Как рассказать ребенку о смерти?

Содержание:

Каким образом уведомить малыша, что больше нет близкого человека?

Стоит ли сказать о смерти родственника ребенку и как это правильно делать?

Если в семье случилось горе, то ребенок должен об этом знать. Исчезновение из жизни близкого человека не останется для него незамеченным. В голове малыша появится много вопросов, на которые придётся отвечать.

Если этого не сделать, то у ребёнка не сформируется правильное понимание смерти. Психологи советуют придерживаться следующих правил:

Говорите правду. Нельзя обманывать малыша, что дядя, сестра или мама уехали в долгое путешествие. Ложь быстро раскроется и ребёнок будет чувствовать себя обманутым и не сможет никому доверить свои переживания.

Подготовьтесь. Вы должны быть морально устойчивы и не показывать своих чувств. Ребёнок может начать истерить, узнав о смерти любимой бабушки, а может не показать никаких эмоций. В младшем возрасте дети больше привязаны к домашним питомцами и переживают их смерть сильнее, чем смерть родственников.

Выберите место и время. Разговор о смерти с ребёнком должен проходить в максимально комфортной для него обстановке. Беседа может затянуться на долгое время, поэтому не стоит упоминать о событии мимолетом. Все вопросы, появляющиеся в сознании малыша, должны быть закрыты.

Установите доверительный контакт. Смерть, поминки, плачущие дяди и тети, закрытые зеркала – все это выводит ребёнка из зоны комфорта. Он не понимает, что происходит и начинает бояться. Поэтому перед тяжёлым разговором обнимите ребёнка, поговорите о детском саду или школе, дайте любимую игрушку в руки.

Говорите по делу. Не начинайте рассказ издалека. Первой фразой должна стать: «Твой дедушка умер». Посмотрите на реакцию ребёнка и повторите ещё раз: «В больнице не смогли его спасти». Ваши фразы должны быть лаконичным и прямыми, чтобы малыш не выдумывал ничего сам

Не подходят двусмысленные фразы типа:»твоя мама ушла» или «твоя бабушка уснула навеки».

Если у ребёнка умерла любимая собака, на этом тоже стоит акцентировать внимание. Питомцы для детей являются такими же членами семьи, как и родственники, а иногда ближе некоторых из них

В разговоре покажите малышу, что вам тоже тяжело расставаться с животным, но ничего поделать нельзя.

Будьте максимально честны и открыты при разговоре с ребёнком о смерти. Не злитесь, если он не понимает, что вы хотите ему донести. Ни в коем случае не пугайте малыша тем, что смерть приходит к тем, кто плохо себя вел.

Необходимо ли рассказать о кончине матери или отца?

Родители – самые близкие люди в жизни ребенка. Утрата одного из них навсегда откладывает отпечаток на характер и поведение.

Рассказать ребенку о смерти мамы или отца необходимо в ближайшее время. Иначе у него сложится впечатление, что от него что-то скрывают.Лучше всего, если о смерти расскажет второй родитель.

Как бы ни было тяжело маме или папе в этот момент, но никто не поймёт ребёнка лучше. Если трагичную новость сообщит знакомый семьи или психолог, будет только хуже. Ребёнок испугается страшных известий, которые преподнес ему не близкий человек и замкнется в себе.

Не стоит бояться, что малыш возненавидит вас, если вы расскажете, что папа или мама умерла. Наоборот, от родного человека ему будет намного проще воспринять информацию и поделиться переживаниями.

Каким образом правильно сообщить о кончине бабушки или дедушки?

Бабушка с дедушкой самые близкие для ребёнка люди после родителей. Но их смерть не всегда шокирует внуков. Пожилые люди часто болеют, к ним вызывают врачей, дети наблюдают за этим и понимают, что скоро бабушка с дедушкой могут умереть.

Если такое горе случилось в семье, поговорить об этом с ребёнком. Выберите момент, когда у него хорошее настроение, он не устал и не голоден.

Если малыш не хочет говорить на эту тему, отложите разговор на несколько дней или пока сам не начнёт задавать вопросы.

Как правило, дети до 7-10 лет не воспринимают смерть бабушки или дедушки как трагедию. Они могут скучать по ним и вспоминать, как было хорошо, когда они были рядом. Это будет поводом поговорить о смерти в более широком смысле, объяснить, что все люди умирают и этого не стоит бояться.

Как отвечать на вопросы ребёнка о смерти

Ниже мы собрали примеры ответов на частые детские вопросы, связанные со смертью.

1. Что значит «умер»?

Это значит, что мы больше его не увидим. «Мёртвый» значит «неживой». Человек больше не может дышать, говорить, есть, спать, видеть и слышать. Его сердце перестало работать. Он ничего не чувствует.

2. Я тоже умру?

Всё живое рождается и умирает. Но человек живёт много-много лет и умирает лишь стареньким. Впереди у тебя много радостных дней, их даже сложно сосчитать. Ты вырастешь, станешь взрослым, у тебя будут свои дети и внуки. Твоя жизнь только начинается.

3. Почему люди умирают?

Люди умирают, когда становятся старыми, то есть их жизнь заканчивается. Иногда люди умирают от серьёзных болезней

Что-то важное в их организме ломается. Врачи умеют лечить разные болезни, но бывает так, когда им не удаётся исправить поломку полностью. Например, когда человек потерял много крови или лекарства ему не помогают

Например, когда человек потерял много крови или лекарства ему не помогают.

4. Он умер потому, что плохо себя вёл?

Он умер, потому что состарился / долго болел. Никто не умирает от плохого поведения

Умирают от старости, болезни, неосторожности. Например, если переходить дорогу на красный свет, можно попасть под машину и умереть

5. А когда он проснётся?

Он не спит. Он умер. Во сне человек может дышать, его сердце бьётся, органы работают. Если громко крикнуть или толкнуть его, он проснётся. Когда человек умирает, он перестаёт дышать. Его нельзя разбудить, он ничего не слышит и не чувствует.

6. Что будет после смерти?

Если вы верующий человек, то тут стоит рассказать о видении смерти с точки зрения вашей религии.

После смерти людей хоронят. Это такая традиция. Хоронить — значит закапывать в землю. Есть специальные места, где хоронят людей. Они называются «кладбища». Есть мнение, что после смерти душа человека продолжает жить. Учёные этого не доказали, но я в это верю. В любом случае умерший человек будет жить в наших воспоминаниях.

7. Почему его закапывают в землю?

Это такое правило. Место, где похоронен человек, называется могилой. На могилу можно приходить, приносить цветы, вспоминать человека. Могилы находятся на кладбище. Туда привозят людей, которые умирают.

8. Что происходит с телом в земле?

Вспомни, что происходит с листьями осенью. Они умирают, падают на землю и становятся её частью. Точно так же тело человека становится частью земли.

9. Под землёй ему не страшно? Ему грустно без нас?

Человек уже неживой. Он не может чувствовать. Поэтому он не испытывает страха, грусти, голода и холода. Чувствовать могут только живые люди.

10. Как мы будем жить без него/неё?

Расскажите подробно, как быстро и какие изменения произойдут.

  • Без бабушки наша жизнь изменится. Теперь ты будешь ходить в школу сам, я буду готовить тебе обед и научу греть еду. Уроки мы будем делать вечером вместе.
  • Нам будет очень не хватать мамы. К нам переедет тетя/бабушка/сестра, чтобы за тобой присматривать, пока я на работе. Я буду читать тебе сказки на ночь и играть с тобой. Я постараюсь делать хотя бы часть того, что делала мама.
  • Жить без папы будет непросто. Нам будет помогать дедушка/дядя/брат. Они постараются делать то, что делал для нас папа.

10. Почему он умер? Он не любил меня? Если бы любил, он бы не умер!

Люди не могут контролировать смерть. Они любят нас и хотят подольше оставаться рядом. Но он был стареньким / долго болел и поэтому умер.

11. Тебя могут убить? Ты тоже можешь умереть?

Я планирую долго жить и быть рядом с тобой. Я не совершаю опасных поступков и забочусь о своём здоровье, чтобы прожить как можно дольше. Я буду жива, когда ты пойдёшь в школу, когда женишься и родишь своих детей. Мы будем приезжать к вам в гости и играть с ними. У нас впереди длинная интересная жизнь.

Да, и про кошку. Воспитывайте в ребёнке уважительное отношение к смерти, соблюдая традиции и ритуалы. Обязательно положите умершего питомца в коробку и захороните в специальном месте.

В семье случилось горе: как быть?

Если в семье случилась трагедия и нужно сказать ребенку о смерти матери, отца или другого близкого родственника, сделать это должен тот, с кем у малыша доверительные отношения.

  • Не делайте вид, что ничего не произошло, даже из благих побуждений. Дети чувствуют эмоции без слов, и если малыш ощущает напряжение, а ему ни о чем не говорят, его это пугает: вдруг это он сделал что-то плохое?
  • Не придумывайте объяснения, почему все члены семьи имеют растерянный вид или плачут навзрыд. В доме все поменялось: никто не смеется, зачем-то завесили полотенцами зеркала в квартире, кто-то из членов семьи постоянно плачет в телефонную трубку. Скажите правду. Папа не уехал в длительную командировку, или бабушки нет дома не потому, что она отправилась в путешествие вокруг света. Если вы сейчас не сможете рассказать все как есть, то лишите ребенка воспоминаний, чтобы пережить утрату позже. Даже если он пока мал, через годы он все равно осознает, что произошло, и сможет отгоревать.
  • Наладьте контакт с ребенком, поймайте его взгляд. Будьте спокойны и смотрите ему в глаза, держите за руку. Возможно, этот момент он будет вспоминать еще много раз, и он должен ощущать доверие и поддержку.
  • Не заставайте ребенка врасплох. Выберете для разговора удобный момент, когда малыш сытый, выспавшийся, в хорошем настроении, но не говорите с ним в его комнате. Не нужно, чтобы подобные вещи он слышал у себя в детской. Держите себя в руках. Не впадайте в истерику и рыдания, отдаваясь своему горю, подумайте о ребенке: вы — взрослый человек, а перед вами беззащитное дитя, которое осталось без близкого ему человека. Ребенку неизвестно, какая жизнь его ждет. Кому из вас тяжелее?
  • Говорите ясно и понятно. Не надо усложнять разговор фразами типа: «Понимаешь, случилась беда, безвременно ушел твой дедушка». Говорите понятно: «В семье случилось горе. Дедушка умер». Сделайте паузу, а затем повторите: «Твой любимый дедушка умер».
  • Вы должны поддержать и успокоить малыша.Его реакция непредсказуема: он может переспросить, убежать, расплакаться, начать кричать или испугаться. Если ребенок захочет побыть один — пусть, подойдите к нему позже. Может, он вообще никак не отреагирует, или вдруг пригласит вас играть – это нормально, у него шоковое состояние. Даже некоторые взрослые в шоковой ситуации ведут себя странно или так, будто ничего не произошло. Организм пытается защититься от стресса.
  • Не заключайте ребенка в «вакуум», ограждая его от любой информации, напоминающей о смерти. Наоборот, говорите с ним, если он спрашивает. Будет лишним перегружать детский мозг подробностями про рай и ад, про Божью волю, иначе малыш может возненавидеть Бога, забравшего любимого человека. Ему достаточно объяснения, что папа (мама, бабушка, дедушка) превратился в невидимого ангела, будет теперь наблюдать за ним с облаков, а иногда может приходить во сне.
  • Дайте уверенность в завтрашнем дне, в том, что дальше все будет происходить так же, как раньше. Соблюдайте режим, посещайте занятия, если ребенок куда-то ходит. Продолжайте водить его в детский сад – ему не нужно наблюдать круглосуточные рыдания и стенания членов семьи. Если ребенок начнет бояться темноты или засыпать один, будьте с ним, пока он не уснет. Если дела совсем плохи, то возьмите его к себе на ночь, но только в порядке исключения, иначе привыкнет спать с вами.

С ребёнком можно и нужно говорить о потере

Тема смерти, как и тема рождения, вызывает у детей большой интерес. Возраст появления страха смерти – это 4-5 лет, когда ребёнок осознаёт, что смерть есть. Он начинает опасаться, что умрут родители и что он умрёт сам.

Страх смерти может проявляться не напрямую, а в скрытых формах – в неотпускании мамы или в сложности засыпания, например. К страху смерти может подвинуть смерть домашнего питомца или кого-то из близких.

Очень важно, если кто-то из близких скончался, не утаивать смерть, иначе это ещё больше усиливает детские страхи. Не нужно говорить, что человек ещё в больнице или уехал куда-то далеко, потому что эти ответы неправдивы, искажают то, что произошло, вызывают кучу страхов

Опасения, которые есть у ребёнка, это хуже, чем то, что есть на самом деле. Всегда очень сложно сказать ребёнку правду для людей не церковных, им кажется, что они что-то рушат. Но то, что ребёнок может надумать, – это хуже. Нужно говорить правду.

Ребёнка можно взять в церковь на отпевание, но не надо брать на процесс похорон. А если похороны гражданские, то стоит десять раз подумать, потому что такие похороны – очень тяжёлая процедура, гораздо более беспросветная по сравнению с православным обрядом

И очень важно, если умер кто-то из близких, определить, что ребёнок может сделать для этого человека: поставить свечку, написать записку, покормить птиц, подать милостыню…

Вопрос посещения кладбища – это вопрос, который каждая семья решает сама. Многие дети – дошкольники, младшие школьники — имеют большие страхи после этого. Живое воображение, детский фольклор, сказки-пугалки, связанные с кладбищем, – по сумме факторов посещение кладбища может быть довольно травматично.

Тут всё очень зависит от верования семьи. У людей верующих понятно, куда человек ушёл. Но мне кажется, что всерьёз неверующих людей нет, и как раз тема смерти сталкивает человека с тем, что невозможно не верить. Всё протестует против того, что всё так кончится и ничего после смерти не будет. И дети, имея чистую душу, не согласны, что всё вот так оборвётся – с цветочком, кошечкой, бабочкой. Дошкольник – существо верующее.

Надо определить культуру горевания, культуру траура в семье, то есть вспоминать умершего или лучше о нём вообще не говорить. Хорошо, когда есть церемония воспоминания, портреты в рамках, альбомы с фотографиями, дни памяти, когда собираются люди, говорят хорошие слова о человеке. Тогда человек никуда не исчезает, он остаётся здесь же, в этом семейном сообществе, просто он не рядом.

С ребёнком можно и нужно говорить о потере. Если семья верующая, у ребёнка, безусловно, есть травма, особенно, если это очень близкий человек, но нет слома. Ребёнок верит, что мы все встретимся на том свете, он может ждать

Мы все встретимся – вот, что важно

Но в семьях верующих людей у ребёнка может возникнуть слишком плотное, насыщенное представление о небесной жизни, и ему может становиться не в радость эта жизнь, он может захотеть сразу на небеса к бабушке или, не дай Бог, к маме.

Здесь нужно, если умер очень близкий человек, а семья очень религиозна, сделать описание загробного мира не таким пленительным. Если изо дня в день рассказывать, как в раю хорошо, как там хорошо бабушке или кому-то из близких, и как там прекрасно, как там ничего не болит, ребёнок может сказать: я не хочу быть здесь, хочу туда.

Как может отреагировать ребенок?

Будьте готовы к тому, что реакция ребенка может оказаться совершенно непредсказуемой. От безутешных рыданий до внешнего игнорирования новости. Каждый из нас переживает горе по-разному, и дети здесь не исключение. Кто-то из детей старается делить свои чувства с близкими, а кто-то замыкается в себе. Так или иначе, на осознавание произошедшей трагедии требуется время.

Безусловно, ребенку требуется поддержка и помощь в переживании смерти близкого человека

Прежде всего, речь об эмоциональном тепле, важно просто быть рядом, утешать, разделять чувства малыша и принимать их. У ребенка обязательно будет возникать и много вопросов о том, что произошло, , как жить на свете дальше, не случится ли такого и с другими близкими и им самим

Ребенку, переживающему смерть близкого, в большинстве случаев будет полезной специальная работа с детским психологом, позволяющая смягчить переживания, справиться с ними в менее травматичной форме. Рекомендуется обратиться к специалисту и тогда, когда ребенок переживает горе очень остро, и, наоборот, когда он замкнулся в себе и никак не проявляет своих чувств. Особенно актуально это и в ситуации, когда другие близкие ребенка сами очень тяжело переживают случившееся и не могут полноценно помочь малышу.

Как объяснить потерю?

Дети часто спрашивают о причине смерти животного, своей ответственности за его смерть и интересуются, увидят ли они своего любимца снова. Специалисты советуют отвечать на эти вопросы честно и прямо, на понятном детям языке.

Давая объяснения, вы должны быть уверены в них

Важно в это время поощрять вопросы и, искренне сочувствуя, отвечать напрямую

Психологи предостерегают, некоторые объяснения могут усугубить имеющиеся психологические проблемы. Например, известие о том, что питомец убежал навсегда, может активизировать у ребенка мысли об отвержении и покинутости. А объяснение, что животное заснуло, может стать причиной различных расстройств сна. Если сказать, что питомцу здесь не нравилось и он ушел, этим можно спровоцировать чувство вины и снизить самооценку. Сообщение, что домашний любимец заболел и умер, без объяснения, что не все больные обязательно умирают, может вызвать сильную боязнь заболеть, а любое заболевание будет расцениваться как смертельное.

Детям до 5 лет более важна поддержка, чем сами объяснения. А с шестилетнего возраста ребенку следует правдиво рассказывать, что питомец умер, и об обстоятельствах его смерти. Однако не следует приводить болезненных подробностей – это может вызвать ночные кошмары!

Ее конек — не Горбунок

Таганрогский детский сад № 43. 13 малышей группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, «с неустойчивым эмоциональным фоном психостатуса» (формулировка из определения суда), слушают сказку «Конек-Горбунок» из уст Аллы Елпашевой. После фразы:

«…Где-нибудь, хоть под водой,

Посажу тебя я на кол.

Вон, холоп!» Иван заплакал…»

кто-то спросил — а что значит «посадить на кол»?

«Представьте, как кол пройдет через всё тело, что происходит с человеком, которого садили на остро заточенный кол и он умирал, потому что кол медленно глубоко протыкал все внутренние органы и добирался до головы», — приводят местные СМИ реплику воспитательницы из докладной заместителя заведующего детским садом.

Дети представили. Один малыш так впечатлился, что отказался ходить в детский сад. В психологическом заключении отмечается, что у ребенка начались истерики, резкая смена настроения, появился навязчивый страх смерти.

Аллу Елпашеву уволили, но женщина попыталась доказать свою невиновность через суд — объясняла, что умысла не было, как и психического насилия с ее стороны над детьми, она выполняла свои обязанности. Суд аргументы не принял.

книга

Фото: TASS/Yay/Diego Cervo

«Воспитатель управляет процессом обучения, именно от него зависит ход обсуждения любого произведения. Возможно, следовало более абстрактно объяснить значение выражения как один из видов наказаний, увести разговор в другую сторону, не вдаваясь в такие подробности, учитывая впечатлительность детей, — говорит в беседе с «Известиями» руководитель детского сада в подмосковном Нахабино Ольга Андрющенко. — В сказках в 90% есть баланс между добром и злом, жизнью и смертью. Всегда можно выкрутиться и повернуть разговор в нужное русло. Смерть животного, человека — воспитатель старается донести смысл без лишних подробностей, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и не травмируя их психику».

Психолога, автора книг для родителей Юлию Василькину удивляет выбранный методистами репертуар со сценами средневековых пыток для группового чтения в детском саду. Если дома родители сами берут на себя ответственность ответить на все детские вопросы, учитывая особенности и текущее состояние малыша, то в групповом формате это почти невозможно.

«Воспитателей ставят в положение, когда они как-то должны ответить на вопрос любознательного ребенка и при этом нет ни одного хорошего варианта, — говорит «Известиям» эксперт. — Сказать: «Тебе мама дома объяснит» или «Кол — это такая палочка», не заметить вопрос?»

Академик, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург отмечает, что педагог оказалась в непростой ситуации и сложную фразу нужно было объяснить иначе, но и реакцию руководства детского сада считает неадекватной.

«Я думаю, очень скоро ни один нормальный человек не пойдет работать в детский сад, если каждый раз будут такие репрессии, преследования», — цитирует Евгения Ямбурга «РИА Новости».

Кстати, в этом году «Коньку-Горбунку» Петра Ершова исполняется 185 лет. В честь этого события затеяли #всемирныйфлешмоб: сказку читают на японском, сербском, армянском, даргинском, индонезийском языке и даже на хантыйском и ительменском языках. Кто знает, может при переводе «кол» пропадет.

Отношение к смерти в разных культурах

Культура и менталитет страны, в которой мы родились, оказывает ключевое влияние на то, как мы относимся к смерти. Мы улавливаем настроение общества и подстраиваемся под него. Какое отношение к смерти главенствует в разных культурах? В некоторых странах Латинской Америки и в Индии, а также среди буддистов она воспринимается как радостное событие. На похоронах люди празднуют и радуются тому, что земной путь человека завершился, но совсем скоро начнется снова, в новом воплощении. Совсем другое отношение к смерти в других религиях: католичестве, христианстве, протестантизме. С наибольшим страхом, пожалуй, относятся к ней атеисты.

До революции в России существовала целая процедура, которая позволяла умирающим и их родственникам подготовиться к смерти и привыкнуть к ней, смириться с ее неизбежностью. Умирающие обычно заканчивали все свои дела, прощались с родными и близкими, а заканчивали свой земной путь дома. В дом к ним часто приводили детей, которые выслушивали напутствие. После того как человек умирал, тело лежало в сенях еще несколько дней перед похоронами. Благодаря этим традициям у подрастающего поколения была возможность увидеть, что это – неотъемлемая часть жизни и смириться с ней, а у родителей не возникало вопроса о том, как сказать ребенку о смерти родственника.

В наше время «обряда умирания», как такового, не существует. Пожилые или больные люди часто умирают в больницах, поэтому дети лишены возможности свыкнуться с естественным ходом жизни. Как правило, они вырастают, будучи уверенными, что их жизнь будет длиться вечно, ведь они никогда не видели, как она заканчивается. Зачем еще ребенку говорить о смерти?

К какой реакции стоит готовиться

Все дети индивидуальны. Об этом родители узнают из их развития, восприятия внешнего мира, успеваемости. Поэтому и реакция их на известие о том, что близкого человека не стало, может быть противоречивой.

Одни дети воспринимают новость спокойно, особо не вдаются в подробности, переносят горе довольно легко. Во втором же случае, когда эмоциональная связь между ребенком и умершим была тесной, он может ощущать сильнейшее отчаянье, душевную боль, которую трудно выразить словами.

Это состояние может сопровождаться длительными истериками, рыданиями, криками, отказом верить в случившееся. Малыш может замкнуться в себе, отказаться от пищи, общения.

Получив такую информацию, некоторые дети начинают панически бояться того, что смерть, забравшая близкого человека, заберет и остальных членов его семьи. В этой ситуации ребенку необходимо оказать поддержку, проводить с ним больше времени, рассказывать о том, что для его опасений нет повода.

Иногда для того чтобы справиться с внутренними переживаниями, ребенку нужен психолог. Не стоит откладывать этот визит, ведь чем раньше психолог проведет работу с малышом, тем быстрее нормализуется его состояние.

К сожалению, бывают случаи, когда психолог на протяжении длительного времени не может восстановить психическое или эмоциональное состояние малыша, но отчаиваться по этому поводу не стоит.

Подыскав хорошего специалиста, малыш непременно пойдет на поправку.

Поддержка семьи в этот трудный период для малыша очень важна, ведь он еще мал и не знает, как самостоятельно справиться со своими переживаниями.

Специалисты не советуют полностью абстрагироваться от случившейся ситуации. Ребенку нужно показать что, несмотря на смерть близкого человека, память о нем бессмертна.

Поэтому пресекать разговоры, переводить их в другое русло не стоит. Наоборот как можно чаще следует вспоминать покойного, приятные и радостные моменты, которые связаны с ним. В такой способ ребенку будет намного легче пережить этот период, раскрыться родным.

Родителям не стоит скрывать от детей чувств, которые они испытывают. Наблюдая за поведением «сильных» родителей, которые сухо переносят случившееся, не поднимают эту тему, ребенок будет наследовать их поведение, думать о том, что слезы и скорбь – это плохо или стыдно. В такой ситуации вести себя следует естественно.

Ребенку нужно дать понять, что эмоции, которые он испытывает – это нормально. Если он хочет плакать – пусть плачет, хочет побыть один – пусть будет так. Ведь все мы живые люди со своими эмоциями и переживаниями.

Рассказать ребенку о смерти человека, который играл в его жизни важную роль, обязательно нужно. Он имеет право знать и о том, что поспособствовало этому. Естественно, к такому серьезному разговору необходимо подготовиться, но не следует откладывать его на потом. Ведь так ребенку можно сделать еще больнее.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Что спрашивают дети?

Смерть – что это? Когда дети сталкиваются со смертью (близкого человека или животного) первое, что они спрашивают у взрослых: «Что такое смерть?» При ответе на этот вопрос можно описать жизненный цикл, подробно рассказать, что все живое рождается, растет, взрослеет, затем стареет и умирает.

Главная ошибка, которую совершают взрослые – сравнивают смерть со сном. Этого делать категорически нельзя, потому что ребенок в дальнейшем будет бояться засыпать. Можно сказать, что смерть похожа на сон только внешне, хотя явления эти совершенно разные. Объясните, что когда человек умирает, он перестает дышать, двигаться, его сердце останавливается.

А мы тоже умрем? Не стоит вводить ребенка в заблуждение, говоря, что этого никогда не случится

Ответить стоит утвердительно, акцентировать внимание не на смерти, а на том, что это случится это еще очень нескоро. Убедите ребенка, что у него впереди очень долгая и счастливая жизнь. Расскажите малышу о том, как можно продлить свою жизнь, о здоровом образе жизни, спорте, о правилах безопасности (в частности, правилах дорожного движения).

Расскажите малышу о том, как можно продлить свою жизнь, о здоровом образе жизни, спорте, о правилах безопасности (в частности, правилах дорожного движения).

А когда ты умрешь? Не стоит сердиться, если ребенок задает такой вопрос. Он не желает вам ничего плохого, наоборот, боится вас потерять и остаться один.

Важно рассказать о том, что вы еще очень долго будете вместе. Объясните ребенку, что когда это случится, он не останется один, о нем обязательно позаботятся родственники

Дети, окруженные вниманием и заботой, сами справляются с этими переживаниями

Почему умирают люди? Обязательно расскажите о том, что причин смерти бывает несколько. Кто-то умирает от старости, потому что организм износился и не может больше работать.

Не скрывайте от ребенка, что причиной смерти может быть и болезнь, при этом обязательно скажите, что большинство болезней успешно лечится, можно провести пример из жизни, как удалось вылечить простуду или грипп.

Сложнее объяснить ребенку, что смерть может наступить в результате несчастного случая. Правильнее всего в этой ситуации будет сказать, что тело человека пострадало настолько сильно, что перестало функционировать, однако, как и в предыдущем случае, стоит озвучить, что повреждения не всегда приводят к смерти. Многие люди после аварий успешно восстанавливаются.

Обязательно объясните ребенку, что такое опасность, как можно избежать несчастного случая

Акцентируйте внимание на том, что стоит внимательно переходить проезжую часть, не играть на дороге, не выходить на чердак

Как избежать смерти? Расскажите ребенку, что смерть – логичное завершение жизни, избежать которого нельзя. Но стоит обязательно дать понять малышу, что впереди у него очень долгая, яркая и счастливая жизнь.

Как проходят похороны? Церемония похорон также вызывает у детей много вопросов. Совсем не обязательно рассказывать подробно о каждом ее этапе ребенку. Сделать акцент стоит на том, что весь обряд нужен для того, чтобы проститься с умершим человеком.

Отдельный вопрос – брать ребенка на похороны или нет. Тут однозначно правильного ответа быть не может – все зависит от желания самого ребенка, не нужно заставлять, если он категорически против или отказывать в случае, когда он сам просит взять его с собой.

Видят ли нас умершие? Дети не всегда осознают, что со смертью человека его существование заканчивается, поэтому часто задают подобные вопросы. В этой ситуации важно дать понять, что когда люди умирают, они не могут вернуться, видеть и слышать. Человек остается только в памяти тех, кто его знал. При разговоре подбирайте простые и однозначные слова, понятные ребенку.

При разговоре подбирайте простые и однозначные слова, понятные ребенку.

Не пугайтесь, если после разговора о смерти поведение ребенка изменится. Дети по-иному осмысливают произошедшие события, поэтому они могут начать играть в похороны. В этом ничего страшного нет, ребенок должен «отыграть» свои переживания. Не нужно заставлять выбрать игру «повеселее». Поймите своего ребенка, тогда он поймет вас.

Как и когда рассказать ребенку о половом созревании

Как отказать ребенку и почему важно уметь говорить «нет»

Как пережить смерть близкого человека (родителя)

Объясните, как теперь устроена жизнь

У младших школьников другие проблемы

Им важно, чтобы было все по правилам и предсказуемо. При этом могут возникать дикие, на наш взгляд, вопросы: «Кто же мне будет готовить обед или стирать одежду? Кто теперь будет водить в школу? Делать со мной математику?» Другими горюющими родственниками это может восприниматься как дичайший прагматизм

Но это лишь свидетельство того, что у ребенка рухнула стабильность мира. В этом возрасте ребенку важно объяснить, как жизнь теперь будет устроена.

Учитывая, что во внешнем социуме ребенок уже ощущает себя самостоятельной личностью, школьникам важно понимать, что говорить другим о смерти, если спросят. И это колоссальная тревога для ребенка

У него должны быть слова, чтобы, не впадая в дикий стресс, объяснить произошедшее.

Его важно научить тому, как говорить об утрате, о смерти родителя, научить, как не вдаваться в подробности, если не хочется. Он должен понимать, как люди могут реагировать на него и как реагировать ему самому, если ему будет неприятно, например

Все это важно разобрать в мелких подробностях, чтобы социальный стресс у ребенка не увеличивался.

С высоты своих лет

Понимание смерти у ребенка меняется в зависимости от возраста.

До 2 лет все потребности малыша удовлетворяются родителями, только отсутствие родителя может привести к тревоге и страху. Исчезновения животного ребенок этого возраста даже не заметит.

От от 2 до 7 лет мышление ребенка носит магический характер (любые события рассматриваются, как результат осуществления желаний малыша). Для этого возраста также характерно одушевление предметов и явлений реального мира. Если животное исчезло или умерло, ребенок может подумать, что в этом его вина, ведь он этого мог пожелать.

Дети до 5 лет в основном скучают по умершим животным, как по товарищах по играм.

От 6 до 10 лет у детей развивается конкретное мышление. Магическое восприятие действительности частично еще сохраняется, но дети уже используют свои способности, чтобы исследовать реальность. В этом возрасте многие дети персонифицируют смерть как «особого человека», «старухи с косой»…

Нередко считают, что смерть – это наказание за плохие дела. И хотя они уже понимают, что есть отчетливое различие между жизнью и смертью, у них могут появляться фантазии, что смерти можно избежать.

В этом возрасте дети часто не проявляют глубины своего горя словесно, поэтому родители должны быть внимательны по отношению к необычному поведению. Оно может появиться и недели спустя после потери. В этом возрасте смерть питомца может стать причиной повышенной тревожности и озабоченности тем, что ребенок может быть покинут родителями либо вследствие их смерти, или по другой причине, например, в результате развода. Об истинных переживаниях детей нередко можно узнать из их игр, рисунков, рассказов.

В целом дети реагируют на смерть так же, как и взрослые: с неверием и отрицанием случившегося в начале, а потом – плачем, замешательством, гневом, чувством вины, депрессией и попытками объяснить случившееся. Для детей в данной ситуации типичны страхи оказаться покинутыми, ночные кошмары, бессонница, гнев и агрессия по отношению к родственникам и друзьям. Из-за повышенной тревожности могут наблюдаться проблемы с учебой.

Подростки разделяют взгляд взрослых на смерть, как на неизбежный процесс, которым заканчивается жизнь.

Способность к отвлеченному мышлению позволяет им принять мысль о собственной смерти. В то же время, чтобы преодолеть тревогу, вызываемую этими мыслями, они используют отрицание такой возможности. Взрослые должны пытаться смягчать это беспокойство. Сталкиваясь с мыслью о собственной кончине, подросток понимает, что не все его жизненные планы будут осуществлены, и это осознание может привести к серьезному стрессу. К смерти подростки относятся или как к философской проблеме, или как к вероятности, которая требует остерегаться факторов риска. Но у некоторых подростков еще сохраняется детское представление об обратимости смерти. Самоубийство подростку представляется возмездием, но одновременно и обратимым явлением. Он думает, что сможет наблюдать и радоваться печали своих родителей, которые будут терзаться, что плохо с ним обращались.

Об этой статье

Соавтор(ы):

Клинический психолог

Соавтор(ы): . Доктор Уильям Гарднер, Psy.D. — клинический психолог из финансового округа Сан-Франциско, получивший образование в Стэнфорде. Предлагает индивидуально подобранную психотерапию для взрослых с использованием когнитивно-поведенческих техник, помогая ослабить симптомы и улучшить общее функционирование психики. Имеет более 10 лет клинического опыта. Количество просмотров этой статьи: 7146.

Категории: Потери в семье

English:Talk to Your Children About Death

Español:hablar a los hijos de la muerte

Português:Conversar com uma Criança Sobre a Morte

Français:parler de la mort avec ses enfants

Bahasa Indonesia:Berbicara tentang Kematian dengan Anak Anda

Печать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector