Стеснительный ребенок. как помочь обрести уверенность?

Создайте их

Попробуйте выделить то, что делается, а не то, что делается или что у вас есть

Принятие во внимание и принятие того, что вы не всегда можете получить кредит за свои действия, является частью обучения скромности. Например, сказать «Ужин готов и дети очень помогли» лучше, чем восхвалять всю славу словами «Я приготовил ужин»

Таким образом, вы учите детей ставить других перед собой. Вы также можете развить смирение, участвуя во многих полезных мероприятиях, таких как уборка парка, волонтерство в больницах, сбор мусора в общественных местах. Ваш ребенок может узнать, что служение другим — не слабость, а почетная черта.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Необходимое послесловие

Общаясь с ребенком на равных, выказывая ему свое уважение и активно присутствуя в его жизни в качестве верного друга, а не человека с ремнем, умеющего громко ругаться плохими словами, вы сможете добиться наличия у него адекватной самооценки во взрослом возрасте.

Следует помнить, что и здесь следует помнить о золотой середине. Чрезмерная опека, излишнее сюсюканье и равноценное поощрение за успехи и неудачи превращают ребенка в изнеженное чудовище, привыкшее манипулировать окружающими. Оба варианта плохо приспособлены к жизни в социуме – именно поэтому необходимо подходить к воспитанию ребенка крайне ответственно, сохраняя холодную голову и адекватность действий. Рекомендую также статью, как воспитывать, не унижая ребенка.

До встречи. Буду очень благодарна, если поделитесь ссылкой в соцсетях и подпишетесь на обновления.

Благодарю за внимание!

Как раскрепостить застенчивого ребенка?

Не говорите плохо о ребенке и не позволяйте ему говорить плохо о себе. Если сломал что-то, если у него что-нибудь не получилось — ничего страшного. Вы можете обсудить ситуацию, но личностные характеристики ребенка трогать нельзя. Не говорите ребенку, что он — неуклюжий растяпа, что он криворукий и ничего не умеет, даже если очень злитесь. И не говорите: «Да», если ребенок спросит вас: «Я плохой?».
Не требуйте от ребенка «быть как все». Не существует людей «как все», потому что каждый человек — индивидуальность со своими особенностями. И какие-то личные черты едва ли помешают ребенку успешно влиться в коллектив, если он сможет преодолеть стеснение. Поэтому поддерживайте его личность и никогда не пытайтесь сравнивать его с другими детьми, например: «А у Вали пятёрка, почему у тебя не пятёрка?».
Не запрещайте ребенку общаться со сверстниками. Некоторые родители изначально боятся оставлять ребенка в одиночестве. И эта среда — как стерильность, не позволяющая развиться нормальному иммунитету: без коммуникации с детьми в детском саду, школе и просто на улице ребенок никогда не научится общаться, замкнется в себе, станет стеснительным. Поэтому не препятствуйте попыткам ребенка подружиться с кем-нибудь.
Тренируйте с ребенком реальные диалоги. Используйте метод игры — «проиграйте» с малышом типичные ситуации, которые могут возникнуть в разговоре со сверстником. «Привет, как дела, а что это у тебя такое, а как зовут твоего плюшевого мишку, а сколько тебе лет» и т. д. Меняйте вопросы местами, отвечайте по-разному

В будущем такая «ролевая игра» поможет ребенку не растеряться во время реального диалога.
Не акцентируйте внимание на том, что ребенок застенчив. Этим вы только спровоцируете комплексы

Не показывайте ребенку, что его проблемы с общением — какая-то вселенская катастрофа. Помогайте, сочувствуйте, но демонстрируйте, что несмотря ни на что для вас ребенок был и будет самым лучшим, любимым и умным.
Давайте ребенку маленькие задачки на общение. В магазине попросите его купить хлеба или забрать сдачу, в кафе — сделать заказ у подошедшей официантки. Разрешайте ребенку взять телефонную трубку или спросить дорогу. Все это поможет ему раскрепоститься и понять, что в общении нет ничего страшного или сложного.

Почти все маленькие дети застенчивы — активных и общительных среди малышей гораздо меньше. Это вполне естественно. Стеснительность проходит, как только ребенок начинает общаться с другими детьми. И ваша задача — внимательно следить, чтобы не упустить момент.

Причины чрезмерной скромности у детей

Одна из самых распространенных гипотез утверждает, что застенчивость — это черта характера, которая передается от родителей к детям по наследству, но это не совсем так. Иначе, почему бывает так, что в семье один ребенок застенчивый, а второй не имеет подобных проблем в общении с окружающими. В этом случае застенчивость стала следствием разного подхода к воспитанию детей. К одному малышу мама и папа были строги, придирчивы, многое запрещали, а со вторым малышом пересмотрели свои взгляды.

Причины застенчивости детей психологи делят на следующие факторы:

  • повышенные требования родителей (ожидалось, что малыш начнет рано читать, выучит наизусть множество стишков, будет звездой детских спектаклей);
  • если родные не сумели научить, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, где следует проявлять инициативу в общении, а где лучше промолчать;
  • жесткое и суровое воспитание, запрещающее говорить без разрешения родителей;
  • неправильное воспитание по половому признаку, когда дети не умеют общаться с представителями противоположного пола.

Строгое родительское воспитание — одна из причин развития застенчивости у ребенка

Спасение для скромняг — алкоголь

https://www.youtube.com/watch?v=mayaktv

Для застенчивых людей алкоголь помогает в общении и снимает лёгкий стресс. Поэтому пропустить в пятницу рюмку-другую в компании, например коллег, для таких людей — это спасение. Для того чтобы подтвердить этот тезис, французские психологи из Университета Пьера Мендеса-Франса отправились в бар, где попросили 19 выпивающих (две трети которых были мужчины) оценить собственную привлекательность по семибалльной шкале. Одновременно учёные проверяли уровень алкоголя в крови. Ответы были предсказуемы: чем больше человек выпил, тем более неотразимым он себя считал.

Почему ребенок стеснительный?

Маленькие дети до 3 лет часто робкие. Связано это явление не со свойством характера, а с защитной реакцией ребенка на неизвестный окружающий мир. Если у дошкольника наблюдаются подобные черты характера по любому поводу и на всех, то это должно насторожить взрослых.

Иногда застенчивость становится причиной расстройства психоэмоционального фона детского организма.

Причины ищут в следующих явлениях:

  1. Физические недостатки в черте лица, ДЦП, хромота, плохое зрение, опухоли и другие отклонения. Окружающий детский мир способен быть жестоким. Детям не нравятся ребята с отклонениями. Болезненное состояние для юной души – большая трагедия. В случае помощи родителей малыш преодолеет подобное поведение.
  2. «Врожденная» стеснительность. Каждый человек обладает индивидуальным типом темперамента. Переубедить ребенка трудно даже невозможно. Робость становится частью его самого, она не приобретенная, а врожденная.
  3. Заниженная самооценка. Это качество развивается на почве небрежно оброненной фразы со стороны родителей. Плохие слова способны посеять в сознании малыша зерно неполноценности.
  4. Влияние поведения учителей и воспитателей на характер малыша.
  5. Молчаливость, гиперактивность, личная неприязнь педагога к нему становятся причиной развития нежелательных комплексов. Протестуя против отношения к себе со стороны подобного окружения, у малыша проявляется отчуждение от коллектива.
  6. Пережитый стресс. Стеснительность может формироваться на фоне стресса. Ребенок защищается подобным поведением на этот раздражитель. Избавиться от негатива можно с помощью разговора и постепенного его вывода из сложившихся обстоятельств.
  7. Наследственный фактор. Когда папа с мамой живут в закрытом пространстве и мало общаются с посторонними людьми, тогда возрастает вероятность того, что и их ребенок также вырастет замкнутым.

Три «нельзя»

Навешивать ярлыки. Не нужно лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: такой стеснительный!»), словно извиняясь за нее. Равно как не следует и принижать — намеренно или нет — его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»)

Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»)
Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.

Устраивать публичную порку. Все спорные и конфликтные инциденты, которые возникают у вас с ребенком, нельзя разбирать прилюдно
Стыдить, журить, если малыш что-то натворил, читать наставления, поучать — все это тоже нужно делать тет-а-тет

Даже если вы хотите заняться воспитанием в «тот самый момент», лучше отойти в сторонку или даже пошептаться. Главное — избавить застенчивого малыша от дополнительного стресса.

Сравнивать. Избегайте сравнений своего ребенка с кем-либо (братьями-сестрами, детьми знакомых, одногруппниками в детском саду) не в лучшую сторону. Не подчеркивайте его неудачи, ошибки и слабости в коммуникации. Изречения вроде «Максиму уже третий раз на утренниках главную роль дают, а у тебя до сих пор — три строчки! Пока не попросишь, рот не откроешь» — будут очень обидными для малыша. От такой жесткой «мотивации» самооценка и уверенность в себе у него легко упадут до нуля.

Причины стеснительности на уроке

Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:

Неправильная позиция педагога. Дети бывают очень чуткими и подмечают различные нюансы поведения: то, каким взглядом смотрит на них учитель, каким тоном разговаривает, какую позу принимает. И всё это очень влияет на самоощущение ребёнка: иногда едва уловимая насмешка или язвительное замечание ставит в сознании психологический блок. Возникает сильный страх отвечать на уроке.

Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить). Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер. Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала. При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.

Высокие требования к сыну или дочери со стороны родителей. Они желают, чтобы ребёнок соответствовал их идеальным (часто нереальным) требованиям и не дают ему права на ошибку, ругая и даже наказывая за малейший промах. В результате школьник боится проявить инициативу на уроке (вдруг получит не ту оценку, которую ждут родители).

Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе. А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять». Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.

  • Слабое знание предмета или непонимание учебного материала. Это, пожалуй, самая безобидная и лёгкая для коррекции причина. Конечно, есть дети, которые всегда бойко отвечают у доски, даже если особо не знают урок. Но многие же, наоборот, предпочитают отмалчиваться, если у них есть пробелы по данному предмету (ребёнок стесняется своего «невежества», тушуется).
  • Низкий статус в детском коллективе (аутсайдер в классе). Это серьёзная проблема, влияющая на самооценку и поведение ученика. Сверстники могут обзывать школьника, издеваются над ним, даже проявлять физическую агрессию. Вполне естественно, что такой ребёнок боится выходить к доске: он знает, что каждое его действие будет сопровождаться насмешками. Он предпочитает тихо сидеть, чтобы поменьше привлекать к себе внимания.
  • Неуверенность в себе, высокая тревожность в силу особенностей характера и нервной системы (дети-меланхолики и флегматики). Для таких ребят любая просьба или обращение учителя воспринимаются как своеобразный стресс, даже если педагог доброжелательно относится к ученику. Кроме того, причиной переживаний у такого ученика может быть единожды полученный негативный опыт (во время ответа у доски что-то не получилось). И неуверенный в себе ребёнок боится его повторения. Другой случай — дети, медлительные от природы (в поведении и мышлении): им просто трудно быстро реагировать на поставленный вопрос, хотя, если есть время сконцентрироваться, результат может быть хорошим.

Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо). Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.

Комплексы рождаются из-за проблем с устной речью (неправильное произношение отдельных звуков либо заикание). Ученик стесняется лишний раз что-то говорить (ему проще сказать, что не готов к уроку) и замыкается в себе.

Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке

Выяснять причину детских страхов нужно с помощью доверительной беседы со своим сыном или дочерью. Если же это не приносит результата (ребёнок замыкается в себе, сковывается), возможно, потребуется обращение к психологу.

В искренней беседе взсролые должны выяснить истинную причину страха школьника

Природа детской застенчивости

Застенчивое поведение чада устраивает маму и папу. Малыш не вредничает, не хулиганит в садике или школе, ведет себя прилежно и во всем слушается учительницу, не нарушает порядок. За такого малыша не нужно краснеть и оправдываться перед учителями, знакомыми и соседями, застенчивые дети делают все возможное, чтобы избежать лишнего внимания, их чрезмерно волнует, что о них скажут. Они боятся вызвать недовольство взрослых.

Патологическая застенчивость отравляет жизнь малышу. Из-за внутреннего чувства страха ребенок не может нормально общаться с другими детьми, поддерживать дружеские отношения. Это негативным образом сказывается на его самооценке. Очень часто застенчивые личности обладают низкими коммуникативными навыками, а также плохо социализированы. Бывает и так, что их поведение в обществе воспринимается, как неадекватное. Даже будучи взрослыми, застенчивые люди не умеют выстраивать отношения. Из-за этого им трудно найти хорошую работу, устроить личную жизнь, завести определенный круг общения.

Застенчивость проявляется чувством неловкости, болезненной скованностью и всепоглощающим страхом, связанным с необходимостью начать разговор. Эти отрицательные чувства провоцируют развитие стрессовой ситуации, в которой вынужден существовать ребенок

Таким детям кажется, что во время разговора внимание присутствующих полностью сосредоточено на них, и что окружающие только и ждут момента, чтобы раскритиковать их слова и поведение. Застенчивые люди нередко впадают в депрессию, поскольку все время испытывают негативные переживания и настроены на неудачу

Взрослые люди, не преодолевшие застенчивость, часто впадают в депрессию

Застенчивость — качество, которое у многих проявляется по-разному. У некоторых это может быть легкая форма смущения. Другие страдают от тяжелой формы застенчивости, когда из-за внутреннего страха индивид полностью отказывается от общения со сверстниками.

Важно уметь отличать чрезмерную застенчивость от других личностных качеств ребенка. Бывают дети малообщительные по своей природе, предпочитающие спокойное времяпровождение и одиночество

Однако у них не возникает никаких проблем в общении с посторонними. Иногда такое поведение — это результат капризности. Таким способом малыш пытается самоутвердиться среди других детей, занять лидерскую позицию: «Захочу — буду общаться, а захочу — проигнорирую!».

Столкнувшись однажды с проблемами в общении, в дальнейшем кроха может обзавестись защитным рефлексом, выражающимся в непреклонной позиции: «Ну и ладно! Мне это не интересно!». Нередко проблемы с общением возникают у детей, как следствие различных нарушений в развитии речи, заикания, отсутствия навыков общения.

У многих детей с возрастом скромность уменьшается, но проблемы с нормальной коммуникацией по-прежнему остаются, поэтому застенчивые дети в обязательном порядке нуждаются в помощи своих родителей, повышенном внимании и заботе.

Другие статьи по теме:

надо ли наказывать детей?
Почему дети в садике часто болеют?
что делать, если ребенок боится чужих
Нужны ли карманные деньги детям?
Нужен ли особый подход к ребёнку ясельного возраста?
Какие методы воздействия эффективны для детей ясельного возраста?
почему ребенок не слушается
Что делать родителям гиперактивного ребенка
Когда отдавать ребенка в садик?
что делать если ребенок обманывает
Агрессивное поведение детей
Почему ребенок не хочет учиться?
Как рассказать ребенку, откуда берутся дети?
Помощь ребенка по дому
Ночные страхи у детей
Почему дети – эгоисты?
Родительский контроль за безопасностью и здоровьем ребенка
Ребенок не играет с игрушками
Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Детско-взрослый разговорник

Плюсы и минусы застенчивости

Застенчивый ребенок робок, боязлив, скован и неловок при общении и взаимодействии с другими людьми, он нерешительно, медленно и напряженно выполняет любые социальные действия.

Родители совершают немало ошибок по отношению к застенчивым деткам, но эти ошибки не только в поведении и словах, обращенных к малышу, а еще и в неверном отношении к его застенчивости.

Застенчивость нельзя рассматривать в отрыве от остальных черт формирующегося характера и, конечно же, врожденного темперамента ребенка. Застенчивыми часто бывают меланхолики или флегматики, а также интроверты.

Нельзя говорить о том, что застенчивость – однозначно негативная черта. Она часто бывает признаком того, что у ребенка тонкая организация души, что он растет аккуратным, покладистым, чувствительным, рассудительным, вдумчивым и просто порядочным человеком.

Застенчивость — это не только боязливость и неуверенность в себе, это еще и скромность и сдержанность. Еще одна положительная черта, присущая большинству застенчивых детей – прекрасно развитые воображение, творческое мышление, фантазия.

Именно детки, которые не любят шумных компаний и стесняются их, никогда не скучают в одиночестве. Им интересно в своем мире, а так как их внутренний мир уже богат, они нередко бывают очень талантливыми. Из застенчивых детей вырастают талантливые деятели науки и искусства.

Но есть у застенчивости один большой минус, который способен перечеркнуть все плюсы. Застенчивый ребенок оказывается в изоляции, боясь проявить себя, он часто бездействует, остается безынициативным и пассивным, упускает возможности развития.

Тот же талант, который есть у чувствительного малыша, может так и не развиться, никем не замеченный и не оцененный только потому, что ребенок постеснялся его проявить на публике.

Как помочь?

Для того чтобы воспитать полноценную и раскрепощенную личность, необходимо выполнять несколько простых правил, которые помогут стеснительному крохе преодолеть застенчивость и стать общительным. Итак, если ребенок стесняется, что делать?

  • Первое, над чем стоит поработать — чувство собственной значимости и уверенности в себе. Создайте вокруг ребенка атмосферу любви, заботы и поддержки. Не критикуйте свое чадо, а лишь поправляйте его, объясняйте ошибки: «Ты старался, ты молодец. Если хочешь, я научу тебя как сделать еще лучше». Недопустимо применение к малышу таких слов, как «глупый», «никчемный», «страшный» и т. д.
  • Приучайте кроху нести ответственность за свои поступки, не делайте его зависимым от себя. Ставьте перед ним выполнимые задачи и при необходимости помогайте их решать. Дело, доведенное до конца, не только придаст малышу уверенности в собственных силах, но и сблизит с членами семьи.
  • Обязательно хвалите робкого ребенка, пусть даже за маленькие успехи. То, что кажется вам незначительным и обыденным, для маленького человечка может иметь огромный смысл. Но хвалить тоже нужно в меру, а то ребенок может вырасти эгоистом.
  • Если ребенок боится других детей и избегает общения со сверстниками, помогите крохе адаптироваться в обществе, обрести навыки социального поведения. Для этого, в первую очередь, нужно научить малыша ритуалам приветствия, знакомства, прощания. Самый простой и действенный способ — устроить домашний спектакль, в котором мама играет роль незнакомого человека (например, продавца в магазине, сверстника на детской площадке), а застенчивый ребенок самого себя. Заранее прорепетируйте сюжет, научите кроху нескольким «шаблонным» выражениям и фразам, с помощью которых он без труда сможет завязать разговор.
  • Социализировать ребенка помогут различные творческие и спортивные детские секции, а также встречи с друзьями семьи, у которых также есть дети подходящего возраста.
  • Внимательно относитесь к одежде, прическе, игрушкам вашего малыша. Он не должен быть предметом насмешек и переживать из-за этого.
  • Разрешите своему чаду вести себя так, как ему захочется, не ограничивайте его свободу, не одергивайте. Понаблюдайте за тем, как он ведет себя с детьми, знакомыми и незнакомыми людьми, а затем мягко и аккуратно попытайтесь скорректировать его поведение.
  • В запущенных случаях, когда ребенок очень стеснительный, и это действительно мешает учебе, необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу. Грамотный специалист поможет родителям найти путь к общению с застенчивым крохой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector