Развитие ребёнка в 8 месяцев: что он должен уметь делать и как развивать его дальше
Содержание:
- Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
- Особенности питания ребенка в этом возрасте
- Заботимся о зубках
- Как малыш познает мир
- Что умеет ребенок в 3 – 4 года?
- Как поддерживать развитие ребенка в 14 месяцев
- Режим дня ребенка в 14 месяцев
- Коммуникативные навыки
- Речевое развитие
- Физическое формирование к 20 месяцам
- Как развивается зрение у детей от 3 до 4 лет
- Что может знать и уметь ребенок в 1 год 8 месяцев
- Интеллектуальный уровень
- Психическое развитие
- Бытовые навыки
- Что должен уметь ребенок в 16 месяцев
- Когда обратиться к врачу?
- Не могут без движения
- Речевые способности ребенка
- Особенности гигиены и ухода
- Время сидеть — мнение доктора Комаровского
- Интеллектуальное развитие ребенка
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
Особенности питания ребенка в этом возрасте
Стоит готовить каши и нежирные блюда на основе молочных продуктов. Однако лучше не давать пить ребенку молоко в чистом виде на ночь и в вечернее время суток. Это связано с тем, что оно тяжело переваривается. Молочных продуктов достаточно 400 мл в день. Обязательно стоит добавлять в детский рацион мясо и рыбу. Из рыбы можно выбрать треску или судак. Что касается мясного ассортимента, то в 20 месяцев прекрасно подойдет грудка индейки или курица. Лучше отварить или приготовить на пару. Также прекрасно подойдут котлеты на пару из рубленого мяса.
Примерное меню для детей до 2-х лет
А овощи уже могут быть не только в пюре. Можно их отварить и мелко порезать. Из фруктов можно делать свежеотжатые соки, но при этом разбавить кипяченой водой. Постепенно стоит добавлять и экзотические фрукты. Например, киви или цитрусовые
Только делать это с особой осторожностью, чтобы не спровоцировать аллергию. Смело добавляйте в меню и каши
Также, можно белый хлеб, но это вовсе необязательно.
Развитие самостоятельности в приеме пищи
Заботимся о зубках
В 3 года рот малыша укомплектован полностью: в норме все 20 молочных зубов (резцы, клыки, моляры) стоят на своих местах уже к 2 – 2,5 годам. Подробнее мы рассказываем о зубах в этом материале
Теперь важно заботиться об их здоровье. Что обеспечивает здоровье зубов?
- Правильное питание (кальций, фосфор, витамины D3 и K2, который содержится в твороге «Агуша К2»), употребление жесткой пищи, ограничение углеводов, сахара.
- Ежедневная чистка зубов утром и вечером, ополаскивание ротовой полости после приема пищи.
- Лечебно-профилактическая зубная паста, правильный выбор зубной щетки (в соответствии с анатомическими особенностями полости рта) и содержание ее в чистоте.
- Ежегодные осмотры у стоматолога.
Как малыш познает мир
Сейчас ваш малыш активно интересуется «деталями мира», который начинается с его собственных игрушек. Он может стремиться что-то собирать и разбирать, наблюдать, как это делают взрослые.
«Ручные навыки», что должен уметь ребенок в 1 год:
- «работать» с пирамидкой, состоящей из нескольких колечек: разобрать ее и собрать;
- построить домик, поставив друг на друга пару-тройку кубиков;
- интересуется устройством предметов с крышками — коробочек, кастрюлек; может класть в них другие предметы и закрывать крышками;
- интересуется игрушками-сортерами, в отверстия которых можно протолкнуть предмет; вы можете смастерить такой самодельный «сортер» из обычной коробки, прорезав в ней круглое или прямоугольное отверстие;
- если поставить перед ним пустую тарелочку и чашку, он может «попить» или «поесть» из нее, «по-игрушечному» показав, что умеет это делать;
- может взять игрушку, как ему удобно — и одной, и двумя руками, и двумя пальцами, переложить ее из одной руки в другую;
- понимает, что предметы могут двигаться (машинка, мячик, коляска и т. д.) и поэтому стремится их покатать;
- играет с куклой: кормит ее, укладывает в кроватку, причесывает и т.д.;
- играет со своими вещами — тапочками, шапочкой и т. д.;
- может самостоятельно пользоваться шкафом: открыть и закрыть ящик или дверцу, вытащить игрушки или вещи и убрать их в шкаф;
- старается повторять то, что делают другие дети или взрослые: хлопать в ладоши, стучать по предмету, копать лопаткой песок и т. д.;
- копирует действия взрослых: вытирает пыль, как мама или чинит кран, как папа.
Что умеет ребенок в 3 – 4 года?
На уровне освоения обязательных для этого возраста физических навыков малыш 3 – 4 лет уже хорошо ходит на мысках и по наклонной доске; бегая, меняет направление; прыгает на одной ноге, а на двух перепрыгивает через небольшие препятствия; бросает мяч и попадает им в цель с расстояния в 2 метра; умеет залезать на гимнастическую стенку.
Помимо физических параметров, существуют критерии психического развития, а именно — навыки, которыми ребенок овладевает на разных возрастных этапах, и без их учета невозможно судить об общем состоянии малыша. Длительная задержка в появлении определенных навыков и умений может свидетельствовать о неблагополучном сценарии и требует консультации у врача профильной специальности.
Итак, чему научился ребенок за данный период, какие навыки и умения он прибавляет к уже освоенным в предыдущие годы?
Словарный запас трехлетнего ребенка — более 1000 слов, к 4 годам — 1500 – 2000; малыш составляет предложения из 4 – 5 слов; в основном правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения: шипящие, свистящие, звуки и ); все еще может пропускать и заменять звуки и слоги (к 5 годам это постепенно проходит); вводит в речь абстрактные понятия; пересказывает несложный текст, короткие стихи, рассказывает истории на основе событий своей жизни, делится впечатлениями; задает много вопросов.
В познавательном развитии ребенка 3 – 4 лет также наблюдается динамика:
- Он понимает простые причинно-следственные связи;
- Долго сосредотачивается на одном занятии;
- Фокус внимания с конечного результата переключает на сам процесс выполнения задания (может старательно что-то рисовать и без сожаления смять рисунок);
- Тренирует наглядно-образное мышление (некоторые задачи уже могут решаться «в уме»);
- Проявляет первые навыки планирования деятельности с оценкой промежуточных результатов;
- Ему интересен окружающий мир.
Обогащаются и социальные навыки:
- Ребенок старается быть очень самостоятельным и независимым;
- Начинает осознавать, что не похож на других людей;
- Знает основные правила поведения в различных ситуациях;
- Умеет цивилизованно находить выход из конфликтов со сверстниками;
- Открыто выражает симпатию и антипатию, просит прощения, проявляет заботу, ласку, делится с другими и помогает им;
- Уже не может обходиться без сверстников;
- Становится партнером взрослому, устанавливая с ним дружеские взаимоотношения;
- Старается реализовывать свои замыслы, развивает волевые качества, учится не пугаться трудностей, мобилизоваться для достижения цели (при поддержке и одобрении взрослого).
Навыки самообслуживания продолжают оттачиваться и закрепляться:
- Ребенок самостоятельно следит за личной гигиеной — моет руки после туалета, прогулки, перед едой;
- Умывается, чистит зубы, пользуется туалетом без напоминаний;
- Он внимателен к своему внешнему виду, может заметить неопрятность в одежде;
- Одевается и раздевается без помощи взрослых (за исключением сложных элементов в одежде, например шнурков), вешает и складывает на место одежду;
- Следит за порядком в своей комнате, за игрушками;
- В детском саду ведет себя послушно.
Как поддерживать развитие ребенка в 14 месяцев
Каждый малыш развивается по своему персональному сценарию. Но для всех деток после года будут полезны различные стимулирующие развитие занятия.
- Озвучивайте все свои действия при ребенке, давайте описание окружающий предметам. Например: «Сейчас мы будем кушать. Давай сядем за столик, возьмем тарелочку и нальем в нее суп», «Посмотри, какой красивый цветок. Он красного цвета». Это поможет малышу расширить пассивный словарь, что развивает речевые навыки.
- Изучайте вместе предметы различной формы и свойства разных материалов. Ребенок в 14 месяцев уже хорошо отличает шар от кубика и способен понять назначение каждого. Также малышу полезно будет тактильное восприятие разнофактурных материалов. Можно мять и рвать бумагу, перекладывать камушки из коробочки в коробочку, пересыпать крупу. Во время таких игр нужно помнить о безопасности и не оставлять ребенка наедине с мелкими предметами.
- Учите малыша простым вежливым словам: «спасибо», «пожалуйста», «привет», «пока», «спокойной ночи».
- Отточить навыки ходьбы поможет цветная ленточка, разложенная на полу. Также полезно будет перешагивать через небольшие игрушки и подниматься по низким ступенькам.
- Играйте в пальчиковые игры.
- Стимулируйте активность малыша в движениях. Например, вместе сложите раскиданные по комнате игрушки на диван, а потом в коробку.
- Привлекайте всех членов семьи к занятиям с ребенком. Разностороннее общение положительно скажется на развитии малыша.
Режим дня ребенка в 14 месяцев
Сон
Малышу все еще требуется продолжительный сон, занимающий минимум половину суток. Большинство детей к этому возрасту уже твердо переходят на однократный дневной тихий час, занимающий от 1.5 до 3 часов.
Прогулки
Двигательные навыки малыша совершенствуются с высокой скоростью, поэтому ему просто необходима активность на улице. Подойдут неспешные прогулки за ручку с мамой, освоение детской площадки. Не стоит ограничивать кроху в самостоятельных действиях на улице. Скорее всего ему захочется без помощи взрослого взобраться по ступенькам и покачаться на качалке. Нужно лишь подстраховать ребенка в выполнении этих шагов. На прогулке не рекомендуется постоянно удерживать малыша в коляске. Большая часть времени на улице должна быть посвящена активному движению и изучению окружающего мира.
Питание
После годика многие мамы стараются сохранить грудное вскармливание. В это время молоко уже не несет значимой питательной ценности, но обеспечивает ребенка прочими незаменимыми компонентами, такими как нуклеотиды, олигосахариды, живые иммунные клетки – все эти ингредиенты помогают развитию иммунной системы, мозга и защите от инфекционных заболеваний. Если у мамы нет возможности продолжать грудное вскармливание, следует подобрать малышу подходящую по возрасту смесь. Конечно, она не сможет полностью заменить материнское молоко, но частично компенсирует недостающие компоненты.
Обычно к 14 месяцам малыша уже переводят на полноценный рацион, приравнивающийся к взрослому столу. Количество приемов пищи становится 4х-разовым. Необходимый суточный объем составляет 1200-1300мл. Данное количество делится между завтраком, обедом, полдником и ужином. Калорийность полдника должна уступать остальным приемам пищи. Традиционно после обеда малыши отправляются на тихий час и в период сна не успевают растратить энергию и проголодаться. Поэтому питательность полдника разрешается снизить. В качестве легкого перекуса подойдут кисломолочные продукты, фрукты и пюре. В этом случае к ужину ребенок успеет нагулять аппетит и хорошо покушает.
Хороший вариант для полдника – фруктовые пюре марки Кабрита. Они производится из органически чистых фруктов с добавлением сливок козьего молока. Такой продукт не содержит лишних ингредиентов: сахара, крахмала, консервантов и прочих добавок. Благодаря мягкой упаковке пюре удобно взять с собой в гости и на прогулку. Малыш может кушать его самостоятельно. Оно богато витаминами, микроэлементами и имеет природный сладкий вкус.
Коммуникативные навыки
Отдельно следует сказать и о том, что должен уметь ребенок в 1 год 7 месяцев применительно к сфере общения. Так, ошибочно было бы предполагать, что в 19 месяцев дети еще плохо понимают, чего от них хотят взрослые. На данном этапе малыши не только отлично вникают в суть обращения к ним, но » и т. д.)
Однако важно заметить, что далеко не всегда дети в указанном возрасте охотно идут навстречу просьбам или требованиям родителей опять же ввиду первых этапов становления личности. Часто случается так, что на требование взрослых сложить игрушки или отправляться в кроватку ребенок разражается бурной истерикой, криком, гневными протестами
Реагировать на проявление подобных эмоций необходимо с максимальным терпением и сдержанностью.
Речевое развитие
На этом возрастном этапе ребенок понимает:
- вопросы «что, кто это? », «где? », «что делает? » при рассматривании простых сюжетных картинок;
- понимает рассказ с простым сюжетом;
- выполняет несложные задания «дай игрушку», «поставь на место».
В активной речи слов уже около 80 или больше в зависимости от индивидуальных особенностей. Кроха произносит по-своему почти все слова, которые слышит. Малыши любят проговаривать окончания строк в стихотворениях («Уронили мишку…. на пол. Оторвали мишке… лапу»). Они уже свободно строят разговор из двухсловных предложений («Баба дай»). Первые полные предложения будут аграматичны и забавны. Но этот веселый период продлится недолго. Затем начнет формироваться фразовая речь.
Процесс развития речи можно ускорить, если не пускать его на самотек, а заниматься с ребенком в игровой форме.
Рекомендуется использовать игры, развивающие артикуляционный аппарат: подуй на одуванчик или на крутилку; сделай язычок лопаткой, иголочкой или трубочкой; надуй щеки; цокай язычком, как лошадка; дразнись язычком. Логопеды советуют давать ребенку пить из трубочки.
Очень стимулируют развитие речи игры рядом со старшими детьми, которые уже активно говорят.
Мало кто не знает, что развитию детской речи способствуют упражнения на мелкую моторику.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Что может являться показателями отставания от нормы в интеллектуальном и речевом развитии?
Малоподвижность ребенка, нежелание перемещаться, бегать, лазать, менять игрушки. Ребенок все время сидит, играет с одной игрушкой, раскачивается из стороны в сторону.
Проблемами также могут быть дизартрия (нарушение подвижности речевых мышц), говорение «в нос», обильное слюноотделение, напряженная мимика лица, нарушение звукопроизношения.
Отсутствие реакции на речь взрослых
Следует обратить внимание на состояние слуха малыша, проверить у врача – отоларинголога.
О задержке речевого развития говорит то, что к 1,5 годам у ребенка полностью отсутствуют слова, а в конце второго года – предложения.
ЧТО ДЕЛАТЬ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ? – Не сидеть, сложа руки. Если родители заметили, что их чадо отстает от других детей, они немедленно должны обращаться к специалистам. Пока детская нервная система лабильна, практически все проблемы можно решить способами педагогической коррекции, с помощью физиотерапевтических процедур и медикаментозного лечения.
Физическое формирование к 20 месяцам
Основные показатели развития детского организма в 1 год 8 месяцев следующие:
- мальчишки начинают опережать в росте, в среднем он составляет 80-85 сантиметров. Для девочек рост варьируется от 78 до 83 см.
- вес у мальчиков 11-12,5 килограммов, для девочек – 10-12 килограммов,
- зубов к этому возрасту может быть разное количество из-за индивидуальных особенностей, обычно имеется около 14 зубов, но у некоторых количество может достигать 17-18,
- окружность головы для мальчиков – 48-50м, для девочек – 46-49см.
К возрасту 1 год 8 месяцев ребенку необходимо спать около 13 часов в сутки, что вполне достаточно для полноценного развития детского организма и восстановления энергии. Если у Вас возникает проблема уложить спать малыша днем, будет достаточно пассивного отдыха: пусть он просто поваляется в кровати и полистает любимые книжки.
Как развивается зрение у детей от 3 до 4 лет
В этом возрасте бинокулярное зрение продолжает развиваться, а окончательно оно должно сформироваться к 5 годам. К 4 годам зрение настолько острое, что физически ребенок готов к чтению.
Проверяется зрение в этом возрасте с помощью таблицы Сивцева – Головина (те самые крупные «Ш», «Б», «М», «Н» и «К»). Расстояние от таблицы до стула составляет 5 м. Во время процедуры ребенок будет закрывать попеременно то левый, то правый глаз и называть буквы. Острота зрения в 3 года равна 0,6 – 0,9, в 4 — 0,7 – 1,0, в 5 — 0,8 – 1,0, в 6 лет и старше — 0,9 – 1,0.
Как заботиться о сохранении зрения?
Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми глазами. По статистическим медицинским данным, только 2 % новорожденных имеют врожденные пороки органов зрения. Проблемы начинаются в старшем возрасте.
Если вам известно, что у ребенка имеется генетическая предрасположенность к близорукости (она есть у близких родственников), постарайтесь ограничить зрительные нагрузки и уделить больше внимания двигательной активности, особенно на свежем воздухе, и закаливанию. Понять, если ли близорукость у ребенка, несложно: он близко подносит предметы к глазам, прищуривается, быстро утомляется, становится рассеянным, может жаловаться на головную и глазную боль. Обязательно обратитесь за консультацией к офтальмологу, если обнаружите даже один из этих симптомов.
Дальнозоркость, которая является физиологическим вариантом нормы для раннего возраста, обычно проходит к 7 годам, как и косоглазие, но только уже при соответствующем лечении.
Чтобы, поступая в школу, ребенок не испытывал проблем со зрением, вам нужно заниматься профилактикой нарушений.
Ребенку следует обеспечить адекватную возрасту двигательную активность, особенно на свежем воздухе.
Полноценное питание — необходимое условие отсутствия проблем со зрением: витамин А (самый главный для глаз), витамин С, витамины группы В, Е и др
В рационе ребенка должны быть морковь, капуста, черника, земляника, яйца, сливочное масло, печень, морская рыба, абрикосы.
Важен и правильный режим чтения (актуально также для маленьких детей — они смотрят в книгу вместе со взрослым, читающим сказку): нельзя читать лежа, расстояние от глаза до книги составляет длину предплечья, освещение должно быть хорошим, следует подбирать книги с крупным шрифтом и делать регулярные перерывы на несколько минут.
Ограничьте время перед телевизором, компьютером, мобильным телефоном, планшетом.
Важно избегать глазных инфекций, воспалений, травм, прямых солнечных лучей, мелкого мусора, песка, пыли.
Есть несколько специальных упражнений для глаз: 1) сильно зажмуриваться и широко открывать глаза, 2) двигать глазами вправо-влево и вверх-вниз, 3) фиксировать взгляд на кончике носа на 20 секунд (3 – 4 раза).. Подобная профилактика необходима для того, чтобы зрение у ребенка (и в дальнейшем у взрослого человека) оставалось острым как можно более длительное время
Подобная профилактика необходима для того, чтобы зрение у ребенка (и в дальнейшем у взрослого человека) оставалось острым как можно более длительное время.
Что может знать и уметь ребенок в 1 год 8 месяцев
Продолжая начатую пару месяцев назад активную деятельность, Ваш ребёнок все настойчивее помогает в домашних хлопотах, что воспринимается им как собственная незаменимость и полезность. Придется смириться и обзавестись терпением, так как эта помощь зачастую отнимает немало времени.
В возрасте 1 год 8 месяцев дети не только пытаются изучить, а уже обладают закрепленными знаниями цветов, многие умеют различать цветовые гаммы и оттенки.
Без труда дети этого возраста определяют простые геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат.
Происходит и дальнейшее развитие понимания того, для чего функционально предназначены отдельные предметы. Так, если раньше в чашку складывались пуговицы, а горшок можно было одеть на голову вместо каски, теперь в двадцатимесячном возрасте ребенок четко понимает, что и как следует использовать. Он прекрасно знает место, где живет посуда, а где швабра для мытья полов.
Развитие речевого аппарата при достижении этого возраста – вещь сугубо индивидуальная, поэтому трудно сказать, что именно должен говорить малыш. Если в Вашей семье есть дети постарше, умение говорить приходит к ребенку гораздо быстрее. В любом случае, в возрасте 1 года 8 месяцев малыш уже вовсю разговаривает на своем кодированном языке, но продолжает пользоваться ограниченным словарным запасом. В среднем дети к этому возрасту начинают говорить до 15 слов.
Для развития речи больше читайте ребенку, а также учите простейшие стихии и поговорки.
Интеллектуальный уровень
К этому возрасту практически каждый малыш уже точно понимает: он и мама – два отдельных человека, со своими характерами, своими желаниями
И хочет доказать собственную важность. Выражается это не только упрямством или капризами
В этом возрасте детки выказывают готовность оказать маме помощь во всех ее домашних хлопотах. Зачастую такая помощь оборачивается троекратным увеличением временных затрат. Но если начать пресекать такие попытки ребенка, он очень быстро перестанет навязывать «свои услуги» и не только не обретет нужных навыков, но и почувствует себя ненужным. А это – неизбежно новые проблемы с поведением. Поэтому мамам потребуются все их силы, терпение, мудрость.
Чем еще приметно развитие малышей этого возраста?
- Они уже умеют точно выражать желания, даже требовать, активно сопротивляться, если их что-то заставляют делать насильно, говоря твердое «нет!».
- Различают все основные цвета, а часто и их оттенки, знают основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат).
- Знают, где находится тот или иной предмет (даже если его не видно), могут найти, принести его по просьбе.
- Начинают активно интересоваться сверстниками, делают попытки поиграть вместе.
Психическое развитие
На первом году жизни малыша родители мечтают, когда наступит период его самостоятельности, и вот теперь пришло время, когда кроха жаждет независимости.
Это период, когда вы постоянно будете слышать от своего чада «Я сам!». Но так как его желание сильно опережает его умения, то вашей первоочередной задачей на этот период станет умение поддержать желание ребенка действовать самостоятельно, и при этом обеспечивать его безопасность. Как раз в это время вы можете не только подстраховать своего кроху, но и помочь ему советом или примером.
Также вашим частым гостем может стать гнев и раздражение малыша, что будет проявляться настоящей демонстрацией с его стороны. Дети этого возраста выражают свои эмоции яростью, криком и даже дракой.
важноЧастой причиной такого состояния может стать запрет или неудовлетворенное желание карапуза. Но на такое поведение ребенка могут быть и объективные причины
Оно может быть вызвано усталостью, голодом или болезнью малыша.
Перед вами встанет нелегкая задача научить кроху держать свои чувства в кулаке. Дайте понять ребенку, что истерики не могут быть способом решения конфликтов. Не приучайте малыша к тому, что вы выполните все, что он пожелает, только чтобы он прекратил свои капризы
Наоборот, проявив чуткость и внимание к потребностям малыша в это время, вы сможете со временем найти подход к ребенку в этом состоянии. Но иногда родителям приходится прибегать к крайним мерам: игнорировать приступ гнева малыша, выжидая, пока он не успокоится самостоятельно, и только после этого пожалеть его и утешить
Бытовые навыки
В указанном возрасте детки активно осваивают первые навыки самообслуживания, стараются во всем проявлять самостоятельность, и это, по мнению детских психологов и воспитателей, со стороны родителей должно поощряться (за редким исключением, когда малыш делает что-то противоправное).
Итак, что умеет ребенок в 1 год и 7 месяцев в отношении бытовой сферы? Как правило, малыш этого возраста:
- пытается самостоятельно есть и пить;
- вытирает лицо ручками, иногда пробует использовать салфетку или платок;
- отряхивает руки или одежду, если испачкал;
- помогает себя одевать или раздевать;
- пытается сам раздеться, когда жарко, или подает маме знак (плачем, жалобным лепетом), чтобы его раздели;
- знает многие предметы личного пользования: свои игрушки, одежду, обувь, посуду.
Что должен уметь ребенок в 16 месяцев
- Уверенно удерживает равновесие при ходьбе.
- Неплохо справляется с ложкой за едой.
- Пережевывает мягкую еду кусочками.
- Помогает родителям при одевании (просовывает ручку в рукав, подставляет ножку для ботинка).
- Копирует поведение близких, использует эту информацию для игры.
- Осваивает простейшие ролевые игры: кормление куклы, укладывание мишки спать, езда на машине.
- Узнает всех знакомых родственников и эмоционально выражает свое отношение к ним.
- Имитирует различные звуки: голоса животных («мяу-мяу»), шум мотора («жжж»), капанье воды («кап-кап» или «буль»).
- Не любит находиться среди незнакомых людей и проявляет беспокойство, если потеряет маму из вида.
- Коммуницирует с детьми на детской площадке, пытается вступать в совместные игры.
Когда обратиться к врачу?
В любом случае повышения температуры у ребенка лучше посоветоваться с врачом. Не откладывайте запись к педиатру в следующих ситуациях:
- у ребенка рвота, диарея, он отказывается пить;
- лечение жаропонижающими средствами не снижает температуру и не улучшает состояние;
- температура выше 39-40° C;
- если симптомы ухудшаются или необходимо принимать препарат более 3 дней;
- состояние ребенка не улучшается в течение 2 дней после обращения за лечением.
Диарея при температуре
Немедленно обратитесь в клинику, если у вашего ребенка судороги или кожная сыпь. Также не откладывайте визит к врачу, если поднялась температура у ребенка в возрасте до трех месяцев, а если ребенку от трех до шести месяцев, температура достигает 39° C. Также температура опасна, если у ребенка сопутствующее заболевание сердца или легких.
Не могут без движения
Дети раннего возраста — маленькие живчики, которые не могут долгое время находиться без движения, в состоянии неподвижности. Вроде бы это все знают — но мало кто формулирует. И мало кто связывает с реальной жизнью. Все знают: ребенку трудно сидеть без движения. В то же время он должен спокойно сидеть в автомобиле, стоящем в пробке, и не орать; и в очереди в супермаркете он должен сидеть спокойно; в поликлинике вообще не должен шевелиться, если вы вдруг в поликлинику пошли; и за семейным столом, конечно.
А в реальности дети очень устают, когда не могут сменить позу. (Чтобы «примерить» это ощущение на себя, взрослому можно представить себя в поезде, на жаркой неудобной третьей полке, летом, при неоткрывающихся окнах и топящейся печке.) Малышу очень некомфортно. И это физическое состояние он не может осмыслить и перевести в слова — поэтому начинает орать. Вообще до определенного возраста все то, что ребенок не может перевести в слова, вызывает крик.
Крик — это проявление первой сигнальной системы (помните, по Павлову — в школе проходили?). А вторая сигнальная система — это речь, слова, то, что есть только у человека и что отличает его от животных. У ребенка примерно до трех с половиной лет возможности пользоваться второй сигнальной системой, т.е. речью, очень и очень ограничены, даже если он уже говорит.
Да, он говорит, он может сказать фразу, о чем-то спросить, что-то рассказать. Но вот он устал, перевозбудился, голодный, выбит из режима — при всех этих условиях ребенок становится как бы младше своего возраста. Наступает временная регрессия, и малыш переходит к предыдущей ступени, т.е. он начинает орать вместо того, чтобы говорить. Это и со взрослыми случается, с женщинами, например, в момент перегрузок физических или моральных. Наступает момент, когда вы не говорите, а только издаете звуки повышенной громкости. Только у ребенка это случается несравненно чаще и очень сильно.
Речевые способности ребенка
На речь малыша стоит обратить особое внимание в это период. Ведь он уже умеет слушать, как говорят окружающие, и подражает им
Это значительно увеличит словарный запас ребенка. Хорошее решение – чтение книг крохе
Для занятых родителей подойдут аудиокниги или видео блоги. Хотя в таком случае стоит уделить внимание подбору подходящего контента
При общении важно описывать детали и формы вещей. В этом возрасте (20 мес.) малыш уже способен различать их
Кроме того, происходит активное пополнение словарного запаса на подсознательном уровне. Дети уже могут строить правильно простые предложения. Часто эти высказывания формулируются в утвердительной форме
В этом возрасте (20 мес.) малыш уже способен различать их. Кроме того, происходит активное пополнение словарного запаса на подсознательном уровне. Дети уже могут строить правильно простые предложения. Часто эти высказывания формулируются в утвердительной форме.
Приучение к горшку и развитие речи – главные задачи возраста
Пример: «Сейчас мы надеваем красную шапку »
Стоит уделить внимание совместной коммуникации с ребенком. Не стоит забывать и о его общении со сверстниками
Ребенок должен проводить достаточное количество времени с детьми своего возраста (20 мес.). Впоследствии это окажет значительную помощь в развитии.
Общение со сверстниками обязательно для этого возраста
На речь достаточно сильно влияет контакт с родителями. Поэтому разговаривать с ребёнком нужно даже до того как он достигнет годовалого возраста
Обязательно стоит уделять внимание мелкой моторике. От этого напрямую зависит речевое развитие. Можно делать элементарный массаж пальцев
Особенности гигиены и ухода
В возрасте 1 год и 8 месяцев ребенка можно купать как ежедневно, так и через день.
Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком. От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку
От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.
Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными — к трем годам эта привычка должна стать естественной.
В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы — нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.
Время сидеть — мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский считает, что не следует торопиться давать на позвоночник ребёнка вертикальную нагрузку (не торопить сидеть и ходить), так как в будущем это чревато сколиозом. Врач называет сроки, когда малыш должен самостоятельно сидеть — 8–9 месяцев. А главный критерий того, что он может сидеть сам — если он сидит не заваливаясь. Зато очень полезно стимулировать ползание, так укрепляются мышцы спины.
Доктор Комаровский о раннем развитии — видео
Доктор также говорит о том, что с младенцем нужно регулярно заниматься
Важно знать, что раннее развитие не вредит, если родители умеют прислушиваться к его желаниям. Упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы малышу было интересно и увлекательно
Но если он капризничает или не хочет выполнять задания, лучше отложить занятия на другое время или день.
В восемь месяцев ребёнок становится более самостоятельным. В этом возрасте он уже осознанно выражает эмоции и различает интонацию голоса. А также у него появляются любимые предметы и игры. Родителям необходимо создать все условия для того, чтобы малыш развивался гармонично.
Интеллектуальное развитие ребенка
Развитие детей в возрасте 1 год и 8 месяцев характеризуется их особой требовательностью и эмоциональностью.
дополнительноМалышу интересны любые игровые действия, и теперь он любит играть не только со своими игрушками, но и с техникой или предметами обихода. В этом возрасте у детей начинает проявляться любовь к музыке и чувство ритма. Услышав песню, которая нравится, юный танцор начнет двигаться в такт музыке.
Правильно подобранные игрушки могут помочь в развитии разных умений, таких как:
внимание;
наблюдательность;
фантазия.
Для развития речи будут полезны картинки, на которых изображены разные предметы, животные, игрушки. Также малышу будут интересны книжки со стишками-потешками.
Для развития движений приобретите мячи. Пусть они будут не только разных размеров, но и отличаться по весу и материалу, из которого они сделаны. В 19 месяцев кроху может заинтересовать машина на колесах или другой предмет, который он сможет катать.
В развитии воображения малыша будут полезны разные игрушки, которые могут стать предметом ролевых игр:
- куклы;
- игрушечная мебель, посудка;
- одежда для кукол, кукольная коляска.