Легкая умственная отсталость у детей
Содержание:
- Кризис 6 лет – «дошкольного детства»
- Налаживайте контакт с ребенком через игру
- С чем связан кризис 2 лет у детей
- Как долго будут длиться перемены
- Полезная информация
- Должна ли быть у ребенка свобода выбора?
- Не стоит идти на поводу у юного бунтаря
- Не стоит поддаваться гневу
- Кризис рождения
- «Четверть века» и новые вопросы»
- Кризис 2 лет у детей
- Что происходит с ребенком?
- Что делать?
- Подростки – переход во взрослую жизнь
- Когда начинается кризис и сколько длится
- Почему ребенок стал капризным?
- Кризис 3 лет: рекомендации родителям
Кризис 6 лет – «дошкольного детства»
В этот период происходит переход от игровой деятельности к учебной. Формируется становление внутренней позиции, проявляются интересы, увлечения, вкусы, черты характера. Период кризиса приходится на возраст от 6 до 7 лет.
Проявления и переживания ребенка в дошкольном кризисе:
Ребенок осознает смысл переживаний, проявление эмоций. Формируется отношение к себе, к социальному статусу семьи, своему положению в семье. Наступает промежуток между обращением к ребенку и его реакцией, он переосмысливает предложенную информацию и думает над ответом. Частые споры, высказывание своей позиции, мнения, отношения к ситуации, людям, предметам, действиям. Хитрость и непослушание, отказ от выполнения привычных действий. Демонстративное поведение, желание вести себя как взрослые
Внимание к своей внешности, требовательность в одежде
Чем могут помочь родители?
Прежде всего предоставить ребенку возможность думать и действовать самостоятельно, не забывая говорить о предполагаемых последствиях. Уважение к интересам и вкусам
Проявляйте внимание ко всему сказанному ребенком, учитесь слушать его и отвечать на вопросы, регулярно хвалите за положительные поступки. Подавайте пример собственным поведением, будьте последовательны и терпеливы
Детский развивающий центр «УмНяша» в Солнцево научит ваших детей читать и писать, подготовит к школе. Мы используем передовые методики, которые в игровой форме помогают освоить азы грамматики, математики, английского языка и многое другое.
Налаживайте контакт с ребенком через игру
Игры для детей 2 лет — это основной способ взаимодействия с окружающим миром. На вопрос: «Чем ты занимаешься?», ребенок 2-3 лет наверняка ответит: «Играю». Ребенок играет постоянно. Если у него есть игрушки, он будет играть с ними. Если игрушек нет, то он их себе придумает.
Часто родители жалуются, что у ребенка есть множество игрушек, но он в них почти никогда не играет. Чаще всего это происходит тогда, когда игрушки валяются где попало, разобранные и разломанные. Ребенок просто про них забывает.
Для того чтобы ребенок помнил о своих игрушках, они должны быть у него на виду. Для этого их лучше всего держать на открытых полках. Большие игрушки лучше расставить на полу, чтобы малыш мог без труда их достать. Игрушки среднего размера разместите прямо на полке. Тут они будут смотреться наиболее привлекательно.
Всевозможные мелкие предметы вроде маленьких машинок, фигурок от «Киндер-сюрпризов», найденных на улице красивых камешков, разложите по небольшим коробочкам. Сверху каждой коробочки поставьте по одному предмету из тех, что в ней лежат. Так ребенку будет понятно, где чей домик.
С чем связан кризис 2 лет у детей
Если опираться на концепцию возрастных стадий Памелы Левин, то в возрасте 1,5-3 лет ребёнок достигает стадии мышления. Ей предшествуют две другие:
- стадия существования (0-6 мес), которая подразумевает симбиоз с мамой, познание мира через слияние с ней как с надёжным взрослым, который дает ощущение, что мир безопасен и я могу в нем быть. На данной стадии, если все было хорошо, формируется базовое доверие к миру и чувство, что я могу быть просто так, я сам по себе ценен, только потому что я родился.
- стадия действий (6-18 мес), когда ребёнок начинает исследовать мир сам. Он начинает садиться, ползать, брать в руки предметы, отличать ощущения, ходить и изучать мир вокруг. Если стадия прошла хорошо, ребёнок закрепляет убеждение, что мир безопасен для исследований, я могу проявлять свой интерес в нем, действовать и открывать для себя новое.
На стадии мышления ребёнок учится формировать свой взгляд на вещи, понимать своё «хочу» (он уже точно знает, чего хочет в том пространстве, в котором живет, потому что успел его хорошо исследовать), формировать причинно-следственные связи. Малыш начинает играть около других детей, постепенно переходя в более длительное взаимодействие и все дальше отходя от мамы
При этом ему важно иметь ее в поле зрения, чтобы вернуться, если ему это потребуется. Ему ещё очень трудно балансировать между своими двумя противоречивыми желаниями: «хочу, чтоб ты была рядом» и «хочу попробовать сам»
Читай также: Как решать конфликты в… песочнице
Это отделение сопровождается тревогой и гневом. Ребенок пытается усвоить новое для себя ощущение, что он может быть любимым, при этом быть отдельно.
Наверное, вы замечали, что в этот период ваш сын или дочка иногда буквально виснут на вас. У нас такое было и частично есть. Когда я углубилась в эту тему, то поняла, что такое происходит, когда я бываю недостаточно доступна, ухожу в тот момент, когда сын не хочет или когда долго не понимаю какой-то потребности, а он чего-то очень сильно хочет.
В тревоге важно побыть с ребёнком эмоционально, чтобы он почувствовал, что Вы рядом, никуда не деваетесь, что он в любой момент может расчитывать на Ваше тепло, любовь и поддержку (например, я долго обнимаю Дениса или он подолгу сидит у меня на руках)
И, наоборот, вспышки гнева возникают, когда:
- я захожу в его пространство, когда он не хочет (например, Денис злится, если он играет со старшими детьми, и в какой-то момент они убегают, а я пытаюсь его отвлечь. Он может хотеть, чтобы именно тот определённый мальчик покатал его на качели, а не мама);
- когда он не хочет делать чего-то определенного, что я прошу (одеваться именно сейчас, играть или читать, а не смотреть мультик, идти на прогулку);
- когда он чего-то хочет, а это невозможно или небезопасно (залезть на стол, убегать от меня, есть конфеты, а не суп).
Этот гнев может выражаться через швыряние вещей, отбирание чужих игрушек, ответ «нет» на все мои предложения, истерику. Также Денис может ударить кота. На площадке он не бьется, но может резко кого-то схватить за руку или громко кричать на того, кто взял его вещи или не даёт свои.
Читай также: 5 табу в воспитании детей
В этом моменте важно выставлять четкие границы: ты можешь сердиться, но причинять вред себе или другим я тебе не дам
Как долго будут длиться перемены
https://youtube.com/watch?v=xT7jS_DW8Ew
Так называемый кризис двух лет может проходить вполне спокойно, так и сопровождаться существенными эмоциональными перепадами не только у ребенка, но и у родителей.
Стоит помнить, что время кризиса значительно короче, чем длительность стабильного отрезка жизни карапуза. Кризис помогает маленькому человечку полноценно развиваться, тем самым позволяет постепенно менять собственное восприятия мира.
Неправильное поведение родителей карапуза в этот достаточно непростой период может существенно усложнить ситуацию, соответственно удлинит сам кризис двух лет у детей, который может продолжаться больше 12 месяцев.
Полезная информация
В жизни крохи бывает несколько кризисов: впервые родители сталкиваются с таким явлением, когда малышу исполняется 1 год
Еще наиболее распространенным считается кризис 3 лет, поэтому родителям крайне важно знать, как помочь своему сыну или дочке пройти этот период. Многие родители также задаются вопросом о том, —как научить ребенка писать—
Творческие мамы и папы пытаются выяснить, —как научить ребенка рисовать—, и это хорошие желания, которые активно развивают детей. Если и у вас возникали эти вопросы, можете ознакомиться со статьями на данную тематику и найти в них все ответы.
Приходилось ли вашему малышу переживать кризис 2 лет? Как он или она вели себя в этот период, и что вы делали, чтобы помочь своему крохе? Поделитесь своими историями и полезными советами, а также оставляйте ваши отзывы о данной статье.
Должна ли быть у ребенка свобода выбора?
Как и любой взрослый человек, ребенок должен иметь право выбора. В период кризиса 2-3 лет формируются волевые качества малыша, и для нормального их становления, ему нужно осознавать свою самостоятельность в моменты принятия решений. Отказ в возможности выбирать может подорвать развитие уверенной и целеустремленной личности.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис 3 лет у детей
Однако полная свобода тоже не является наилучшим решением для деток в два – три года. Идеальный вариант – предоставлять крохе выбор с помощью вопросов с уловкой. Например, пусть он решит на какую площадку пойти гулять, или какую лопатку взять с собой: большую или маленькую и тому подобные повседневные мелочи.
Не стоит идти на поводу у юного бунтаря
Бывает так, что родители двухлетки могут быть чуткими, но не слишком строго соблюдают ими же установленные правила. Такому родителю кажется, что если он будет «хорошим» — заботливым, понимающим, спокойным, отзывчивым, то и жизнь с непростым карапузом станет легче. Они постоянно идут на уступки малышу, быстро сдаются под натиском детских капризов.
К сожалению, такое воспитание приводит к одному: дети растут беспомощными и зависимыми, а в результате более настырными и требовательными.
Иногда родительское терпение заканчивается, и те начинают сердиться: они исчерпали все возможности, шли на бесконечные уступки, чтобы он стал «лучше», а он не стал. И родители начинают кричать: что бы он ни делал — все вызывает раздражение. Некоторые родители замыкаются и отдаляются от ребенка, стараясь держать определенную эмоциональную дистанцию. Но результат все тот же: малыш чувствует отверженность и одиночество, еще больше укрепляясь в своих страхах и страданиях, поэтому он становится еще более «липким», капризным и назойливым.
Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на .
Не стоит поддаваться гневу
Наверное, нет ни одного человека, который бы не гневался, не возбуждался и не ругал своего ребенка. Всегда можно найти причину быть недовольным малышом, и при этом очень часто хочется, не вникая в суть ситуации, просто выпустить пар. Сбросив адреналин, мы обычно чувствуем внутреннее облегчение и даже иногда добиваемся послушания. Но это только в первые минуты. Дальше мы начинаем мучиться и переживать, что не сдержались и выплеснули свое недовольство на ребенка. Чтобы избавиться от этого неприятного ощущения, мы начинаем заискивать перед малышом, становимся в чем-то снисходительными, пока не накопится очередная чаша гнева. При этом малыш теряется, и все его внутренние ориентиры ломаются. Ему трудно предугадать, что будет в следующую минуту. Физическое наказание или крик не приносят пользы, так как снимают с «наказанного» чувство вины и препятствуют ее осознанию. Одновременно закрепляется искаженная информация о том, как нужно вести себя, если ты раздражен. Постепенно дети привыкают к таким формам поведения и воспринимают их как допустимые. Поэтому у «взрывных» родителей дети часто имеют невыдержанный характер и склонность к ругани друг с другом.
Кризис рождения
Кризис рождения, это кризис появления ребенка на свет. Для ребенка это время привыкания и узнавания. Самостоятельное дыхание, самостоятельное пищеварение, восприятие окружающей среды. Это окончание внутриутробного развития младенца, его рождение и начало жизни. Считается, что продолжительность этого периода около 3х месяцев. У родителей в это время тоже происходит адаптация к изменениям в жизни. Часто эта адаптация происходит непросто, и семье с младенцем может быть необходима помощь психолога в прохождении этого кризиса, выстраивании новых гармоничных отношений с учетом изменившихся условий. Различные эмоциональные нарушения в это время могут проявляться у молодой мамы или отца, или у обоих родителей. Зачастую только специалист может помочь вернуть в семью взаимопонимание, мир и покой.
Случай из практики.
Молодая мама. Ребенку 6 месяцев. Обратилась за консультацией по поводу своих негативных переживаний. Она страдала из-за оторванности от привычного образа жизни, постоянных недосыпаний. Любящая мать, она была полностью поглощена заботами о дочке. Рядом был любящий муж, но женщина часто чувствовала себя несчастной, испытывала злость к мужу, ребенку, себе. Она не понимала, что с ней происходит. Рождение ребенка они с мужем планировали, ждали, хотели чувствовать радость и счастье, так и было временами. Но негативные эмоции, которые проявлялись, пугали женщину, пробуждали в ней чувство вины, обиду.
Работа с психологом длилась около 3х месяцев с еженедельными встречами. Взаимодействие со специалистом помогло маме разобраться в том, что с ней происходит, откуда берутся все эти противоречивые чувства. Ей удалось рассмотреть происходящее с разных сторон, вместе с психологом определить для себя новые способы взаимодействия с ребенком. Улучшились отношения с мужем. В них стало больше тепла и взаимопонимания, женщина стала чувствовать себя любимой и любящей.
«Четверть века» и новые вопросы»
Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.
Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья .
В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.
Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.
Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.
Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.
До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.
Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.
В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.
Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.
Кризис 2 лет у детей
Еще совсем недавно ваш малыш был ласковым и послушным, спокойно играл и занимался, а сегодня он кричит, топает ногами и устраивает истерики по любому поводу. Это может сердить и расстраивать родителей, которые не понимают – что происходит с крохой. Они не могут найти способа справиться с подобными изменениями, считая, что у ребенка дурной характер. На самом деле – это кризис двух лет у ребенка. Не стоит думать, что ребенок ведет себя так специально, малыш сам может не осознавать, что с ним происходит. У него сформировались представления о себе, как об отдельной личности, и он начинает проверять границы дозволенного. Однако, все его психические процессы носят случайный, спонтанный характер, они не имеют четкого плана, возникают внезапно и так же быстро забываются. Дети не могут еще осознанно контролировать все свои эмоции, что приводит к вспышкам гнева и истерикам крохи, раздражительности и плаксивости. Однако, дети могут относительно длительно концентрироваться и интересоваться только интересными для них событиями или вещами. В связи с этим, детей при истериках и капризах легко отвлечь, и они забудут о своих капризах и скандалах. Если вовремя занять ребенка интересным делом, это может смягчить проявления кризисного поведения. Сложно сказать, сколько длится кризис 2 лет у детей и насколько выраженным он будет. У некоторых детей он проходит почти незаметно, так как родители философски относятся к поведению крохи. У других кризис может затянуться на несколько месяцев и станет настоящим испытанием нервов мамы и папы. Но в любом случае – это временное явление, и если вы правильно будете себя вести – проблема скоро будет решена. Часто проявления кризиса будут выражаться в протестном поведении – на любые ваши предложения дети будут отвечать отказом. Может стать проблемой одевание, прием новой пищи, походы на улицу или по магазинам. Малыш может наотрез отказываться купаться, идти к бабушке или ложиться спать
Когда стоит пойти на поводу, а когда проявить твердость? Тут важно – насколько безопасно такое поведение ребенка и насколько оно идет в разрез с вашими планами. Если кроха лезет в розетку или пытается стянуть со стола горячий чайник – это нужно пресечь резко и твердо
Все действия, грозящие его безопасности должны жестко пресекаться. Если поведение ребенка идет в разрез с вашими планами, вы опаздываете на работу, вам нужно идти по делам, или пришло время купаться, есть или спать – нужно тоже проявить твердость и настоять на своем. Иногда это будет нелегко, но нужно дать ребенку понять – есть вещи, которым он должен строго следовать.А вот в плане прогулки, игр или занятий можно варьировать. Позвольте ребенку свободу выбора, это поможет во многом избежать конфликтов. Иногда можно добиться своего, прибегнув к хитрости, позвать на прогулку не малыша, а его любимую игрушку, а ребенка попросить помочь собраться. Можно пойти на хитрость, превратив ситуацию, где малыш капризничает в игру. А иногда стоит просто проигнорировать капризы малыша – лишившись зрителей или видя, что его приемы не действуют, он быстро потеряет интерес к капризам. И помните, через такой период проходят все дети и родители, не раздражайтесь и не нервничайте, все пройдет.
Теги по теме:
развитиеребенок 1-3
Что происходит с ребенком?
Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.
С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.
Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…
Что делать?
Во-первых, понять, что этот этап – неизбежен. Ребенок обязательно должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, проверив, насколько далеко простираются границы дозволенного.
Во-вторых, поощрять самостоятельность. Пусть он с головы до пят обмажется яблочным пюре, но дайте ему орудовать ложкой самому
Именно сейчас ему важно понять, что он – не приложение к родителям, но личность с собственным образом мышления
В-третьих, установить границы и сформировать четкий список запретов. Запрещая, придется повторять слово «нельзя» сто миллионов раз, но обязательно говорить, почему именно вы это делаете. Основные запреты должны касаться безопасности ребенка. Все, что запрещено, остается запрещенным стабильно. Все, что разрешено, должно быть разрешено всегда.
В-четвертых, обязательно используйте возможности игры. Все проявления кризиса легче переживать через игровую деятельность. Разыгрывайте с игрушками спектакли на тему безопасности, показывайте, как последовательность действий отразится на поведении плюшевых кис и мишуток. Если не знаете, как это все делается, посещайте игровые встречи для родителей, чтобы понять, как правильно играть, слушайте лекции специалистов по игре, изучайте пособия и книги о занятиях с малышом дома.
В-пятых, развивайте речь. Не в смысле – научите своего ребенка разговаривать за неделю по новомодной технологии, а просто разговаривайте с ним. Называйте предметы, чувства, эмоции, подключите весь свой скудненький актерский талант и пользуйтесь мимикой и жестами. Лучшего момента, чем кризис первого года, для обучения на собственном опыте просто нет.
Подростки – переход во взрослую жизнь
Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний . Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.
Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).
Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.
В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.
Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.
Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.
А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.
На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.
Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.
В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.
С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.
Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости
Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.
К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.
Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.
Когда начинается кризис и сколько длится
Каждый малыш индивидуален, поэтому и наступление кризиса 2 лет может происходить в разное время. Некоторые дети активно проявляют непослушание родителям уже в 1,5 года, а некоторые – начиная с двух и старше. Продолжительность такого состояния зависит от:
- физического здоровья;
- семейной атмосферы, которая царит дома;
- общения с родителями, приобретенного за все время.
Есть дети, у которых переходный период проходит достаточно спокойно, а у некоторых не обходится без бурных проявлений эмоций. Как правило, кризы проходят достаточно быстро, особенно, если родители правильно поступают с крохой. Однако если в общении допускается множество ошибок, этот период может значительно затянуться.
Почему ребенок стал капризным?
Так называемый кризис двух лет – это не отклонение от нормы, а вполне закономерный процесс взросления малышей, когда они постепенно начинают осознавать свою индивидуальность и на этом фоне пытаются понять границы дозволенного. Их поведение кардинально меняется: капризы становятся не исключением, а привычкой; истерики могут начинаться внезапно и в самый неподходящий момент; любая родительская просьба бывает встречена негативом.
Данный период, который, к слову, может длиться до 3 лет, для большинства родителей становится настоящим кошмаром. Началом драмы может послужить все что угодно: от понравившейся в магазине игрушки до развязавшегося шнурка на ботинке.
В этом возрасте многие детки еще не умеют полно и развернуто выражать словами свои эмоции, и единственным вариантом для них отстаивать свою волю являются капризы и упрямство. Война за чужую куклу может развернуться прямо в песочнице на глазах у изумленных зрителей. Мама не купила мороженое, вот и получай очередной шквал негативных эмоций. «Нет!», «не хочу!», «не буду!» — стандартный набор слов во время кризиса 2 лет для обозначения своей позиции, с которой родителям придется считаться.
Данный этап развития нужен для совершения предстоящего большого скачка в развитии. Как только малыш наиграется в «своеволие» и поймет с подачи взрослых, что его мнение – это не пустой звук, кризис 2 лет пройдет, у ребенка наступит период спокойного и мирного познания окружающего мира.
Кризис 3 лет: рекомендации родителям
Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение
Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо
Предоставьте ребенку возможность выбора
Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»
Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.
Помогите ребенку принять себя
Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.
Обратитесь к специалистам
Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.