Сфинксы

Сфинксы на набережной Малой Невки

Историки сходятся во мнении, что эти сфинксы представляют собой не что иное, как первоначальные пробные отливки сфинксов с Египетского моста. Уж очень они похожи друг на друга.

Видимо, по какой-то причине забракованные, эти сфинксы где-то долгое время хранились, а в 1971 году их установили на пристани набережной Малой Невки. Однако, время их не пощадило, и в начале 21 века этим сфинксам потребовалась срочная реставрация.

Она была проведена на средства, выделенные «Мостотрестом». После этого отреставрированные скульптуры несколько лет красовались во дворе этой организации, но в 2010 году были возвращены на прежнее место, на набережную.

Отреставрированные сфинксы

Интересные факты

Интересные и мистические факты, связанные со сфинксами в Санкт-Петербурге:

  • Существует поверье, что сфинксы в Питере, возведенные напротив тюрьмы, помогают скорее вернуться домой тем, кто осужден несправедливо.
  • Сфинксы, установленные на Университетской, могут в течение дня «менять» выражение своих лиц.
  • Также около статуй на Университетской набережной после установки стали собираться люди, проводившие оккультные ритуалы.
  • Корабль «Добрая Надежда» на обратном пути из Санкт-Петербурга потерпел крушение.
  • Величественные фигуры не только берегут покой города, но и исполняют желания, которые человек решит загадать около них.
  • Если в течение семи дней ночью приносить к сфинксам букет полевых цветов и возлагать его между их лап, то есть шанс, что сфинксы ответят на семь вопросов, которые беспокоят человека.
  • Нельзя забираться на изваяния и отламывать от них кусочки, иначе они заберут смельчака в потусторонний мир — так гласит одна из древнеегипетских легенд.
  • Статуи, которые помещены на Воскресенской набережной — шемякинский подарок городу, который олицетворяет память обо всех людях, подвергшихся репрессиям.

Изваяние на Воскресенской набережной

Сфинксы СПб поражают, восхищают и будоражат воображение. В этом городе их можно найти в большом количестве и, причем, в самых неожиданных местах. Истории изваяний и тайны, окружающие скульптуры, интересны каждому туристу.

Описание породы, стандарты, внешний вид

Петербургский сфинс (петерболд) напоминает классического донского сфинкса, но между ними всё же существует немало различий.

Анатомические характеристики

Голова петерболда напоминает форму клина, длинная мордочка заметно расширяется от основания носа и увеличивается по направлению к ушкам. Сами ушки широкие и большие, глаза имеют миндалевидный разрез с ярко-зеленым или голубым окрасом.

На фотографии петерболд с выраженной гетерохомией глаз

Отличительно удлиненное, атлетичное и изящное тело петерболда, с дополняющей его вытянутой шеей и узкой грудной клеткой. Конечности тонкие и длинные, лапу округлые с длинными и очень гибкими пальцами. Хвост по своему строению напоминает хлыст и заметно заострен на конце. Усы у таких котов зачастую отсутствуют.

Шерсть и окрас

По действующему стандарту петерболд обладает мягкой и обтягивающей тело кожей, на мордочке образуются многочисленные складки с куда меньшим их количеством на теле. Выделяют петерболдов:

  1. Бесшерстных: кожа таких котов напоминает резину, образует кожные выделения с тонким слоем коричневого налета;
  2. Велюровых: в раннем возрасте имеют небольшой волос, который с возрастом исчезает, оставляя небольшие пучки на лапках;
  3. Браш-пойнтовых: кошки с очень коротким покрытием и густым покровом на мордочке, хвосте и лапах;

Сиамский окрас встречается среди представителей этой породы

  1. Флоковых: представители породы без усов и бровей с шерстью размером в 2 мм;
  2. Брашевых: коты, опушенные частями или по всему корпусу;
  3. Прямошерстных: эти представители породы имеют обычные кошачьи шубки и усы, по типу родственны ориентальной кошке;

Среди петерболдов распространены колор-пойнтовые и ориентальные окрасы:

  1. Табби
  2. Черепаховый
  3. Голубой
  4. Шоколадный
  5. Крем-пойнт
  6. Биколор
  7. Кремовый

Размер и вес

Вес среднестатистического представителя породы колеблется в пределах 3-5 кг, иногда петерболды достигают в весе 7 кг.

На протяжении жизни сфинксы сохраняют свою природную тонкость и изящность

Сколько всего изваяний в городе и где они находятся

Самыми старыми являются сфинксы, установленные в Санкт-Петербурге на Университетской набережной. Однако появились они далеко не в числе первых. Статуи находятся во многих частях города, если смотреть по карте, но никто не скажет точно, сколько их всего.

Во дворе Горного университета

Самыми женственными петербургскими сфинксами являются те, что установлены во дворе Горного университета с 1826 года.

Адрес Горного института: 21-я линия Васильевского острова, 2.

Во дворе Строгановского дворца

Первые скульптуры были произведены для Строгановской дачи в 1796 году. Здесь они простояли до 1908 года, пока их не перенесли во двор одноименного дворца, расположенного на Невском проспекте, 17.

Обратите внимание! Сфинксы Петербурга изготовлены с женскими лицами, а вокруг их голов повязаны платки. С древних времен все украшения, располагающиеся на голове, в том числе и платки, являются символами власти

Строгановский дворец расположен по адресу: Невский проспект 17/Набережная Мойки 4.

На Свердловской набережной

Эти сфинксы похожи на те, что были установлены для украшения на Строгановской даче. Через несколько лет они бесследно пропали. В 1985 году были проведены ремонтные работы набережной, ее презентация, и статуи заняли свои законные места.

Статуи на Свердловской набережной

Свердловская набережная — одна из основных магистралей вдоль правого берега реки Невы. Чтобы до нее добраться, требуется ориентироваться на Финляндский вокзал.

На Египетском мосту

Свое название Египетский мост получил из-за того, что выполнен в стиле, характерном для этой страны. На каждой стороне расположены чугунные фигуры, спроектированные Павлом Соколовым. Однако они больше похожи на греческие изваяния, чем на египетские, так как статуи имеют женское обличье.

Египетский — это мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяющий между собой Покровский и Безымянный острова.

На набережной Малой Невки

Специалисты утверждают, что эти изваяния являются прототипами сооружений, украшающих Египетский мост. Связано это предположение с тем, что статуи сходны друг с другом.

Обратите внимание! До 1917 года эти сфинксы были спрятаны, затем их установили после прихода советской власти. В начале 21 века статуи были отреставрированы на денежные средства, выделенные одной крупной строительной компанией

Набережная реки Малой Невки — набережная по правому берегу реки Малой Невки на Каменном острове в Петроградском районе Санкт-Петербурга.

Набережная реки Малой Невки

На Воскресенской набережной

В середине 90-х годов напротив самой знаменитой тюрьмы Северной столицы водрузили сфинксов, произведенных из бронзы. Если человек находится на набережной, видит у статуй обычные женские лица, однако, те, кто сидит в тюрьме или совершает прогулку по реке, — видят изъеденные черепа.

Воскресенская набережная — левая набережная Невы от Водопроводного переулка до Литейного моста.

Это далеко не полный список сфинксов, однако, здесь представлены основные. Ознакомиться с их расположением можно только при самостоятельной прогулке.

Фотографии Сфинксов на Университетской набережной

Фотографии Сфинксов на Университетской набережной. Несколько снимков сделанные в разные времена. Фото делал, в основном ранней весной и летом. Западный Сфинкс на Университетской набережной. Гранитный страж Столицы Севера. Пристань у Сфинксов Университетской набережной. Гранитные ступени ведущие к воде. Вид на Неву от Сфинксов и на дома Английской набережной на противоположном берегу. Надпись на постаменте Сфинкса. Фрагмент иероглифической надписи на плите Западного Сфинкса у Невы. Погрудная скульптура грифонов у гранитной скамьи в полуциркульной нише под Сфинксами. Девочки загадывают желания у грифонов у Сфинксов Невы Лапы грифона у Восточного Сфинкса. Бронзовый светильник у Сфинксов. Цилиндрическая жирандоль стилизованная под античный жертвенник. Благородная патина на бронзе жирандоли на фоне петербургского неба. Фас Западного Сфинкса с чётко видимыми повреждениями на лице статуи. Колоритный персонаж у сфинксов. Иногда вижу его в Историческом Центре Питера. Фоткается за мзду с туристами. Надпись иероглифами у лап Восточного Сфинкса в Санкт-Петербурге. Китайские туристы на пристани у Невских Сфинксов Основание светильника на львиных лапах. Эта жирандоль у Западного Сфинкса. Нижняя часть светильника у Сфинксов с цветочным орнаментом на чаше бутона. Барельеф с греческими жрицами на светильнике у сфинксов. Жертвенная чаша светильника на Университетской набережной. Надпись на постаменте Западного Сфинкса высеченная в 19-м веке. Западный Сфинкс в профиль — гранитный защитник Колдовского Петербурга. Восточный Сфинкс в профиль — чётко виден хвост льва обвитый вокруг туловища и иероглифическая надпись с титулатурой фараона. Голова Восточного Сфинкса с пасхемти (высокая корона) Юлька загадывает желание у Грифонов, счастье себе колдует. А её счастье в соседней комнате сидит и постит фотки на Фейсбук… Голова Невского Грифона крупным планом. Это фигура у Западного Сфинкса. Ступни причала ведущие к Неве от пристани у Академии художеств.

***

Такова история Сфинксов на Университетской набережной и мифов созданных вокруг них и реальной истории места силы Васильевского острова.

Приятной вам прогулки по неформальному Петербургу. Ваш Ulrich von Bek

Метки: Николай I, эпоха Романовых, Древний Египет, легенда, мифология, миф, мистика, поверье, примета, Петербург, город, достопримечательность, фараон, История Петербурга, архитектура, сфинкс, Васильевский остров, Нева река, Мистический Петербург, Кунсткамера, набережная, адрес, СПб, Университетская набережная, Фивы

Египетский мост

Вход на Египетский мост охраняют четыре чугунных зеленых сфинкса – единственный сувенир первого египетского моста, который рухнул в 1905 году. Пикантность этой строительной катастрофы дополняется тем фактом, что красивый мост, украшенный богатыми египетскими мотивами, рухнул в реку в тот самый момент, когда проходил конный отряд царских гренадеров. К счастью, никто не пострадал, кроме одной лошади.

Вероятно, это была ошибка в материале, из которого была сделана одна из трех цепей моста, на которых держалась конструкция.

Вскоре появился слух, что это проклятие, брошенной женщины, живущей перед мостом. Видимо, она была влюбленна в офицера, то то предал ее и, увидев войска на мосту, в порыве гнева выкрикнула в окно «Чтобы вы все упали!». Через несколько мгновений мост сломался, и солдаты купались в ледяной воде – была зима.

Египетский мост, на этот раз в гораздо более простой форме, был позже восстановлен, и единственным элементом, который выделялся после первоначальной конструкции, являются 4 чугунных сфинкса.

https://youtube.com/watch?v=-bro6a28N0Y

Воинственные стражи Университетской набережной

Только сфинксы на набережной Невы – настоящий раритет. Их возраст насчитывает три тысячелетия, и, по мнению советского востоковеда Василия Струве, петербургским пятиметровым фигурам из египетского гранита нет равных в мире.
Приобретены древнеегипетские статуи были в 1832 году императором Николаем I, но покидать охраняемую с 14 века до н.э. гробницу фараона Аменхотепа III стражи не спешили. Сначала они «спрятались» под слоем песка, когда храм и гробница были разрушены. Затем им на помощь пришла Госпожа бюрократия. Пока российский император колебался, покупать или нет, не имеющие практической ценности статуи, их приобрели французы. Но вывести грандиозные фигуры из Александрии французы не успели – помешала революция 1830 года. Пришлось перепродавать произведение античного искусства русским.
Сопротивлялись сфинксы и при погрузке на корабль «Добрая надежда». Трос, удерживающий одну из статуй, лопнул. След от впившегося каната остался на лице сфинкса навсегда, при этом в «бою» получеловек-полулев лишился подбородка. Но и кораблю досталось – борт, куда упал суровый египетский страж, был серьезно поврежден, а мачта превратилась в щепки.
С горем пополам фигуры доставили в Петербург весной 1832, но только через два года они были перенесены со двора петербургской Академии художеств и установлены на достроенной парадной набережной. С тех пор их окружают легенды и суеверия.

Тайны сфинксов

Неудивительно, что сфинксы окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю.

Так, на рубеже 1996-1997 годов в петербургских газетах появилось сенсационное сообщение о том, что Сфинксы, которые находятся рядом с Академией художеств, аномально воздействуют на людей. Мол, в 1996 году самые талантливые, подающие надежды выпускники государственного университета, не говоря о преподавателях, стали жертвами «энергетической атаки» Сфинксов. Приводились случаи, когда прогулки к Сфинксам вызывали у жителей города душевные болезни, разрушали семьи, провоцировали самоубийства.

По мнению историка, специалиста по Древнему Египту В.С. Герасимова, воздействие на людей происходит следующим образом: «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к cфинксам. Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть Сфинкса».

Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей.

Археолог Янис Атоназис, нашедший Сфинксов, погиб при невыясненных обстоятельствах. Трагична оказалась и судьба Андрея Муравьева, организовавшего перевоз Сфинксов в Россию — его близкие родственники погибли… Говорили, что в течение пары лет умерли капитан и команда корабля «Добрая Надежда», на котором переправили cфинксов.

Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них. Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.

Существует байка, что в 1938 году во время реставрационных работ увидевший истинный взгляд сфинкса комсомолец, вооружившись пескоструйным пистолетом, угрожал расправой коллегам из Ленгорстройтреста и сыпал проклятиями в адрес Сталина. В отчетах НКВД по поводу инцидента якобы есть приписка: «действовал под внушением мистического идола». Во время допроса хулиган признался, что в обеденный перерыв «изучал» сфинксов, затем почувствовал, что «нечто овладело его разумом», а затем последовал едва различимый, но настойчивый приказ — «совершить жертвоприношение».

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение.

Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель.

Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.

Так в чем же причина такого поведения Сфинксов? Мистики и эзотерики объясняют это тем, фараон Аменхотеп III, чей облик отражают лица Сфинксов, был чрезмерно увлечен магией. Своим увлечением магией фараон вызвал недовольство жрецов, призванных охранять законы Истины и Гармонии.

После смерти фараона его имя прокляли на века. Но фараон успел оставить опасное послание потомкам, повелев высечь на постаменте своих изображений-Сфинксов иероглифы. Эти иероглифы — заклинание, способное ввергнуть мир в хаос, если прочитать его в определенные дни. В переводе на русский текст звучит так: «Я — тот, кто закроет путь Свету и откроет путь Тьме. С исходом ста тысяч лун будет нарушен покой владык молчания и разрушены предначертания богов. Откроют = глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и придет царство Тьмы. Да будет так!»

Описание Сфинксов на набережной

Оба изваяния сфинкса имеют свои условные названия. Правый, если смотреть с набережной, со стороны Репы Академии художеств им. Репина именуется «Западный Сфинкс», а левый — «Восточный Сфинкс». Это именно та фигура у которой сколота борода фараона с частью лица. Но, тем не менее, памятник прекрасно сохранился и отличается прекрасной тщательностью отделки. Сколы на лице (на правой части клафта), не мешают восприятию общего облика сфинкса. Скорее всего, именно о них писал исследовавший скульптуры академик В.В Струве, упоминая о проблемах при погрузке памятника в Александрии; практически сколота борода; отдельные фрагменты отколоты от передней части плинта; утерян фрагмент задней части сфинкса и часть хвоста. Не сохранилась голова урея. Достаточно сильно пострадала корона сфинкса; высокая часть короны дешрет состоит из нескольких частей, отдельные повреждения имеются и на передней части короны хеджет. Длина надписей на плинте сфинкса со стороны набережной — 5,85 м, со стороны Невы — 5,40 м. С задней части плинта сфинкса отколот фрагмент длиной около 60 см, который нёс на себе часть текста, который может быть восстановлен по аналогии. Западный сфинкс создан из менее качественного гранита, хуже сохранился, и, возможно, изготовлен раньше: на нём сохранились следы исправления ошибок скульптора, которые отсутствуют на восточном сфинксе. Мелкие сколы имеются на правой части клафта, утеряны бородка, голова урея. Отдельные небольшие сколы видны на короне дешрет. Сильные повреждения имеются на передней части плинта; правая часть плинта сильнее всего пострадала от разрушения слабых составляющих гранита. Лицо проработано менее тщательно; на месте зрачков присутствуют скопления тёмных частиц гранита, создающих иллюзию «взгляда» сфинкса. В надписи на плинте сфинкса, в целом, сохранившейся несколько лучше, пострадала передняя часть, которая легко восстанавливается по следам иероглифов, как предполагал ещё В.В. Струве. Длина надписи на плинте сфинкса со стороны берега — 6,47 м, со стороны реки — 6,45 м. Первая работа, и, по сути, единственная печатная работа, посвящённая сфинксам и их истории, была выпущена В.В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года», с тех пор ни разу не переиздавалась. Все исследователи, так или иначе работавшие со сфинксами, включая и самого Струве и М.Э. Матье, единогласно говорили о том, что сфинксам необходимо другое место, более защищённое от климатических перепадов, загрязнений и влаги; эта проблема является самой насущной в деле сохранения этих памятников и сегодня. В этом свете любопытно содержание документа, обнаруженного И.А. Лапис в архиве Эрмитажа: «в конце дела о коллекции Кастильоне (Ф.1, оп. № 1, 1826, № 29), имеется никем не подписанная записка на французском языке, в которой предлагается перевезти в Эрмитаж сфинксы Аменхотепа III с набережной Невы и египетские саркофаги из Царскосельской Руины, причем для сфинксов даже указаны места, где их следует поставить, а именно — два зала по сторонам того, в котором была установлена знаменитая ваза из ревдинской яшмы и в котором автор записки предлагал разместить все остальные древнеегипетские памятники. Однако этот проект не был принят».

Мистика Сфинксов на Университетской набережной

Так что же? Получается что все мистические легенды связанные со сфинксами — фикция и нет никаких сакральных явлений в этом загадочном месте исторического центра Санкт-Петербурга? Нет, мистики здесь много, да ещё и очень сильной. Говоря о Башне Грифонов я рассказал о сакральных силах присущих этому таинственному месту, пруфлинк — . Что же кратко повторюсь и здесь. Васильевский остров как ни какое другое место города связано с древней магией языческих волхвов селившихся с незапамятных времён. В его лесах располагались таинственные капища и знаменитые северные лабиринты. Зачем в древности строились эти мегалитические сооружения сказать трудно. Считалось, что они хранили память рода его создавшего. Рождался в роду новый человек и в спираль лабиринта вкладывался новый камушек. Лабиринты разрастались, впитывая энергию создающих его людей. Языческие капища в его густых лесах были свидетелями кровавого колдовства финно-угорских шаманов которое называлось магия крови, а ритуалы они проводили когда наступало время теней. Земля острова постепенно впитывала и энергетику лабиринтов и насыщалась магией капищ и таинственных ритуалов. Позже эти земли входят в состав Новгородской республики. Русь, к тому времени, была христианской, и сюда бегут славянские волхвы, хранители тайного знания ищущие укрытия от церкви. Земля Васильевского острова начинает пропитываться и их колдовской силой древнего бытия. Языческие лабиринты разрушаются новгородцами, один, вроде, сохранился до тех пор пока Пётр Великий не передал остров Александру Меншикову. Тогда, во время прокладки дороги, были разрушены останки последнего мегалитического лабиринта. Но эта земля, насыщенная флюидами древнего бытия, начинает жить самостоятельной жизнью. Считается, что аномальная зона Васильевского острова способна изменять судьбы людей находящихся на ней. Как это происходит не знает никто но край этот издавна пользуется славой места силы. Позже, уже после основания города, именно сюда, на Васильевский остров, устремляются самые неординарные, а порой и самые загадочные люди: маги, эзотерики, колдуны, оккультисты, жрецы таинственных культов, прорицатели и мистики. Такова краткая история эзотерической сущности Васильевского острова. Кстати оккультисты издавна считают, что на Стрелке Васильевского острова, прямо около Биржи находятся врата ада, а вот у сфинксов на Университетской набережной — вход в мир мёртвых. Почему так — расскажу в другой раз. В 1834 году на Университетской набережной появляются две статуи сфинксов наделяя землю Васильевского острова ещё больше могуществом. Созданные древнеегипетской цивилизацией, насквозь пропитанной религиозной магией, они больше 3000 лет впитывали энергию мира мёртвых, защищая его от мира живых… Попав на невскую землю они нашли свой вечный дом на Васильевском острове и многократно увеличили таинственные силы защищающие город. Это место очень многолюдно, а таинственный портал, созданный Сфинксами на пристани, впитывает энергию людей и надёжно защищает город от негативного воздействия иномирья, накрывая город своей защитной магией. Считается что Сфинксы могут исполнять загаданные желания. Не совсем это так. Сфинксы, просто, могут изменять ход судьбы так чтобы желаемое приблизилось. Особого ритуала здесь нет. Просто придите в это место и постойте рядом с божественными кошками, величественными львами с человеческими лицами. Подумайте о чём-то своём, и ваша жизнь обязательно изменится так как вы хотите. Дотроньтесь до Сфинксов, почувствуйте их бешенную энергетику, впитайте её. Главное верить в то, что всё задуманное сбудется. Вера помноженная на силу этого места — творит чудеса.

История

В 20-е годы XIX века районы в этой части Санкт-Петербурга стремительно развивались, что и продиктовало необходимость новой переправы через Фонтанку. К разработке проекта привлекли уже прославленных мастеров мостостроения — инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Андреевича Христиановича. Вместе они создали макет будущего моста, схожего по конструкции с Пантелеймоновским.

Это был цепной висячий мост на деревянных сваях, с проезжей частью подвешенной на трех цепях. Украшали сооружение сфинксы, обелиски и позолоченные решетки. Официальное открытие состоялось 25 августа 1826 года.

Обрушение Египетского моста в 1905 году

Новый мост прослужил 79 лет. В 1905 году случилось обрушение Египетского моста. Произошло это 20 января, когда на мост одновременно вошли эскадрон гвардейской кавалерии и 11 саней. Сооружение не выдержало нагрузки и рухнуло на лед. К счастью, жертв среди людей не было, но от моста остались только сфинксы. Комиссия, созданная для расследования происшествия, выявила, что причиной обрушения стало плохое качество железа. После этого соорудили временный пятипролетный мост из дерева.

На возведение новой постоянной переправы ушли годы, сперва начать строительство помешала Первая мировая война, затем много времени ушло на разработку проекта. В итоге деревянный мост заменили лишь в 1955 году.

Новый Египетский мост был совсем не похож на своего предшественника. На смену цепной пришла однопролетная металлическая конструкция с массивными бетонными устоями на сваях, облицованных гранитом. От старого моста сохранились лишь сфинксы и обелиски с фонарями.

Легенда Египетского моста

Обрушение моста стало почвой для возникновения слухов, превратившихся потом в городские легенды. Сегодня на экскурсии можно услышать байку о том, что причиной аварии стал не дефект материала, а проклятье женщины, живущей в соседнем доме. По легенде, ее обманул гвардейский офицер и когда она увидела как эскадрон вышел на мост, то крикнула им «Чтоб вы провалились!».

Египетский мост также имел прозвище «Поющий» из-за грохота цепей при проезде экипажей. Горожане даже сравнивали этот звук с погребальными мотивами.

Пристань у Академии художеств — история

Создание Университетской набережной началось в 1805 году. По проекту архитектора Ж. Тома де Томона и инженера Ф.И. Герарда, каменотёс С.К. Суханов создаёт архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова служащий началом будущей Университетской набережной. Тогда же гранитная стенка доводится до временных устоев Исаакиевского наплавного моста. Работы завершаются в 1810 году, а в 1819-1821 годах инженеры А.А. Бетанкур и В.К. Треттер создают гранитные спуски моста. В 1831-1834 годах гранитная стенка набережной была продолжена до существовавшей у Императорской Академии художеств пристани. В 1830 году инженер Е.А. Адам создаёт проект продолжения гранитной стенки берега Васильевского острова западнее Исаакиевского наплавного моста. В то время разрабатывался план комплекса работ по благоустройству невских берегов. Как раз в те времена началась воплощаться строительная программа по устройству Академии художеств, по проекту президента оной А.Н. Оленина. А он видел неотъемлемой её частью создание «великолепной из гранита пристани для судов противу дома Академии художеств с украшением в лучшем греческом вкусе». Проектирование пристани было поручено арх. К.А. Тону. Проект гранитной пристани архитектор Константин Андреевич Тон разработал в 1831 году (утверждён 4 октября 1831). По плану пристань должна была быть выступающей по отношению к набережной, но работы в русле реки Невы были очень трудны в техническом плане. Тогда, после консультации с инженером-мостостроителем П.П. Базеном, архитектор Тон врезает пристань в массив набережной. По окончательному плану пристань заняла 42 метра береговой линии. Прямо из воды поднимаются две ступени большей ширины чем остальные. Они ведут на боковые площадки с двумя симметричными полукруглыми каменными скамьями. Всего к реке ведут 14 ступеней, разделённых площадкой, по краям которой устроены полукруглые ниши со скамьями. Торцы скамей завершают Грифоны туловищами утопленными в гранитной плите — 4 бронзовых Грифона стоят попарно по сторонам скамей. По краям лестницы, на мощных гранитных постаментах, установлены египетские сфинксы. В композицию включены цилиндрические жирандоли, (бронзовые светильники) стилизованные под античные жертвенники по рисунку арх. К.А. Тона), украшенные рельефами. Светильники опираются на львиные лапы. Рельефы изображают греческих девушек, ниже вырезан растительный орнамент в виде листьев и стеблей. После изменения проекта Тон сохранил прежние бронзовые колонны-светильники. Жирандоли были отлиты на Колпинском заводе мастером П.П. Геде. Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их ведут к набережной. Разрабатывался проект под коней Петра Карловича Клодта, но, как говорилось, финансовые неувязки не позволили воплотить этот замысел. В это же время в Санкт-Петербург приходит известие о покупке Россией двух гранитных сфинксов из города Фивы. У авторов проекта возникает мысль украсить этими древними изваяниями создаваемую пристань. В декабре 1831 г. К.А. Тон изменяет проект причала, включив в его композицию эти фигуры. Новый вариант не сводился к простой замене скульптур. Архитектор изменяет пропорции пристани, уменьшает просвет спуска к Неве. Для размещения скульптур создаются два высоких, массивных пьедестала. Когда сфинксы были доставлены в Санкт-Петербург, то первые два года они находятся во дворе Академии художеств. За это время, собственно выполняется создание пристани у её стен. Своё место на набережной сфинксы заняли в 1834 году. Тогда же известный архитектурный проходимец Огюст Монферран, заканчивавшим в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагает усилить связь этого места с Древним Египтом, соорудив здесь гигантскую статую бога Осириса. Но, Николай I, давно уставший от бредовых идея Монферрана, отклоняет его прожект.

История появления

Самые древние памятники Санкт-Петербурга — сфинксы увидеть которых можно на Университетской набережной. Величественные фигуры, с загадочными лицами.

Они были найдены в Египте археологом Яном Аноназис, в прекрасном состоянии.

Все историческое сообщество того времени удивлялось их сохранности. Раскопки проводились на средства английского консула в Египте, по фамилии Сольт. Большинство находок, по договору принадлежало ему.

Сфинксов отправили в Александрию на платах. По удивительному стечению обстоятельств в это время там же находился Муравьев. Величие памятников древнейшей архитектуры настолько поразили его, что он тут же написал письмо и приложил рисунок, на имя русского посла в Константинополе Рибопьера.

Посол, конечно, не уполномочен был принимать такие решения самостоятельно, и написал прошение Николаю I. Император, обсудив ценность покупки с членами Академии художеств, дал свое согласие на их приобретение.

Несмотря на это, сделка чуть не сорвалась. Сфинксов хотело приобрести и французское правительство. Но начавшаяся во Франции революция отвлекла его, от археологических находок.

В 1831 году сфинксы были проданы России за 62 000 рублей, покупка была довольно дорогой. До Петербурга они добирались еще год. Во время перевозки одна из статуй пострадала, шрам на лице сфинкса можно видеть до сих пор.

В апреле 1834 года статуи установили на пристани реки Невы, перед Академией художеств. На созданном специально для них постаменте сделал надпись архитектор К. Тон: «Сфинкс из древних Фив в Египте, перевезен в град святого Петра в 1832 году».

Возраст скульптур Петербурга — около трех с половиной тысяч лет. Когда-то они возвышались на аллее сфинксов, ведущей к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419-1383 гг. до нашей эры.

Головы загадочных существ, созданных неизвестным египетским скульптором, похожи на самого Аменхотепа III. Их украшают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа.

Если перевести надпись украшающую памятник на русский язык, можно узнать один из его титулов: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод».

Высечены фигуры из розового гранита (сиенита) Асуанских ломок, который когда-то добывали в южном Египте. В 2002 году была проведена полная реставрация и мероприятия по консервации этих удивительных памятников.

Добраться до сфинксов нетрудно. От станции метро «Василеостровская» через пешеходную зону выти на Большой проспект, перейти на другую сторону, и пройти прямо еще немного, до Университетской набережной. Оказавшись там, вы сразу увидите эти великолепные фигуры.

Сфинксы — загадочные существа, их всегда окружает ореол таинственности. Со скульптурами на Университетской набережной связывают несколько легенд.

Считается, что у них меняется выражение лица в течение дня. С самого утра лик древних изваяний спокойный и уравновешенный, но как солнце начинает стремиться к закату, выражение их лиц становится злым и угрожающим.

Говорят, сфинксы волшебные и исполняют желания. Если взяться за клык грифона, который охраняет покой сфинкса, и смотреть в глаза древнему существу, загадывая желание, то он его исполнит.

Тысячи лет существуют сфинксы, их грустные глаза наполнены тайнами, которые никогда не разгадать.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 881 times, 1 visits today)

Приобретение сфинксов

После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе — Египетская пирамида, а в Павловске — Египетский вестибюль.

Царское село, пирамида

Египетский вестибюль

После русско-турецкой войны 1828–1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. Один из найденных в Фивах сфинксов привезли на продажу в Александрию. Здесь А.Н. Муравьев увидел эту необычное изваяние и восхищенный этим произведением искусства, отправил письмо российскому послу с предложением купить скульптуры. Эта просьба была переадресована в Петербург Николаю I. После одобрения покупки Советом Академии художеств,  было решено, что приобретение будет целесообразным для России. К этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, но с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год прибыли сфинксы в Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector