Как выглядят жена и дети «шурика»

Краткая биография

Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 г. в Свердловске (Екатеринбург). За свою творческую биографию снялся более чем в 100 художественных картинах, занимался озвучиванием советских и иностранных мультиков и фильмов. В 1991 г. получил звание Народного артиста РСФСР.

Получение образования

В семье Демьяненко считалось, что будущее мальчика предопределено с рождения. Отец занимал должность режиссёра свердловского оперного театра. Ещё одним подарком судьбы была выездная приёмная комиссия московского МХАТА, приехавшая в Свердловск год его выпуска из школы.

Чтать также: Как снять тяжелое похмелье в домашних условиях

Однако на этом везение будущего Шурика закончилось, талантливый парень не сдаёт вступительный экзамен из-за того, что сильно переволновался. Чтобы не терять времени, предпринимает попытку поступления в юридический, она заканчивается успешно. Саша становится студентом. Но после 6-месячного обучения понимает, что юриспруденция не является его призванием, и бросает учёбу.

В следующем году приезжает в столицу, где успешно сдаёт экзамен в Щукинское и ГИТИС. Предпочтение отдаёт последнему, попадая в группу профессора И. Раевского. В 1959 г. оканчивает обучение, зачисляется в штат Московского академического театра имени Маяковского.

Переезд в Ленинград

Спустя 3 года молодой перспективный актёр, уже «засветившийся» в картинах «Мир восходящему», «Карьера Димы Горина» и ряде других фильмов, получает интересное предложение от Ленфильма. Оно заключалось в сотрудничестве с этой киностудией и предоставлением квартиры. Молодой человек принимает предложение и перебирается в северную столицу.

Рождение Шурика

Рост популярности Демьяненко был впечатляющим ещё до работ с Гайдаем. Его фотографии можно было встретить на открытках в киосках «Союзпечати». Именитому кинорежиссёру был нужен застенчивый, робкий парень – студент, которого он и увидел в лице Александра.

Персонаж Шурика в их первой совместной комедии затмил героев того времени: Вицина, Моргунова и Никулина. Оглушительный успех «Операции Ы…» стал причиной того, что спустя 2 года после премьеры выходит продолжение комедии «Кавказская пленница», а в следующем году зритель видит уже повзрослевшего героя, который изобретает машину времени.

Герой одной роли?

Ошеломляющий успех комедий о приключениях Шурика позволили актёру почувствовать на себе всенародную популярность. Его узнавали прохожие, на двери машины нацарапали имя «Шурик»

Усиленное внимание окрыляло артиста. Казалось, вот она популярность, теперь предложения от режиссёров должны посыпаться одни за другим

Но этого не произошло.

Именно с этого момента начинается угасание киношной биографии Александра Демьяненко. Хотя он продолжал сниматься, часто получая главные роли, зритель ждал от него не этого. В начале фильма, когда народный любимец появлялся на экране, ожидалось, что это снова будет уморительная комедия, но в большинстве случаев это были серьёзные, драматические картины. Со временем он стал всё реже появляться на экранах, всё больше внимания уделял дубляжу. Однако он не перестал сниматься полностью. Всего в его фильмографии насчитывается около 100 работ.

Таблица 1. Избранная фильмография А. С. Демьяненко

Название фильма Персонаж Год выхода на экран
Карьера Димы Горина Горин 1961
Мир восходящему Ивлев 1961
Операция «Ы»… Шурик 1965
Кавказская пленница… Шурик 1967
Угрюм-река Илья 1969
Миссия в Кабуле Смыков 1970
Иван Васильевич меняет профессию Александр 1973
Всё решает мгновение Мартынов 1978
Лиха беда начало Семёнов 1985
Семь сорок Виктор Павлович 1992

Два брака

Знакомство с первой женой, Мариной Скляровой произошло ещё на родине, в Свердловске. По рассказам друзей и коллег их отношения казались безупречными. Единственное, чего не хватало в их браке – это дети. После пятнадцатой годовщины свадьбы Александр молча пришёл домой, сложил личные вещи в небольшой чемоданчик и ушел к другой женщине, с которой прожил до самой смерти.

Его выбор пал на Людмилу Неволину, работавшую режиссёром дубляжа на Ленфильме. Женщина воспитывала дочь, оставшуюся после первого брака, с ней у Александра сложились тёплые отношения. Общих детей у пары так и не появилось.

Застенчивый и интеллигентный, Александр Демьяненко в жизни являлся практически точной копией главного героя своей жизни. Большим шумным компаниям предпочитал спокойствие и уединение. Ему нравилось читать книги, слушать композиции из классической музыки. 30 мая он мог бы отметить свой очередной юбилей, к сожалению, не смог перенести очередной приступ болезни.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Александра Демьяненко

Нет человека, который бы не знал великого актера и не преклонялся пред его актерским мастерством. Известно, что его творчеству поклонялись многие люди, которые с удовольствием смотрели его картины. Зрителю было интересно узнать такой же он в жизни юморной и веселый, или же все наоборот. Не менее интересно, какой у него рост, вес, возраст, годы жизни Александра Демьяненко.

Мужчина был невысокого роста 170 см и весил при этом 70 кг, его внешность была самая заурядная, но при общении в корне все менялось. Он был очень интересным собеседником и добрым человеком. Он родился пред войной в 1937 году, а умер в возрасте шестидесяти двух лет в 1999 году. Ему бы жить да жить, но судьба распорядилась иначе.

Личная жизнь, семья и дети актёра

Александр Сергеевич всячески оберегал свою личную жизнь от посторонних глаз. Имея такую огромную популярность, он не был светским, не был общительным и радушным. К тому же, перед глазами был опыт сложных семейных отношений отца, прививка от «звёздной болезни» и обожания поклонниц Александру была сделана в детстве.

В свердловском драмкружке он с шестого класса дружил с девочкой, Мариной Скляровой. Они мечтали о будущем, о большой сцене, успехе у зрителей. Марина тоже поступила в театральный ВУЗ, но в Ленинграде. Молодые люди встречались, писали друг другу письма, их любовь расцвела вопреки расстояниям и расставаниям.

Они поженились, когда им было по 20 лет. Марина постаралась оградить своего талантливого мужа от любых бытовых проблем. За всю долгую совместную жизнь они ни разу серьёзно не поссорились. Друзья семьи вспоминают, что Марина взяла на себя решение всех бытовых вопросов, от покупки дефицитных продуктов и одежды до вызова сантехника.

Решение не заводить детей было обоюдным. Потом бывшая жена актёра жалела об этом. Но было уже поздно. Прожив 16 лет в браке, без выяснения отношений, очень спокойно, Александр Сергеевич собрал чемодан и ушёл из семьи.

Марина Денисовна Склярова замуж больше не вышла и хранила любовь к бывшему мужу до конца своих дней…

Александр Демьяненко был уже довольно зрелым мужчиной и состоявшимся актёром, когда встретил на Ленфильме Людмилу Акимовну, которая работала режиссёром дубляжа, хотя тоже имела актёрское образование. Эта женщина, стала второй женой артиста. Сначала они долго присматривались, у Людмилы был неудачный опыт замужества, а актёр состоял в законном браке. Ему было на тот момент 37 лет, а ей исполнилось 35.

Они прожили вместе вне зарегистрированного брака 12 лет. Марина Склярова, бывшая жена актёра тяжело переживала расставание и Александр Сергеевич не хотел ещё раз травмировать её процедурой развода.

Когда он получил свидетельство о расторжении брака, тут же заключил новый с Людмилой.

С этой женщиной он прожил всю оставшуюся жизнь также в любви и спокойствии. В доме не принято было говорить на повышенных тонах. Супруги могли вместе заниматься делами по хозяйству, а пылесосил в квартире Александр Сергеевич. Перфекционист по натуре, он любил, чтобы в доме было чисто и красиво.

Они любили семейный отдых. Несмотря на то, что шикарные круизы были им материально недоступны, семья выбиралась в поездки на море. А незадолго до своего ухода из жизни, Александр Сергеевич купил дачу, на которой не было грядок. Там члены семьи отдыхали, собирали грибы прямо на участке, пили чай и слушали музыку.

Почему у пары не было детей — это тайна и личная жизнь семьи, в которую Демьяненко никого не пускали. У Людмилы была дочь от первого брака, Анжелика, с которой у Александра Сергеевича сложились прекрасные отношения. Он с уважением произносил слово «падчерица», вкладывая в него глубокий смысл взрослого ответственного человека.

Падчерица Александра Демьяненко выросла в обстановке доверия, любви к искусству и стала заслуженной артисткой Российской Федерации Анжеликой Неволиной.

Вторая жена Александра Демьяненко пережила его не надолго, ушла из жизни в 2005 году.

В ролях

Актёр Роль
Юрий Яковлев управдом Иван Васильевич Бунша / царь Иван Васильевич Грозный
Леонид Куравлёв

частичное озвучивание:

  • телефонный разговор со Шпаком — Наталья Кустинская
  • вокал (песня «Разговор со счастьем») — Валерий Золотухин
Жорж Милославский, квартирный вор-рецидивист
Александр Демьяненко инженер-изобретатель Шурик (Александр Сергеевич Тимофеев)
Савелий Крамаров Феофан, дьяк посольского приказа
Наталья Селезнёва

(вокал — Нина Бродская)

киноактриса Зина (Зинаида Михайловна Тимофеева), жена Шурика
Наталья Белогорцева-Крачковская Ульяна Андреевна, жена Бунши
Наталья Кустинская актриса, пассия режиссёра Якина
Владимир Этуш зубной врач Антон Семёнович Шпак, сосед Шурика
Михаил Пуговкин кинорежиссёр Карп Савельевич Якин
Сергей Филиппов шведский посол

В эпизодах

Актёр Роль
Эдуард Бредун спекулянт, у которого Шурик покупает радиодетали для починки машины времени
Александр Вигдоров стрелец, который оборачивается, когда Бунша на колокольне, запутавшись в верёвках, «наигрывает» мелодию Чижика
Валентин Грачёв стрелец, выкрикивающий приказ «Живьём брать демонов!»
Наталья Гурзо медсестра Шпака
Иван Жеваго психиатр
Анатолий Калабулин стрелец с дёргающимся ухом и высоким голосом
Виталий Киселёв певчий, лицо которого показывают крупным планом во время исполнения песни «Собака крымский царь», в момент, когда громко звучит слово «Собака!»
Нина Маслова царица Марфа Васильевна
Анатолий Подшивалов лейтенант милиции («Тамбовский волк тебе боярин! Квартиру Шпака вы брали?»)
Виктор Уральский старшина милиции («Тоже мне, Тарапунька и Штепсель нашёлся…»)
Виктор Шульгин боярин («Войско взбунтовалось! Говорят, царь ненастоящий!»)

Последние годы

Александр Демьяненко/ Фото с сайта svstudio.net

Дальнейшие его небольшие роли уже никак не ассоциировали его с Шуриком, чему актер был очень рад, однако тут снова вмешался злой рок. В 80-е годы кино и театр в СССР стали меняться — идейно и содержательно. Тогда Демьяненко принял решение покинуть «Ленфильм» и сосредоточиться на игре в театре. Актер говорил, что он, как ученик «старой» школы, в любом произведении искал логику и смысл – в то время как «молодая» школа держалась, в первую очередь, на эмоциях и чувствах. Такой подход он считал баловством.

В Театре комедии на Невском проспекте в Санкт-Петербурге Александр Демьяненко работал увлеченно, однако неожиданная смена руководителя поставила крест на работе актера здесь. Всему виной было то, что новая директриса-режиссер Татьяна Казакова, посмотрев на спектакль с участием Демьяненко, заявила, что «Шурики нам тут не нужны», и он понял, что уволен. Ее неаккуратно брошенные слова в его адрес стали страшным ударом для актера. «Вот так бывает. Я и не нужен… Меня и знать не желают», — вспоминал он. Демьяненко еще сильнее замкнулся в себе. Говорят, именно тогда у него и случился первый сердечный приступ, который он, однако, перенес «на ногах», никому ничего не сказав.

Александр Демьяненко и Мария Аронова на съемках телесериала «Кафе «Клубничка»», 1996 год/ Фото: Ираклий Чохонелидзе/ТАСС

Новым местом работы для Александра Демьяненко стал известный в Питере того времени театр-студия «Приют комедианта» на Малой Морской. Здесь он, наконец, нашел творческую свободу и возможность раскрыть свой драматический талант. Режиссер, тоже из «старой» школы, доверял ему полностью. Несмотря на то, что в зале, где выступал актер, было чуть больше 50 мест, он исполнял те роли, о которых мечтал с юности. И тем не менее он скучал по кинематографу. Когда его позвали сниматься в первом отечественном ситкоме «Кафе «Клубничка»», он согласился почти мгновенно, хотя очень боялся, что это будет что-то низкое, недостойное.

Несмотря на то, что уже тогда здоровье актера было слабым, Александр Демьяненко стал жить на два города: съемки «Клубнички» проходили в Москве, спектакли в «Приюте комедианта» шли в Санкт-Петербурге. Работал он самозабвенно, совершенно не заботясь о самочувствии и полагаясь на сердечный пластырь и сон («Со сном болезнь уходит»). Друзья и коллеги только тогда впервые заметили, что с Александром Сергеевичем происходит что-то нехорошее – он весь как-то померк, стал говорить тише, часто задыхался.

Прямо на съемочной площадке «Клубнички» у Демьяненко произошло отслоение сетчатки на правом глазу — актер ослеп на один глаз. Ему помогли найти врачей, сделали операцию, которая, однако, прошла тяжело для актера – раньше он никогда не был под наркозом, организм тяжело перенес хирургическое вмешательство. У него случился инфаркт. Понадобилось срочно делать коронарное шунтирование. Врачи назначили операцию на 23 августа. Однако лето 1999 года выдалось очень жарким, а актер тяжело переносил такую погоду. В 20-х числах у Александра Демьяненко случился отек легкого, вызванный коронарной болезнью сердца. 22 августа, за один день до операции, он ушел из жизни.

Александр Демьяненко очень редко давал интервью, редко комментировал свою личную жизнь, редко встречался с поклонниками

Он считал, что все это лишнее, ненужное, показное, а единственное, что по-настоящему важно для актера — это сцена, игра, работа. За свою жизнь он снялся более чем в 70 лентах, причем большая часть из них считается классикой советского кинематографа

Он воплотил на экране и на сцене больше 150 ролей, но одна из них, этот самый Шурик, преследовала его большую часть жизни… Только в конце Александр Демьяненко смог примириться с этим образом. Он стал больше общаться с поклонниками, с людьми, и понял, что для них Шурик — это воспоминания о хорошем кино, о хорошем времени, о хороших актерах: «Люди, видя меня, вспоминают хорошие фильмы, улыбаются, а значит, улучшают свое настроение». Может быть, именно тогда, на закате жизни, Александр Демьяненко смог почувствовать и понять, почему же так любили этого героя в его исполнении.

При написании материала использованы интервью с Натальей Селезневой из программы ТВЦ «Александр Демьяненко. Изношенное сердце» от 2013 года.

Семья и дети Александра Демьяненко

Отец Демьяненко, Сергей Петрович, был связан с миром искусства, возможно, поэтому его сын выбрал творческую профессию. Демьяненко-старший работал режиссёром оперного класса консерватории в Свердловске. Маленький Саша часто гулял по коридорам и классам, где стояло множество музыкальных инструментов, пока отец занимался работой. Мать актера Галина Васильевна работала бухгалтером. Саша рос в большой семье, у него было три сестры и брат, который тоже выбрал искусство и стал пианистом.

За свою жизнь Демьяненко был два раза женат. С первой женой Мариной Скляровой актер познакомился в драмкружке, где они оба занимались, молодые люди поженились, когда Александру было 22 года. Будучи еще молодыми, они не знали, чего ждали от брака и совместной жизни, поэтому в паре не было детей. Супруги прожили вместе 16 лет, но семейная жизнь была уже скорее привычкой, чем любовью, и они развелись. А актер женился во второй раз.

У талантливого актера не было собственного ребенка, только дочь его жены от первого брака, которую он удочерил. Не понятно, почему так сложилось, ведь Александр хотел, чтобы у него было семья и дети.  Александра Демьяненко не стало в 1999 году.

Пусть говорят: выпуск от 18.05.2017. Шурик. Памяти Александра Демьяненко

Май 18, 2017
  Новости

 

Эфир передачи от 18 мая 2017

30 мая 2017 года народному артисту России Александру Демьяненко исполнилось бы 80 лет. В памяти у страны он навсегда останется Шуриком из любимых советских комедий Леонида Гайдая. В жизни Александра Демьяненко было две любви: вторая супруга Людмила Демьяненко покоится рядом на кладбище в Санкт-Петербурге, а первая, Марина Склярова, с которой артист прожил 16 лет, так и не смогла смириться с уходом мужа.Почему Демьяненко ненавидел роль всеми обожаемого Шурика? Из-за чего актер так рано ушел из жизни и почему у него не было детей?

Фразы его киногероя «Птичку жалко» и «Надо, Федя, надо» стали крылатыми. Его любила вся страна, однако позже Александр Демьяненко не раз признавался, что роль Шурика сыграла с ним злую шутку…Первая жена Александра Демьяненко Марина Склярова поведает на программе «Пусть говорят» подробности супружеской жизни с актером, а также ответит на вопрос, почему народный артист СССР не любил свою главную кинороль. «Однажды он позвонил мне и сказал, что больше не вернется домой, так как встретил другую женщину», — рассказывает до эфира передачи Склярова. Сегодня знаменитого актера вспомнят все те, кто знал его и работал с ним на съемочной площадке.

Александра Демьяненко не стало, когда ему было всего 62 года. Накануне программы Пусть говорят — Шурик съемочная команда побывала в Санкт-Петербурге — городе, где актер жил и работал долгие годы. В квартире, которую он получил в советские годы, до сих пор живет его первая жена Марина Даниловна Склярова. После оглушительного успеха фильмов «Операция Ы», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию» Александра Демьяненко иначе как Шуриком никто не называл. Превращение в народного любимца происходило на глазах Марины Скляровой: «Нет, славой это нельзя назвать…Мы выходили на улицу, а все прохожие кричали ему вслед: «Шурик! Шурик!». И он со временем возненавидел это имя. Он слышать его не мог! В памяти всего народа он остался только Шуриком…а ведь было у Саши и много хороших ролей, серьезных ролей! Он был очень талантливым актером».

Марина и Александр познакомились еще в Свердловске, когда оба посещали драмкружок. Позже они стали жить вместе и переехали в Ленинград. После 16 лет супружеской жизни Александр Демьяненко неожиданно уходит к новой возлюбленной — Людмиле Королевой, с которой он познакомился во время дубляжа одного из фильмов.Марина Даниловна не ездит на могилу к своему бывшему и единственному мужу и уже 8 лет не выходит на улицу. Женщина проживает в квартире Александра Сергеевича вместе с вороном Гришей. Птица помогает скрасить одиночество Скляровой.

В студии программы: близкие, друзья и коллеги Александра Демьяненко. Что они расскажут о Шурике? Наталья Селезнева, народная артистка РФ: «В жизни он был очень замкнутым, весь в себе. На протяжении всего съемочного дня он мог сказать только 2-3 слова. Но как актер он был лучшим!С годами же он изменился и стал более общительным. Так получилось, что в лихие 90-е, когда не было работы, кто-то из наших общих друзей сказал, что Саша живет очень бедно и у него больное сердце и проблема с глазами. Мне стало его жалко и я понимала, что он никогда не обратится со своими проблемами. Я позвонила ему и посоветовала лучшего хирурга. После операций ему стало лучше. А позже мы снова стали вместе работать и гастролировать».

Следующий выпуск >>

Биография и личная жизнь Александра Демьяненко

Актер появился на свет в 1937 году в Свердловске (нынешний Екатеринбург). Его детство прошло во время войны, но и тогда, в сложное и нерадостное время, юный Александр точно знал, кем хочет стать – актером. После школы он уехал учиться в Москву, так как понимал, что только в столице можно по-настоящему реализоваться. Несмотря на то, что у Демьяненко был бесспорный талант, парень так стеснялся, что первые экзамены в МХАТ провалил, и вынужден был поступить в юракадемию в своем городе. Весь год он готовился, а когда началась пора вступительных, опять направился в столицу подавать документы. Чтобы не прогадать, Демьяненко идет сдавать экзамены параллельно в два учебных заведения: школу при МХАТе и университет театрального искусства, и в оба набирает проходной бал. Демьяненко выбирает ГИТИС и следующие пять лет учится в театральном.

Уже на II курсе молодой актер начинает сниматься в кино. Его первый герой в фильме «Ветер», а также еще несколько проходных ролей не приносят актеру славы, и он продолжает ходить на кастинги. После института актер уезжает в Ленинград, где играет в театре, и тут знакомится с Гайдаем. Их знакомство стало судьбоносным для Александра, так она попал в киноленту «Приключения Шурика». После выхода фильма актер просыпается знаменитым. Биография и личная жизнь Сергея Демьяненко налаживаются, а он продолжает сниматься.

Интересные биографические данные

Родился будущий актер весной 1937 года в Свердловске. Отец мальчика был актером, от него Саша и унаследовал талант.

Семья у родителей не сложилась. Вскоре после рождения первенца, супруг ушел из семьи и создал новую. Там родились сын и дочь. Но опять что-то пошло не так, отец ушел от новой семьи и вернулся в предыдущую, где подрастал Саша. Вскоре у Шурика появились две сестренки: Наталья и Татьяна.

Фото: himaan

Отец всегда был авторитетом для мальчика. Он трудился в Оперном театре, также мужчина преподавал в консерватории. Все свободное время маленький Саша проводил у отца в театре. Учится ему не нравилось, уроки делать также. Поэтому после школы, он всегда мчался в театр, и там с упоением наблюдал за происходящим. С ранних лет мальчик влюбился в театральное искусство, а отец остался для него кумиром на всю жизнь.

Фото: myrussia

Когда Александр учился в выпускном классе, к ним в школу приехала комиссия из МХАТа. Казалось, мечта стала осуществляться. Юноша, не раздумывая пошел сдавать экзамены, ведь это было именно то, к чему он стремился всю жизнь. Чувствуя всю ответственность момента, парень так разволновался, что провалил экзамены.

После такого провала, юноша обреченно отправился поступать в университет на юриста, и поступил. Но, естественно, душа не лежала к юриспруденции. После года обучения, Александр оставляет институт, и отправляется в столицу искать актерского счастья.

Фото: myrussia

Москва приняла будущего актера с распростертыми объятьями.

Он поступает сразу в два учебных заведения: в ГИТИС и в Щукинское училище. Для учебы выбирает ГИТИС, который заканчивает в 1959 году. Кстати актером он становится уже на втором курсе обучения.

Первые роли

Учился Демьяненко неплохо, но часто прогуливал и срывался в Свердловск, где осталась его любимая девушка Марина. Через год она окончила школу и поступила на театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Расстояние между влюбленными значительно сократилось, но они по-прежнему жили на два города и вынуждены были пропускать занятия. Иосиф Раевский обычно строго карал студентов за такие вещи, однако для Демьяненко, своего любимого ученика, делал поблажки. В 1959 году Александр окончил ГИТИС и устроился на работу в театр Маяковского. Но через три года сделал свой окончательный выбор в пользу кинематографа, где его карьера складывалась более успешно, чем на театральных подмостках.

Сниматься Демьянеко начал на втором курсе ГИТИСа – его экранным дебютом стала роль гимназиста Мити в военной драме Алова и Наумова «Ветер» (1958). Александр прекрасно справился с поставленной задачей, ведь ему пришлось сыграть практически самого себя – застенчивого, интеллигентного юношу, ставшего жертвой Гражданской войны.

Первая роль Александра Демьяненко в кино

В 1961 году Александр снова снялся у Алова и Наумова в картине «Мир входящему». Он перевоплотился в младшего лейтенанта Ивлева, которому поручили сопровождать в госпиталь беременную немку, обнаруженную советскими солдатами под развалинами разрушенного Берлина. В отличие от их первого совместного фильма, в этой ленте персонаж Демьяненко оказался в самом центре событий. Из неопытного самоуверенного юнца к финалу он превратился в смелого благородного мужчину, способного на самоотверженные поступки.

Кадр из фильма «Мир входящему»

Таким же был и Дима Горин – еще один экранный герой Демьяненко. Столичный бухгалтер-интеллигент, попавший в сложные условия таежной стройки, открывает для себя совершенно иной мир, в котором, несмотря на суровые нравы, есть место настоящей любви, дружбе и взаимовыручке. На съемках картины «Карьера Димы Горина» (1962) Александр познакомился с Владимиром Высоцким, которому по сюжету даже вынужден был набить лицо.

Александр Демьяненко в роли Димы Горина

В 1962 году Демьяненко ушел из театра Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград, где от киностудии «Ленфильм» ему пообещали квартиру. Для него жилищный вопрос стоял очень остро – он недавно женился и вынужден был ютиться с молодой супругой по съемным углам. Директор студии Киселев сдержал свое слово – после съемок в картине «Порожний рейс» (1962) актеру выделили квартиру, и молодой провинциал получил ленинградскую прописку.

На съемках фильма «Порожний рейс»

Биография

Александр Сергеевич Демьяненко, без всякого сомнения, звезда первой величины советского кинематографа. После появления на экране уморительной эпопеи с Шуриком актёр купался в славе и не мог спокойно появиться на улице.

Александр Демьяненко | Московский комсомолец

Но такая оглушительная популярность, пришедшая к нему с лёгкой руки режиссёра Леонида Гайдая, имела обратную сторону, тёмную. Демьяненко стал заложником одного образа, что для любого артиста – трагедия. К тому же шумиха и суета вокруг Александра Сергеевича, которая поднималась всюду, где бы он ни появился, крайне раздражали актёра, молчуна от природы и очень замкнутого человека. Желание дотронуться до кумира, взять его автограф, поговорить со звездой приносили ему адские муки и невероятный дискомфорт в обыденной жизни.

Каким он был человеком? Как складывалась его карьера помимо нашумевших приключений Шурика?

Родился Александр Демьяненко на севере России, в Свердловске, в мае 1937 года. Вскоре после рождения первенца отец ушел из семьи к другой женщине. Она родила ему двоих детей – сына Владимира и дочь Надежду. Но дети не удержали мужчину в новой семье. Он вернулся к первой супруге, где подрастал Саша. Вскоре у мальчика появились родные сёстры Татьяна и Наталья.

Александр Демьяненко с мамой Галиной | Woman’s Day

Именно отец сыграл определяющую роль в судьбе Александра Демьяненко. Дело в том, что Сергей Петрович Демьяненко был человеком увлекающимся, творческим, настоящим артистом. В прошлом студент ГИТИСа, участник агитационной труппы «Синяя блуза» – в Свердловске он работал актёром Оперного театра и преподавал театральное мастерство в консерватории. После уроков Саша бегал к отцу в оперный театр и проводил там всё свободное время. Там он «заболел» актёрством и ни о какой другой профессии больше не мог мечтать. Не смотря на то, что отец опять увлёкся и снова оставил семью, для Александра Демьяненко он навсегда остался кумиром и главным авторитетом. Примечательно, что все дети от разных браков отлично поладили между собой.

Александр Демьяненко в детстве | Woman’s Day

Среднее образование любимый миллионами Шурик получил в Свердловской школе № 37, учебная программа которой включала углублённое изучение немецкого языка. В 1954 году, когда пришло время определиться с профессией, в северный город прибыли представители приёмной комиссии МХАТа для набора студентов. Александр Демьяненко, конечно же, не мог упустить шанс поступить в престижный театральный ВУЗ. Но парень так переволновался, что с треском провалил экзамен.

Будущая звезда кинематографа отправился в местный университет и поступил на юридический факультет. Учился студент неплохо, но спустя год понял, что юристом ему не быть. Ещё несколько лет «грызть» юриспруденцию, чтобы приобрести профессию, к которой душа не лежала, Александр Демьяненко не хотел. Он бросил вуз и отправился во второй раз попытать счастья в столичных театральных институтах.

Александр Демьяненко | Сплетник

Москва приняла свердловского паренька радушно. Александр Демьяненко успешно сдал экзамены сразу в два знаменитых вуза – ГИТИС и Щукинское училище. Выбрал, как и когда-то отец, ГИТИС, о чём тут же радостно проинформировал родителей, отправив телеграмму в Свердловск.

Высшее театральное образование и диплом Александр Демьяненко получил в 1959 году. Нельзя сказать, что учёба в ГИТИСе для будущего Шурика оказалась безоблачной. У талантливого студента уже тогда отчётливо проявлялся эксцентричный характер. Он запросто мог, никому ни слова не сказав, отправиться в родной Свердловск в разгар учебного года. Но у преподавателей и его наставника профессора Иосифа Раевского рука не поднималась отчислить Сашу. Раевский лишь просил Демьяненко хотя бы не пропускать занятия, на которых учили актёрскому мастерству.

Пьеса «Блаженство»

Иван Грозный в 1930-х годах, кое-что о Бунше и Москва XXII века

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Комедия «Блаженство», о которой идет речь – это история о том, как инженер по имени Евгений Рейн создает машину времени. Сначала Рейн переносит в Москву 1930-х Ивана Грозного, а затем сам попадает в Москву XXII века, именуемую «Блаженством». Причем компанию ему составляют секретарь домоуправления Святослав Бунша-Корецкий и вор-домушник Юрий Милославский.

Завязка истории в «Блаженстве» близка к той, которую мы знаем по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Жена, ушедшая от мужа-изобретателя, вор, который ограбил квартиру и случайно оказался свидетелем эксперимента, попавший в советское настоящее Иван Грозный… В пьесе много забавных фраз, несущих на себе отпечаток времени. Например, знакомое нам по Гайдаю замечание, что у настоящего царя «лицо умнее», у Булгакова сопровождается любопытной деталью. Бунша-Корецкий – не только советский работник, но и потомок князя, скрывающий свое происхождение. А если вспомнить, что в середине 1930-х, когда Булгаков писал пьесу, благородное происхождение было небезопасным, то очевидно, что перед нами не просто комедия, а комедия с сатирическим оттенком.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Однако сатира Булгакова направлена не на прошлое и даже не на настоящее, а на утопическое будущее, куда попадают инженер, вор и управдом. Оказывается, что жители будущего не знают хрестоматийных строк Пушкина, плохо разбираются в русской истории, а недолго прожив в этом самом будущем, можно и спиться – настолько в нем все предсказуемо и стерильно.

В поведении начальства Москвы XXII века чем дальше, тем больше проявляются черты скорее современного Булгакову режима, чем гармоничного будущего. Народный Комиссар Изобретений Радаманов и глава Института Гармонии Саввич предъявляют права на машину времени Рейна, а затем требуют совершать путешествия только в компании представителей Блаженства – мол, «кто знает, кого вы притащите к нам из этой загадочной дали на ваших же плечах?». А когда Рейн заявляет протест, Институт Гармонии решает изолировать путешественников во времени для лечения. В последующей переработке этой темы нет, и не из «Блаженства» ли позаимствовал ее Гайдай для своего финала?

Бежать из светлого будущего удается только после кражи со взломом и стрельбы – чтобы попасть в настоящее, в котором помутившегося рассудком Ивана Грозного удается отправить в его время, а все остальные препровождаются куда следует. «Не бойтесь, Аврора Павловна, милиция у нас добрая», – говорит Бунша захваченной из будущего дочери Радаманова, которая влюбилась в инженера. Что случается с героями дальше, оставалось бы только гадать, – если бы не подзаголовок «Блаженства» – «Сон инженера Рейна».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector