Разговоры о вере: всегда ли эко
Содержание:
- Отношение различных конфессий
- Буддизм и ЭКО
- Молитвы и иконы
- Церковь против ЭКО
- Нужно ли православным прибегать к ЭКО
- ЭКО: мнение священников
- Католицизм
- Подводные камни донорства яйцеклеток
- Как церковь относится к искусственному оплодотворению
- Не только медицинская проблема
- Что Церковь говорит об ЭКО?
- Рекомендации церкви
- Когда церковь относится к ЭКО отрицательно
- Ребёнок — не трансформер
- Пример использования прививок
- Подводим итоги
Отношение различных конфессий
Отношение церкви к ЭКО странное, ведь любое вмешательство в дела Господа под запретом, но, с другой стороны, если это укрепляет семью и веру в Бога, то почему бы и нет? Спорное отношение к «ребенку из пробирки» побудило многих в религиозном мире столкнуться с этическими проблемами, поднятыми новыми репродуктивными технологиями
Стандартному пониманию отношений между сексом и рождением бросили вызов прежде не предполагаемые методы зачатия. Многие конфессии считают, что такие способы разрушают брак, ведь ребенка можно просто «купить». Особенно страшно это стало теперь, когда многие страны разрешили однополые браки и хотят разрешить таким парам усыновлять детей или, в случае лесбийской пары, воспользоваться донорской программой для зачатия.Эмоциональные потребности людей, которые стремятся иметь детей и не имеют никакой надежды на это, кроме как с использованием этих процедур, также вынудили богословов вновь исследовать традиционные доктрины
Тем более их поддерживают многие специалисты по этике, считая, что применение репродуктивных технологий безнравственно, ведь внимание людей должно быть направлено на предотвращение нежелательных рождений, на усыновление детей и на улучшение здоровья всех младенцев
Православие
Православная церковь считает что технология экстракорпорального оплодотворения— это грубое вмешательство в тайну рождения ребенка. Если Господь не посылает нам детей, то это значит, что мы должны обратиться к нему с молитвами, благотворительностью и т.д. Господь проверяет родителей относительно того, готовы ли они принять ребенка как подарок Бога, а не как «продукт» медицинских технологических инноваций. Почему церковь против эко? Основной причиной негативного отношения к ЭКО является гибель эмбрионов во время процедуры. Экстракорпоральное оплодотворение противоречит основам церковной жизни: «При использовании технологии ЭКО эмбрионы проходят лечение как объекты, в частности, могут быть сохранены или уничтожены, что недопустимо». Церковь всегда считала эмбрион человеческим существом, имеющим душу, и его убийство является неприемлемым. Лечение бесплодия способом ЭКО между супругами Русская православная церковь условно «разрешает», полагая, что это вариант естественного зачатия. Однако РПЦ выступает против ЭКО для суррогатного материнства, донорских яйцеклеток и спермы. Особенно настораживает церковь тот факт, что многие знаменитые люди не хотят рисковать своим здоровьем и фигурами, а просто приобретают детей путём суррогатного материнства (Пугачева и Галкин, Филипп Киркоров и т.д.). Настоятели волнуются и надеются, что этот способ не войдёт в обычную практику.
Кроме этого не стоит забывать, что церковь считает тело человека «сосудом», а такие процедуры его разрушают и неизвестно какими последствиями в будущем обернется попытка стать матерью.
Как относится к запрету обычный народ? Практически никак ведь если женщина искренне поблагодарит за это Бога, он услышит ее молитвы и простит. Дети, рожденные в результате процедуры ЭКО, допускаются к крещению только после того, как женщина (мать) исповедуется и причастится. В православной церкви к детям допускаются поблажки, ведь они не несут ответственность за грехи родителей.
Буддизм и ЭКО
Буддисты – ярые приверженцы всего нового, не минуло это и медицинскую сферу. Они твердо убеждены, что если женщине не суждено зачать ребенка естественным путем, он не должна лишать себя радости материнства и использовать все возможности и медицинские достижения для выполнения своей прямой миссии – родить потомство. Эко не противоречит буддийскому учению, которое считает, что спасать жизнь эмбрионов необходимо любыми средствами, а продолжать род самыми невероятными путями.
Рождение ребенка – это одна из священных добродетелей буддийского учения, поэтому люди, произведшие на свет младенца, а также заботящиеся о нем, делают благое действие, которое полностью одобряется свыше. И если по каким-либо причинам отсутствует возможность привычного зачатия, ребенка можно усыновить, либо решиться на все процедуры, предложенные современной наукой. Все методы хороши, если они приносят минимум страданий и дают максимум духовной радости, а также направлены на обретение семейного счастья и единения.
Буддизм не оговаривает никаких строгих ограничений, но призывает людей руководствоваться здравым смыслом и действовать с чистыми намерениями и открытым сердцем, только тогда все усилия будут не напрасны, а полученная в результате жизнь обретет счастливое и беспечное будущее.
Молитвы и иконы
Важно молиться не по обязанности в ожидании исцеления, и не точное повторение, заученного текста, помогает достичь результата, а эмоции, вложенные в молитву, страстность и искренность молящего. Хороша коленопреклонная молитва от бесплодия в храме, также желательно, чтоб дома была икона от бесплодия: Икона Милостливая, Федоровская икона Божьей Матери, Моденская икона, Грузинская икона Божьей Матери
- Каждый человек находится под покровительством своего Ангела-Хранителя, это святой, к которому можно обращаться за помощью и поддержкой.
- Святых, молитвы к которым, по наблюдениям, способны помогать при проблеме бесплодия, много. Но, в первую очередь, церковь рекомендует обратиться к Богу – именно он дает жизнь.
- Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, прошли через испытание бесплодием крепости своего брака. Считается, что молитвы от бесплодия, специальные молебны и посещение, посвященного им храма, благотворно для семей с проблемой бесплодия.
- Святые пророк Захария и праведная Елизавета, родители святого Пророка Крестителя Иоана, частые адресаты молящих об избавлении от бесплодия. До преклонного возраста они не имели детей, и, смирившись, зачали сына.
- Молитвы Преподобному Александру Свирскому не только помогают парам при бесчадии. Замечено, что святой способствует рождению мальчиков.
- Святые благоверные князь Петр и княгиня Февронья, Муромские чудотворцы, пострадавшие за святость брака, хотя и являются покровителями новобрачных, так же помогают при проблеме бесплодия.
- Пресвятой Богородице хорошо молиться не только об избавления от бесплодия, но и о сохранении беременности, для укрепления семьи, перед или после ЭКО.
- Многим матерям даровал исцеление святой Роман Антиохийский (Сирийский). Молитва от бесплодия ему адресованная помогала даже в безнадежных случаях.
Способствуют исцелению святые: праведная Анна Пророчица, блаженная Ксения Петербуржская, праведная блаженная Матрона Московская, а так же молитвы святой великомученице Параскева Пятнице и святой блаженной Матроне Анемнясевской. Творят чудеса при бесплодии святой мученик Ипатий, епископ Гангрский и святой мученик отрок Иоанн Киево-Печерский. Если известна причина болезни, то поможет святой Давид Гареджийский.
Церковь рекомендует, при невозможности лечения или неудачном ЭКО, не отчаиваться, принять ситуацию, не терять веру и рассмотреть возможность усыновления.
Церковь против ЭКО
Если вы вдруг захотите взять благословение на ЭКО у православного священника, вам вряд ли это удастся: Православная Церковь определила свое однозначно негативное отношение к ЭКО и ВРТ, которое отразилось, например, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.). Там, в частности, говорится: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения…» Еще в одном документе священноначалия, в Заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви, которое так и называется – «Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению» (2010 г.), констатируется: «…Использование ЭКО во всех его вариациях с христианской точки зрения является грехом и поэтому недопустимо». К вариациям относятся в том числе и вариации с количеством созданных или уничтоженных эмбрионов человека (редукции). Чем же обусловлена такая весьма однозначная и ясная позиция православного сообщества?
Тот, для кого достаточен авторитет Святого Писания, может ограничиться тем, что Господь неоднократно обращается к человеку: «…Я образовал тебя во чреве…» (Иер. 1:5). И человек в свою очередь признает Бога как Того, «…Который создал меня во чреве, образовал… в утробе…» (Иов 31:15).
Тем же, кому нужны и рациональные аргументы, можем предложить следующие одиннадцать позиций.
Нашим религиозным устоям противоречит:
- Обесценивание норм традиционной морали, христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека.
- Попрание прав ребенка иметь отца или мать в случае использования ЭКО людьми, не состоящими в браке.
- Создание и уничтожение «лишних» эмбрионов как стандартное необходимое условие ЭКО.
- Создание искусственной среды и искусственных механизмов зачатия с перспективой создания искусственной матки.
- Разрушение традиционной семьи.
- Донорство половых клеток как элемент ЭКО при определенных условиях и купля-продажа донорских половых клеток.
- Безнравственные способы получения мужских половых клеток.
- Суррогатное материнство как метод, сопровождающий ЭКО, и превращенная форма проституции и торговли людьми.
- Прямая поддержка нетрадиционных (гомосексуальных) семейных отношений.
- Программирование сиротства.
- Причинение вреда здоровью женщин и детей как субъектов ЭКО.
Пытливые умы, конечно же, могут углубить свои поиски ответов на вопросы, используя специальную литературу.
На сегодняшний день ЭКО включено в перечень процедур, которые можно сделать бесплатно по полису ОМС. На нее выделена определенная бюджетная квота. Правильно ли это? На первый взгляд, ЭКО не является столь вопиющей жестокостью, как аборт, но при получении государственной поддержки данные технологии, отрицающие традиционную мораль, могут привести к серьезным изменениям в индивидуальном и общественном сознании.
Стоит, прежде всего, осознать, что каждая попытка внедрения этих технологий – это еще один шаг к завершению истории человечества, что проявляется в отрицании моральной реальности Синайского Откровения, в стремлении установить иной (антихристианский) порядок бытия и навязать людям иной (антихристианский) строй и образ жизни.
Журнал для родителей «Виноград»,№ 4 (78), июль-август 2017
Нужно ли православным прибегать к ЭКО
Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.
Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.
Что говорит православие об ЭКО
А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.
Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.
Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?
Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.
Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).
Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.
Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.
Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей
ЭКО: мнение священников
Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви — ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.
Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.
Православная церковь и ЭКО
Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.
Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.
Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион — это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.
Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо. Брак и семья — это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих. Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.
Совет! Жене и мужу, которым Бог не дает детей следует тщательней молиться и больше поститься, исполнять законы Божьи и молить Господа о милости, а не обращаться к аморальным способам забеременеть.
Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.
Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис — это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой — разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.
Рождение ребенка — это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.
Использовать медицину для лечения каких-то патологий — это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.
Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.
Позиция Церкви по поводу искусственного оплодотворения
Католицизм
Римско-католическая церковь выступает против всех видов ВРТ, потому что, согласно ее концепции, это отделяет цель порождения акта брака от его соединительной цели. Папа Римский Бенедикт XVI публично повторно подчеркнул возражение Католической церкви против экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), ИКСИ, ИИ, суррогатного материнства, замораживания эмбриона, говоря, что это заменяет любовь между мужем и женой.
Методы, которые влекут за собой разобщение мужа и жены вторжением человека в зачатие (суррогатное материнство, искусственная инсеминация спермой донора) безнравственны. Они нарушают право ребенка быть зачатым от отца и матери, связанными друг с другом браком. Они предают «право супругов стать отцом и матерью только друг через друга».
Методы, вовлекающие в зачатие только супругов (ЭКО, ИКСИ, ИИ), возможно менее предосудительны, но все же остаются нравственно недопустимыми. Они отделяют половой акт от относящегося к зачатию акта. Акт, который должен стать зачатием ребенка, больше не является действием, благодаря которому два человека зачинают новую жизнь, даря себя друг другу. Он становится актом, который «поручает жизнь и развитие эмбриона во власть ученых и устанавливает доминирование технологии по оплодотворению». Такие отношения противоречат достоинству и равенству, которое должно быть характерно для родителей и детей.
Кроме того, во время ЭКО эмбриологи избавляются от лишних «дефектных» эмбрионов, а в католицизме эмбрион с момента зачатия рассматривается как человек, у которого есть душа.
Семейные пары, не знающие о запрете, все равно считаются виновными в грехе. Но дети, рожденные после любых суррогатных процедур, освобождаются от ответственности за их грехи и могут пройти обряд крещения.
Время от времени Ватикан делает громкое заявление касаемо вспомогательных репродуктивных технологий, но, если православие сделало верующим поблажки, то католицизм жесток в своей позиции непринятия ВРТ. Поэтому истинные католики могут только мечтать об эко или нарушить запрет.
Подводные камни донорства яйцеклеток
Теперь давайте разберёмся с донорством яйцеклеток. Неосведомлённая женщина может подумать, что делает благое дело — помогает бездетной паре обрести долгожданного ребёнка, дарит счастье, но не всё так просто. Во-первых, женщине-донору обещают значительное материальное вознаграждение. Однако, как правило, такое донорство предлагается жителям стран третьего мира или тем членам общества, которые вынуждены выживать и не могут заработать на достойный образ жизни. Получается, центры, предлагающие такого рода заработок, используют доноров, пользуясь их бедственным положением. С точки зрения христианства это недопустимо, потому что тело человека по учению Церкви — это храм Духа Святого, и отношение к нему должно быть соответствующим.
Второй момент: донорство органов допустимо, потому что оно предполагает спасение уже имеющейся жизни. У меня на приходе одна женщина отдала почку сыну, благодаря чему он до сих пор жив. Однако даже это нельзя делать ради заработка.
Пожертвовать яйцеклетку намного проще, чем почку, но ответственность в этом случае более серьёзная. Проблема в том, что донор яйцеклетки не может контролировать, как этой клеткой распорядятся в дальнейшем. Не в его силах предотвратить разного рода злоупотребления нечистых на руку дельцов от медицины. Как узнать, не пойдёт ли она на какое-нибудь средство для омоложения или ещё что-то подобное? Когда изобретения современной медицины с её новейшими разработками попадают в руки людей морально неустойчивых, могут происходить страшные вещи.
Следующий важный аспект: для чего, собственно, женщинам предлагают стать донорами клеток? Для процедуры экстракорпорального оплодотворения, отношение к которому у Церкви негативное. Одно дело — искусственное оплодотворение яйцеклетки жены сперматозоидом мужа, и совсем иное — когда для процедуры используются клетки неизвестного донора. Нужно подчеркнуть, что участие третьего лица в процессе зачатия считается Церковью блудом и потому запрещено.
Отдельный разговор — осложнения после операции изъятия яйцеклеток. Об этом донорам вряд ли расскажут, настаивая на безопасности процедуры, но если изучить вопрос глубже, окажется, что всё не так радужно, и многие женщины сталкивались с тяжёлыми последствиями — такими, как внутренние кровотечения, перитониты, бесплодие. Известны случаи, когда такие операции заканчивались для донора летально.
Далее: что происходит с оплодотворёнными клетками? Они находятся в специальных криокамерах, и при выведении их из замороженного состояния многие неизбежно гибнут — а ведь каждая из них могла бы быть человеком. И никто не даст никаких гарантий, что с вашей клеткой этого не произойдёт. Центры, занимающиеся такими вещами, никому ничего не обещают и защищены всеми возможными документами.
Как церковь относится к искусственному оплодотворению
Православная церковь рассматривает искусственное и экстракорпоральное оплодотворение со стороны моральности и соответствия основным церковным заповедям. Отношение к искусственному оплодотворению, мягко говоря, является неоднозначным. Если зачатие вне тела делает женщину счастливой, то почему бы не разрешить ей такое зачатие?
Церковь полагает, что зарождение жизни таким образом вполне допустимо. Но вот методы экстракорпорального зачатия она считает нравственно недопустимыми с православной точки зрения, грехом. Допускается только оплодотворение, когда гаметы подсаживаются в матку. Это, как считают духовные проповедники, максимально приближает оплодотворение к природному зачатию и не ломает семейных устоев.
При зачатии экстракорпоральным ЭКО происходит донорство гамет, а поэтому такое оплодотворение церковь считает неправильным, грешным. Дело в том, что это допускает вмешательство третьих лиц, нарушает единство брака, его неповторимость. Более того, мнение отдельных проповедников состоит в том, что ребенок, родившийся от донора, лишен права расти и воспитываться с биологическими отцом, матерью.
По тем же причинам отрицается и суррогатное материнство. Считается, что во время вынашивания ребенку передаются все эмоции суррогатной матери. Малыш переживает чудовищный стресс, когда попадает в руки истинных родителей.
Не только медицинская проблема
Ирина Силуянова
Целый ряд медицинских документов дают определение ЭКО, почитав которое, мы понимаем, что это безусловно медицинская манипуляция, осуществляемая врачами-репродуктологами. И все же между применением ЭКО и, например, удалением аппендицита существует большая разница. Дело не только в разных технологиях проведения операций. В отличие от действий врачей других медицинских специальностей: хирургов, терапевтов, педиатров, стоматологов, невропатологов, – действия репродуктологов и применение ВРТ отдельно и специально регламентируются действующим Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2011 г.). Вопрос, почему этот вид медицинской деятельности потребовал отдельного законодательного регулирования, заслуживает особого внимания.
Отдельная регламентация применения ВРТ связана с опасными последствиями искусственных манипуляций, относящихся к воспроизведению человеческого рода. Не надо быть специалистом, чтобы понимать, что искусственное оплодотворение – это новая форма размножения людей, которая не может не повлечь за собой изменение социальных отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями. И здесь в полный рост встает еще один важный вопрос: а как именно регулируется применение ЭКО в нашей стране? Вот тут мы должны, к сожалению, констатировать, что законодательная регламентация в России несовершенна и вступает в столкновение с моралью.
Статья 55 действующего закона утверждает: «Мужчина и женщина, состоящие и не состоящие в браке, зарегистрированном в установленном законодательством РФ порядке, имеют право на применение методов ВРТ». Другими словами, в брак можно не вступать и иметь детей вне супружеских отношений, то есть, по сути, лишать детей права иметь отца или мать.
В современных условиях катастрофического роста количества разводов неограниченное использование методов искусственного размножения только усилит процессы разрушения традиционной семьи, социальной неустроенности людей, личные трагедии детей.
Что Церковь говорит об ЭКО?
Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.
«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.
Рекомендации церкви
Важно понимать, что проблема бесплодия имеет причины, и как любое заболевание обусловлено особенностями образа жизни и мышления. Следовательно, для преодоления такого испытания, необходимо произвести в жизни изменения, неотъемлемой частью которых являются исповедь и причастие, которые помогают не только в исцелении души, но и тела.
Соборование – церковное таинство, связано непосредственно с помощью при различных заболеваниях.
Рекомендуется пройти обряд венчания, чтоб брак получил церковное благословление.
При «бесчадии» церковь рекомендует лечение тела (при помощи традиционной медицины или народными средствами), а так же молитвы, для исцеления души.
Когда церковь относится к ЭКО отрицательно
Существует ряд случаев, когда к лечению методом экстракорпорального оплодотворения церковь относится отрицательно.
- Манипуляции с эмбрионом, когда предполагается его консервация или заморозка. Такое неодобрительное отношение к ним объясняется тем, что эмбрион в православии — это живое существо. Таким образом, при отборе жизнеспособных зародышей происходит их убийство — а это грех. Более того, при таких манипуляциях обесценивается жизнь человека: она рассматривается как нечто второстепенное.
- Применение донорских клеток. Беременность и роды в таких случаях связаны с нарушением целостности и неповторимости брачного союза. Более того, это нарушает достоинство будущего ребенка как личности (так, он теперь не имеет права на единственных и неповторимых родителей).
- Приверженцам нетрадиционных семей также надо знать, как церковь относится к искусственной инсеминации. Нетрадиционная семья является грехом, так как подрывает нравственные устои и противоречит основным догматам православия.
- Если ЭКО применяется одинокой женщиной и мужчиной.
- Если при получении сперматозоидов используется мастурбация. Дело в том, что она рассматривается православной церковью как грех. Для этого существуют медицинские методики.
Таким образом, при искусственном оплодотворении существует большое число ограничений, связанных с особенностями учения православной церкви. В большинстве случаев, ЭКО считается греховным деянием, и только некоторые исключения являются основанием для положительного отношения священника к такой процедуре.
Ребёнок — не трансформер
Очень осторожно я бы относился и к ситуации подбора донора. Если говорить подробнее, то родители хотят ребёнка с определёнными чертами — цветом глаз, волос, кожи и так далее, — для чего на каждого донора составляется подробное эссе
В нём содержится вся возможная информация о нём: генетический паспорт, фото в детстве и на момент сдачи клетки, группа крови, подробный отчёт о болезнях и так далее. Готовы ли вы делиться всем этим? Где гарантия, что эти данные будут защищены? Что не нравится лично мне: клиника делает всё, чтобы подобрать донора, который обеспечит родителям такого ребёнка, какого они хотят. Как в магазине: хочешь с белыми волосами — пожалуйста, брюнета — тоже можно. Слушаешь, как спокойно специалисты говорят обо всём этом — и делается страшно: это ведь не мясо в продуктовом магазине и не трансформер. На мой взгляд, здесь налицо коммерциализация медицинской помощи и грубое вмешательство в тайну создания человеческой жизни.
Ко всему прочему, есть понятие утилизации эмбрионов — их могут отправить в специальный банк или в научные институты как материал для исследований. Что там будут с ними делать — неизвестно. Можно ли это контролировать? — нет. Донор может только доверять порядочности заведения, с которым имеет дело, а контролировать ничего не может.
Пример использования прививок
Еще одна яркая аналогия связана с возможностью использования прививок. В частности, вакцины против гепатита А, краснухи, ветряной оспы. При их изготовлении используются ткани абортированного эмбриона. Например, вирус краснухи выращивается на эмбриональных клетках, которые получают в результате аборта. Подобное использование тканей считается недопустимым, что было подтверждено соответствующими положениями в «Основах социальной концепции».
Нетерпимость к такому использованию вакцин увеличивается из-за того, что в некоторых странах существуют передовые разработки, с помощью которых вакцины получают из клеток животных. Например, вакцину против гепатита А из клеток обезьяны, а от краснухи — от кролика. Данные методы широко распространены на территории Японии. Однако в Российской Федерации эти лекарственные средства не зарегистрированы, поэтому не закупаются. В результате перед верующим православным встает непростая дилемма. С одной стороны, детей нужно прививать, чтобы избавить от вероятных тяжелых заболеваний. С другой, полученные вакцины стали следствием греха определенного человека, совершенного несколько десятилетий назад.
Русская православная церковь пришла к выводу, что при отсутствии альтернативы использование такой вакцины можно рассматривать как меньшее из зол. В противном случае это может привести к возникновению инфекций и эпидемий, которые будут угрожать уже не отдельному человеку, а обществу в целом.
Проводя соответствующие аналогии с экстракорпоральным оплодотворением, можно утверждать, что данная технология была разработана много лет назад. После того как метод был отработан, эксперименты на эмбрионах запретили в большинстве стран. К тому же методика использует только результаты предыдущих экспериментов, но не новых.
Из этого формируется то, как относится церковь к ЭКО-оплодотворению. Несмотря на этическую небезупречность, использование данной техники можно считать допустимым, так как она служит на благо всему человечеству. В этом отношении церковь допускает ЭКО.
Подводим итоги
Проанализировав разные аспекты экстракорпорального оплодотворения, можно подвести следующие итоги. Православная Церковь допускает использование данного способа для зачатия ребенка. Исключением являются несколько абсолютно неприемлемых моментов:
- Выращивание и умерщвление «лишних» зародышей.
- Вынашивание младенца суррогатной матерью.
- Донорство гамет (третье лицо в браке).
Но процедура ЭКО возможна и без вышеперечисленных действий. Таким образом не возникает нравственных противоречий. Если муж и жена решили прибегнуть к искусственному оплодотворению, они должны не отступить от следующих правил:
- Использовать только свои половые клетки (никакие другие лица не должны принимать в этом участие).
- Имплантировать все полученные эмбрионы исключительно биологической матери.
- Не замораживать и не утилизировать зародыши. Все они должны имплантироваться. Для этого нужно создавать не более трех зигот.
Стоит отметить, что в случае с эмбрионами, криоконсервация не допустимав. А замораживание половых клеток считается абсолютно нормальной процедурой. А как же быть с «лишними» зародышами, которых родители оставили на заморозку и в последствие их не имплантировали? По мнению священников, эти эмбрионы можно отдать для усыновления парам, у которых не может быть собственных детей.
Имеется в виду не суррогатное материнство, а усыновление будущего малыша выносившей его матерью. Зародыш приобретает статус усыновленного. В то же время мать, вынашивающая плод, и ее муж могут насладиться всеми радостями, которые несут беременность и роды.
Из всего изложенного можно сделать следующий вывод: если дополнительные репродуктивные методики способны оказать помощь бездетной семье, обоснованным и уместным будет использовать такую возможность. Высокий уровень проводимых процедур вполне способен предотвратить развитие «лишних» эмбрионов, а также их усыновление. Поэтому обратиться к этим процедурам, при условии соблюдения критериев этики и нравственности, не будет считаться грехом и может быть вполне оправдано.