Коррекционная школа 8 вида. (viii вид)

Обучения детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

<<Форма демодоступа>>

Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид) — Коррекционно-развивающее занятие по лепке для учащихся II ступени школы-интерната 8 вида «Дед Мороз — Красный нос»

Публикация «Коррекционно-развивающее занятие по лепке для учащихся II ступени…»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Старогородковская специальная (коррекционная) школа-интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.» Коррекционно-развивающее занятие. Направление: Я…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект урока по чтению для 3 класса Скоу 8 вида «Лето на верёвочке» А, Барков»
Тема урока: «Лето на верёвочке». По А. Баркову. Цель урока. Познакомить с содержанием рассказа. Совершенствовать технику чтения

Корригировать речь, пополнять словарь, развивать внимание, творческое воображение и навык выразительного чтения. Воспитывать интерес к предмету…

Конспект урока математики для 2 класса Скоу 8 вида «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток»
Тема: Сложение и вычитание в пределах 20. Цели: — рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни; — закрепление знаний по нумерации чисел от 1 до 20. Планируемый результат изучения материала: умение принимать и сохранять задачу, планировать свои действия в соответствии…

Конспект урока литературного чтения в 3 классе, учащихся 8 вида «Знакомство со стихотворением Г. Ладонщикова «В октябре»
Тема: Г. Ладонщиков «В октябре». Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Г. Ладонщикова «В октябре» Задачи: Образовательные: 1. Учить читать громко, чётко, по слогам, соблюдать знаки препинания, интонацию, дочитывать слова до конца. 2. Расширять и обогащать словарный…

Домашнее обучение

Надомные занятия организуются для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Педагоги занимаются с ними дома по общей или специальной адаптированной программе. Она составляется исходя из психофизического состояния ребенка и в соответствии с его интеллектуальными возможностями.

В процессе обучения ребенок должен освоить образовательные программы начального, основного и (по желанию) среднего образования. В учебный план включаются дисциплины:

  • Русский язык;
  • Литература;
  • Математика;
  • Биология;
  • Химия;
  • Физика;
  • География;
  • История;
  • Иностранный язык;
  • Совмещенный курс окружающего мира и ОБЖ.

Продолжительность уроков регулируется в зависимости от состояния здоровья и составляет от 25 минут до 1.5-2 часов в день. В соответствии с санитарными нормами недельная нагрузка составляет:

  • Не более 8 часов в начальной школе;
  • 10 часов для учеников 5-8 классов;
  • 11 часов в 9 классе;
  • 12 часов для старшеклассников.

Дети получают учебники, пособия, пользуются школьной библиотекой. Как и другие ученики, пишут контрольные работы, проходят тестирования, сдают экзамены. Надомное обучение может проводиться дистанционно в заочной форме. Но такой способ больше подходит старшеклассникам, способным самостоятельно организовать свое рабочее время.

Дистанционно могут обучаться дети с сохранным интеллектом, не имеющие медицинских противопоказаний к использованию монитора. За получение образования и аттестата отвечает образовательное учреждение.

Кто имеет право на домашнее обучение

На надомное образование в России имеют право дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды. Существует перечень болезней, при которых их переводят на индивидуальное обучение на дому. Он утвержден приказом Минздрава № 436н от 20.06.2016 г.

В него входят соматические (телесные) заболевания, психоневрологические (шизофрения, острые психозы, тяжелые неврозы), продолжительное восстановление после хирургических вмешательств или травм, нарушения поведения. Решение о необходимости надомного образования принимает психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В своих рекомендациях она указывает степень ограничения способности ребенка к обучению.

Как перейти на надомное обучение

Узнать, как перевести ребенка на домашнее обучение можно в школе или департаменте образования. Что нужно сделать родителям:

  1. Обратиться к участковому педиатру за справкой, что ребенок нуждается в индивидуальном обучении на дому. Врач даст направление на ПМПК. На время реабилитации врач должен указать в справке период, в течение которого ребенок не сможет ходить в школу. Минимальный срок составляет один месяц, максимальный — один учебный год.
  2. Подать заявление о переходе на домашнее обучение директору школы и одновременно направить письменное уведомление об этом в районный или городской отдел образования.
  3. Обсудить с завучем индивидуальный план учебы, в который будут внесены обязательные предметы, установить количество учебных часов в неделю.

Родители первоклассника с ОВЗ должны обратиться в департамент (отдел) образования. Им дадут список школ, куда можно прикрепить ребенка. После получения необходимых справок директор школы издает соответствующий приказ. В нем указывается учебная программа и преподаватели, которые будут вести занятия. Родителям выдается журнал учета часов, освоенного материала и успеваемости ученика. В конце года по этому журналу выставляются итоговые оценки. В случае успешного освоения программы он переводится в следующий класс.

Семейное образование

Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

У семейного обучения много преимуществ:

      + дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;      + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;      + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;      + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

Минусы:

      — трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;      — при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;      — для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;      — дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;      — онлайн-школы платные.

В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам с ОВЗ предоставляется скидка. Наша платформа удобна тем, что занятия можно просматривать в записи, а учеников поддерживают персональные наставники. У нас есть примеры успешного обучения детей с ОВЗ. Так, Настя Доманина, несмотря на тяжёлую форму ДЦП, с удовольствием посещает наши занятия

Однако обратите внимание — в нашей онлайн-школе обучение проходит по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Классы для малышей, отстающих в развитии

Отставание в развитии – это не всегда патология или умственная отсталость

Некоторая задержка может быть связана с прохождением беременности или невниманием к младенцу. Маленький человек не отличается от своих сверстников: ну речь похуже или говорить стал позже

Основные проблемы начинаются в школе. Он катастрофически не справляется со школьной программой. Начинаются «двойки», возмущение педагогов и упрёки родителей. Малыш начинает чувствовать себя самым плохим. Порой, родители награждают маленького человека нелестными эпитетами: «тупица» и пр. На самом деле, малыш просто не в состоянии справится с программой, ему нужен корректирующий класс.

Психолог или педагог, разобравшиеся в ситуации могут предложить родителям перевести ученика в класс коррекции, но не все с этим согласны. Коррекционный класс – это не «класс дураков», а место, где ученику помогут освоить необходимые знания.

Преимущества такого класса:

небольшое количество учащихся, что позволяет учителю уделить внимание каждому;
профессиональная подготовка педагогов;
возможность улучшить свои познавательные способности;
возможность получить среднее образование в доступной форме;
переход в обычный класс через 2-3 года работы в коррекционном.

Последнее показывает, что класс коррекции предназначен для здоровых учеников, которым что-то помешало сформировать вовремя свои способности. Впрочем, ученик может закончить своё обучение и в корректирующем классе, что не уменьшит его прав на поступление в вуз.

Получить достойное образование имеет право любой ученик, вне зависимости от особенностей его развития. Для каждой группы особенностей есть свои школы или классы.

ПМПК: наберитесь терпения

ПМПК – особая и болезненная тема для родителей, которым хоть раз пришлось пройти эту экзекуцию вместе со своим чадом. Знайте, что люди, сидящие в психолого-медико-педагогической комиссии, совершенно не заинтересованы в развитии вашего ребенка и его дальнейшей благополучной судьбе

Будьте готовы к тому, что они будут внимательно изучать медицинские справки, выписки от психиатра и другие документы, но… ни разу не посмотрят на самого ребенка! Когда же вы попытаетесь обратить их внимание, на того, ради кого, собственно, и собралась комиссия, они ответят: «А чего нам не нее (на него) смотреть? В справках все написано!» Вы можете возмутиться: «Но как же так, у ребенка очевидный прогресс в развитии: раньше он не умел держать карандаш в руках, а теперь держит и даже пишет. Раньше чтение было побуквенным, а теперь читает бегло!» Ответ однозначен: «С вашим диагнозом в нормальные школы не берут»

Главное для вас сохранять на этой церемонии бронебойное спокойствие, каких бы усилий вам это ни стоило. Из посещения ПМПК вы можете извлечь единственную пользу: там знают, в какой именно коррекционной школе вашего округа обучаются детки более-менее равные по уровню развития и способностей вашему чаду. Вежливо попросите членов ПМПК дать вам номера подходящих вам коррекционных школ – тут они окажут вам реальную помощь. То есть, если у вашего ребенка отсутствует разговорная речь, он изъясняется только звуками, то ему будет сложно в окружении детей, которые бегло говорят и изъясняются, пусть даже простыми фразами. И наоборот, если ваш наследник владеет живой разговорной речью, то его категорически нельзя отдавать в один класс с не говорящими детьми. Иначе проблемы с речью начнутся и у вашего!

Кстати, это еще одна из проблем коррекционных школ: умственно отсталые дети часто склонны к подражательству. Какой пример они видят перед собой – такому и следуют. Видят хорошее – повторяют хорошее. Слышат, что одноклассник заикается – начинают копировать его заикание. Какой выход? Интегрировать «особых детей» в среду детей здоровых, интеллектуально развитых. Когда у них перед глазами будет достойный для подражания пример, они будут учиться хорошему, правильному и развиваться быстрее. На этом пути уже стоит отечественная система образования.

Особенности обучения в специальных ОУ

По каждому предмету создается специальное тематическое планирование. Вспомогательная школа работает по программам коррекции и развития речи (5-го вида):

  • в 1-2-м классе проходят уроки правильного произношения;
  • в классах от 7 до 12 человек;
  • в первой половине дня проводятся уроки, вторая часть посвящается психологическим и логопедическим занятиям;
  • нет уроков иностранного языка, так как особым детям трудно одновременно осваивать программы по двум языкам;
  • проводится интегрированный курс «Окружающий мир и развитие речи»;
  • обучение осуществляется на индивидуальном подходе к каждому ребенку.

В рамках общеобразовательной школы часто создают специальные коррекционные классы, в которых учатся ребята, имеющие нормальное интеллектуальное развитие, но проблемы с речью. После успешного прохождения программы начальной школы такими малышами их отправляют в обычные классы.

Не принимают в школу? Идите в суд

Разумеется, амбиции родителей «особых детей» не должны доходить до абсурда: то есть, нет смысла отдавать ребенка с диагнозом ДЦП, прикованного к инвалидному креслу, в секцию вольной борьбы. Зато есть, например, спортивные секции для тех, кто занимается бальными танцами, находясь в инвалидном кресле. И все же будьте разумны в своих желаниях: взвешивайте реальные физические и умственные способности и возможности вашего ребенка.

Бывают очень сложные дети: психически неуравновешенные, крикливые, гиперактивные, говоря языком учителей – «неуправляемые»

Они срывают урок всему классу, полностью берут внимание учителя на себя, не позволяя заниматься остальными учениками. Это происходит не от того, что ребенок плохо воспитан: он ведет себя в соответствие со своим диагнозом

Однако его диагноз совершенно не означает, что ребенок необучаем! Он может учиться, усваивать информацию, у него сохранный интеллект, есть лишь поведенческие отклонения. Почему тогда от его поведения должны страдать остальные дети в классе, тоже, заметим, не самые простые в обучении? Они страдать не должны. Поэтому особенно сложных детей дирекция школы обязана перевести на надомное обучение: выделить педагога, который будет приходить к ученику домой и давать уроки. Но вообще не зачислить ребенка в школу не имеют права – следуя все тому же закону Конституции РФ и Закону об образовании: каждый человек имеет право на обучение, независимо от диагноза. Исключение составляют лишь те случаи, когда вынесен медицинский приговор: «ребенок необучаем». Если же такой приговор вашему чаду не вынесен, а его не принимают даже коррекционную в школу – идите в суд. Но прежде, опять же, попросите директора школы написать письменный отказ. И вот увидите: место в классе тут же найдется и возможность для надомного обучения вашего непростого ребенка – тоже!

Помните: право родителей выбирать школу и форму получения образования для своего ребенка установлено законодательством и гарантировано государством.

Наполняемость классов при обучении ученика с ОВЗ

Если в вашем классе появляется ученик с ОВЗ, нужно учитывать, что количество детей в классе при этом законодательно ограничивается. Наполняемость предусмотрена санитарными нормами. Ими же предусмотрено, может ли ребенок, учитывая рекомендованный ему вариант программы, учиться в условиях инклюзии.

Наполняемость классов важно соблюдать, чтобы учитель мог максимально учесть потребности всех детей. Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20

Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать пяти человек. Это означает, что школа, принимая ребёнка на очное обучение, не может оформить его в класс с 30 учениками. Нужно открывать малочисленный класс, в который могут прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения.

Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20. Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать пяти человек. Это означает, что школа, принимая ребёнка на очное обучение, не может оформить его в класс с 30 учениками. Нужно открывать малочисленный класс, в который могут прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения.

Сейчас из-за отсутствия таких малочисленных классов детей с ОВЗ иногда зачисляют в обычный общеобразовательный класс и отправляют на обучение на дому. Недавно мы в РООИ «Перспектива» проводили опрос среди родителей о том, по какой причине их дети обучаются на дому. Только 27,7 процентов родителей указали, что реальным основанием для перехода на надомное обучение стало наличие тяжёлого или длительного заболевания ребёнка, которое препятствует посещению школы.

Более половины родителей отметили, что причиной стала неспособность школы обеспечить специальные условия для очного обучения ребёнка. Опасность надомного обучения в том, что у ребёнка остается меньше возможностей для получения социального опыта, есть проблемы с качеством такого обучения, а родители, как правило, вынуждены помогать ребенку с многими учебными задачами

Родителям и учителям важно помнить, что никакие причины, кроме объективных медицинских факторов и желания родителей, не могут стать поводом для перевода ученика на обучение на дому. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников

А именно это и происходит, если школа вместо создания специальных условий рекомендует родителям обучать ребенка на дому.

Общение в семье

Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.

Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка

Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.

Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид) — Эссе воспитателя школы 8 вида

Публикация «Эссе воспитателя школы 8…»
Эссе на тему: «Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат» (Сенека (младший. Данную тему я выбрала потому, что считаю её очень актуальной и очень значимой для человека для его личного и профессионального роста. Прежде чем приступить к написанию этой работы, я прочитала…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Анализ работы МО воспитателей Землянской школы-интерната VIII вида за 2015–2016 учебный год.
Анализ работы МО воспитателей Землянской школы-интерната VIII вида за 2015-2016 учебный год. В методическое объединение воспитателей школы – интерната на начало учебного года входило 11 воспитателей. Каждый из воспитателей взял для себя определенную тему по самообразованию в…

Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»
(конспект открытого урока по русскому языку в форме дидактической игры по теме «Имя числительное» в 9 классе коррекционной школы VIII вид Работу выполнила учитель русского языка ГБС (К) ОУ школы интерната VIII вида ст.Полтавской Краснодарского края Матвиенко Елена Викторовна…

Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Склонение имён существительных в единственном числе»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Краснодарского края специальная (коррекционная) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ станицы Полтавской 18 ноября письмо и развитие речи 6 б класс Учитель русского языка Матвиенко Е.В. Цель урока: создать условия для полного осознания детьми…

Плюсы и минусы коррекционных школ

Начнем с плюсов коррекционных школ. Там в каждом классе от 7 до 14 учеников. Наполняемость класса более 14 детей считается нарушением: такой класс обязаны поделить пополам и выделить еще одну ставку для нового педагога. Очевидно: чем меньше детей, тем больше внимания каждому. С учениками работают не обычные учителя, а педагоги-дефектологи, которых специально обучают в ВУЗах работать детьми, имеющими непростые медицинские диагнозы. Такие преподаватели знают, как найти ключик к самому сложному ребенку

В коррекционных школах особое внимание уделяется развитию речи. С детьми занимаются логопеды, причем с особо сложными детьми – индивидуально

Психологи работают с учениками и при необходимости дают консультации родителям. Для коррекционных школ разработаны специальные учебники. Там щадящая программа, не такие сложные задачи и упражнения, так как «особые дети» быстро утомляются, имеют проблемы с концентрацией внимания. Учитывая то, что «особые дети» усваивают информацию медленнее своих обычных сверстников, темпы подачи нового материала в коррекционной школе замедлены. Словом, такая школа позволяет ребенку постепенно, микроскопическими шагами продвигаться к освоению новых вершин – знаний, которые даются ученику так непросто. И тут коррекционная школа идет в ногу с развитием ученика.

Одна из главных проблем коррекционных школ заключается в том, что в них объединяют детей невероятно разных. Несхожи медицинские диагнозы, психологические и психиатрические проблемы… Можно ли подобрать для всех универсальную программу? Часто в «особых детях» сочетается явное отставание в одной области с одаренностью в другой. Один не в ладу с математикой, зато рисует как художник. Другой криво пишет, зато обладает очевидной способностью к иностранным языкам. А они-то как раз программой коррекционных школ и не предусмотрены! Потому что большинство учащихся коррекционных школ с трудом говорят по-русски. Какой уж там английский!

В коррекционные школы нередко «сплавляют» неугодных – ребятишек из социально неблагополучных семей. Потому что дети алкоголиков и наркоманов поначалу действительно слегка отстают в развитии – ведь горе-родители совершенно не уделяют им внимания. А потом, когда с учениками начинают усиленно заниматься профессионалы, ученики быстро наверстывают упущенное в раннем детстве и выравниваются со здоровыми сверстниками: ведь у них нет сложных генетических или психиатрических диагнозов, отягощающих обучение. И что этим здоровым детям делать дальше в одном классе с больными синдромом Дауна? Однако, если ПМПК видит, что ребенок хотя бы чуть-чуть выбивается за рамки трафарета – его тут же отправляют в коррекционную школу.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.

Амбиции родителей или здравый смысл?

Итак, обычная средняя школа не зачисляет вашего ребенка и направляет на ПМПК – психолого-медико-педагогическую комиссию, которая должна решить его дальнейшую судьбу – в коррекционной школе какого вида ему обучаться. Существуют коррекционные школы VII вида – для детей с ослабленным слухом и имеющих отставание в речевом развитии. Бывают коррекционные школы VIII вида, где обучаются дети с легкой и глубокой умственной отсталостью. В свою очередь в школах VIII вида классы могут быть разделены – для более и менее способных деток. Последних называют детьми «со сложной структурой дефекта» и объединяют их в классы, где по сути за 9 лет учебы учителя должны их научить только читать, писать и считать – не более.

И даже если в глубине души вы понимаете, что обычной школе вашему чаду не учиться, первая реакция родителей на отказ и направление обучаться в коррекционной школе – это гнев, возмущение и злоба, смешанная с обидой. В этот момент родительские амбиции часто возвышаются над здравым смыслом. Мы-то нормальные! – рассуждают мать и отец – почему наш ребенок должен учиться в школе для УО – так дети дразнят умственно отсталых. Но когда проходит первый гнев, затихают обида и боль, приходит трезвое понимание ситуации. Да, мой ребенок не в силах учиться в обычной общеобразовательной школе, потому что не справится с программой в силу своих индивидуальных особенностей развития: он быстро утомляется, часто простывает, и у него имеется непростой медицинский диагноз. Ведь если коррекционные школы создает и содержит государство, тратя на эти учебные заведения огромные средства, значит, они все-таки нужны?

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе.

Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители.

Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Список школ, подходящих для детей с ЗПР

Город Название Координатор по инклюзии Адрес Контактный телефон

Москва

Средняя образовательная «Школа здоровья» №50 Самокиш Татьяна Хасановна Кропоткинский переулок, д.10 (499) 246-43-13
Средняя образовательная школа № 59 им. Н.В. Гоголя Борисевич Надежда Анатольевна Староконюшенный пер., д. 18 (499) 241-56-62
Центр образования № 2030 Колодяжная Нина Афанасьевна 2-ая Звенигородская ул., д. 8 (499) 795-19-20
Средняя образовательная школа №1060 Алхазова Анна Андреевна Стремянный переулок, д. 33/35 (499) 236-52-14
Средняя образовательная школа №661 Потапова Таисия Николаевна Ул. Покровка, д. 10 (495) 624-98-27

Новосибирск

Коррекционная школа-интернат №12 _ Искитим, Центральный микрорайон, 17а +7 (38343) 2‒49‒05
Специальная (коррекционная) школа-интернат №116 _ Новосибирск, Александра Невского, 40 +7 (383) 271‒35‒22
+7 (383) 271‒35‒55
+7 (383) 271‒35‒53
Специальная (коррекционная) школа-интернат №37 _ Прибрежная, 2 +7 (383) 209‒39‒51
Ростов-на-Дону Коррекционная школа-интернат №41 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья _ Днепровский переулок, 119 +7 (863) 223‒42‒55
Ростовская специальная школа-интернат №42 _ Леваневского, 34 +7 (863) 252‒97‒56
+7 (863) 254‒89‒33
Санкт-Петербург Школа-интернат №28 _ Герасимовская, 5 — 1-4 этаж +7 (812) 417‒53‒18
+7 (812) 543‒50‒26
Школа-интернат №9 _ Старцева, 7 +7 (812) 417‒64‒71
Омск Адаптивная школа-детский сад №76 _ 50 лет ВЛКСМ, 4г +7 (3812) 55‒33‒15
Адаптивная школа-интернат №7 _ Амурская 18-я, 1 +7 (3812) 61‒12‒07
+7 (3812) 61‒30‒81

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector