Вектор

Моя методика работы

Лучше, чем тест

Во время консультации я НЕ прошу вас пройти тест. Потому что тест не учитывает вашу
индивидуальность:
он не слышит вашего голоса, не чувствует вашей реакции, он не сочувствует вам, он не гибкий и не
творческий.

В отличие от теста я могу глубоко копать в определённом месте,
где и лежит ваше настоящее сокровище (глубоко запрятанный интерес или способность) и не
успокоюсь до тех пор,
пока не будет ясно — что это за сокровище. А потом мы вместе решаем, что с этим интересом можно
сделать,
в какой профессии его можно применить и в какой мере.
Тесту вы не можете возражать. А мне можете. И мне ваши возражения нужны, как фонарь во тьме.
Именно они нас и ведут по коридору к свету.

Самая подходящая профессия

Благодаря вашим возражениям вырисовывается круг ваших предпочтений и возможностей.
И мы приходим к одной профессии, с которой вы горячо или тепло соглашаетесь.
Конечно, она соответствует и вашим способностям, и вашим жизненным обстоятельствам.
В отличие от теста я реалистична и понимаю, что происходит сегодня в жизни.

Да, мы обоснованно приходим к одной профессии. Ведь у вас нет списка жизней, чтобы испробовать
список профессий.

Экзистенциальная психология + знание современных профессий

Итак, с одной стороны я экзистенциальный психотерапевт, с другой — знаток профессий и рынка труда
и образования.
Поэтому моя профориентация — эффективнее.

Что после консультации?

Вы всегда можете мне позвонить или написать и задать уточняющие вопросы.
Также вы получите материалы по выбранной профессии.
При необходимости мы сделаем вам хорошее резюме и сопроводительное письмо.

Моя и ваша ответственность

Встреча со мной — работа. Серьезная работа ваша и моя. Мы вместе работаем над вашей ситуацией и
вашей профессиональной судьбой. Эта работа потребует от вас бодрости сознания и духа. Потому что
именно вам, в конечном счёте, придется потом трудиться над поставленной целью. Очень надеюсь,
что встреча со мной внесёт вклад в этот громадный труд строительства вашего профессионального
будущего. Если ВЫ НЕ ГОТОВЫ взять на себя ответственность за вашу судьбу и трудиться ради своего
будущего — Вам не ко мне.

Три модели выбора профессий

— Заметны ли какие-то тенденции и тренды в том, как люди выбирают профессии?

— Мы называем эти тенденции моделями профориентации. Бывают традиционная, индустриальная и постиндустриальная модели. Подробно об этом пишут Игорь Станиславович Сергеев и Николай Фёдорович Родичев.

— Традиционная модель — это какая?

— Это когда выбора, по большому счёту, нет. Мы иногда в шутку называем её феодальной профориентацией: сын мельника становится только мельником. В России это до сих пор кое-где существует. Например, в моногородах, где работу можно найти только на градообразующем предприятии. Или когда родители говорят: «У нас вся семья работает в полиции, значит, и тебе туда надо», и другие варианты даже не рассматриваются.

Индустриальная модель профориентации — это когда человек выбирает из множества профессий и соотносит со своими склонностями. Эта модель была распространена в ХХ веке, да и до сих пор много где она ключевая. В Германии, Швейцарии, Австрии, например, она хорошо работает.

— А постиндустриальная модель что из себя представляет?

— Это когда профессий как таковых нет, но есть человек со своими особенностями, из которых можно сформировать сложносочинённые компетенции и придумать на их основе уникальную профессию. Это большой вызов для профконсультантов, когда нужно не профессию порекомендовать, а сформулировать сложную компетенцию и подумать, где она может быть востребована.

— Сейчас какая модель преобладает?

— Наши данные пару лет назад продемонстрировали, что индустриальной модели становится меньше, она сужается, а постиндустриальная и традиционная, наоборот, расширяются.

— Любопытно. Постиндустриальная модель, я догадываюсь, по какой причине растёт — потому что мир сильно меняется. Но традиционная сейчас почему активизировалась?

— Да, постиндустриальная модель растёт, потому что молодому человеку, оканчивающему сейчас школу и выбирающему вуз, в будущем понадобятся самые разные компетенции, и его работа, скорее всего, будет подразумевать очень широкий спектр разнообразных задач. К тому же в будущем количество рабочих мест будет сокращаться, значит, нужно учиться самому себе создавать работу. А для этого необходимы предпринимательские компетенции.

Что касается традиционной модели, то её популярность связана с тем, что люди боятся изменений. Поэтому выбирают семейное ремесло, некое дело, которым занимается близкое им сообщество.

— Наверное, постиндустриальная модель растёт в больших городах, а традиционная — в маленьких?

— В основном, так, конечно. Хотя благодаря интернету образовательные возможности есть и в малых городах. Сейчас вообще, пожалуй, самое лучшее время для образовательных возможностей. Можно учиться разным профессиям и навыкам, комбинировать их в самых разных вариантах. Раньше у человека, который жил где-нибудь в глубинке в маленьком городе или в селе, не было доступа к специалистам высокого уровня, у которых можно было бы чему-то научиться. А теперь — пожалуйста.

Профориентация — это далеко не только тесты и консультации

— Кто чаще становится инициатором профориентационной консультации тинейджера — он сам или его родители?

— Чаще — родители, конечно, это их забота и ответственность. Из тех подростков, которые в наш центр обращаются, только процентов 15 сами принимают такое решение.

Родителям трудно разобраться в современных профессиях и в том, какие из них будут востребованы, они не понимают, как выбрать университет. Очень много запутанного: вузы объединяются, правила ЕГЭ и поступления меняются, родителям приходится во всё это погружаться. Конечно, они испытывают стресс.

— Что представляет собой профориентационная консультация? По сути, это ведь психологический тест и доступное разъяснение его результатов, да?

— Да, тем, кто к нам обращается, мы рекомендуем пройти наш профориентационный тест и даём консультацию по нему. Это компьютерный тест, который оценивает особенности человека: его личностные черты, интересы, способности.

Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»

Не стоит профориентацию сводить только к тестированию. Во-первых, нужен не любой, а хороший тест, но такой непросто найти. Во-вторых, даже если провести «правильный» тест, это ещё не профориентация. Нужен человек, который отлично понимает, что это за тест и как он устроен, может обсудить результаты с ребёнком и родителями. Тест выявляет особенности ребёнка, а консультант подсказывает, где их можно применить.

— Присутствие родителей важно потому, что они обычно сильно влияют на выбор ребёнка?

— Выбор профессии — чаще всего семейное решение. Причём мнения родителя и ребёнка могут не совпадать. Ребёнок иногда вообще не решается сказать семье, чего он на самом деле хочет. Боится, что его засмеют. Иногда дети делятся своими сокровенными мечтами, но взрослые их не поддерживают. На консультации желательно всё это проговорить, где-то защитить ребёнка и его интерес, объяснить родителям, что нет ничего страшного в его мечте, а до ребёнка донести позицию родителя.

— Расскажите про ваш центр на базе факультета психологии МГУ. Что он из себя представляет?

— Мы сами разрабатываем профориентационные методики, в частности тестовые диагностические технологии для профориентации, апробируем их и реализуем. А спустя 7–10 лет мы проверяем валидность — насколько наши методики оказались полезными людям. Обзваниваем тех, кто у нас консультировался несколько лет назад, и спрашиваем, кем они сейчас работают, в какой сфере, насколько удовлетворены.

— Можете привести пример?

— Ну давайте возьмём естественно-научное направление. Теперь оно стало модным, а в начале 2000-х многие ребята, которые им интересовались, не выбрали его по финансовым причинам — денег там мало платили. Так вот, оказалось, что у тех, кто отказался от своей мечты и пошёл, например, на экономический факультет, уровень удовлетворённости потом был крайне низок. А те, кто рискнул и всё же пошёл на естественно-научное, довольны.

Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»

— Какие ещё у вас есть методы, кроме тестирования и консультаций?

— Ещё мы разрабатываем и проводим профориентационные тренинги и организуем один из вариантов профессиональных проб. Это лагеря, где ребята в течение одного дня или недели могут попробовать на практике выбранное профессиональное направление, проходят мастер-классы с экспертами, делают проекты, а представители профессий рассказывают им, насколько соответствующие специальности востребованы сегодня.

Зачем взрослому человеку профориентация?

У каждого взрослого наступает момент, когда ему нужно:

  1. уточнить направление движения в профессиональной жизни и принять решения что делать, какой
    поворот совершить
  2. или даже сменить профессию.

Это бывает, если вы оказались в жизненном или профессиональном тупике и у вас появились вопросы,
которые с близкими людьми качественно обсудить не удается. Близкие ведь не знают ситуации на
рынке, не знают профессий, они могут не понимать, как вам трудно и даже невыносимо. Они не
психологи, как бы сильно они ни любили вас.

Обращайтесь ко мне.

В результате профориентации, мы приходим к взвешенному выбору: менять ли профессию или менять
просто работу, её уточнить, усовершенствовать; мы понимаем, в каком направлении двигаться и
пишем план этого движения, мы определяем, какими курсами, вузами можно воспользоваться.

Часто ко мне обращаются именно с этим вопросом: я не понимаю, чего я хочу. Именно поэтому в
первую очередь мы наводим порядок в ваших желаниях.

Почему мы начинаем с желаний?

Потому что желания — ваша личная электростанция, она питает энергией ваши действия. Если бы это
было не так, вы бы пошли туда, где больше платят, и не было бы никаких проблем.

Обонятельный вектор

Самый редкий и самый «загадочный» вектор, который рассматривает Системно векторная психология. Обонятельный вектор – это всегда невербальное, интуитивное (если можно так выразиться) мышление. Превосходный стратег, который всегда знает наперед, что ожидать от того или иного человека, от той или иной компании. Люди с обонятельным вектором – идеальные советники для любого руководителя. Они всегда знают, как привести компанию к процветанию, т.к. чувствуют, «откуда дует ветер».

В сочетании с кожным вектором они отличные финансисты, разведчики.

Что делать, если векторов много? Ведь у современного человека насчитывается в среднем от трех до пяти векторов! Здесь нужно кроме векторального набора учитывать состояние векторов, а также опираться на свои собственные желания. Ведь человек, на самом деле, знает, чем ему нужно заниматься: просто нужно понять, какие из твоих желаний – твои, а какие навязаны родителями или иными обстоятельствами. В этом плане, после тренинга по Системно векторной психологии, выбор становится проще, на тренинге начинаешь понимать, какие желания твои собственные и их реализация действительно принесет тебе удовольствие, а какие навязаны извне обществом, родителями, друзьями и тд.

Когда выбираешь специальность или профессию, нужно всегда задавать себе один и тот же вопрос: «А почему я хочу заниматься этим?» Потому что получаю удовольствие от этого или потому что так хочет мама, а я боюсь ее расстроить? А может быть, мне просто страшно идти в незнакомое общество, поэтому я иду лишь бы куда, но с подружками? Или мне хочется выполнять данную работу, потому что мой кумир занимается этим? Или я намеренно отказываюсь от любимого занятия, потому что мне общество внушило, что денег на этом деле не заработаешь?

Знаете, когда я шла на филолога, мне все, как один говорили: «И кем ты потом станешь?» Родители говорили: «Ну, будет учителем, что уж теперь». Все вокруг пугали, что это самая не престижная профессия. А на деле? А на деле филологи нужны всем. Это я вам серьезно говорю. Если ты – специалист своего дела, если ты любишь то, чем занимаешься, и выполняешь работу, связанную со специальностью, на высшем уровне, то ты нужен везде. И везде найдешь себе нишу и применение.

Нет ничего печальнее человека, который занимает не свое место, который ненавидит свою профессию. Он по-настоящему несчастен, а жизнь его превращается в бесконечные унылые будни. Так почему бы не разобраться, наконец, какое место твое?

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Изучает информацию о порядке предоставления государственной услуги в электронной форме.
  2. Нажимает на кнопку «Подать заявление».
  3. Выполняет авторизацию на Портале.
  4. При этом авторизация физического лица производится получателем государственной услуги самостоятельно.
  5. Открывает форму электронного заявления на Портале (форма электронного заявления).
  6. Заполняет форму электронного запроса, включающую сведения, необходимые и обязательные для предоставления государственной услуги.
  7. Бронирует талон предварительной записи на прием.
  8. Подтверждает достоверность сообщенных сведений (устанавливает соответствующую отметку в форме электронного заявления).
  9. Отправляет заполненное электронное заявление (нажимает соответствующую кнопку в форме электронного заявления).
  10. Получает на Портале в «Личном кабинете» и по электронной почте уведомление, подтверждающее, что заявление отправлено (принято в Межведомственной автоматизированной информационной системой предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных в электронном виде), в котором указываются, в том числе, идентификационный номер и дата подачи электронного заявления, при необходимости сохраняет уведомление для печати.
  11. Получает уведомление о приеме электронного заявления Центром занятости.
  12. Получает от Центра занятости электронный талон-приглашение на прием для предоставления государственной услуги, доступный в «Личном кабинете» на Портале и в мобильном приложении, в котором в том числе содержится информация о дате и времени приема.
  13. Посещает Центр занятости в назначенное время.

Оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги не предусмотрено.

Возможности школьной профориентации

— Судя по тому, что вы рассказываете, было бы очень полезно профессионально ориентировать каждого ребёнка и делать это последовательно на протяжении всей учёбы в школе. Но обеспечить хорошими профконсультантами все школы пока вряд ли возможно. Как вы считаете, если ввести хотя бы только тестирование, это поможет сделать выбор профессии и вуза более осознанным?

— Нет, если просто раздать тесты, даже не обсуждая результаты, пользы от этого не будет. Я вам больше скажу: консультации после тестирования тоже недостаточно. Нужна комплексная, последовательная работа по самоопределению и профориентации.

Например, надо вводить специальные занятия, которые знакомили бы детей с профессиями и ситуацией на рынке труда — какие специалисты сейчас востребованы, а у каких огромная конкуренция за рабочее место, какие новые профессии появляются. Можно дать возможность детям самим поразмышлять, пофантазировать, обсудить, кто будет нужен лет через десять.

И надо для начала вообще заинтересовать детей этой темой, вдохновить их идеей своего профессионального самоопределения, показать, что, вообще-то, выбор профессии — это прикольно, интересно.

— А существуют какие-то методики, которые помогают заинтересовать?

— Конечно. Есть такой профессор Николай Сергеевич Пряжников, он всю жизнь посвятил разработке методик, активизирующих профессиональное самоопределение, придумал игры и упражнения, которые можно делать с классом. Эти занятия вдохновляют детей на размышление о том, чем им заниматься в будущем.

— Какие средства профориентации может применять обычный педагог? Ведь если профориентация — психологическая услуга, у консультанта должно быть соответствующее образование, но не у каждого учителя оно есть.

— В профориентации существует много разных технологий. Чтобы применять психологические методики (тестирование, консультация), требуется психологическое образование и, кроме того, дополнительная подготовка в качестве профконсультанта

Это важно, потому что, применяя диагностический инструмент, надо хорошо понимать, как он работает и что показывает, разбираться в технометрике. Консультация проводится в русле психологического консультирования, так что это тоже требует психологической базы

Однако есть и такие профориентационные технологии, которые вполне может применять педагог, не будучи психологом: например, поручить детям подготовить доклады о профессиях родителей, тем самым подтолкнуть их к изучению этой темы, организовать экскурсии в вузы или какие-то игровые активности. Но желательно всё же подготовить педагога и к таким мерам тоже. Ведь мало сводить ребят в университет — надо сначала настроить их так, чтобы они продумали и записали вопросы, которые хотят там задать, а после экскурсии обсудить с ними, что они там увидели, хорошим им показался этот вуз или не очень, что он может им дать, а чего от него ждать не стоит.

Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»

Свидетельства и патенты на компьютерные тестовые комплексы и технологии

  • Патент на систему тестирования «Телетестинг»

    (от 27 июля 2002г.)

  • Свидетельство о регистрации прав на технологию «Компьютерная модель ЕГЭ»

    (от 4 мая 2006г.)

  • Приказ о создании в структуре МГУ ЦТР «Гуманитарные технологии»

    (от 29 ноября 2006г.)

  • Сертификат соответствия ГОСТ РФ тестовой оболочки Maintest

    (от 28 мая 2007г.)

  • Свидетельство о регистрации авторских прав на комплекс тестирования «Профконсультант»

    (от 18 марта 2008г.)

  • Свидетельство о регистрации авторских прав на комплекс тестирования «Профкарьера»

    (от 25 апреля 2008г.)

  • Свидетельство о регистрации авторских прав на тестовый комплекс «К-ЕГЭ: Подготовка»

    (от 25 апреля 2008г.)

  • Свидетельство о регистрации авторских прав на тестовый комплекс «Профориентатор»

    (от 25 апреля 2008г.)

  • Свидетельство о регистрации авторских прав на интерактивную экспертную систему профориентации «Профэксперт»

    (от 10 ноября 2009г.)

  • Свидетельство о регистрации товарного знака

    (от 20 ноября 2009г.)

  • Свидетельство о государственной регистрации компьютеризированного комплекса тестирования «Профмастер»

    (от 11 марта 2011г.)

  • Свидетельство о государственной регистрации компьютеризированного комплекса тестирования «Профнавигатор»

    (от 15 марта 2011г.)

  • Свидетельство о регистрации товарного знака «Профориентатор»

    (от 07 августа 2013г.)

  • Свидетельство Системы добровольной сертификации в области психологии о сертификации методики «Профориентатор»

    (от 20 января 2012г.)

  • Свидетельство о регистрации товарного знака «Профкарьера»

    (от 31 марта 2014г.)

  • Свидетельство о регистрации авторских прав на комплекс тестирования «Профстарт»

    (от 16 июня 2014г.)

  • Свидетельство о регистрации авторских прав на комплекс тестирования «Профшкола»

    (от 16 января 2015г.)

  • Свидетельство о регистрации товарного знака «Профнавигатор»

    (от 16 января 2015г.)

Поступление в «случайный» вуз — следствие проблемы профориентации

— Как у современных подростков с пониманием, кем они хотят быть?

— Плохо. Есть такой показатель — готовность к профессиональному самоопределению. Он оценивается по разным критериям. Так вот, исследования, которые проводили мы (да и не только мы), дают все основания предполагать, что 70% школьников этой готовностью не обладают. Они не очень представляют себе рынок труда и то, как устроено профессиональное образование, плохо знают содержание профессий.

Мы замечаем эффект отложенного выбора, когда профессиональное образование выбирают по случайным причинам («Друзья пошли, и я за компанию») либо по желанию родителей, а вот полноценный выбор происходит (если вообще происходит) уже после окончания колледжа или вуза. Хотя в идеале всё должно быть наоборот: сначала молодой человек определяется, зачем ему это образование, и только потом вкладывается в него.

— В чём причина этой проблемы?

— Возможно, в том, что не хватает условий и времени, специально выделенных для профориентации.

— Но ведь профориентация школьников в требования ФГОС?

— Да, считается, что общее среднее образование должно способствовать профессиональному самоопределению. Предполагается, что вот есть, допустим, в школе предмет биология — и помимо знаний непосредственно по биологии ребёнок должен понимать, в каких профессиях она нужна, где применяется. А насколько этот подход реализуется на практике? Пока фрагментарно, к сожалению. Но в эту сторону надо двигаться. Помимо учебных предметов, нужны отдельные специальные занятия, которые помогали бы ребятам с выбором.

— Известно, что порядка 38% россиян работают не по профессии, которой они учились. Как вы считаете, это следствие как раз проблемы профориентации в школьном возрасте?

— Это обусловлено, скорее, суммой причин. Смотрите, сейчас во всём мире профессиональная жизнь удлиняется, люди работают довольно долго по сравнению с тем, как было, например, сто лет назад. При этом динамика изменений существенно увеличилась. Появляются новые технологии — соответственно, какие-то профессии исчезают или видоизменяются, возникают новые. Например, раньше были массовые профессии машинисток и стенографисток, этому учили, это казалось востребованным, а сейчас нужды в них нет.

Так что нет ничего удивительного в том, что человек старше 40 лет за свою трудовую жизнь менял карьеру, может, и не раз. Это нормально. И, выбирая сейчас свой карьерный путь, тоже нужно понимать, что лет через 15, возможно, придётся ещё чему-нибудь поучиться. Может быть, полностью поменять профессию, а может быть, чуть-чуть «дорастить» какой-то новый навык, чтобы стать востребованным специалистом.

Но вот то, что в первый год после окончания вуза работают по специальности только 50% выпускников (по данным наших исследований), это уже серьёзная проблема. Получается, что либо те навыки, которые молодые люди получили в вузе, оказались ненужными рынку труда, либо — да, тут проблема профессионального самоопределения, эти выпускники вообще не знают, почему они выбрали ту или иную специальность.


Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»

— Как вы относитесь к профилизации школьного образования? Может, это ошибка — отправлять ребёнка, например, в физмат- или в химбио-класс, тем самым уменьшая его шансы поступить по окончании школы в гуманитарный вуз, даже если он этого вдруг захочет?

— Расскажу такую шутку. Один директор школы говорил: «Я в школе сделал медицинский профиль, чтобы как можно больше ребят поняли, что медицина — это не их».

Если серьёзно, то к профилизации общего образования я в целом отношусь хорошо. Но вопрос, как это организовано. Нужно ли включать самого ребёнка в процесс выбора такого направления? Да, нужно. Если за него решать, что ему необходимо идти в физико-математический класс, «потому что там образование лучше», отнимая у ребёнка право выбора, то это плохо.

Широкий выбор профилей должен быть, наверное, в классе восьмом. Примерно в это время у ребёнка уже появляется способность к самоопределению. А до этого хорошим пробным инструментом могут быть проектно-исследовательские работы. Здорово, если молодой человек увлечётся чем-то. И нужна системная работа по знакомству детей с тем, как та или иная профессия реально выглядит на практике. Наш центр этим занимаемся в профориентационных лагерях. Это называется «профессиональная проба», и она очень важна как способ профориентации. Подросток в некотором смысле пробует себя в специальности, видит этот путь и дальше принимает для себя решение, хочет он этим заниматься или нет. Тогда он в профессию идёт осознанно.

— А если подростку в итоге вообще ничего не нравится?

Рекомендательные письма

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России о проведении профориентации с использованием комплекса «Профориентатор»

    (от 06 февраля 2003г.)

  • Уведомление о признании ЦТР «Гуманитарные технологии» победителем конкурса «Проведение тестового экзамена в компьютеризированной форме»

    (от 29 июня 2005г.)

  • Письмо о передаче и использовании оригинальных демонстрационных вариантов КИМов ЕГЭ в ЦТР «Гуманитарные технологии»

    (от 29 декабря 2005г.)

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России о проведении профориентации с использованием комплексов «Профориентатор» и «Профкарьера»

    (от 12 сентября 2007г.)

  • Письмо Комитета Государственной Думы по делам молодежи

    (от 22 сентября 2008г.)

  • Рекомендательное письмо Департамента молодежной политики об использовании профориентационных комплексов ЦТР «Гуманитарные технологии»

    (от 25 февраля 2009г.)

  • Рекомендательное письмо Минспорттуризма РФ о Комплексной программе оценки и развития молодежи

    (от 25 мая 2010г.)

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России О реализации мероприятий по оказанию консультативной помощи учащимся в области профессиональной ориентации в системах НПО и СПО

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России О реализации мероприятий по оказанию консультативной помощи учащимся в области профессиональной ориентации в системах НПО и СПО

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России О расширении спектра услуг вузов по консультированию выпускников в области содействия трудоустройству

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России О расширении спектра услуг вузов по консультированию выпускников в области содействия трудоустройству

  • Письмо Минобрнауки России О применении проекта «Всероссийская профдиагностика» в образовательных организациях РФ

    (от 07 июня 2017г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector