Детская эпилептология (разина е.е.)

Симптомы неврологических заболеваний у детей

Первые признаки неврологических нарушений можно заметить у ребёнка уже в самом раннем возрасте. К доктору за помощью следует обратиться, если наблюдаются следующие симптомы:

  • подёргивание подбородка и ручек в состоянии покоя;
  • запрокидывание головы назад во время плача;
  • отсутствие реакции на яркий свет и звук погремушки;
  • неспособность удерживать погремушку через 30 дней после родов;
  • неспособность удерживать головку через 30 дней после родов;
  • обильное слюноотделение после кормления;
  • гипервозбудимость (частый плач) или пассивное поведение (совсем не плачет);
  • повышенная тревожность, нарушения сна (трудности с засыпанием, сон более 20 часов в сутки);
  • частые срыгивания фонтаном;
  • возникновение судорог при незначительном повышении температуры;
  • гипертонус (постоянное напряжение) мышц ног, выгибание тела или наклоны головы в сторону, из-за этого ребёнка сложно переодеть;
  • трудности с проглатыванием пищи;
  • временные потери сознания;
  • 3-месячный ребёнок не подражает речи взрослых;
  • родничок впалый;
  • ребёнок не желает желать на животе;
  • при опоре на ножки ребёнок подгибает пальчики.

Что касается ребёнка старшего возраста, то тут симптомы неврологических заболеваний у детей будут несколько иными:

  • забывчивость, рассеянность;
  • обмороки;
  • недержание мочи;
  • задержка речевого развития;
  • чрезмерная нервозность;
  • приступы панических атак;
  • ребёнок с трудом идёт на контакт с другими детьми;
  • бессонница;
  • плохой аппетит;
  • постоянное уныние и тоскливое отношение к жизни;
  • постоянная головная боль.

Если родители обнаружили даже некоторые из этих признаков, необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Как реагировать родителям на мотание головой?

Если вы столкнулись с подобной проблемой, не спешите паниковать

В идеале — старайтесь не заострять на ней внимание. Поймите, со временем малыш это перерастёт

Важно! Помочь ребенку справиться с тревожностью, уделить ему внимание, успокоить — это вам под силу. Что же следует предпринять?

Что же следует предпринять?

Если малыш мотает головой перед тем, как уснуть, придумайте вечерний ритуал.

Пусть он примет ванночку с успокаивающими травами — это отлично расслабляет. Подробнее в статье Травы для купания новорожденного>>>

Колыбельная или сказка на ночь от мамы также успокоят ребенка.

Пусть массаж войдёт в привычку. Нежные поглаживания помогут ребенку быстрее уснуть

Успокоят они его и во сне, если приснится что-то страшное.
Во время бодрствования старайтесь переключать внимание малыша, занимать его интересной игрой.
Найдите грамотного остеопата.

Подобные специалисты способны творить чудеса, помочь убрать мышечные зажимы или решить проблему, при которой врачи разводят руками и рекомендуют лишь ждать, когда перерастет.

Самые распространенные причины развития кондуктивной тугоухости

Отиты

«Очень часто кондуктивная тугоухость у детей развивается после отитов», – говорит кандидат медицинских наук, врач сурдолог-оториноларинголог клиники «МастерСлух» в Сочи Евгений Буданов. «По статистике чаще всего отиты встречаются у малышей в возрасте 3-5 лет, соответственно, тогда же больше обращений к лору, сурдологу.

Отиты бывают гнойные и негнойные, на слух может повлиять любой вариант. Зачастую взрослые несерьезно относятся к таким, как им кажется, легким состояниям – ну подумаешь, ушко заболело, если ребенок простудился. Надо закапать лекарство, и все пройдет. В большинстве случаев – действительно проходит (и то, если препарат назначил врач, проконтролировал ситуацию), но иногда отит может привести к снижению слуха, причем, заметно это будет не сразу. Конечно, каждая простуда не должна вызывать в семье панику, надо просто быть внимательными к любым ее проявлениям.

Аденоиды

В печальном топе причин, могущих привести к кондуктивной тугоухости, находятся и аденоиды. Ими страдают очень многие дети: в силу анатомических особенностей, частых простудных заболеваний. Это не значит, что аденоиды нужно срочно удалять, доказано, они – часть иммунной системы. Но и просто ждать, что ребенок их перерастет тоже не стоит. Нужно проконсультироваться со специалистом, держать ситуацию на контроле, подобрать консервативное лечение.

Травмы

Ну и, конечно, всегда актуальны травмы уха. Дети могут засунуть туда: шарики, части игрушек, батарейки (особенно «коварны» маленькие, круглые и плоские), камешки. Не можете извлечь эту мелочь самостоятельно? Срочно к врачу!

Самое неприятное, когда ребенок еще не может говорить, а взрослые момент травмирования упустили, или малыш боится рассказывать родителям, что что-то сам запихал к себе в ухо и не может достать. Тогда «сюрприз» обнаружится неожиданно.

Вообще самое, наверное, безопасное в этом списке причин развития нарушения слуха – серные пробки. Хоть и неприятная штука, но легко удаляется у специалиста, и тогда страдалец «волшебным образом» начинает лучше слышать.

Врожденные дефекты

Если кондуктивная тугоухость связана с аномалиями развития, обусловлена генетически, это в большинстве случаев выясняется на приеме у специалиста (профильном, или если возникли какие-то подозрения у родителей), и очень важно вовремя провести хирургическое вмешательство, чтобы освободить слуховой проход. Не надо путать эту операцию с операцией по установке кохлеарного импланта, последний нужен при совсем других диагнозах

1.2.7.

Наиболее эффективным инструментом для стимуляции подъема и удержания ног является фрагмент коврика для входной двери – «колючка».

Воздействуем на подошвенную и тыльную сторону стопы в зависимости от того, какой вариант приводит к более эффективному и длительному удержанию ноги в приведенном к животу состоянии. Второй рукой удерживаем грудную клетку, прижимая ее к бедрам.В случае, если не удается стимулировать удержание обеих ног одновременно, ноги стимулируются попеременно. Когда ребенок начинает стабильно удерживать каждую ногу по 20-30 секунд, можно переходить к одновременной стимуляции удержания обеих ног.Если ребенок не помещается на коленях или сложно дотянуться до стоп, то используем стимуляцию подъема ног на диване (кровати, столе). Частота подобной стимуляции – не менее 10 раз в день. Время стимуляции в течение одного подхода сильно варьирует в зависимости от состояния ребенка и его возможностей (от 1 до 10 минут).
Чем быстрее мы сформируем у ребенка способность удерживать ноги самостоятельно, тем лучше.

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него

В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение

А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется

 Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть: 

все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Причины эпилепсии у детей

Мнение о том, что эпилепсия – исключительно наследственное заболевание, современными врачами не поддерживается. Некоторые ее формы не наследуются, некоторые являются следствием структурного поражения головного мозга (фокальные корковые дисплазии, врожденные аномалии развития головного мозга, туберозный склероз, ганглиомы и др.). Также нельзя однозначно утверждать, что к эпилепсии приводят какие-либо перенесенные человеком заболевания, однако они могут ускорить наступление болезни. Таковыми факторами являются:

  • родовые травмы, возникновение кислородной недостаточности при рождении;
  • черепно-мозговые травмы;
  • кровоизлияния в мозг;
  • новообразования в головном мозге (кисты, гематомы, опухоли);
  • абсцесс мозга;
  • инфекционные, паразитарные, вирусные заболевания;
  • менингит, энцефалит.

Чем опасна эпилепсия у детей

  • Во время приступа ребенок может получить серьезную травму, задохнуться рвотными массами, прикусить язык или щеку.
  • Кроме этого, у детей бывают частые и тяжелые приступы с малым интервалом, когда они попросту не могут прийти в себя.
  • Из-за постоянных приступов может сформироваться хроническая пневмония, развиться умственная отсталость.

Во сколько месяцев новорожденный начинает поднимать и держать голову?

Постепенно ребенок начинает управлять своим телом. Первое достижение его физического развития наступает на второй — третьей неделе. В это время при выкладывании на живот ребенок пытается поднять голову.

Дальше развитие мышц шеи происходит в следующем порядке:

  • На втором месяце (2 — 3 месяц) дети поднимают голову под острым углом (опять же лежа на животе). Такое положение малыши могут удержать в течение тридцати секунд или около минуты.
  • В три месяца (3 месяц) дети начинают держать голову в вертикальном положении. Но подстраховка неокрепшим мышцам шеи еще нужна — стоит продолжать поддерживать голову ребенка. Лежа на животе, малыши уже могут поднять и голову, и плечи. При поднятии ребенка за руки тело, шея и голова образуют одну линию.
  • В четыре месяца (4 месяц) наступает время, когда ребенок самостоятельно и вполне уверенно начинает держать голову. Он поворачивает ее во все стороны, познавая окружающий мир. Лежа на животе, малыш уже поднимает верхнюю часть туловища.

Естественно, все временные параметры при развитии малыша усреднены. Все детки индивидуальны в своем развитии. Поэтому не стоит расстраиваться, если ровно в 12 недель ребенок не начал уверенно держать голову в любом положении.

Раннее удерживание головы

Не стоит спешить радоваться если ребенок начал держать голову в течении первых четырех — шести недель. Далеко не всегда такое «достижение» означает быстрое и раннее развитие. Скорей всего у малыша высокое внутричерепное давление.

В таком случае просто необходимо показать ребенка лечащему педиатру. Врач назначит лечение, необходимые процедуры, специальный массаж.

Укрепление мышц шеи

Для развития шейных мышц настоятельно рекомендуется малыша выкладывать на животик с первых дней жизни, сразу после заживления пупочной ранки (примерно в три недели). Не стоит бояться, что ребенок задохнется. Здоровый малыш обязательно повернет голову на бок в результате срабатывания инстинкта самосохранения.

Класть ребенка на живот надо во время переодевания, желательно перед кормлением или через час после него. Процедура, проведенная перед кормлением, поможет еще избавить малыша от скопления газов в животе. Проводить выкладывание на живот надо на твердой поверхности. Мягкая поверхность не заставляет мышцы ребенка напрягаться. Это может любой стол, покрытый легким одеяльцем.

Приучать малыша лежать на животе надо постепенно. Сначала выкладывают его на одну минуту. С каждым днем продолжительность пребывания на животе увеличивают на одну минуту. Хорошо если малыш будет голеньким, одновременно с укреплением мышц шеи он еще получит воздушные ванны.

При недовольстве и капризах малыша не ннужно отказываться от выкладывания на живот. Это необходимая процедура для физического развития младенца. Маме надо выбрать момент, когда у крохи хорошее настроение, он весел и доволен. Отвлечь его яркой игрушкой, песенкой и ласковыми поглаживаниями по спинке, ножкам и пяточкам. Самое главное — не оставлять без присмотра малыша, лежащего на животе.

Проводите с ребенком маленькую гимнастику для укрепления мышц шеи:

  1. «Лицом вниз». Взять ребенка на руки: одна рука под грудью малыша, вторая на бедре. В таком положение поднимать малыша в воздухе.
  2. «Поехали». Упражнение выполняется с помощью двух взрослых на большом мяче. Один держит малыша за таз, другой за кисти рук. Вместе раскачивают ребенка на мяче.
  3. «Качели». Держим ребенка вниз лицом на руках и поднимаем попеременно то голову, то таз.

Видео: учимся держать голову

Показываем 3 упражнения для укрепления мышц шеи, спины. Учимся держать голову. Алесе 2мес и 3 недели. Небольшой ослабленный тонус:

3 месяца — плохо держим голову

Для исключения патологии в развитии стоит обратиться к специалистам, если после 12 недель (3 месяц) ребенок плохо держит голову, наклоняет ее в одну сторону или запрокидывает ее назад.

Причин, по которым ребенок плохо держит голову в 3 месяца, несколько:

  1. Недоношенность.
  2. Родовые травмы.
  3. Отставание ребенка в весе.
  4. Слабый тонус мышц.

В первых двух случаях необходимо обратиться к детскому невропатологу, который поможет выяснить причину плохого развития мышц ребенка. При маленьком весе крохи поможет консультация врача, специализирующегося по грудному вскармливанию. Он отрегулирует систему питания, возможно, придется ввести в рацион смеси. Специальный массаж, назначенный лечащим педиатром, повысит тонус мышц шеи и поможет малышу удерживать голову.

Еще одним поводом обращения к неврологу станет постоянный наклон головы малыша под углом. Чаще всего причиной наклонного держания головы является кривошея. Врач назначит специальный массаж, лекарственную терапию и, скорей всего, посоветует купить ортопедическую подушку.

Виды врожденной кривошеи

Чаще всего изменение формы шеи происходит из-за патологии грудинно-ключично-сосцевидной (кивательной) мышцы. Эта парная часть опорно-двигательного аппарата одним концом прикрепляется к сосцевидному отростку черепа за ухом. Другой конец мышцы фиксируется на ключице. Функция кивательной мышцы — наклон головы и ее поворот, а также круговые движения головы. Нарушения функционирования именно этого отдела приводит к кривошее.

Выделяют несколько видов врожденной кривошеи:

  • Идиопатическая кривошея. Заболевание характеризуется небольшим нефиксированным наклоном головы. Ее причины на данный момент до конца не изучены. Исследования показывают, что обычно заболевание появляется в результате патологии во время беременности и сложных родах. Если прощупать мышцу пальцами, можно почувствовать ее напряжение. При этом длина и форма грудинно-ключично-сосцевидной мышцы находятся в норме. Идиопатическая кривошея часто сопровождается перинатальной энцефалопатией. Данное заболевание связано с расстройством центральной нервной системы у новорожденных и младенцев первых месяцев жизни. Развивается  вследствие поражения головного мозга ребенка в период беременности или в процессе родов. Сопутствующим заболеванием бывает функциональное нарушение работы шейного отдела.
  • Миогенная кривошея. Данный вид патологии является самым распространенным. Характерным признаком заболевания служит уплотнение и изменение длины кивательной мышцы, она короче здоровой. Нарушение выявляется либо сразу в роддоме, либо в первый месяц жизни ребенка. Причиной патологии является длительное внутриутробное положение головы, наклоненной к плечу, или нарушение в развитии мышечных волокон и сухожилий. Происходит это обычно при ягодичном предлежании плода, то есть малыш находится в малом тазу ягодицами или ягодицами и ступнями. В результате появляется фиброз мышцы, вследствие чего она становится неэластичной. Внешне патология проявляется в наклоне головы ребенка в сторону и ее повороте в противоположном направлении. Попытки повернуть голову доставляют новорожденному боль. Миогенная кривошея, если ее не исправить, становится причиной нарушения развития костей, мышц черепа, плечевого пояса и сколиоза. Кроме того, нарушается симметрия черт лица. На пораженной стороне глаз, бровь и ухо расположены ниже, чем на здоровой стороне.    
  • Остеогенная кривошея. Ее причиной является патология шейных позвонков. Заболевание еще называют болезнью Клиппеля — Фейля. Появляется, если размер позвонков меньше нормы или изменена их форма либо позвонки сращены в один комплекс. Это приводит к нарушению подвижности шеи. При наличии заболевания внешне голова новорожденного втянута в плечи, иногда повернута в сторону, рост волос на затылке начинается ниже обычного, низкая подвижность шеи. Остеогенная кривошея болезненных ощущений не вызывает, но она приводит к радикулиту шейного отдела. Заболевание происходит из-за воспаления нервных волокон, которое сопровождается болью при движении и тяжело поддается лечению.
     

  • Нейрогенная кривошея. Патология развивается вследствие повышенного тонуса мышц с одной стороны и пониженного с другой. Такое нарушение называется дистоническим синдромом. Причиной заболевания является ряд инфекций, которые приводят к поражению нервной системы. Внешне у новорожденного головка наклонена, одна рука сжата, а нога подогнута, на другой стороне нарушений не наблюдается. Если положить малыша на живот, то по форме его позвоночник будет напоминать дугу. При этом ребенок свободно двигает шеей.
  • Артрогенная кривошея. Заболевание вызывают пороки развития в шейном отделе позвоночника. К ним, например, относятся повреждение межпозвоночного диска вследствие травмы, или клиновидная деформация позвонка, то есть недоразвитость бокового или переднего отдела позвонка. Внешне головка малыша наклоняется к одному плечу, а повернута к другому. Повороты и движения шеей очень ограничены, вызывают боль. Данный вид патологии бывает врожденным и приобретенным.    

Детская кривошея бывает односторонней и двусторонней. Во втором случае заболевание развивается в результате нарушения в обеих грудинно-ключично-сосцевидных мышцах. В этом случае голова новорожденного наклонена к груди. Движения шеей ограничены.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Причины появления неврологических отклонений

Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение.

Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.

Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.

Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска — это от 5-7 лет и от 11-14 лет.

Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.

Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.

И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ — родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!

Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.

Виды

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением

Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Главный вопрос родителей. Когда ребенок начинает держать голову?

Постараюсь ответить на этот вопрос.

После рождения ребенок подвергается воздействию силы тяжести, которая является для него новым опытом, поскольку пребывание в утробе мамы ограничивает воздействие этой силы на младенца. Новорожденный ребенок должен столкнуться с большими усилиями сразу после родов, то есть противодействовать силе тяжести. Он быстро обнаруживает, что делать любое движение намного сложнее по сравнению с выполнением его в животе его матери, и преодоление силы тяжести является «тяжелой работой».

Голова новорожденного ребенка является большой и тяжелой по отношению к его телу, она составляет около ¼ всей длины тела. Очень трудно поддерживать этот огромный вес при слабых, ранее неопытных в этой функции мышцах шеи и плечевого пояса. Пропорции тела ребенка меняются с возрастом. У взрослого голова составляет всего 1/8 длины тела, поэтому взрослым легко управлять головой, и это не большое усилие для нас.

Попытки поднять голову появляются в первый месяц жизни, новорожденный лежит на животе, поворачивая голову от одной щеки к другой. Самоконтроль происходит между 6 неделями и 3 месяцами жизни малыша.

Поднятие и удержание головы — очень важный навык, потому что это первый этап в развитии ребенка, который может свидетельствовать о его правильном развитии. Неудивительно, что родители ожидают, что ребенок вовремя усвоит это умение, а когда оно не появляется, это повод для беспокойства и выяснения причины, по которой ребенок не хочет поднимать голову?

  • 1 месяц: ребенок пытается поднять голову.
  • 1,5 месяца: малыш удерживает голову 10-20 секунд.
  • 2 месяца: ребенок приподнимает и удерживает голову не менее 1,5 минут.
  • 3 месяца: малыш удерживает голову не менее 3-5 минут.

Прежде всего следует оценить мышечный тонус ребенка. Повышенный и пониженный мышечный тонус может помешать ребенку правильно контролировать голову.

При пониженном тонусе мышц шеи, плечевого пояса и спины происходит дефицит способности противодействовать силе тяжести. Эта сила противостоит ребенку так сильно, что он не может поднять голову.
 В отличие от этого, дети с повышенным мышечным тонусом в положении лежа на животе, которое заставляет их повышать мышечный тонус (асимметрия, высоко поднятые плечи, руки сжаты в кулак, верхние конечности согнуты и подведены к туловищу, повернуты внутрь), дети не могут поднимать и удерживать голову, потому что позиция, которую они занимают, мешает совершить им  любое движение, которое представляет собой движение головы (сгибание), вызывает повышение мышечного тонуса, что препятствует поднятию головы. 
Нарушения зрения также следует рассматривать как причину нежелания поднимать голову. У слабовидящего или слепого ребенка не будет мотивации поднимать голову, потому что зрительный дефицит ограничит их функцию, то есть поднятие головы. Однако этот дефицит не будет вызван нарушениями в мышечной системе (пониженный / повышенный мышечный тонус), но это будет психическая проблема, потому что нет стимулов, мотивации поднимать голову.

Имейте в виду, что каждый ребенок имеет свой собственный темп развития. Кто-то из детей будет полностью контролировать свою голову через 8 недель, а другой — через 12 недель.

Однако есть симптомы, которые должны беспокоить родителей, когда их ребенок не поднимает головы. Это:

  • У ребенка нет попыток поднять голову.
  • Ребенок не поворачивает голову от одной щеки к другой.
  • Асимметричное положение головы, предпочитая одну сторону и пытаясь повернуть голову на другую, заканчивается слезами
  • лежа на животе, ребенок поднимает голову без опоры на предплечья, выгибая спину.
  • Ребенок часто сжимает кулачки с большими пальчиками внутрь.
  • нежелание лежать на животе.

Обнаружив у своего ребенка, вышеуказанные симптомы, следует проконсультироваться с неврологом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector