Воспитываем ребенка настоящим лидером
Содержание:
- Какой он, лидер?
- Признаки ребенка-лидера
- Лидерство раньше и сейчас
- Умение воспринимать критику
- Как воспитать из ребенка настоящего лидера?
- Физическая активность
- Be careful
- Основы психологии
- Повышенная самооценка
- Как вырастить лидера и уверенного ребенка
- Научите ребенка воспринимать критику
- Зачем вам ребенок-лидер?
- Азы воспитания лидера
- Как воспитать лидера?
Какой он, лидер?
Ребенка-лидера легко распознать в стайке сверстников уже в трехлетнем возрасте. Отчего-то к нему липнут другие дети. Он чаще завоевывает права на самую популярную игрушку. Лидер в большинстве случаев активен и жизнерадостен. Он заводила в подвижных играх, чаще всего предлагает новую игру и берет себе в ней самую почетную роль.
Воспитатели находят его обаятельным и чаще всего дают ему почетные задания — помочь накрыть стол к обеду, стереть мел с доски. Лидер всегда на виду, сверкает ослепительной улыбкой и, похоже, с каждым днем все сильнее осознает чары своей популярности. Чаще всего дети-лидеры хорошо манипулируют окружающими — как сверстниками, так и взрослыми. Вырастая, они становятся диктаторами моды в своем окружении: они выбирают, во что сегодня нужно играть, кого принимать в игру, а с кем не стоит водиться, они умеют привлекать других детей к выполнению своих целей. Энергию детей-лидеров следует тактично направлять в созидательное русло, нужно помогать им совершенствовать свои лучшие качества и работать над тем, чтобы искоренить скверные наклонности, ведь именно лидеры чаще всего превращаются в предводителей юношеских банд или хулиганствующих группировок. Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером — это взять на себя ответственность не только за себя, но и за ведомых.
Признаки ребенка-лидера
Человек не станет успешным, если в нем нет лидерских задатков, если он не может вести за собой других. В тоже время некоторые родители считают, что если в их ребенке данные задатки есть, то ничего делать больше не нужно.
На самом деле ребенок может просто перерасти этот период и забыть о нем. По этой причине родители должны помогать развивать, а в случае наличия – поддерживать и направлять эти задатки в нужное русло, чтобы в будущем ребенок смог ими самостоятельно пользоваться и идти лидером по жизни, расширяя шаг за шагом свои возможности.
Родители достаточно часто стараются потакать своему ребенку во всем, соглашаться с ним практически всегда, дабы сделать из него лидера. Такое поведение со стопроцентной уверенностью можно назвать неправильным.
Такая вседозволенность не является истинным лидерством, в конечном итоге, ребенок становится несамостоятельным и неуправляемым. Давайте разберемся с тем, как распознать лидерские признаки в ребенке:
- Лидер не будет добиваться своих целей истериками и попытками всем указывать. В раннем возрасте ребенок-лидер без проблем заинтересует окружающих детей, придумает для всех какую-нибудь интересную игру, как положено, объяснит всем правила.
- Такие дети не избегают конфликтных ситуаций и всегда ответственны за свои поступки. Они не пытаются выделиться среди других каким-то необычным способом, на самом деле таких детей видно невооруженным взглядом, они, даже не осознавая этого, выделяются из общей массы.
- Родители должны также понимать, что настоящий лидер должен доминировать во всем и везде. Не стоит путать понятие настоящего лидера с личностными чертами ребенка. Если ваш малыш дома ведет себя как командир, а в обществе, в том числе и в садике, предпочитает оставаться тихоней, это всего лишь его смекалка, и он понимает, что командовать он может только дома.
- Обычно лидерские признаки в ребенке проявляются с самого раннего детства, и заметить их можно уже к трем годам. Детки-лидеры умеют и любят планировать на будущее, просчитывая сразу несколько вариантов исхода событий.
- Малыш-лидер не будет ждать, пока родители что-то дадут ему в руки поиграть или предложат чем-то заняться. Ему это не нужно, потому, как с этим делом он без проблем справляется самостоятельно, придумывая самые различные занятия и игры для себя.
- Если в ребенке присутствует такая черта как хитрость, это не плохо, но ребенок-лидер сможет разрешить конфликт путем мирных переговоров и сделает все возможное, чтобы все стороны спора или конфликта остались довольными. Это признак будущего дипломата и настоящего лидера.
- Дети с лидерскими способностями являются людьми любознательными и любят за всем наблюдать, анализировать и выбирать нужную для себя информацию.
- Ребенок-лидер уверен в своих решениях, не подвергает их сомнению и тем самым убеждает окружающих в том, что его мнение было полностью правильным и к нему стоит прислушиваться.
Не у всех детей качества лидера проявляются с раннего детства, и не стоит родителям томиться в ожидании, когда они все же проявятся, потому как этого может и не наступить. Поэтому родители должны самостоятельно прививать и развивать в ребенке лидерские качества.
Здесь сразу же хотелось бы отметить, лидер – это не тиран, который идет по головам, невзирая ни на что для достижения своей цели, это человек, который сможет добиться в жизни всего сам, причем человеческими путями, без насилия и агрессии.
Лидерство раньше и сейчас
За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.
Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.
Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах — это поможет им стать настоящими лидерами.
Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.
Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.
Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.
Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества — одно из его здоровых проявлений.
Умение воспринимать критику
Во взрослой жизни практически каждое действие или каждое решение может быть подвержено критике со стороны других людей.
Умение воспринимать критику и не опускать руки – качества настоящего лидера.
Дети тоже сталкиваются с критикой со стороны сверстников, учителей, тренеров, других взрослых людей.
И так как дети более чувствительны по сравнению с взрослыми, даже безобидная критика может вызвать слезы, надолго испортить настроение или выбить из колеи
Поэтому родителям важно объяснить ребенку, что тот, кто критикует, хочет помочь ребенку избежать дальнейших ошибок, и что критике подвержен любой человек
Ребенок должен помнить следующие правила.
Необходимо:
Прислушиваться к замечаниям, которые делает человек, разбирающийся в том, о чем говорит. Это позволит ребенку совершенствоваться в данной области и добиться успехов.
Прислушиваться к критике родных и близких. Эти люди любят его и стараются все сделать ему во благо.
Выслушивая критику, он должен стараться понять, кто и зачем делает ему эти замечания
Если замечание заслуженное, то стоит обратить на критику внимание. А когда критика вызвана завистью и злобой, можно от нее отмахнуться.
Также ему необходимо объяснить, как нужно правильно реагировать на критику:
- Стараться сдерживать свои эмоции, не плакать и не злиться.
- Необходимо проанализировать все сказанное. Если ребенок не согласен, то ему необходимо поинтересоваться у оппонента, почему он так считает, и объяснить свою точку зрения.
- Заслуженные замечания необходимо принимать, так как они позволят ему стать лучше.
Как воспитать из ребенка настоящего лидера?
Уже с самых первых дней рождения родителям нужно помогать малышу в становлении характера. Для этого можно использовать специальные методики и общение.
1. Уважайте мнение ребёнка, не перебивайте его и учитывайте интересы малыша. После прочтения сказки или просмотра мультфильма позвольте ребёнку высказать своё мнение и сделать выводы. С детьми по-старше можно более детально анализировать поведение сказочных героев, попробуйте завязать спор о правильности их поступков, чтобы малыш учился отстаивать свое мнение.2. Развивайте красноречие, этот навык пригодиться не только лидерам. Хвалите ребёнка после выступление на сцене или участии в конкурсах. В раннем возрасте это могут быть выступления со стишком или песней в кругу семьи. Чтобы кроха не рос стеснительным и был готов к «большой» аудитории.
Поиграйте с ребенком в такую игру — отберите несколько снимков с изображение домочадцев или его друзей. Поместите их в отдельную коробку и предложите достать одну фотографию. Задача ребенка описать внешность, характер, хобби и положительные качества человека от первого лица.
«Привет, меня зовут Виктория. Мне 15 лет. Я люблю играть на скрипке и проводить время с семьей». На первых порах можно играть всей семьей, необходимо давать более подробные описания, используя грамотную речь, с красивыми речевыми оборотами.
Это нужно для того, чтобы сформировать у ребенка богатый словарный запас, научить правильно формировать и высказывать мысли, внимательно относиться к окружающим. Описывая других людей от первого лица он неосознанно будет брать пример с них, а в будущем не будет испытывать смущения выступая на публике. Часто, во взрослом возрасте люди не могут преодолеть волнение на собеседование, путаясь в мыслях и заикаясь.
Вторая игра также связана с описанием, но уже речь будет идти о предметах. Предложите ребенку поиграть в галерею. Где малыш будет в роли гида, а в «музей» к нему пожалуют куклы. Описывая каждое произведение искусства, карапуз будут стараться правильно подбирать словосочетания, и умело описывать все стороны предмета. Во взрослой жизни это поможет ему без труда презентовать собственный проект.
3. Хобби. Увлечения всегда расширяют кругозор. Занятия спортом или другими видами деятельности воспитывают в ребёнке дисциплину, порядок и сосредоточенность.4. Давайте своим детям мелкие поручения, где бы им пришлось вступать в контакт с другими людьми, чтобы они учились быть вежливыми, поддерживать разговор, при необходимости не бояться задать волнующий вопрос.
Уже с раннего детства у ребёнка формируются личностные качества и уверенность в себе, лишь при поддержке родителей он станет успешным.5. Умение проигрывать. Многие дети сильно расстраиваются при первых поражениях, это сильно подрывает их веру в себя. Если бутуз долго строил замок из песка, но тут подул ветер и она разрушилась, успокойте плаксу и предложите построить его еще раз, но на этот раз более прочную постройку.
Учите детей тому, что не всегда задуманное получается с первого раза, для этого нужно постоянно работать над собой и тогда ждет успех. Хвалите деток, когда они усердно чем-то занимаются. Головоломки вроде паззлов и конструктора формируют у детей выдержанность и усидчивость.
Чаще играйте в парные интеллектуальные игры: лото, шашки, шахматы. Элемент соревнования научит детей не сдаваться после проигрыша.6. Расширьте круг интересов малыша. Поощряйте активность в ребенке, чем больше он будет общаться и узнавать что-то новое, тем легче ему будет заводить новые знакомства.
Интересная личность всегда будет интересна для окружающих. Детские утренники и праздники, дни рождения, походы в зоопарк и парки аттракционов, походы семьей на пикники — всё это способствует развитию коммуникативных навыков и развитию ребёнка.
Уделяйте больше времени наблюдению за природными явлениями и животными, приобщайте детей к помощи в выращивании растений и цветов. Все эти действия формируют у чада активную жизненную позицию.
7. Научите свое чадо ставить цели и добиваться их. Начните с малого. Например, «хочу стать программистом». Это хорошая цель и вполне достижимая, если правильно действовать: хорошо учиться по математике и английскому, ходить на занятия к репетитору и факультативы.
Когда ребёнок начнет четко выстраивать свой распорядок дня ради достижения цели, его усилия начнут приносить ощутимые результаты в виде новых знаний по информатике и высоким отметкам в школе.
Физическая активность
Фитнес, плавание, танцы, гимнастика, единоборства что угодно — но обязательно и умеренно. И взрослым, и детям. Я сейчас говорю не о профессиональном спорте совсем.
Там ребенка больше «дрессируют», чем просто воспитывают, в рамках жесткой конкуренции, режимности, боли и обостренного эго — это уже совсем другая история о других детях и родителях.
«Человечный» спорт, какой бы вы ни выбрали, развивает в ребенке массу полезных качеств:
- настойчивость;
- выносливость;
- воля;
- концентрация;
- умение проходит все этапы от, например, «учим одно движение неделю» до «танцуем в удовольствие»;
- возможность принимать победы и поражения как одинаково важный жизненный опыт и не опускать руки;
- самодисциплина и терпение;
- командность;
- умение чувствовать свое тело, понимать его потребности.
Кроме того, доказано, что занятия спортом положительно влияют на умственные способности человека, укрепляют иммунитет, позволяют сбросить ненужное напряжение.
Именно поэтому гиперактивных детей привлекают к спорту. Они учаться вкладывать и реализовать энергию.
Еще один важный навык, который приобретают дети в «человечном» спорте — адекватные отношения с собственным эго. Они получают умение не делать трагедии из поражения, но и не делать из победы самоцель, на пути к которой можно себя закопать.
Be careful
Какой бы идеальной и талантливой не казалась дама, существуют некоторые проблемы, которые могут мешать работе и продвижению. Очень часто такие ситуации связаны с сотрудниками противоположного пола. Сейчас мы рассмотрим три самые распространенные проблемы, которые могут создаваться мужчинами по отношению к женщине-лидеру и как с это можно решить:
- Мужчины-лидеры. Увы, чаще всего на руководствующие места ставят мужчин. Чтобы все же выбиться в первые ряды, вам нужно не только трудиться, но и предоставлять новые успешные идеи чаще самого лидера. Таким образом, вас станут выделять из работников и поймут, что такая активная и деловая леди будет настоящим прогрессом в коллективе. Также регулярно подавайте свою кандидатуру на высшую должность во время выборов.
- Игнорирование на совещаниях. Очень часто мужчины игнорируют слова сотрудниц или даже не слушают их. В таком случае вам требуется быть настойчивее и активнее. Попытайтесь донести свою мысль, покажите, что если примут ваше предложение, то все будет только лучше. Также постарайтесь получить авторитет среди мужчин во время своей деятельности. Это также позволит вам спокойно выкладывать свои идеи на совещаниях, ведь с вами будут считаться.
- Менсплейнинг. Вот это уже довольно распространенная и неприятная вещь. Если говорить кратко, то менсплейнинг – это неуважительное, снисходительное отношение мужчины к женщине в определенной сфере; попытки объяснения с вами упрощенными фразами и понятиями, делая скидку на ваш пол. В данной ситуации вы должны как можно быстрее доказать собеседникам, что вы ас в данной специализации.
Обратите внимание
Читайте и развивайтесь, учитесь, не упрощайте свою речь и общайтесь с мужчинами на профессиональном уровне. Так они быстрее поймут, что вы умны в данной сфере, и что с вами нужно разговаривать на равных.
Основы психологии
Специалисты-психологи уверяют, что самое главное для воспитания лидерских качеств в ребенке – это родительская любовь к нему
Это самое первое и наиболее важно условие
Еще один момент, которому также стоит уделить внимание – это количество «нельзя» в повседневной жизни малыша. Ведь если запреты будут постоянно сыпаться на кроху, в особенности если они практически безосновательны по большей части, а не реальны, то это найдет свое отражение на детском характере
Но и попустительство в воспитании будущего лидерства также недопустимо, то есть, если ребенок что-то начинает делать не так, ему надо об этом сообщить, выбирая при этом выражения
Важно чтобы он понял, что, несмотря на его ошибку, ничего страшного не произошло, все можно исправить. А вот фразы вроде «ты плохой» или «ты ничего не можешь» явно не приведут ни к чему хорошему
Во всех начинаниях ребенка непременно нужно подбадривать, ведь это в свою очередь будет способствовать воспитанию в нем уверенности в себе. Даже маленькие успехи крохи должны отмечаться родителями как достижения, так как в родителях малыши изначально видят своих первых друзей, а также критиков. Если же какое-то действие сразу не получается, нужно подсказать малышу и объяснить, что оно обязательно получится, только позднее, главное пробовать.
Еще один момент: чтобы воспитать лидера в ребенке, от него ни в коем случае не стоит скрывать реальных жизненных трудностей. Ведь люди ежедневно сталкиваются с необходимостью преодоления всевозможных несовершенств и трудностей. Поэтому и малыша нужно научить преодолевать трудности и смело к ним идти. А для этого ему придется давать возможность самостоятельного преодоления преград, иногда даже с небольшим риском. Ведь только на своем опыте ребенок сможет понять, что далеко не всегда все проходит так, как это было задумано.
Воспитать лидера в ребенке можно только при поддержании в нем стремления к самореализации, поэтому пусть он посещает интересные кружки и секции, выступает на публике. Нередко чудеса творит здоровое соперничество. Но если ребенок уверен в поддержке со стороны родителей, в нем резко возрастает уверенность в себе.
При этом родители должны помнить, что лидером не может стать тот, кто берет свое грубой силой и нахрапом. Ведь лидер – это человек коммуникабельный и целеустремленный, который охотно и уверенно ведет за собой остальных.
Повышенная самооценка
Лидер не может управлять другими людьми, если не будет верить в себя и собственные силы
Поэтому крайне важно сформировать у ребенка правильную самооценку
Если у ребенка низкая самооценка, то он считает себя плохим, становится нерешительным, обидчивым, тревожным и неуверенным в себе, недоверчивым и настроенным на неудачи. Естественно, такой настрой ни к чему хорошему не приведет.
Для того чтобы повысить самооценку, малыша необходимо хвалить:
- За любые мелочи: за хорошие оценки, за то, что собрал свои игрушки, за рисунки и т. п.
- В качестве аванса, чтобы придать ребенку уверенности в своих силах, произносить такие фразы, как: «У тебя все получится!», «Мы в тебя верим!» и т. п.
При этом есть такие ситуации, когда хвалить ребенка не стоит:
- Ребенок добился успеха не самостоятельно.
- Не хвалить за наличие внешних данных, каких-то игрушек и т. д.
- Не хвалить из жалости.
- Не хвалить для того, чтобы вызвать положительное отношение к себе.
Таким образом, вырастить из ребенка лидера, с одной стороны, не так уж сложно, но с другой стороны, для этого потребуется уделить воспитанию достаточно много времени и внимания. И не стоит забывать о том, что главным обучающим фактором для ребенка является пример собственных родителей.
Как вырастить лидера и уверенного ребенка
Для того, чтобы выработать лидерские качества у ребенка с детства, родителям нужно помочь крохе. Без вашей поддержки и правильного воспитания, наверняка ребёнок не захочет стремиться стать лидером.
Естественно, каждый малыш рождается с определённым темпераментом, но даже самый бойкий карапуз от рождения может вырасти в человека, который не приспособлен к жизни
Поэтому очень важно заниматься воспитанием ребенка лидера в нужном направлении, особенно если вы заметили, что у карапуза присутствуют соответствующие задатки
Развиваем лидерские качества у ребёнка
Учите ребёнка высказывать свою точку зрения, относитесь уважительно к его мнению. Всегда интересуйтесь жизнью своего крохи, спрашивайте о том, как у него дела, как прошёл день. Прочитав сказку, поинтересуйтесь его мнением о героях и сюжете
Помимо наличия своего мнения, его также важно отстаивать. С ребёнком постарше можно даже попробовать поспорить. Развивайте ораторское искусство
Развивайте ораторское искусство
В этом могут помочь различные домашние кукольные театры для близких людей. Учите ребёнка преодолевать стеснение. Попробуйте поиграть в игру. Возьмите фотографии знакомых людей и положите их в коробку. Вытаскивайте одну фотографию и описывайте людей: их внешность, характер, род занятий. Рассказывайте от первого лица. Затем предложите тоже самое сделать и ребёнку, только с другой фотографией. Такая игра поможет пополнить словарный запас малыша, научит высказывать своё мнение, рассказывать о достоинствах людей. Также она может помочь и в будущем ребёнка: рассказывая от первого лица, малыш «примеряет» на себе эти качества, что в дальнейшем ему поможет побороть стеснения, например, во время собеседования, где нужно правильно рассказать о себе и своих достоинствах. Ещё одна игра для развития ораторского искусства заключается в том, чтобы описывать предметы. Устройте домашнюю выставку, где ребёнок будет в роли экскурсовода, а игрушки — посетителями. Предложите крохе рассказать о каждом предмете, пытаясь найти какие-либо достоинства.
- Увлечения и хобби помогают в развитии личности. Например, занимаясь спортом, у малыша развивается дисциплинированность, целеустремлённость
- Учите малыша достойно принимать поражения и неудачи. Если ребёнок собирает пирамидку, и она падает, он может расстроиться и заплакать. Предложите крохе собрать ее ещё раз, объясните, что сразу что-то может не получиться, нужно немного потренироваться и результат с каждым разом будет все лучше и лучше. Обязательно поощряйте и хвалите ребёнка, если он старается что-то сделать. Предлагайте малышу соревновательные игры. В случае проигрыша, убеждайте, что это не так страшно. Главное, не сдаваться, а пробовать ещё раз.
- Сделайте досуг ребёнка разнообразным. Малышу будет легче даваться общение в социуме, если с ранних лет он будет видеть больше людей, наблюдать за ними. Различные детские мероприятия, театры, прогулки, дни рождения, торговые центры — это все помогает малышу приобретать новые навыки для общения с людьми.
Учите ребёнка нести ответственность за свои слова и поступки. Человек, который часто врет никогда не сможет стать лидером, так как окружающие люди просто перестанут его уважать. Иногда дети могут обмануть взрослых по пустякам. Например, малыш разбил случайно кружку, но маме сказал, что это сделала кошка. Такая маленькая ложь в дальнейшем спровоцирует и большую. Не оставляйте любое враньё без внимания. Ребёнок лидер должен нести ответственность за свои слова и поступки, а также понимать последствия.
Учите малыша слушать и слышать других
Настоящий лидер уважительно относится к другим людям и их мнениям Никто не пойдёт за человеком, который унижает, постоянно кричит и не обращает внимание на чьё-либо мнение. Учите малыша приветствовать знакомых и незнакомых людей Если ребёнок только идёт в детский сад, скажите ему, что нужно улыбнуться и со всеми поздороваться. С позитивными людьми хочется общаться, верить им
С позитивными людьми хочется общаться, верить им
Ещё одно важное лидерское качество — это умение принимать критику в свой адрес, не обижаясь, а делать правильные выводы
Учите малыша не только лидерским качествам, но и человеческим. Дайте понять своему ребёнку, что вы всегда рядом, поддержите его и поможете в любой ситуации. И запомните, что главный пример для ребёнка — это его родители.
Научите ребенка воспринимать критику
Для хорошего лидера важно воспринимать критику без ощущения стыда и муки. Поэтому критика должна быть умной, конструктивной, направленной на исправление недостатков, а не на унижение достоинств ребенка
«Ты хороший товарищ, умеешь делиться с другими, предлагаешь друзьям помощь
Только я заметила, что ты стал повышать голос на своих друзей. Когда ты научишься говорить потише, с тобой будет еще приятнее играть» — такое замечание, которое мама сделала сыну, как только осталась с ним наедине, запомнится и станет важным уроком. Критикуя, не обрезайте детям крылья, не разочаровывайте их в собственных силах. Вместо того чтобы пренебрежительно сказать: «Это не уборка. Гляди, пыль по углам клубится», скажите: «Сделано немало. Книги на месте, грязное белье в корзине. Осталось еще пыль по углам и из-под кровати вымести — будет просто красота. Ты с каждым разом все прилежнее убираешь. Растешь!»
«Ты хороший товарищ, умеешь делиться с другими, предлагаешь друзьям помощь. Только я заметила, что ты стал повышать голос на своих друзей. Когда ты научишься говорить потише, с тобой будет еще приятнее играть» — такое замечание, которое мама сделала сыну, как только осталась с ним наедине, запомнится и станет важным уроком. Критикуя, не обрезайте детям крылья, не разочаровывайте их в собственных силах. Вместо того чтобы пренебрежительно сказать: «Это не уборка. Гляди, пыль по углам клубится», скажите: «Сделано немало. Книги на месте, грязное белье в корзине. Осталось еще пыль по углам и из-под кровати вымести — будет просто красота. Ты с каждым разом все прилежнее убираешь. Растешь!»
Застав разгром на кухне, не спешите отругать дочь: спросите, что она пыталась приготовить, похвалите за самостоятельность, предложите помощь. Может быть, вы поделитесь рецептом салата или подскажете, чем проще удалить с пола жир, которым дочь залила всю кухню? Поддержите в ней желание быть самостоятельной, объяснив при этом, что любые навыки требуют практики. Ребенок должен научиться реально оценивать свои поступки, свои достижения. Если у ребенка нет слуха, не нужно просить его петь перед гостями и преувеличенно хвалить пение. «Перехваленные» дети теряют ориентиры, их самолюбие развивается непропорционально природным данным, они ожидают похвалы от сверстников, а получают щелчки да насмешки. Плохую услугу оказывают детям родители, которые дают неоправданно завышенную оценку их достижениям. «Мама! Я единственный в классе написал математику на пять!» — «Ты у меня самый умный!» Нельзя убеждать ребенка, что он самый ловкий, если он прибежал первым в соревновании. Рано или поздно ребенок обязательно столкнется с реальностью: кто-то обойдет его в беге, кто-то окажется сильнее или умнее. Чем более неоправданно завышена самооценка ребенка, тем труднее будет ему смириться с неудачей.
Зачем вам ребенок-лидер?
Быть лидером – это такая (вроде бы) незыблемая ценность. То есть лучше быть, чем не быть. «В жизни пригодится», «лучше, чтобы он командовал, чем им командовали». Так и представляю новое поколение лидеров: «Кто тут в цари последний?» А дальше не как в мультике, а как в муравейнике. Плотность лидеров на душу населения. В то время как далеко не все люди хотят быть лидерами, а уж тем более руководителями. Кто-то, получив руководство, теряет эффективность и чувствует себя гораздо хуже, чем на месте специалиста.
Ожидания, которые не реализуются: сначала он во всем послушен, ходит в шапке, делает уроки, помогает по дому, никаких чипсов и газировки. А потом хлоп – и лидер! Лидеры не вылупляются из яйца подчинения. Это особенный формат еще в детском возрасте. Самостоятельность мышления, склонность к критическому восприятию информации, активная позиция. Желание быть авторитетным, высокое самоуважение, часто – малая эмпатия к другим людям, равнодушие к проблемам, не относящимся к делу.
С будущими лидерами не подойдет общение в стиле «а ну-ка быстро!», «мал еще», «взрослые лучше знают». Атмосфера уважения, отношение к ребенку как к авторитетной личности (этот минимум, впрочем, хорош для любой ситуации воспитания). А если в семье несколько детей и всех нужно вырастить лидерами? Это же какая конкуренция в отдельно взятой квартире! Вы к этому готовы?
Азы воспитания лидера
Из каждого ребенка можно вырастить лидера, и для этого его нужно правильно воспитать. Это не значит, что малыша нужно боготворить, потакать всем его капризам. Вовсе нет! Достаточно чуть меньше опекать его, тем самым дав проявлять себя, а также учиться справляться с трудностями, преодолевать которые на жизненном пути приходится довольно часто.
Для того чтобы быть лидером, нужно мыслить как лидер. Что это значит? Дело в том, что малыш, как и любой взрослый человек, требует общения. Первое общение кроха получает от родителей, которые уже на этом этапе должны обозначить некоторые моменты:
- Любой запрет должен быть обоснован. Не должно быть фраз «Нельзя», «Плохой» и тому подобное. Если малышу что-либо запрещается, должно последовать обоснование этому поступку.
-
Любые достижения ребенка должны быть оценены и поощрены. Пусть это будет мелочь, например, самостоятельно съеденная каша, но для ребенка это настоящий подвиг.
- Промахи, неудачи ребенка также не должны оставаться незамеченными. Неподобающее поведение или поступок обязательно должны быть оговорены. Родители должны объяснить малышу, что поступил он неправильно, но при этом они по-прежнему любят его, потому что он хороший человек.
Воспитать лидера с ребенка, который не общителен, боится новых людей, априори невозможно. Поэтому задачей родителей является направить усилия на то, дабы помочь малышу преодолеть этот барьер.
Поэтому ему нужно как можно чаще бывать в коллективе, посещать секции, кружки, проводить активно время с родителями, близкими, друзьями. Чем шире круг общения у родителей, тем больше шансов на то, что кроха будет общительным в будущем.
Малыш должен понимать, что в жизни не все так просто и родители не смогут постоянно оберегать его от ненастья. Поэтому ему нужно дать больше свободы и не переживать о том, что на коленке появится новая ссадина, а дружеские отношения с соседским ребенком испорчены. Маленький лидер должен уметь справляться с трудностями, самостоятельно принимать решения.
Как воспитать лидера?
Если вы заметили, что ваше чадо склонно быть твёрдым в своих убеждениях, имеет внутренний стержень, в первую очередь направьте его энергию в правильное русло. Запишите его в спортивный кружок: физические занятия укрепят боевой дух, научат преодолевать трудности и прямо идти к цели. Кроме того, развитие лидерских качеств предусматривает и параллельное совершенство коммуникативных навыков. Чтоб научить малыша правильно общаться, с самого маленького возраста отдайте его в ясли. Если у него возникли конфликты, не вините других детей. Попробуйте спокойно разобраться в ситуации, укажите ребёнку сначала на его ошибки и попросите их исправить.
Умение грамотно общаться развивается у человека на протяжении всей жизни. Главное — чтоб первые неудачи не сломали ребёнка. Поэтому ваш мудрый анализ и спокойствие помогут ему наладить отношения со сверстниками, особенно если в коллективе сформировалось несколько лидеров, которые постоянно конфликтуют
Заостряйте внимание малыша на его индивидуальных качествах, которые отличают его от других. Но не переусердствуйте
Ребёнок не должен кичиться и хвастаться ими, а развивать, чтоб в будущем детские задатки переросли в лидерские качества подростка.