Что говорит о кризисе 3 лет у ребенка евгений комаровский?
Содержание:
- Что нельзя делать, когда ребенок не слушается
- Злиться — это нормально
- Причины того, почему ребенок не слушается в 3 года
- Настоящие причины истерик
- Угрозы
- Истерике — быть!
- Неочевидные просьбы
- Почему ребенок больше не слушается. Кризис 3-х лет
- Мнение доктора Комаровского
- Соблюдение распорядка дня
- 2 вида детских истерик
- Трудности взросления
- Профилактика детских истерик
- Что такое детская истерика
- Почему ребенок не слушается
- Три в одном
- Радио свобода
- Отстаивание независимости
- Умение управлять эмоциями
- Общие советы о том, как утихомирить ребёнка
- Причины того, почему ребенок не слушается в 3 года
- Неочевидные просьбы
Что нельзя делать, когда ребенок не слушается
Существуют способы, к которым нельзя прибегать во время разрешения конфликта ни при каких обстоятельствах, как бы вам не хотелось это сделать.
- Никогда не уходите от проблемы;
Это значит, что нельзя давать или разрешать все, что захочет малыш, если вы делаете это в ущерб себе, лишь бы он успокоился.
Так ребенок учится добиваться всего с помощью истерик и конфликтов, а не благодаря взаимодействию, компромиссам и переговорам.
Важная статья по теме: Как вести себя с ребенком?>>>
- Не добивайтесь победы любой ценой;
Это, когда вы показываете свое превосходство: “Как я сказал, так и будет”.
Этим вы обрекаете своего ребенка на проявление безволия в дальнейшем. У него формируется понимание того, что есть тот, кто сильнее и старше, с ним бесполезно бороться.
В будущем это может быть начальник на работе, более авторитетный одноклассник и т.д.
При этом стоит поддерживать и сохранять свой материнский авторитет (не путайте с авторитарностью!). Подробнее о том, как это сделать, смотрите в курсе Мама-главная!>>>
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта
Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично.
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Причины того, почему ребенок не слушается в 3 года
Есть всего лишь одна основная причина, почему ребенок в 3 года не слушается — это кризис 3 лет. Именно в 3 года у ребенка начинается новый этап в развитии, чем и характеризуется любой кризис.
Подробнее читайте в статье Кризис 3 лет у ребенка>>>.
Для того, чтобы внедрить что-то новое, нужно обязательно поломать старое. Этот этап поломки и есть причина непослушания ребенка. То есть такое поведение — это своего рода орудие, с помощью которого и совершается переход к новому.
Поэтому первое, что нужно вам запомнить: непослушание вашего ребенка — это нормально и ничего страшного не происходит.
Настоящие причины истерик
Людмила Владимировна Петрановская Возможно, вы читали книги Л. Петрановской, и помните, что если ребенок в 3 года не слушается, то у него на это есть причина.
Большинство негативных переживаний в детстве связаны со страхом из-за нарушений связи со значимым взрослым.
Привязанность – сильнейший инстинкт, который руководит нашим социальным поведением.
Она проявляется у всех животных с момента рождения, и поэтому не нужно учить только что вылупившихся утят следовать по пятам за уткой, а новорожденного младенца – улыбаться знакомому лицу.
Трехлетний малыш не является исключением, несмотря на то, что он может атаковать своих близких или демонстрировать непослушание. Он делает им больно, но он не хочет остаться без них, их любви и заботы.
На самом деле это крик о помощи. Огромная ошибка расценивать такое поведение как стремление разорвать связь. В своих импульсах он остается незрелым и крайне зависимым, более того, он сам не воспринимает их как конфликт с родителями, потому что еще не имеет опыта отдельности от них.
Для него его поведение – как дождь, который сам собой льется на него и на всех, кто рядом, а реакция окружающих не находится в причинно-следственной связи, и их ответный гнев на истошные вопли или разбитую посуду будет воспринят как внезапная и совершенно незаслуженная атака.
Попробуйте перестать воевать с ребенком и прислушайтесь к его состоянию.
Почему ребенок в 2 года не слушается?
Разбираемся, каких целей можно добиться, если использовать наказания.
Нужны ли наказания?
Почему он так себя ведет и что с этим можно сделать
Малыш нервный и непослушный
Всем отчаявшимся взрослым 4-х летних разбойников посвящается…
«Он стал просто неуправляемый!»
Угрозы
Каждому родителю приходилось чем-то угрожать ребенку: от безобидного «не получишь мороженое» до угроз все рассказать отцу, выбросить все игрушки, не купить обновок.
Подобные фразы бесполезны, если они пустой звук и не становятся реальным делом. Причем, после двух-трех невыполненных угроз ребенок знает, что все ограничится только словами, поэтому дальше уже никак на них не реагирует.
А кроме того, угрозы о наказании, отложенном во времени, говорят о бессилии родителя здесь и сейчас!
Совет: Не обещайте того, что вы не сделаете (выброшу игрушки). Пригрозили сгоряча — выполняйте! Кроме того, наказание эффективно, если оно здесь и сейчас – по факту. Поэтому продумайте, как можно воздействовать немедленно:
— Нам нужно уходить, так как мне стыдно за твое поведение.
— Предлагаю пойти пешком, если ты не умеешь вести себя в транспорте.
Истерике — быть!
Если договориться с ребенком не получается и он устраивает истерику, как быть и что делать?
Главное, как советуют психологи — не стесняться в этот момент своего ребенка перед посторонними. Это ваше чадо и оно проходит через такой этап взросления. Ваша задача ему помочь, а не делать виноватым или стыдить.
Какие действия предпринять:
- Не кричать на него — это может только ухудшить ситуацию и напугать малыша.
- Присядьте возле него на корточки, чтобы встретиться глазами и скажите, что у него есть время на крики, главное, чтобы ему стало легче.
- Спросите, чем можете помочь, но при этом, если что-то запретили — стойте на своем.
- Осмотритесь по сторонам, если вы на улице, а ребенок сидит на полу, проверьте, нет ли рядом опасных предметов — уберите камни или палки, другими словами, обезопасьте место истерики.
- Посидите рядом с ребенком, покажите ему, что вы расстроены таким его поведением, и он вас огорчает.
- Попробуйте обнять чадо и усадить на колени.
- Погладьте его по ручке или по головке — повторяющиеся приятные действия помогут успокоиться.
- Можно прошептать на ушко, что вы сейчас пойдете и прочитаете любимую сказку, а можно даже начать ее рассказывать тихонько.
- Если ничего не помогает, попробуйте выйти в другую комнату (если истерика случалась дома). Зачастую без зрителей дети быстрее успокаиваются.
- После того как вам удалось успокоить малыша, обязательно расскажите, что последствия таких истерик очень печальные — игрушки разбросаны, малыш весь красный, у мамы голова разболелась, но не ругайте его, не кричите.
- Главное, постарайтесь узнать причину истерики попробуйте договориться, что больше эта причина не будет огорчать малыша — найдите компромисс.
Неочевидные просьбы
Порой наши просьбы больше напоминают квест, многоходовку с которой не так-то легко выйти победителем. Мы озадачиваем малыша вопросами, на которые он не в состоянии ответить. Например: «ты думаешь, учительнице понравится, если мы опоздаем в школу?», «ты решил на своих руках вырастить колонию микробов?»…
Чтобы понять, ребенку придется:
- провести логические цепочки,
- выстроить связь между примером и тем, что он знает,
- подумать, какой ответ мы хотим услышать.
А в итоге он может и не дойти до действий. Мы же увидим картинку так: ребенок нас не слушает.
Совет! Говорите прямо, что нужно сделать.
Если хотите малышу задать наводящие вопросы, тогда вы должны учесть несколько моментов:
- С крохой стоит разговаривать на понятном ему языке. Это касается любых сведений и примеров. Если маленький чего-то не знает, тогда или пример нужно поменять, либо объяснить его.
- При помощи примеров/вопросов объяснение будет дольше. Будьте готовы не к моментальному результату, а к беседе на 10-200 минут.
- Приводите многоступенчатые доводы. Никому не хочется воспитывать малыша командами для собаки: «лежать, сидеть, фу». Мы хотим, чтобы дитя научилось самостоятельно принимать правильные решения. Этого можно добиться, если научить размышлять кроху. Как это сделать:
- подготовьтесь к беседе заранее;
- продумайте, что в его возрасте интересно;
- постройте беседу от простого/понятного к сложному на основе интереса крохи
- Избегайте вопросов с двойственными ответами.
Рост понимания строится не на одном разговоре. Но вы справитесь!
Почему ребенок больше не слушается. Кризис 3-х лет
Родительство часто воспринимается сквозь фильтры радужных мифов и нереалистичных ожиданий. Реальность оказывается немного другой, но мы догадываемся об этом не сразу.
Новорожденный грудничок вносит ощущение счастья в дом, первое время проходит в эйфории, молочном запахе пеленок и радостном единении вокруг него. И вдруг, в 3-4 года, это счастье начинает давать непонятные сбои – драться, игнорировать просьбы мамы или отца, истерить и делать назло родителям. Что случилось?
Многие психологи говорят о так называемом «кризисе трехлетнего возраста» – периоде, когда вчерашний младенец начинает отделяться от мамы с папой, стремится проявлять свою самостоятельность. Он впервые осознает себя как отдельную личность и учится обозначать свои новые границы: отвечать «нет», настаивать на своем.
Мнение доктора Комаровского
Надо заметить, что не все специалисты придерживаются такого подхода. Например, российский психолог Е. Комаровский, отвечая на вопрос, что делать, если ребенок ведет себя плохо, рекомендует не потакать детским крикам, чтобы не приучать детей к манипулированию.
Он подчеркивает, что даже непослушных детей бить нельзя, при этом перечисляет более мягкие варианты наказаний за плохое поведение: поставить в угол, лишить сладкого.
Как вам статья?
Полезно, практично 66.67%
Нормально 25%
Есть что улучшить 8.33%
Проголосовало: 12
Это отличается от европейской практики, в которой распространен метод не наказаний, а естественных последствий, причем начиная с более старшего возраста.
С другой стороны, по мнению Комаровского, необходимо учить проговаривать эмоции словами, не нанося вред окружающим, и с последним утверждением нельзя не согласиться.
Соблюдение распорядка дня
Большинство родителей не нормируют день крохи, и совершают ошибку
Очень важно разделять моменты кормления, познавательных занятий, игры и отдыха. На каждую составляющую нужно выделять время, желательно в одни и те же часы
Это поможет сформировать у малыша привычку выполнять указанные правила. Ему становится понятно, что за одними определенными событиями следуют другие. В результате чадо перестает быть раздражительным агрессивным и тревожным. Если нет никакого режима, то не стоит удивляться, что ребенок в 3 года не слушается. Он просто не знает, чего ожидать и что нужно будет делать дальше.
2 вида детских истерик
Детские истерики можно разделить на два типа: контролируемые ребёнком и не контролируемые
Родителям важно понимать и отличать эти два вида, для того чтобы правильно помочь малышу в той или иной ситуации
Истерика верхнего мозга.
как справиться с истериками ребенка
Данный вид истерики полностью контролируется ребёнком. Она связана с тем, чтобы сиюминутно получить желаемое, либо с сильным недовольством чего-либо. К примеру, многим знакомая ситуация в магазине. Ваш ребёнок захотел новую игрушку, шоколадку, вещь или что-либо ещё.
На ваш отказ купить ему это, ребёнок закатывает истерику в магазине, не обращая внимания ни на что и ни на кого.
Такие капризы дети контролируют сами. Если же вы купите ему необходимую вещь, малыш тут же успокаивается и становится самым счастливым. Так дети учатся манипулировать взрослыми.
Что делать с контролируемой истерикой
Здесь существует только два варианта разрешения сложившейся ситуации:
- родители осуществляют желания ребенка, лишь бы их кроха перестал капризничать
- родители игнорируют истерику малыша
Если же мама и папа решили не становится объектом манипуляций своего чада, действовать следует аккуратно, без негативных эмоций, гнева или раздражения. В противном случае, есть вероятность усугубить данное положение. Необходимо всегда контролировать свои слова и эмоции, разговаривать с ребенком спокойным тоном.
Ни в коем случае не поддавайтесь истерикам малыша. Иначе он поймет, как следует действовать, чтобы все таки добиться своего
С ребенком важно разговаривать. Объясните ему, почему именно в данный момент вы не можете осуществить его желание, либо купить требуемую вещь
Приводите аргументы! Малыш должен понять, что действительно существует весомая причина, а не просто потому что мама и папа так захотели.
Следуйте рекомендациям и, возможно, с такой истерикой вашего карапуза вы справитесь намного легче и быстрей:
- Ребенку нужно дать понять, что родители прекрасно понимают его и его желания
- Предоставьте малышу весомые аргументы вашего отказа
- Объясните малышу, что его поведение является совершенно ненормальным, предупредите о соответствующем наказании
- Пообещайте вашему крохе, что сможете приобрести ему желанную вещь, как только появится возможность.
Если ребенок не желает вас слушать и продолжает истерить, необходимо наказание привести в действие, как вы и обещали. А также по его собственной вине, он так и не получит того, что требует.Малышу нужно понять, что не все его требования должны сиюминутно выполняться. Но в случае, когда он научится быть терпеливым и контролировать свое поведение, он все же сможет получить желаемое.
Истерика нижнего мозга.
Такой тип истерики противоположен вышеописанному, и ребенок не способен контролировать свои эмоции. У малыша возникают настолько сильные эмоциональные ощущения, что он просто не может с ними совладать. Данное состояние схоже с состоянием аффекта, в котором ребенок не способен мыслить адекватно. В это время мозг малыша работает по-другому, и он любая речь родителей просто не доходит до сознания.
В данном случае существует только один способ успокоить кроху — облегчить нервное напряжение.При такой истерики повышать голос на ребенка без толку, он все равно вас не понимает.
Что делать с неконтролируемой истерикой
Ни в коем случае нельзя пускать данную ситуацию на самотек, игнорировать малыша, оставлять одного. Если в данном случае разговоры бессмысленны, то следуйте этим рекомендациям:
- Необходимо взять малыша на руки, обнять
- Разговаривайте ласковым и нежным тоном, пытаясь успокоить кроху. Говорите ему, что все хорошо.
- Прикосновения близкого человека способны остановить истерику ребенка. Поглаживайте его, нежно обнимайте.
- Отойдите подальше от места, где началась истерика.
После того, как ребенок успокоился, пробуйте с ним разговаривать. Ни в коем случае не ругайте малыша! В противном случае истерика может вспыхнуть снова. Родителям необходимо понять, почему случился приступ истерии.
Если вам удалось выяснить причину, которая вызвала такое состояние у ребенка, нужно провести беседу, разъяснить малышу, в чем и почему он был не прав и как следует себя вести. Воспитательный разговор должен быть очень мягким и тактичным.
Трудности взросления
Мне нелегко пришлось, прежде чем научилась разгадывать «ребусы» поведения Вани и помогать ему в ситуациях, когда он сам себе помочь был уже не в состоянии.
Эта история произошла в супермаркете, куда мы зашли с малышом, чтобы купить продукты на выходные. Я складывала в тележку то, что брала с полки. А Ване предложила небольшой бисквит в качестве угощения. Отвернулась, чтобы взять с верхней полки масло и услышала за спиной грохот. Ваня бросал из тележки продукты на пол и громко кричал: «Не хочу! Купи мне лучше игрушку»! Я поняла, что разговаривать с ним в таком состоянии невозможно. Кое-как мне удалось увести его в тихий уголок магазина. Постаралась успокоить его, а потом спросила, что случилось. Малыш ответил: «Я разозлился, что ты не купила мне игрушку. Хотел выкинуть эти продукты и убежать от тебя домой».
Советы заботливым мама: Детские шампуни. Все лучшее — детям!
Позже я объяснила ребёнку, что сегодня мы купили немного еды, так как голодны. А завтра, возможно, мы снова придём в этот магазин и выберем для него то, что он захочет.
Мнение редакции
Елена Калита
Редактор журнала
Так называемый кризис трехлетнего возраста – не повод опускать руки, паниковать и считать своего ребенка неуправляемым. Через этот непростой период проходят практически все малыши, и только любящие родители в силах сделать его протекание безболезненным и комфортным
Важно помнить, что у детей лишь один “недостаток”: они слишком быстро растут…
Профилактика детских истерик
Детский организм быстро привыкнет к определённому режиму: дневной сон в одно и то же время, прогулки, приём пищи, отбой на ночь по заведённому распорядку. Всё это станет привычкой, а поэтому не провоцирует агрессию. К тому же полноценный сон и регулярные прогулки на свежем воздухе укрепляют нервную систему и сделают кроху менее раздражительным.
Общение и внимание. Общайтесь с ребёнком, проводите с ним время, искренне интересуйтесь, что ему интересно, беседуйте как с другом
Не стесняйтесь лишний раз обнять, поцеловать и сказать, как сильно он вам дорог. Обязательно хвалите и поддерживайте во всех начинаниях
Общайтесь с ребёнком, проводите с ним время, искренне интересуйтесь, что ему интересно, беседуйте как с другом. Не стесняйтесь лишний раз обнять, поцеловать и сказать, как сильно он вам дорог. Обязательно хвалите и поддерживайте во всех начинаниях.
«Правила».
Вместе с ребёнком в игровой форме можно составить правила поведения. Только не делайте их слишком трудными. Тогда трёхлетка будет чувствовать своё участие и ответственность за их соблюдение. Разумеется, в правилах укажем, что в магазине можно купить одну игрушку или одно лакомство.
Истерики доставляют много неприятных моментов родителям и их малышам. Тяжело, иногда стыдно, растерянность и моральная опустошённость после подобных инцидентов у мамы с папой не меньшая, чем у ребёнка. Но надо, очень надо найти в себе силы после случившегося поговорить с малышом, спокойно объяснить ему, что это плохо и почему так поступать нельзя.
Успокоиться и вспомнить, что почти все родители прошли через подобное, и вы обязательно справитесь с этим этапом в развитии ребёнка.
Что такое детская истерика
Это состояние крайнего нервного возбуждения, после которого человек теряет самообладание и ведёт себя неадекватно: не принимает помощь и не идёт на контакт.
Истерики выглядят довольно пугающе, но это просто особенность взросления, которая проявляется у всех детей в возрасте от двух до пяти лет. Для психики это способ избавиться от лишнего напряжения. Кроме того, при помощи истерик ребёнок учится распознавать границы дозволенного и устанавливает отношения с родителями.
Самые яркие и частые истерики случаются у детей в трёхлетнем возрасте. В это время они переживают первый кризис — осознают несоответствие желаний и возможностей. Ребёнок ощущает себя достаточно взрослым и самостоятельным, но всюду сталкивается с ограничениями и протестует против них. Даже самые тихие и послушные до этого мальчики и девочки нередко заходятся криком, казалось бы, без видимых причин.
К 6–7 годам истерики у детей случаются всё реже. К этому возрасту ребёнок уже умеет сохранять самообладание и знает правила поведения в обществе. И даже в этом возрасте ситуативные вспышки эмоций — вполне нормальное явление. К специалистам стоит обращаться, только если истерики случаются регулярно, два раза в месяц и чаще.
Почему ребенок не слушается
Вы помните, что 70% (а по некоторым исследованиям до 90%) информации человек получает благодаря зрению? То есть, если мы смотрим на какой-то предмет, наш мозг уже обрабатывает сведения о нем. И, даже, если этот взгляд поверхностный, невнимательный, мысли он все же может занять.
Тогда поставьте себя на место малыша. Он любознательный. Его мозг похож на вечно работающий пылесос. Он постоянно ищет что-то, о чем ему нужно узнать. А значит, пока мы пытаемся ребенку что-то сказать, он увлеченно может заниматься тем или другим делом. Как думаете, насколько внимателен он в эту минуту к нам?
Интересно! Секрет хорошего оратора, которым пользовались многие харизматичные личности – зрительный контакт. Разговаривая с аудиторией они могли обращаться к каждому благодаря тому, что смотрели в глаза собеседникам.
Совет! Хотите, чтобы к вашим словам отнеслись с вниманием ваши карапузы? Тогда:
- Подойдите к малышу поближе. Если хотите, возьмите малыша на руки.
- Опуститесь перед ним, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
- Прямо посмотрите в глаза.
Выражение лица, глаза скажут вам:
- насколько кроха сейчас настроен поговорить,
- насколько ему интересно,
- какое у него сейчас настроение.
А что самое важное, этим вы покажете, насколько серьезно то, о чем вы будете говорить
Три в одном
Порой мы сами выдаем столько информации, что побольше списка дел в выходные дни. С той лишь разницей, что мы понимаем, некоторые дела мы рискуем забыть, поэтому записываем. Так чего же мы удивляемся, когда «список» забывает малыш?
Наши просьбы и ЦУ должны быть простыми и понятными, без лишних подробностей, которые зачастую можно оставить на усмотрение ребенка. Всеми такими деталями можно завуалировать инфу и сделать ее непонятной для карапуза.
Представьте! Если бы инструкция (любая, например, рецепт) содержала не только указания, что с чем мешать, как варить или запекать, но еще кучу подробностей. Как получают муку, сколько и как выращивать пшеницу, где изготавливали гайки для комбайна, что собирает урожай. И так по каждому ингредиенту. Скажите, что бы вы поняли?
Вот и дети не поймут, если много им говорить. «Многословие убивает мысль».
Совет! «Облегчайте» слова и просьбы, если хотите, чтобы они долетели до цели. Одна просьба – одно действие!
Фраза Не правильная : «убери в комнате, одень пижаму, почисти зубы и ложись в кровать». Правильно: «Убери игрушки с пола». Ребенок убрал, отчитался. Вы: «Молодец! Почисти зубы». И т.д.
Радио свобода
Одна из самых частых ошибок родителей является отсутствие действий. Вы можете 100500 раз сказать, но это будет восприниматься, как фоновое звучание, издаваемое радио
И на это можно не обращать внимание
Совет! Просите малыша максимум 3 раза:
- Озвучьте просьбу. Если не последовало ответной реакции от крохи, подойдите и удостоверьтесь, что он вас услышал.
- Четко повторите просьбу. И предупредите, что, если не будет действий со стороны малыша, на него будут возложены санкции.
- Последний раз просьба должна сопровождаться санкциями: «Я предупреждала, что будет, если ты не сделаешь то-то?»
Так вы придадите своим просьбам вес, а себе уважение в глазах карапуза.
Но не пытайтесь часто управлять поведением крохи. Только в ключевых моментах! В Библии сказано: «вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их». Частыми просьбами по поводу и без, можно раздражать и довести до вынужденной «глухоты» кого-угодно.
Отстаивание независимости
В 3 года дети начинают отделять себя от остальных людей, осознавать свои возможности и ощущать себя источником воли. Малыши сравнивают себя со взрослыми и хотят выполнять те же самые действия, что и они. Например, «Я уже большой, я сам завяжу шнурки!» В то же время ребенок начинает чувствовать автономность от мамы и папы. Он осознает, что он – отдельная личность, у которой есть свои желания, предпочтения и вкусы. Это способствует формированию внутреннего протеста, поэтому ребенок в 3 года не слушается и истерит. Например, он может обзываться, ломать игрушки, обижать других детей, отказываться кушать кашу, которую сварила мама. Из-за этого у взрослых создается впечатление, что чадо просто испытывает их нервы на прочность.
Малыш ведет себя отвратительно только потому, что ему кажется, что взрослые хотят ограничить его свободу какими-то условностями и правилами. И он своим непослушанием начинает проверять, насколько эти рамки значимы для других и что будет, если их нарушить.
Умение управлять эмоциями
У нас в возрасте 2-3 лет были частые истерики и я бы даже назвала сына нытиком в том возрасте. Но в 3,5 года все прошло. Он стал плакать очень редко, только если сильно ударится. Поэтому нужно переждать и воспитывать ребенка, помогать разобраться в причинах, по максимуму предупреждать истерику, учить выражать свои эмоции словами, если малыш умеет уже что-то говорить.
В возрасте до 4-5 лет малыш учится контролировать свои эмоции, об этом я писала уже в статье «как не потерять авторитет при воспитании в возрасте 2-3 лет». Поэтому нужно подходить с умом и расчетом того как ваша реакция может повлиять на его характер в будущем. Есть много взрослых, даже бабушек и дедушек, которые до сих пор не научились управлять собой. Умение выражать свои эмоции спокойно, не носить и не копить обиду как раз и тренируется в возрасте 2-5 лет.
Общие советы о том, как утихомирить ребёнка
Взрослым необходимо научиться предотвращать приступы непослушания своего чада. Ему следует постоянно говорить о том, что его любят. Но в то же время стоит предоставить ему возможность принимать решения самостоятельно.
Взрослым следует быть требовательными — если избаловать своё чадо, оно вырастет неприспособленным к жизни эгоистом. Такое случается, когда, например, бабушка чересчур балует, а родители достаточно строги.
В силу особенностей нервной системы детей, которым 3-4 года, они не могут долго сидеть на одном месте, как бы ни требовали этого от них взрослые. Это непременно вызывает перенапряжение и сопровождается различными нарушениями поведения. При таком воспитании дети уже спустя несколько лет становятся очень раздражительными. Но есть выход — нужно создать максимально безопасные условия для физической активности, ведь движение — это не просто какое-то развлечение, это потребность. Чем постоянно запрещать что-то и ограничивать, лучше заниматься с детьми, уделять им достаточно внимания и времени.
Вместо наказания, лучше провести беседу, в ходе которой он подробно расскажет о том, почему так себя ведет. Это неплохой способ показать ребёнку, что он не прав, при этом, не наказывая его, что вызывает больше доверия и взаимопонимания.
Большинство психологов сходятся во мнении, что наказывать детей до достижения ими 3-летнего возраста не стоит.
Собственный пример — один из лучших способов повлиять на поведение ребёнка. Когда он, например, не хочет есть кашу, всячески противится этому, можно показать на отца и сказать, что он стал таким сильным только благодаря тому, что ел кашу в детстве. Или же, если ребёнок, допустим, хочет стать футболистом, нужно объяснить, что футболисты не становятся такими быстрыми и ловкими сразу — это череда тяжёлых тренировок, важную роль в которых играет правильное питание.
Не стоит оставлять проступки без внимания, при этом наказывать нужно сразу. Это не означает, что нужно бить и т.д., можно лишить любимого занятия, сладостей.
Не стоит позволять себе нецензурно высказываться в присутствии детей. Если ваше чадо где-то услышало нехорошее слово, нельзя оставаться равнодушным — нужно объяснить, что говорить так некрасиво и неприлично
Важно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что такое хорошо, а что плохо. Это поможет ему в будущем выбирать себе окружение и друзей
Также не стоит курить при детях. Если это делать, то появится высокий шанс, что ваше чадо спустя много лет последует примеру своих родителей.
Не нужно постоянно командовать детьми и давать приказов — нужно их воспитывать.
Причины того, почему ребенок не слушается в 3 года
Есть всего лишь одна основная причина, почему ребенок в 3 года не слушается – это кризис 3 лет. Именно в 3 года у ребенка начинается новый этап в развитии, чем и характеризуется любой кризис.
Подробнее читайте в статье Кризис 3 лет у ребенка>>>.
Для того, чтобы внедрить что-то новое, нужно обязательно поломать старое. Этот этап поломки и есть причина непослушания ребенка. То есть такое поведение – это своего рода орудие, с помощью которого и совершается переход к новому.
Поэтому первое, что нужно вам запомнить: непослушание вашего ребенка – это нормально и ничего страшного не происходит.
Неочевидные просьбы
Порой наши просьбы больше напоминают квест, многоходовку с которой не так-то легко выйти победителем. Мы озадачиваем малыша вопросами, на которые он не в состоянии ответить. Например: «ты думаешь, учительнице понравится, если мы опоздаем в школу?», «ты решил на своих руках вырастить колонию микробов?»…
Чтобы понять, ребенку придется:
- провести логические цепочки,
- выстроить связь между примером и тем, что он знает,
- подумать, какой ответ мы хотим услышать.
А в итоге он может и не дойти до действий. Мы же увидим картинку так: ребенок нас не слушает.
Совет! Говорите прямо, что нужно сделать.
Если хотите малышу задать наводящие вопросы, тогда вы должны учесть несколько моментов:
- С крохой стоит разговаривать на понятном ему языке. Это касается любых сведений и примеров. Если маленький чего-то не знает, тогда или пример нужно поменять, либо объяснить его.
- При помощи примеров/вопросов объяснение будет дольше. Будьте готовы не к моментальному результату, а к беседе на 10-200 минут.
- Приводите многоступенчатые доводы. Никому не хочется воспитывать малыша командами для собаки: «лежать, сидеть, фу». Мы хотим, чтобы дитя научилось самостоятельно принимать правильные решения. Этого можно добиться, если научить размышлять кроху. Как это сделать:
- подготовьтесь к беседе заранее;
- продумайте, что в его возрасте интересно;
- постройте беседу от простого/понятного к сложному на основе интереса крохи
- Избегайте вопросов с двойственными ответами.
Рост понимания строится не на одном разговоре. Но вы справитесь!