать основные принципы безопасности.

Социальная готовность:

  • Умение общаться со сверстниками. Постарайтесь подготовить ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно постараться наладить хорошие отношения. Лучшие помощники в формировании умении общаться – сюжетно-ролевые игры. Это своеобразные тренажеры, моделирующие поведение ребенка в той или иной ситуации.
  • Умение общаться со взрослыми.
  • Навыки самообслуживания. Завязать шнурки, пользоваться носовым платком, туалетной бумагой , причесаться, заправить рубашку и застегнуть пуговицы и застежки , навести порядок в портфеле и ящике стола – вот неполный перечень умений, владение которыми избавят ребенка от многочисленных неудобств и насмешек одноклассников в первые дни пребывания в школе. Ребенок-школьник должен умет себя обслуживать.

Таким образом, не сосредотачивайте свое внимание на форсировании учебных умений (чтение, письмо, счет и т.д.), больше уделите внимания постройке крепкого «фундамента» этих умений, подготовьте «плодородную почву», которая создаст условия маленькому семечку для превращения в красивый цветок: развитию психических функций (внимание, память, мышление, воображение, речь), мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, воспитанию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий. Уверены, у Вас все получится!

Уверены, у Вас все получится!

* * *

Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого дайте себе ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.

Может ли Ваш ребёнок:

  1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
  2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
  3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
  4. Чётко выговорить своё имя?
  5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
  6. Писать карандашом или мелками на бумаге?
  7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
  8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
  9. Вырезать ножницами с тупыми концами, причём ровно и не поранившись?
  10. Слушать и следовать полученным указаниям?
  11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
  12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
  13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  14. Положительно оценивать: я – человек, который многое может?
  15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
  16. Проявлять интерес к окружающим его предметам?
  17. Ладить с другими детьми?

***

Физиологическая готовность:

Состояние здоровья;
Развитие мышц руки (мелкая моторика). Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал быстро при письме. Для этого хорошо заниматься лепкой из пластилина, вышивать, плести из бисера, играть мелким конструктором и т.д.;
Развитие зрительно-двигательной координации. Очень важны в обучении согласованные действия глаза и руки

Важно, чтобы пальцы как бы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз. Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем букв и цифр очень поможет вашему ребенку

Помогает и конструирование, особенно по заданному образцу, штриховка рисунков с заданием доводить, но не заводить за контуры, выполнение графических диктантов;
Уровень развития слухового анализатора. Не включайте очень громкую музыку, оградите детей от использования наушников – слуховой аппарат еще не сформирован, и это может очень навредить ребенку. Лучше слушайте звуки природы, играйте в слова (называйте слова с одной буквы, отгадывайте слова по первому слогу, придумывайте слова с 2-3 одинаковыми буквами и т.д.), слушайте негромкую классическую, современную детскую музыку и рисуйте словесные картины ее восприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector