Ребенок 1 год 10 месяцев развитие

Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев

  • Игры на развитие координации: кидание и перекатывание мяча, веселая гимнастика под музыку вместе с мамой (повороты, наклоны, приседания).
  • Проползание под препятствием на высоте 40-45см за игрушкой.
  • Игра «поиск пары» с помощью различных предметов.
  • Лепка из пластилина, рисование, чтение коротких рассказов и стишков.
  • Приобщение к простым делам (совместное собирание игрушек, наведение порядка). Также можно давать элементарные поручения малышу («открой, пожалуйста, шкаф» или «подай мне полотенце»).
  • Раскладывание небольших предметов по ячейкам.
  • Игра с прищепками. Можно прицепить их мишке на лапу и предложить ребенку снять. Для этой игры прищепки должны быть не тугими.
  • Игра с проталкиванием предметов (сортеры с простыми фигурами, копилки, пластиковые бутылки)
  • Поддержание полезных привычек: умывание, причесывание, мытье ручек после улицы, чистка зубов.
  • Задувание свечки, также можно дуть на бумажный кораблик в большой миске с водой.

Почему вес младенца так важен?

Отклонение веса у новорожденного ребенка может свидетельствовать о серьезных проблемах. Пока скелет малыша не развит до конца, а его кости хрупкие избыток массы тела, как и дефицит, сказываются на правильном развитии физического строение, а также формирование психических аспектов

Вот почему так важно отслеживать показатели веса младенца, особенно в первые месяцы жизни и предпринимать меры в случае их отклонений от нормы. Конечно, мама может не углубляться в детали подсчёта и нормативы, ведь в первый год после рождения ребенка, малыш находится под зорким наблюдением педиатра, который регулярно взвешивает и замеряет рост ребенка

При отклонении, врач, несомненно, оповестит родителей, но внимательные и ответственные мамы хотят также владеть ситуацией и знать о существующих нормах, не полагаясь всецело на детского врача.

Занятия с грудничком

Десятимесячный малыш может уже подолгу играть самостоятельно, но важной составляющей его динамичного развития все еще являются игры с родителями

Развивающие игры

1. «Башня»

Сядьте с ребенком на пол с детскими строительными блоками. Сначала постройте башню самостоятельно, покажите малышу, как вы складываете блоки. Позвольте ребенку построить следующую башню, и как только она будет в три блока и выше, позвольте ему опрокинуть ее.

2. «Переливание воды»

Заполните большую пластиковую емкость примерно наполовину водой и положите рядом с ней несколько емкостей поменьше. Научите ребенка набирать воду и вливать ее обратно и переносить воду из большей чашки, используя меньшую в качестве инструмента. Малышу также будет интересно лить воду через воронку.

3.«Учимся ходить»

Поставьте ряд стульев к стене (желательно в ковровой комнате). Помогите ребенку встать и покажите ему, как можно двигаться, держась за стулья. Возьмите любимую игрушку крохи и положите ее на самый дальний стул, и когда ребенок доберется до игрушки, помогите ему ее достать и похвалите ребенка. Положите другую игрушку на противоположный конец и отправьте малыша в обратную сторону.

Игрушки

В возрасте 10 месяцев ребенку нужны следующие игрушки:

  • Игрушки для песочницы.
  • Пирамидки разнообразных форм и размеров.
  • Звучащие игрушки с изображениями животных, способные имитировать их голоса.
  • Шкатулки, которые малыш сможет самостоятельно заводить.
  • Пальчиковые краски.
  • Крупные конструкторы.
  • Куклы с крупными чертами лица и частями тела, чтобы можно было их называть и показывать.

Гимнастика – комплекс упражнений

Начните гимнастику с рук. Скрещивайте руки ребенка в разных положениях: лежа, сидя и стоя. По окончании помассируйте ручки малыша.

Дальше ребенок должен повернуться на живот и выполнять повороты со спины на живот (слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую он поворачивается). Немного помассируйте живот и спинку малыша.

Для выполнения следующего упражнения возьмите ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди сгибайте и разгибайте их в коленях. Помассируйте ножки ребенка.

Еще одно полезное действие – это умение рвать бумагу и отщипывать от кусочка пластилина маленькие кусочки.

Развивающие игрушки

В магазинах сейчас есть огромный выбор специальных развивающих игрушек для детей любого возраста. В 10 месяцев пришло время игр с различными сортерами, пирамидками, карточками с животными, овощами и фруктами. Главное условие – игрушка не должна быть слишком сложной! Для малыша до года достаточно 4 колец пирамидки, 3 отверстий сортера. Карточки должны быть крупными и красочными. Не затягивайте игры по времени. В день достаточно показывать по паре карточек

Важно не только показать животное, но и назвать его, сымитировать его звуки

Развивающие игры для детей 9-10 месяцев обязательно должны включать рассматривание и чтение книг по возрасту.

Выбирайте книги с крупными иллюстрациями и плотными страницами, которые сложно порвать. Интересны книжки для ванной: они выполнены из специального материала и помогают сделать купание более насыщенным.

Игры с подручными средствами

Не каждый родитель может покупать своему чаду много дорогих игрушек. Хорошо, что это совсем не обязательно! Увлечь и развить ребенка до года вполне можно при помощи привычных подручных средств, которые есть в каждом доме. Особенно увлеченно дети играют с маминой бижутерией. Малыш может внимательно рассмотреть каждый предмет из шкатулки, потрогать его, а затем попытаться надеть на себя или взрослого. Особенно хороши в этом плане бусы и браслеты. Следите внимательно за ходом игры, чтоб малыш не разорвал бусы и не проглотил мелкую деталь.

Очень интересна игра под названием «Уборка».

Рассыпьте на пол катушки от ниток, клубки и другие предметы и покажите малышу, как можно их собирать в тазик. Он с удовольствием станет повторять действия за взрослым. Это приучит его к порядку и разовьет физические данные.

Когда вы готовите обед, малыш может занять себя изучением посуды. Так интересно слушать, как ложка гремит об бока кастрюли!

Развивающие игры с ребенком в 10 месяцев

Для десятимесячных младенцев игра – не просто порция приятного развлечения вместе с родителями. Благодаря игровым занятиям, дети этого возраста осваивают множество полезных навыков, которые важны не меньше, чем свежий воздух или здоровое питание.

Развивающие игры для малыша в 10 месяцев: применяем на практике (видео):

Особое внимание уделяйте двигательному опыту, ведь чем больше его будет у малыша, тем быстрее и увереннее он сделает свои первые шаги. На заметку! Многим взрослым кажется, что ребенок в 10 месяцев жизни еще слишком мал для полноценных занятий, но это не так

Времяпровождение в игре стимулирует развитие малыша, он учится познавать мир, что гораздо полезнее, чем монотонное сидение в кроватке или манеже.

На заметку! Многим взрослым кажется, что ребенок в 10 месяцев жизни еще слишком мал для полноценных занятий, но это не так. Времяпровождение в игре стимулирует развитие малыша, он учится познавать мир, что гораздо полезнее, чем монотонное сидение в кроватке или манеже.

Двигательные игры «Мячик». Дети в 10 месяцев еще не умеют ловить предметы, но несмотря на это, игры с мячом очень полезны для грудничков. Пусть кроха сам бросит мячик, покатает его ручками или неуверенно «футболит» ножкой по вашему примеру. Благодаря играм с мячом у малышей развиваются ловкость и пространственное мышление.

«Марафон». Если малыш умеет ползать, то для его можно придумать такое развлечение – пусть ребенок под вашим контролем проползает через препятствия. Например, чтобы завладеть пультом от телевизора, малышу нужно проползти под стулом, перелезть через обруч и догнать катящуюся по полу машинку.

Игры для сенсорного развития «Распаковка». На глазах у крохи заверните игрушку в бумагу. Затем предложите малышу раскрыть её. Аккуратно разворачивать предметы дети в этом возрасте не умеют, поэтому упаковка будет безжалостно разорвана ребенком, чего, собственно, мы и добиваемся – это занятие отлично развивает мелкую моторику рук и зрительное восприятие.

«Сортировка». Подготовьте перед игрой два ведерка и предметы, отличающиеся между собой по размеру (или цвету). Вместе с ребенком раскладывайте маленькие предметы в одно ведерко, а большие – в другое.

Игры на взаимодействие «Лица». Вырежьте из журналов или распечатайте изображения детей с разными эмоциями – смехом, улыбкой, плачем, грустью и т.д. Прикрепите картинки на стену или магнитами на холодильник. Рассматривайте лица вместе с малышом и рассказывайте ему об эмоциям, изображенных на них. Покажите пару из них на своем примере.

«Пальчиковый театр». Для игры понадобится парочка пальчиковых кукол – их можно как приобрести, так и сделать самим. Одна предназначена для взрослого, вторая для ребенка. Пусть ваша куколка поздоровается с малышом, «спрячется» за спиной и покажется вновь, потанцует. Наденьте на пальчик крохи его куклу и объясните, как она может здороваться, прятаться и появляться вновь.

Речевые игры «Соотношение». Покажите малышу какую-нибудь игрушку, например, куклу. Затем спрячьте её, и положите перед ребенком рисунок с изображением предметов, среди которых есть такая же кукла. Ребенок должен отыскать игрушку на рисунке – так он научится соотносить предмет с его изображением.

«Прищепки». Прикрепите легкие пластмассовые прищепки к своей одежде и одежде малыша. Покажите крохе, как их снимать. Пусть ребенок учится стаскивать их самостоятельно, а задача взрослого в этот момент – называть детали одежды, с которых снимаются прищепки. По аналогии можно поиграть с кружками из бумаги и частями тела.

Важные особенности воспитания

Перед началом воспитания ребенка, рекомендуем обратить внимание на следующее:

Дисциплина – это не про диктатуру. Ваша задача на данном этапе – обучить малыша правильному поведению в обществе

Не важно, какими способами. Совершенно не обязательно издеваться над ним, и постоянно наказывать

Можно объяснять ребенку, как себя вести, и по-хорошему, прибегая к крайним мерам только в самых редких случаях.

Учитывайте, что каждая ситуация индивидуальна. При возникновении различных проблем с ребенком, вам нужно импровизировать – придумывать, как их решить.

Даже если малыш ведет себя очень плохо, не нужно демонстративно отворачиваться от него. Любовь и поддержка родителей важна для карапуза. А проявление нелюбви – очень опасно для его психики, потому что очень бьет по чувству собственного достоинства и самооценке.

Во время воспитания вам нужно вести себя с дитем не мягко, но и не очень жестко. В прежние времена родители использовали дисциплину диктатуры. Они во всем старались следить за малышом, и контролировать каждое его действие. Но это не было эффективно. Ребенок не умел контролировать себя самостоятельно. Как только он выходил из поля зрения родителей, то начинал вытворять то, что ему запрещают дома. Так дети становятся хулиганами и драчунами. В то же время, слишком мягко вести себя тоже не рекомендуем. Если не наказывать ребенка за его шалости, то в будущем с этим тоже могут возникнуть определенные проблемы. Карапуз станет эгоистом, будет грубить окружающим, и чувствовать себя безнаказанным. Не рекомендуем выбирать ни одну из этих крайностей. Они негативно влияют на психическое здоровье ребенка – он чувствует себя нелюбимым. Ваша задача – найти золотую середину, и периодически чередовать добродушное поведение с жестким. Так вы сможете дать ребенку понять, что если он ведет себя хорошо – то родители это одобрят, а если плохо – то накажут.

Если установили рамки – следуйте им

Многие родители устанавливают рамки для ребенка, но при первой же ситуации отказываются от них. Наверняка, когда вы были карапузом, у вас случались ситуации, в которых вам что-то запрещали, а вы делали милое выражение лица, заглядывали в глаза родителям, и вам это разрешали. Это – неправильно, и с этим нужно бороться.

Если карапуз проделывает подобные манипуляции, то стойте на своем. Если вы запретили ему, к примеру, есть «Kinder» из магазина, то идите до конца. Не разрешайте делать этого до последнего. Вы можете подумать, что в том, чтобы дать карапузу покушать сладкого, нет ничего плохого, но влияние подобных изделий на организм очень негативное. Во-первых, стоимость у них недешевая, а во-вторых, огромное количество сладкого может негативно сказаться на здоровье. К тому же, если вы купите малышу конфету, которую ранее запретили, то проявите слабость. Ребенок ей может воспользоваться.

Если карапуз выбирает дорогие предметы, при том, что у вас на них нет денег, то не нужно идти у него на поводу. Если купить их, то ребенок постоянно будет просить что-то недешевое, не взирая на семейный бюджет. В будущем он будет тратить заработанные деньги на всякую ерунду.

Не говорите провинившемуся дитю, что он «плохой»

Если карапуз сделал что-то не так, то он не плохой.

Учитывайте, что карапузы в раннем возрасте еще не понимают, что можно делать, а что – нет. Если они совершили ошибку, то не нужно сразу вешать клеймо «ты плохой». Это негативно скажется на самооценке ребенка, и вы потеряете с ним связь. Чадо замкнется в себе, и не будет советоваться с вами, если произойдет какая-нибудь негативная ситуация.

Будьте последовательны

Если вводите запрет, к примеру, на «чипсы», то следуйте ему до конца. Если вы их запретили сегодня, но проявили слабину, и дали карапузу их завтра, то он поймет, что любое правило можно нарушить. К вам, как к педагогу и родителю, будет утеряно уважение. Карапуз сядет на «шею» и будет скептически относиться ко всему, что вы говорите.

Доводите начатое до конца

Если вы занимаетесь свои делом, и видите, что карапуз что-то делает не так, говорите ему «не делай этого», и сразу же теряете к этому интерес, то это неэффективно. Ваша задача – убедиться, что ребенок действительно прекратил заниматься тем, что вы ему запретили.

Если вы не будете подтверждать свои слова на деле, и показывать карапузу, что они важны, то он будет так же к ним и относиться. Если дите, во время того, как вы стоите на кухне, засовывает пальцы в розетку, то сначала нужно предупредить его не делать этого.

Если малыш ослушается, то идете к нему, берете на руки, и переносите в другую комнату. На этом этапе ребенок поймет, что вас лучше слушаться, во избежание подобных ситуаций.

Причины кашля. Заболевания, вызывающие кашель.

Причиной кашля могут быть:

  • ОРЗ (грипп, ОРВИ);
  • заболевания верхних дыхательных путей (хронический ринит, хронический синусит, фарингит) – в этом случае откашливаемая слизь попадает в дыхательные пути из носоглотки;
  • ларингит;
  • острый или хронический трахеит;
  • острый или хронический бронхит;
  • пневмония (воспаление легких);
  • плеврит;
  • бронхиальная астма;
  • опухолевые процессы (в том числе рак легкого);
  • туберкулез;
  • сердечная недостаточность;
  • аскаридиоз (поражение глистами аскаридами);
  • курение;
  • вдыхание загрязненного воздуха (кашель присущ представителям некоторых профессий – шахтерам, столярам, плотникам);
  • приём некоторых лекарств, применяющихся при лечении болезней сердца и гипертонии.

Особенности развития психики

Кроха продолжает знакомиться с окружающим миром: если сломалась любимая игрушка, малыш несёт её родителям «на ремонт». Малютка активно взаимодействует с другими детками на площадке: вместе с ровесниками он разыгрывает небольшие сюжеты, сообща лепит куличики.

Дети наблюдают за реакцией взрослых, это для них своеобразная подсказка, как себя вести в непонятной ситуации.

Например, кроха хочет поиграть с окружающими, но он оглядывается на родителей, ища у них одобрения, или возвращается к маме, если его что-то беспокоит. Дети часто пугаются, потому что многого пока не понимают. Поэтому, если малышу страшно, нужно поддержать ребёнка и объяснить, почему данной ситуации не стоит бояться.

Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте ещё не сформировался инстинкт самосохранения: находясь в опасности, малыш может не испытать чувство тревоги. Родителям следует всё время «мониторить» ситуацию, не выпуская кроху из поля зрения ни на минуту.

Год и десять месяцев — время, когда можно заметить, что ребёнок часто капризничает.

Так, малыш уверенно стоящий на ножках и любящий побегать, вдруг без особой причины просится на руки, всем своим видом показывая, что он устал.

Ситуация ставит взрослых в тупик, но такое поведение вполне объяснимо: карапуз понимает, что раз он научился ходить самостоятельно, родители уже не обязаны помогать ему в передвижении. Поэтому смысл подобных «капризов» в том, чтобы напомнить взрослым — кроха все ещё нуждается в их поддержке и опеке.

Появляются и другие требования. Малыш хочет пользоваться своей посудой, желает иметь личные игрушки, одежду, обстановку. Так, ребёнок пытается выявить подконтрольное ему пространство, очерчивает границы возможного.

Родители должны идти навстречу просьбам малютки, чтобы выработать у ребёнка чувство уверенности — он владеет ситуацией! А неизбежные в таких случаях ошибки добавляют новые знания, которые крохе нужно будет осмыслить и пополнить ими картину мира.

Конечно, откровенным капризам, например, покупке очередной игрушки, потакать не нужно. В противном случае у малютки разовьётся чувство ложного всемогущества, уверенность в том, что родителями можно легко манипулировать.

В 1 год и 10 месяцев ребёнок любит повторять — «Я сам». Следует поощрять малыша в своей самостоятельности. Придётся запастись терпением, но очень скоро карапуз без посторонней помощи освоит простые навыки.

Например, он будет стараться снимать кофточку или носочки, даже если родители, наоборот, пытаются одеть непоседу для прогулки. Такими действиями ребёнок желает показать свою независимость. Кроха запросто может закатывать истерики, если родители не понимают его намерений — вполне допустимая для данного возраста реакция.

Малыш года и десяти месяцев хочет быть в центре внимания. И он пытается добиться этого любыми доступными способами. Родителям следует твёрдо, но аккуратно донести до крохи мысль, что папа с мамой — не его собственность. Ребёнок всё поймёт, он уже умеет строить причинно-следственные связи.

Если малыш сложил из кубиков картинку — он рад, когда не получилось реализовать задуманное — огорчён. Это свидетельство того, что ребёнок обретает самостоятельность.

Как заниматься с малышом

Специалистов часто удивляют негодования молодых мам, которые жалуясь на нехватку времени, оправдывают недостаточное развитие своего ребенка в 10 месяцев. Действительно, совершенно необязательно проводить многочасовые занятия с крохой, да и вряд ли он выдержит столь большой нагрузки, концентрация еще не та, требовать от него послушания школьника мягко говоря глупо.

Занятия, если их вообще так можно назвать, неплохо проводить весь день – при походе в супермаркет, в поездке к любимым бабушке и дедушке, прогуливаясь в парке. Как лучше развивать ребенка на улице (советы доктора Комаровского):

  1. Не бойтесь забраться с крохой в песочницу и вместе с ним покопаться в песке. Найдите листики и веточки, отсортируйте их по величине или цвету, пригодятся и камешки.
  2. Захватите с собой на прогулку пасочки и пирамидки. Приговаривая стишки, можно легко заинтересовать ребенка в 10 месяцев разместить небольшие формочки внутри тех, что покрупнее, и правильно собрать пирамидку.
  3. Для того чтобы грудничок поскорее освоил разные формы предметов, соорудите 3 коробочки, к примеру, возьмите 2 квадратные и 1 круглую. Внутрь круглой определите любимое детское лакомство и расскажите, что конкретно в круглой находится то, что ему так хочется. Постепенно малыш поймет, что именно эта форма предмета – не что иное, как круг.

Теперь пара рекомендаций от доктора Комаровского по развивающим занятиям в домашних условиях:

  1. Развивать в ребенке способность возить по полу машинку, дергая за тесемку, можно, для начала зафиксировав ленточку к стульчику. Малышу самому будет интересно дергать за тесьму, поэтому позже, когда он получит в подарок игрушку на веревочке, этот процесс не составит для него труда.
  2. В 10 месяцев любимое чадо уже различает близкое окружение, поэтому воспользуйтесь этой способностью – почаще листайте фотоальбомы, пусть малыш укажет на каждого, с кем знаком.
  3. Дети отлично воспринимают мелодичную музыку, особенно если она ассоциируется с активным движением. Привлеките ребенка к танцам, чтобы лучше отчеканивать ритм, воспользуйтесь бубном или другим простым музыкальным инструментом.
  4. Для тренировки отдельных групп мышц крохи периодически кладите игрушку чуть выше его уровня, чтобы он мог привстать и дотянуться до вещи.
  5. Развивать у малыша речевые способности поможет простое общение. Почаще задавайте крохе вопросы, читайте сказки, чем чаще он будет слышать человеческую речь, тем быстрее заговорит. Дети великолепно воспринимают игру в «Телефон» – имитируйте телефонный разговор и призывайте грудничка отвечать на вопросы.
  6. Дети в возрасте 10 месяцев любят перебирать мелкие предметы, это позволяет развивать моторику. Поэтому уложите в одну корзину или коробку всяческие предметы – это могут быть лоскутки от разных полотен, камешки, губка, бусинки, ленты, резинка для волос, платочек. Ощупав все собственными пальчиками, малыш вскоре начнет самостоятельно различать вещи. https://www.youtube.com/watch?v=ME_h9KtWgoc

Видеоинструкция, чем занять и как развивать ребенка в 10 месяцев, размещена ниже: https://www.youtube.com/watch?v=Z2AjH_BUYQ8.

Навыки ребенка

Развитие ребенка в первый год жизни достаточно стремительно, его навыки отслеживаются в нескольких направлениях: физиология и психология, речь, взаимодействие с окружающими.

Физиология

К 10 месяцам прибавка в весе и росте становится незначительной, в среднем 450 г и 1.5 см. В норме мальчики в этом возрасте весят от 7.5–11.5 кг с ростом 68.5-77.5 см, девочки находятся в границах 7.6–10.9 кг, 66.5–76.4 см.

Малыш уже умеет:

  • Уверенно садиться и держать спину.
  • Самостоятельно вставать при наличии опоры. Некоторые детки стараются ходить вдоль стены или перебирать ногами, когда мама держит за две руки.
  • Развивается мелкая моторика. Ребенок может хватать двумя пальцами, крепко держит ложку, двумя руками удерживает бутылочку или чашку. Периодами кроха может предпочитать использовать одну руку, не переучивайте его, в этом возрасте еще не формируется понятие левша – правша, малыш лишь осваивает новые возможности.
  • Хорошо координировать движения во время ползанья (на коленках или по-пластунски).
  • Взаимодействовать с несколькими предметами, например, доставать что – то с помощью ложки, толкать мячик палочкой.
  • С помощью родителей кроха может освоить сползание с дивана. Для этого его нужно развернуть к краю попой и показать, как можно опускать сначала ножки, потом тело.

Это время, когда малыш начинает копировать поведение взрослых, активно осваивать мир вокруг. Поэтому он открывает все шкафы, достает посуду и вещи. Нужно постараться дать ребенку максимально много места, при этом обезопасить пространство.

Общение и психология

Ребенок становится более самостоятельным, у него появляются цели, проявления характера. Малыш может начать упрямиться, отстаивая свои желания. Его речь становится эмоциональной, он может произносить слоги, дополнять их жестами. Иногда детки складывают слоги в простые слова «мама», «баба», «дай»

Кроха знает, как лепетом привлечь внимание окружающих, понимает значение отдельных слов, таких как «дай руку», «возьми чашку», «повернись ко мне»

Появляется взаимосвязь между действием и словами, поэтому все манипуляции полезно проговаривать. Заметно, что малыш:

Выбирает нужный предмет, может показать на него пальчиком;
Распознает запреты и похвалу, понимает шутки и смеется;
Начинает играть в ролевые игры: качает куклу, разговаривает по телефону, водит машину;
Создание и разрушения чего – то становится осознанным, малышам особенно нравится ломать куличи, пирамидки, башни;
Интересуется окружающими предметами, новыми вещами;
Пытается общаться с другими детьми, проявляет к ним внимание;
Помнит, где находятся его игрушки или спрятанный им предмет.

Как развивать малыша

Речевые игры. Разнообразные задания, позволяющие карапузу тренировать речевой аппарат, находить знакомые предметы на картинках, в книжках, среди предложенных вещей, позволяют совершенствовать умение говорить, развивать понимание обращенной речи. Отдельно стоит предлагать крохе разнообразные артикуляционные упражнения: повторить за взрослым звук, слог, слоговую цепочку.
Игры на развитие мелкой моторики. Занятия с бусинами, шариками, пирамидками и кубиками, сенсорными мешочками и бизибордами развивают пинцетный захват, координацию пальчиков и рук, способствуют развитию речевого центра головного мозга. На 11-м месяце жизни все игры с небольшими предметами должны проводиться под присмотром взрослых, чтобы избежать заглатывания;
Игры с водой. Переливание воды из разных стаканчиков и ковшиков, мельницы и фонтанчики, ролевые игры с резиновыми игрушками во время купания положительно влияют на общие знания об окружающем мире, дают возможность познакомить с новыми формами игр, поднимают настроение карапузу;
Творчество. Рисование пальчиками, лепка из теста, мелки – виды творчества, теперь доступные крохе. Через простые занятия малыш знакомится с разнообразием цветов, форм, развивает мелкую моторику. Творческие занятия с 10-ти месячным ребенком нужно проводить совместно, водя ручкой крохи по бумаге, показывая, как менять форму теста, рисовать при помощи мела

Во время занятия рассказывайте, что вы делаете, акцентируйте внимание на полученном результате;
Тренировка двигательных навыков. Прятки и догонялки, гимнастика и прогулки при помощи взрослых

Рекомендуется предлагать малышу тренировать свои навыки с использованием игровых элементов. Возьмите игрушку и поставьте ее на стул, позовите малыша измененным голосом, предложив ему взять игрушку в руки. Заинтересованный кроха поднимется с пола и попытается забрать вещь. Пусть игрушка, управляемая вами, отойдет от него на некоторое расстояние, стимулируя карапуза сделать несколько шагов.
Развитие зрения и слуха. Классическая музыка и игры с музыкальными инструментами хорошо развивают слух малыша. Заводные и движущиеся игрушки тренируют внимание и остроту зрения;
Сюжетные игры. Пора начинать знакомить кроху с возможностями сюжетной игры. Покажите, как можно манипулировать куклой или игрушкой, чтобы повторить знакомые действия: положить спать, покормить. Во время такой игры разговаривайте с малышом от имени игрушки, комментируйте ее ощущения (больно, приятно);
Игры исследования. Предложите малышу найти предмет, спрятанный в коробку или мешок. Покажите, как играть с сортером, логическим кубом. Первый раз выполните необходимое действие самостоятельно, потом повторите движение, управляя руками крохи, предложите выполнить задание самостоятельно;
Развитие логики и обобщения. Общаясь с малышом, покажите ему разницу между большим и маленьким, употребляйте слова обобщения для предметов (овощи, фрукты, мебель, посуда), покажите, как можно сортировать вещи по цвету, размеру;
Чтение. Сказки, стихи, потешки – способ знакомить малыша с удивительным миром книг, показывая новый способ познания.

От 9 до 12 месяцев

Девятимесячный ребёнок обучается не просто захватывать игрушки, а изучать окружающую действительность. Сейчас он настоящий экспериментатор и исследователь.

Кроха активно ищет спрятанные в коробке любимые игрушки, находит применение старым предметам, пробует устанавливать причинно-следственные связи. К примеру, он может подолгу наблюдать, как выливается из ёмкостей вода, пересыпается крупа.

Поскольку младенец уже более подвижен и мобилен (некоторые детки пробуют ходить), за ним необходимо внимательно следить

Важное правило – убирать все представляющие опасность для малыша предметы повыше и подальше

Основные игрушки для этого возраста:

  • пирамидки;
  • матрёшки;
  • сортеры;
  • кубики (мягкие, пластиковые, деревянные);
  • наборы для купания;
  • первые куклы;
  • детская посуда;
  • мячики;
  • машинки;
  • элементарные конструкторы;
  • мозаика с крупными деталями;
  • пальчиковый театр;
  • книжки с крупными изображениями;
  • мягкие тоннели для ползания;
  • игрушечные горки и качели.

Разнообразные сортеры

Сортер – это развивающее игровое пособие, представляющее собой закрытый контейнер в форме дома, куба, почтового ящика, в котором имеются различные проёмы. Смысл игры – ребёнок опускает или геометрические фигуры, или силуэты зверушек в предназначенные для них прорези.

Сортеры обычно бывают 2 типов:

  • с фигурками, закрывающими проёмы;
  • с фигурками, проталкивающимися в прорези.

Для ребёнка младше годика следует подбирать игрушки с 3 — 4 отверстиями или углублениями. В ином случае кроха попросту не справится с игровым процессом, в результате чего «непонятная» игрушка плавно перекочует в корзину с ненужными предметами.

Само наименование игрового пособия «сортер» свидетельствует о принципе его работы. Ребёнок должен сортировать фигурки, то есть размещать предметы в прорези, ориентируясь не на свою силу, а на их формы, размеры, оттенки.

Такие упражнения помогают тренировать глазомер, моторную ловкость, логическое мышление, тонкие движения пальчиков, наблюдательность и усидчивость. Все эти качество пригодятся в развитии и совершенствовании речевых навыков.

Помимо этого, развиваются тактильные ощущения. Ребёнок, взаимодействуя с «волшебной коробкой», учится различать и узнавать оттенки и формы. Психологи убеждены, что такая игрушка также участвует в формировании творческих навыков. Ведь зная формы, малыши смогут скорее перейти через этап каракулей к понятным изображениям.

Сортер

Ходунки-каталки

Именно в этом возрасте большинство детей делают первые шаги. Чтобы облегчить обучение и тренировку навыка ходьбы, производители игрушек предлагают специальные тележки-каталки. Они являются ещё одной точкой опоры, держась за которую, ребёнок начинает шагать.

Обычно такие каталки выполнены в форме зверушек, автомобилей или простых тележек. В некоторых устройствах имеются игровые панели, которые позволяют слушать музыку и изучать, к примеру, цифры.

Польза такого игрового приспособления состоит в развитии:

  • крупной моторики (ребёнок обучается стоянию и ходьбе);
  • органа равновесия;
  • мелкой моторики;
  • координированности движений;
  • слуховых и зрительных ощущений (если каталка оснащена дополнительной игровой панелью).

А вот к традиционным ходункам у многих специалистов отношение довольно негативное. Если ребёнок слишком много времени проводит в таком устройстве, то нельзя исключить проблемы с развитие опорно-двигательного аппарата в будущем.
Каталка-ходунки

Навыки и умения

Координация движений малютки в 22 месяца уже достаточно хорошо сформирована: он умеет пинать мяч так, чтобы тот покатился, и при этом не падать и не спотыкаться. Если кроха пока не освоил данное упражнение, следует просто предоставить ему больше попыток, детки в 22 месяца очень упорны в достижении поставленной цели.

Что ещё должен уметь малютка:

  • бегать, не натыкаясь на препятствия;
  • балансировать на 1 ноге, держась за опору. Уже скоро малыш начнёт осваивать трёхколёсный велосипед;
  • рисовать линии и складывать простые пазлы. Поэтому стоит запастись фломастерами и красками;
  • собирать сортер из 4-х форм;
  • строить несложные конструкции из кубиков;
  • отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?» применительно к знакомому предмету или изображению;
  • удерживать в уме последовательность из 2-х действий и выполнять её: может взять и принести игрушку по просьбе взрослого;
  • различать круг и квадрат;
  • учится понимать речь. Словарный запас малыша составляет порядка 50 слов. Сам он пока активно не говорит, но разбирается в том, что сказано;
  • узнавать себя и родных на фото;
  • может попытаться изучать свои интимные места. На данном этапе это свойственно мальчикам и девочкам, считается нормой и не должно вызывать беспокойства у родителей.

Некоторые дети демонстрируют готовность сидеть на горшке. Это стремление следует поощрять. Но давление оказывать пока рано: большинство ребятишек осваивает данный навык позднее – на 27-32 неделе.

В год и 10 месяцев уже можно предположить: ребёнок «правша» или «левша». Обычно у большинства детей ведущей является правая рука, и только у 10% — левая.

Что должен уметь ребенок в 15 месяцев

  • Уверенно ходит самостоятельно, перешагивает сам через препятствия.
  • Хорошо ориентируется дома, знает где кухня, а где ванная.
  • Познает первые причинно-следственные связи (если бросить тарелку, она разобьется; если толкнуть мячик, он будет катиться).
  • Знает основные части тела (глазки, носик, ручки).
  • Различает цвета.
  • Выражает чувства через объятия и поцелуи.
  • Подражает действиям старших и сверстников.
  • Проявляет интерес к предметам домашнего обихода (веник, расческа, кастрюли) и использует их в игре.
  • Кушает ложкой и пьет из детской кружечки.
  • Ярко выражает любые эмоции и стремится к самостоятельности.

Общение с окружающими людьми

Малыш должен развивать социальные навыки, играя с другими детками, пусть даже старшими по возрасту.

Малыши в 22 месяца уже должны иметь базовые понятия о норме поведения в обществе, поэтому следует учить их контактировать с другими ребятишками, избегая конфликтных ситуаций. Можно брать на прогулку несколько игрушек, которыми малыш может обмениваться, налаживая коммуникативные навыки.

В этот период дети особенно чувствительны и могут негативно отреагировать на попытки познакомить их с другими малышами. Правильнее будет не «давить» на ребёнка, а предоставить ему свободу выбора. Пройдёт немного время, и карапуз самостоятельно наладит первый контакт и обретёт друзей «по песочнице».

Нельзя сравнивать своего малыша с другими ребятишками, это выработает у малютки заниженную самооценку и неуверенность в собственных силах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector