Поэтапное рисование городецкой росписью

Содержание:

Городецкая роспись, узоры — Конспект занятия для детей 6–7 лет «Городецкие узоры»

Публикация «Конспект занятия для детей 6–7 лет «Городецкие…»
Конспект занятия «Городецкие узоры. Кони- птицы». Цель: Развивать интерес к искусству городецких мастеров, воспитывать уважение к творческому наследию. Задачи: 1.Создавать условия для рисования детьми фантазийных коней- птиц по мотивам Городецкой росписи. 2.Продолжать знакомить…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД по рисованию с детьми 6–7 лет «Птица счастья» по мотивам городецкой росписи
«Знакомство детей 6–7 лет с городецкой росписью». Часть 7. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Городецкие птицы». Задачи. Способствовать развитию интереса у детей к народному творчеству. Закреплять умение детей рассматривать изделия с городецкой росписью,…

Конспект НОД по рисованию с детьми 5–6 лет «Волшебство городецкой росписи»
«Знакомство детей 5 – 6 лет с городецкой росписью». Диагностическое задание. Задачи . Выявить знания детей о городецкой росписи, о её традиционных особенностях. Закрепить умение детей рисовать городецкие цветы, самостоятельно составлять разные композиции из растительных…

Конспект беседы в подготовительной группе «Знакомство детей с городецкой росписью»
Цель: формировать познавательно-творческий интерес у старших дошкольников к городецкой росписи в сравнении с другими народными промыслами. Задачи: Формировать у детей представления об особенностях городецкой росписи на основе рассматривания образцов — изделий и иллюстраций –…

Основные приемы техники

Несмотря на всю визуальную простоту техники, она является довольно сложной, притом что главная трудность заключается в мазках с их разной толщиной и формой, мастерство исполнения которых приходится оттачивать месяцами, а то и годами. Для облегчения поставленной задачи на первых порах могут быть использованы вспомогательные трафареты и шаблоны городецкой росписи, представляющие собой некое подобие аппликации. Кроме того, вовсе не обязательно начинать с деревянных заготовок, ведь проще всего тренироваться на бумаге, перенося на нее основной рисунок с помощью обычного карандаша.

Помимо прочего, начинающему мастеру понадобятся следующие современные материалы и инструменты:

  • Гуашь или акриловая краска на водной основе. Вне зависимости от выбранного материала, он должен быть хорошо пигментированным и не просвечивать на бумаге. Что касается оттенков, то выбираются самые яркие из палитры, включая черный для раскрашивания лошадей и обозначения контрастных переходов.
  • Кисти разной толщины и среза с натуральным ворсом (подойдет белка, соболь или норка). От качества инструмента будет во многом зависеть аккуратность исполнения работы, поэтому не стоит на нем экономить, выбирая кисточки из среднего ценового сегмента.
  • Шаблоны и трафареты, которые могут быть фигурными или прорезными. Примечательно, что такие заготовки можно сделать своими руками, используя в качестве подручных средств тонкий картон.

После того как все материалы будут подготовлены, а образцы под раскраску нанесены на деревянную или бумажную основу, можно приступать к поэтапному рисованию городецкой росписи. Сам мастер-класс не представляет собой ничего сложного, обычно включая в себя изучение и пошаговое исполнение следующих элементов:

  • Розан. Для выполнения этого цветка, который имеет круглую форму, необходимо нанести соответствующий шаблон, используя циркуль или лекало. После этого выполняют заполнение круга яркой краской с помощью широкой кисти, которую необходимо перемещать по внутренней стороне окружности, постепенно переходя к центру, обозначаемому более темным оттенком. Затем выполняется теневка, предполагающая выделение внутренних лепестков с помощью все той же более темной краски. На финишном этапе приступают к так называемому процессу оживки, под которым подразумевается прорисовка прожилок и точек контрастным белым или черным цветом, для чего в ход идет тонкая кисть.
  • Городецкая роза. В отличие от розана ее основа представляет собой несколько объединенных элементов: расположенный в центре продолговатый бутон и окружающие его круглые лепестки, постепенно уменьшающиеся в диаметре при переходе в задний фон. Кроме того, теневку в этом случае выполняют без использования разных оттенков, сразу же переходя к оживке с помощью черной и белой краски.
  • Купавка. По аналогии с розаном, первый этап выполнения этого узора также предполагает нанесение подмалевка круглой формы, после чего приступают к его теневке. В этом случае центр делают овальным со смещением кверху, после чего обозначают крупным шариком верхушку бутона и приступают к прорисовке каплеобразных лепестков по нижнему его периметру с постепенным уменьшением их масштаба к задней стенке. Оживка может выполняться по своему усмотрению с обязательным акцентом на внутренней части каждого элемента.

Самыми простыми в выполнении являются такие цветочные узоры, как ромашка и бутон, в основе которых также лежит круглый подмалевок. А вот их оживка, напротив, имеет свои особенности, представляя собой поэтапно чередующиеся два цвета для контрастной прорисовки, которые могут иметь разное расположение, напрямую зависящее от общей композиции.

Рисование городецкая роспись

Вся городецкая роспись символична. Например, конь в ней является как символ богатства, птица означает счастье, а цветы – как изображение здоровья и процветания во всех начатых делах. Художниками в основном выбирались такие сюжеты , как всадники на смелых конях, красочные свадьбы и застолья, семейные и спокойные чаепития и многие другие сцены торжества из обычной жизни людей. Но от того, что художники были обычными крестьянами, создавался своеобразный стиль, в котором строгие и элегантные городские черты перемешаны с простодушием крестьянским , искренностью простого народа тех времен. Сейчас, городецкая роспись адаптирована и для дошкольников, и для взрослых.

Что стоит приобрести

Изначально в мире городецкая роспись была как искусство изображения на

Вам понадобится:

  1. Бумага или доска. Первое хорошо для начинающих и детей, второе – для росписи предметов обихода – тарелка, доска и другие натуральные деревянные заготовки.
  2. Краска. Мастера предпочитают масляные, но для новичков подойдет и гуашь. Обычный набор, состоящий из 12 штук, подойдет.
  3. Кисти. Как и любому художнику требуются разного размера. Лучше с натуральной щетиной. Для городецкой росписи подойдут три кисточки:  флейц, «белка» и колонковая.
  4. Лак. Если рисунок наносится поверх дерева, необходимо закрепить специальным защитным слоем.

С чего начинать рисунок

Чтобы полностью влиться в этот вид искусства, важно не только просто желание нарисовать и подготовить все материалы, но и изучить технику рисования. Ведь писание «по-городецки» стоит чуть ли не отдельной статьи: как держать кисть, как водить кистью, какими движениями пользоваться в одних или других деталях

Вся городецкая роспись делается в два этапа. Но прежде чем приступит к ним, на поверхность наносится фот, также являющийся и грунтовкой.

1 этап – «подмалёвка». Это является своеобразным нанесением крупных цветовых пятен. Выглядит всё это настолько легко, что справиться может даже пятилетний ребёнок. Ведь вся суть состоит в том, чтобы сначала нанести краску тонким ровным слоем, чтобы нигде не было пробелов и наплывов. Пользуются на этом этапе плоскими и широкими кистями – флейцами. Подходит для закрашивания все крупные фигуры изделия.

2 этап – «оживки». Это прием, когда рисунок с помощью черно — белой краски объединяется в одно целое. На этом этапе применяются художественные кисти. Этот этап очень сложен и потребует от художника немало сил и концентрации. Вся суть оживок состоит в том, чтобы наносить белой или черной краской множество малых точек поверх подмалёвок. Главное не переборщить и предугадать количество оживок, ведь иначе можно испортить произведение искусства.

Основные цвета городецкой росписи

Городищенские художники использовали вначале краски на яичной основе, потом масляные, темперные и гуашь. Сначала поверхность изделий грунтовали, после войны стали наносить краски непосредственно на поверхность, что сделало роспись более легкой, живой, прозрачной. Сейчас стали использоваться современные акриловые краски.

  • Замалевок – для раскрашивания цветов и ягод используют охру, розовый, красный, бордовый, голубой, синий цвета. Для листьев – зеленый, иногда коричневый;
  • Теневка – синие и голубые детали оттеняют темно-синим, черным и коричневым тонами.
  • Разживка – делается роспись черным тоном и белым (оживка), изредка желтым на листьях и цветах.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Городецкая роспись, узоры — Продуктивная деятельность «Городецкая роспись на разделочной доске» с детьми подготовительной группы

Публикация «Продуктивная деятельность «Городецкая роспись на разделочной доске» с…»
Добрый день! Продолжаю делиться опытом росписи по народным промыслам. Сегодня мы будем расписывать разделочную доску городецкими узорами. Это будет индивидуальная работа, в которой будут участвовать два ребенка. Цель: — Познакомить с городецкой росписью; — Учить детей украшать…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Фотоотчет о создании макета Городецкой башни Смоленской крепостной стены
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Фотоотчет о создании Городецкой башни Смоленской крепостной стены Составил: учитель-логопед Синдицкая И.М. Создание Городецкой башни Смоленской крепостной стены…

Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»
Тема: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи ». Цел ь: приобщение старших дошкольников к основам декоративно-прикладного искусства. Зада чи: Образовательные: — продолжать знакомить с историей промысла городецкой росписи; — расширять интерес к народному…

«Роспись доски городецким узором» фотоотчёт с занятия по ИЗО
«Роспись доски городецким узором» фотоотчёт с занятия по ИЗО Цель: расписание шаблона декоративной досточки городецкой росписью. Задачи: — продолжать знакомить детей с народными промыслами; — учить составлять узор из элементов городецкой росписи; — совершенствовать навыки…

Городецкая роспись, узоры — Проект «Городецкая роспись» (подготовительная группа)

Статья «Проект «Городецкая роспись» (подготовительная…»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Проект Название: «Городецкая роспись». Вид: групповой, познавательно – информационный, практико –исследовательский. Возрастная группа: подготовительная группа №8. Состав участников: дети,…

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» в подготовительной к школе группе
Конспект по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Декоративное рисование «Городецкая роспись» в подготовительной к школе группе . Цель: • Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. • Учить выделять основные элементы узора….

Фотоотчёт открытого занятия по пластилинографии в подготовительной группе «Пластилиновый городец»
Так уж получилось, что моим хобби стало создание пластилиновых картин на любую тематику, а моя работа стимулировала и продолжает стимулировать меня к самосовершенствованию и совершенствованию знаний навыков моих воспитанников. Пластилинография удивительна по своему проявлению в…

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. Конспект занятия «Роспись городецкой шкатулки»
Тема: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Роспись городецкой шкатулки» Воспитатель: высшей квалификационной категории: Яхиббаева В.Д Цель: Продолжить знакомство с городецкой росписью. Формировать интерес к народному декоративно — прикладному искусству,…

Городецкая роспись, узоры — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
3 …

Схемы работы над городецкими узорами

На занятиях по рисованию для освоения элементов росписи используются простые сюжеты. Но каждую работу нужно выполнять в определённом порядке.

«Бутон»

Работа над этой разновидностью цветов выполняется, в соответствии с инструкцией.

Цвет бутонов можно варьировать, но только в рамках цветовой гаммы городецкой росписи

  1. Начинаем с подмалёвка. Набираем мокрой кисточкой красную краску, удаляем излишек и ещё раз окунаем в воду, чтобы цвет был размыт.
  2. Прорисовываем круг — делаем нажим кистью, затем проводим полукруг и опускаем кисть вниз.
  3. Далее делаем оттенёвку — набираем концентрированный красный и проводим полудуги на бутонах, прорисовываем точки. Не забываем держать кисточку строго вертикально.
  4. Зелёной краской делаем оживку — зелёные листья.

В эту работу можно внести разживку, то есть добавить элементы.

«Ромашка и купавка»

Инструкция:

  1. Сначала работаем с ромашками.
  2. Делаем подмалёвок розовой краской (размываем красную краску).
  3. Насыщенным красным создаём оттенёвку — штрихи, расположенные по диаметру ромашки. Не забываем кисть держать перпендикулярно вниз.
  4. Приступаем к оживке. Делаем красную сердцевину цветка.
  5. Для разживки белой краской разбавляем оттенёвку — чередуем чёрные штрихи с белыми, а также делаем точки на серединке.
  6. Создаём подмалёвок купавки — рисуем круг.
  7. Оттенёвка представляет собой прорисовку серединки.
  8. Делаем разживку — рисуем белые прожилки-лепестки в виде двух полудуг с перемычками.

«Розан»

Теперь опишем инструкцию по работе над разновидностью «розан»:

  1. Для подмалёвка делаем красный круг и по два листика слева и справа.
  2. Белой краской рисуем полудуги в верхней трети розана.
  3. Соединяем их штрихами.
  4. Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги.
  5. В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи.
  6. На листьях проводим линии-прожилки.

Оживки

Теперь перейдем к третьему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью художественной кисточки N2 и N3.

Кончик кисти осторожно обмакивают в белую гуашь и украшают цветки точками и упругими штрихами. Первым делом ставят белую точку в центре всех носиков, потом окантовывают точками носики у розанов и ромашек, а носики бутона и розы обводят белой дугой

А затем совсем уж изящными штрихами заканчивают оживки на розе (те, которые расположены по «меридианам»).

Все! Цветы мы научились писать! Совет: делайте оживки на цветах только такие, какие указаны на рисунке. Это — традиция. А традицию надо уважать.

Мастер А.В. Соколова предлагает 18 видов городецких цветов — роз, ромашек, купавок, многолепестковых цветов, напоминающих полевую герань.

Невозможно представить все богатство цветов, придуманных городецкими мастерами за 150 лет работы промысла. Здесь показаны лишь самые основные, распространенные и любимые городчанами. Это прежде всего розы.

В 1930-х годах, работая со знаменитыми мастерами жостовских подносов, известный русский художник П.П. Кончаловский утверждал, что написать розу так же трудно, как портрет человека. Но писать этот царственный цветок мастерам народного искусства не только трудно, но и радостно, иначе необращались бы к нему так часто жостовцы и расписчики деревянных изделий, вышивальщицы и даже кузнецы.

Городчане никогда не старались сделать свои цветы похожими на натуральные, условность декоративных приемов не только не скрывается, но даже подчеркивается. Всегда создается фантастический образ цветка и делается это искусно, с необычайной выдумкой и вдохновением.

Среди шести видов роз, представленных на рисунке, не найдется двух одинаковых по форме, ни по цвету, ни по тончайшим белильным деталям. Автор росписи выступает здесь как тонкий колорист: розы не просто красные, синие или розовые — их тонкие цветовые оттенки трудно обозначить словами. Не менее разнообразны и формы роз: варьируется разделка середины цветка, число и рисунок лепестков. Одни из них круглые, другие плавно изогнутые, третьи остроконечные. У каждого городецкого цветка свой неповторимый характер.

И роза, и купавка, и ромашка при первом взгляде на них кажутся весьма замысловатыми и трудными для исполнения. Поначалу сложно понять, как надо начинать работу над каждой цветочной формой. Но следут помнить, что даже самые сложные формы в народной росписи складываются из ряда простых элементов.

Есть несколько основных принципов, лежащих в основе создания большинства городецких цветов. Часть из них имеет основой так называемое яблочко — довольно большой по размеру кружок, выполняемый кистью среднего размера. На основе его разработки дополнительными красками и графическими разделками можно создать довольно большое число разнообразных цветов. Именно так и образуются городецкие розы, купавки и ромашки.

Другие цветы — назовем их полевой геранью — имеют маленькую круглую серединку-ягодку и различные по рисунку легкие лепестки, полу-прозрачность которых подчеркивается тончайшей белильной штриховкой. Для окончательной отделки цветочных форм наряду с белилами нередко применяется и черный цвет, очень любимый в городецкой росписи.

Есть еще один художественный принцип написания городецких цветов — это так называемые цветы по текстуре. Дело в том, что традиционные городецкие произведения писались, как правило, по цветным фонам, однако начиная с 1950-х годов в ассортименте промысла стали преобладать произведения, фоном для росписи которых служило натуральное неокрашенное дерево. В связи с этим мастерам пришлось решать достаточно много новых художественных задач. Опытные художники Городца нашли своеобразные декоративные решения композиций, не только приспособив к письму по текстуре городецкую цветовую палитру, но и создав новые своеобразные приемы написания цветов. Фрагменты неокрашенного дерева были включены в саму структуру цветка.

Список литературы далее…

Как рисовать Городецкую купавку

Главные особенности и символика

Несмотря на всю свою внешнюю простоту и примитивизм, главные элементы городецкой росписи условно делятся на виды и классы, изучение которых оказывается весьма увлекательным, причем как для взрослых, так и для детей. Прежде чем пробовать свои силы в этом народном искусстве, не помешает пройти краткое ознакомление с теоретическим курсом.

Условная классификация

В настоящее время эту технику довольно подробно изучают во многих русских школах живописи, неизменно начиная ознакомление с ней с теории. И прежде всего речь идет о ее классификации, которая условно делится на отдельные виды по следующим признакам:

  • Специалисты различают роспись павловскую и городецкую, причисляя к первой незатейливые узоры и орнаменты, а ко второй развитые сюжетные линии. Так, городецкая роспись зачастую представляет собой целую сценку, даже поверхностное ознакомление с которой позволяет понять, что именно пытался сказать мастер. Исключением, пожалуй, являются только цветочные узоры, которые позволяют просто наслаждаться яркой народной эстетикой без лишних размышлений о символизме и его потаенном смысле.
  • Все композиции городецкой росписи можно условно разделить на симметричные и асимметричные. Иногда в центре может располагаться ключевая фигура с расходящимся от нее в разные стороны в зеркальном отражении одинаковым орнаментом. Обычно это птицы, лошади или львы, тогда как на заднем фоне можно наблюдать фантазийные узоры, цветы или более сложные ягодно-цветочные композиции.

Значение фигур

Начинать знакомство дошкольников из детского сада и учащихся старших классов с городецким промыслом следует не только с самых интересных исторических фактов о его возникновении, но и со скрытого символизма, который неизменно таит в себе каждый цветок и весь животный мир, зачастую используемый в этой технологии. Так, начинающим живописцам не помешает занести в свой конспект следующие значения символов:

Птицы. Так как техника имеет прямое происхождение от иконописи, она буквально пропитана скрытым символизмом. И прежде всего речь идет о диковинных птицах, которые олицетворяют семейное счастье. Особенно здорово, если два одинаковых представителя пернатых были изображены в паре, имея упитанный живот, ведь это верный признак взаимности, гармонии и достатка

Обращать внимание следует и на вид птиц, ведь одно дело, если речь идет о петухе, и совсем другое, когда взору изучающего технику, предстает дивной красоты райская птица, правда, разница их значений носит весьма расплывчатый характер.
Конь. Еще один символ благополучия, причем на этот раз речь идет о материальных ценностях

Такое значение ведет свои истоки от слова «безлошадный», подразумевающее чью-либо несостоятельность, поэтому появление лошадей, да еще и в большом количестве говорит о полном достатке. Что касается расцветки, то городецкий конь может быть только черной масти. Эта особенность обусловлена старинной технологией выжигания по дубу, сильно затемнявшей рисунок. Именно поэтому более поздние мастера, старающиеся по максимуму сохранить аутентичность, использовали черную краску для раскрашивания лошадей, превращая их тем самым в настоящих вороных жеребцов, несущих не угрозу, а удачу.
Цветы с зеленой листвой также являются очень добрым символом, олицетворяющим крепкое здоровье, процветание в делах и долголетие. Всего в городецком промысле различают пять основных цветочных орнаментов, значение которых не меняется, в отличие от техники исполнения, усложняющейся с каждым новым этапом. Примечательно, что простота исполнения первого варианта заставляет преподавателей быстро переходить к следующему занятию, объясняя даже новым ученикам в группе, как рисовать второй тип цветов.

Цветовая гамма городецкой росписи

Есть традиционная расцветка – черное туловище, вишневый или красный хвост, зеленое крыло. Два из трех классических цветов имеется в наборе гуаши (черный и краплак), а городецкий зеленый цвет художник намешивает. Можно эти цвета заменять, но туловище птицы в классической версии всегда остается черным.

И всегда его дополняет присущая городецкому промыслу оживка. Тем ярче проявляется талант художника, чем более прорисован узор на пташке, чем гармоничнее выглядят цвета, которые мастер выбрал для ее росписи. Но и «пестрить» не нужно: типичная проблема новичков – они слишком увлекаются наведением узоров, что птица становится похожа на каллиграфическое упражнение карандашом, а не на традиционного городецкого героя.

О том как нарисовать городецкого петушка смотрите в видео-уроке.

Мастер-класс по отрисовке розана

Для замалевки розана подберите нужный цвет: красный, розовый (малиновый), охра или голубой.

Нарисовать розан можно так:

  1. В идеале круг изображается одним мазком, но чаще их все же два – один идет по часовой стрелке, другой – против, дополняя круг.
  2. Для теневки берется черный или коричневый, второй вариант сделает цветок более нежным. Теневка на голубом выполняется темно-синим цветом. Серповидные элементы и середина цветка прорисовываются более тонкими кистями.
  3. Оживка или разживка пишется белым, реже встречается желтый цвет. Белый цвет наносится вплотную к темному цвету теневки, за счет чего достигается контрастность. Это могут быть каплевидные элементы, устремляющие в центре. А в самой сердцевине цветка будет серповидный элемент и точка.

Малый розан, как и городецкие розы, как и бутон, рисуется в три слоя – замалевка, теневка, разживка (оживка).

Особенности росписи

Вначале мастера украшали донца резными изображениями. Затем появилась инкрустация – мозаика из кусочков потемневшего дуба, падавшего в разливающуюся реку, и долго пролежавшего там. Из этих кусочков делались крупные элементы рисунка, а мелкие исполнялись резцом. Тогда же начала зарождаться техника городецкой росписи на доске – условность, схематичность письма животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резному присоединяются рисованные сюжеты и раскраска. Композиция становится богаче, сложнее. Появляются ярусные картины – каждый ярус имеет свой сюжет, на котором выделяются различные детали изображения.

В 1870 году, в село Курцево, для обновления росписи местной церкви, приехал иконописец Огуречников. Он открывает деревенским ремесленникам приемы иконописи – слоевое наложение краски, оживки белилами. И мастера-резчики становятся художниками. Создаются изделия в иконописной технике. Городецкая работа быстро развивалась. Мастера брались за любую работу, разрисовывали мебель, панно, детские качалки. После Отечественной войны промысел полностью исчез. Заново возродился в шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, шкатулки, матрешек, посуду.

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Подготовка к занятию

Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).

На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске

На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.

Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета

При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).

Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево

Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.

Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины

Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей

  1. Начало рисунка – это набросок схемы на дереве в натуральную величину. Следует наметить размер будущей работы и её основных элементов.
  2. Для упрощения задачи можно прорисовать размер композиции на бумаге, а только потом перенести изображение на деревянную поверхность.
  3. Когда размер орнамента будет нанесён на деревянную поверхность, нужно выделить главный центр композиции. После этого можно продумать цветовую гамму.
  4. Когда будет решён вопрос о составе и цветовой гамме композиции, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
  5. Для детей рекомендуется выбирать несложные рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре рисуется красный круг, а рядом – лучи. Лучевые стежки должны быть одинакового размера.
  6. В конце работы деревянная поверхность покрывается лаком. Для такой работы отлично подойдет разделочная доска. 

Ребенку будет проще рисовать простые элементы

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector