Алалия у детей: классификация, причины, способы лечения

Лечение моторной алалии у детей

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.

Неврологическая симптоматика при моторной алалии у детей представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Рассматривая характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Несмотря на то, что ребенку с моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи.

Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными).

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Как заподозрить проблему

Главный признак сенсорной алалии — непонимание ребенком обращенной речи. Но комплекс симптомов этого нарушения очень широк. Чаще всего некоторые простые слова и фразы малыш все же понимает. Его можно обучить воспринимать конкретные фразы в определенной ситуации. Но, реагируя на фразу «Принеси мишку из соседней комнаты», сенсорный алалик принесет определенную игрушку из детской. В кабинете врача или педагога задание он повторить не сможет: там нет ни нужной игрушки, ни нужной комнаты, хотя в соседнем кабинете на видном месте может сидеть другой плюшевый медведь.

При тяжелой степени нарушений ребенок может не различать речь и другие звуки. Собственная речь находится на уровне лепета, междометий и иногда корней слов. Она непонятна окружающим (логорея). Еще один бросающийся в глаза симптом — эхолалия, внезапные и спонтанные повторения услышанных слов, часто по нескольку раз подряд. Повторить то же самое слово по просьбе ребенок не может.

Интеллект у пациентов сохранен, но если не решить проблему с речью, отсутствие коммуникации приводит к его вторичному снижению. Слух в норме. Кроме речевых проблем, дети с таким нарушением:

  1. испытывают трудности с удержанием внимания,
  2. быстро переутомляются;
  3. подвержены  резким перепадам настроения;
  4. часто отмечается болезненная реакция на раздражители нормальной интенсивности, в основном звуковые.

Эти симптомы сходны с многими другими заболеваниями нервной системы, характерными для детского возраста, которые лечатся различными, иногда даже противоположными, способами. Поэтому самодиагностика недопустима, а для хорошего результата требуется командная работа врачей, педагогов и родителей.

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных)

При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию

Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Лучшие врачи по лечению алалии

8.2

Логопед
Дефектолог
Врач второй категории

Матева Елена Михайловна

Стаж 9
лет

Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр

г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3

Медведково
740 м

8 (495) 185-01-01

8.5

Логопед
Дефектолог
Врач второй категории

Агафонова Алина Олеговна

Стаж 2
года

Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр

г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3

Медведково
740 м

8 (495) 185-01-01

9.1

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Денисова Нелли Евгеньевна

Стаж 38
лет

Центр речи Каркуша на Бабушкинской

г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3

Бабушкинская
1 км

8 (495) 185-01-01

8.9

Логопед
Нейропсихолог

Ильичева Алина Николаевна

Стаж 14
лет

Ильичева Алина Николаевна

г. Москва, Новослободская, д. 18

Менделеевская
60 м

8 (495) 185-01-01

8.6

Логопед

Гарифуллина Татьяна Петровна 

Стаж 22
года

Буду Говорить на Фрунзенской

г. Москва, Фрунзенская наб., д. 40

Фрунзенская
1 км

8 (495) 185-01-01

8

Логопед
Дефектолог

Пелькина Ирина Алексеевна

Стаж 4
года

Буду Говорить на Фрунзенской

г. Москва, Фрунзенская наб., д. 40

Фрунзенская
1 км

8 (495) 185-01-01

8.2

Логопед

Гернец Анастасия Александровна

Стаж 13
лет

Медцентр ПреАмбула Кузьминки

г. Москва, ул. Окская, д. 3, корп. 1

Кузьминки
1.5 км

8 (499) 969-27-90

8.6

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Потоцкая Марьяна Витальевна

Стаж 32
года

Буду Говорить на проспекте Буденного

г. Москва, Проспект Буденного, д. 26 к.2

Соколиная Гора
1.5 км

8 (495) 185-01-01

8.8

Логопед
Дефектолог

Раева Елизавета Викторовна

Стаж 24
года

Центр неврологии и развития детей раннего возраста

г. Москва, Ялтинская, д. 2

Варшавская
910 м

8 (495) 185-01-01

8.2

Логопед

Суворкина Евгения Григорьевна

Стаж 2
года

Центр восстановительного лечения БиАТи

г. Москва, Циолковского, д. 7

Тушинская
2.2 км

8 (495) 185-01-01

Симптомы

Симптомы полинейропатии зависят от ее причины и особенностей поражения волокон. К наиболее распространенным признакам патологии относят:

  • снижение чувствительности стоп и ладоней, приводящая к субъективному ощущению надетых носков или перчаток;
  • боли в пораженных конечностях (острые или тупые, кратковременные или тянущие, обычно усиливаются в покое и в ночное время);
  • судороги и подергивания мышечных волокон;
  • болезненность при прикосновении к коже или нажатии на пораженную конечность;
  • снижение рефлексов;
  • повышенную потливость конечностей;
  • трофические нарушения: отеки, изменения цвета кожи и ее сухость, трофические язвы;
  • слабость мышц рук и ног, мелкий тремор;
  • парестезии: патологические ощущения ползанья мурашек, жжения, похолодания;
  • атрофия мускулатуры;
  • синдром беспокойных ног.

Алкогольная полинейропатия

Эта форма заболевания поражает чаще всего нижние конечности. Она развивается при длительном бесконтрольном употреблении спиртных напитках и проявляет себя, в первую очередь, жжением и ощущением покалывания в ногах. При дальнейшем развитии патологии пациент начинает ощущать онемение и судороги в мышцах, которые развиваются за счет сопутствующей нехватки витаминов группы В.

Диабетическая полинейропатия

Повышенный уровень сахара становится причиной поражения нервов стоп (дистальный вариант) и верхней части ног (проксимальный вариант). В первом случае человек ощущает характерный комплекс симптомов:

  • онемение и снижение болевой чувствительности;
  • периодические жгучие боли;
  • мышечную слабость;
  • снижение рефлексов;
  • нарушение координации движений, проявляющееся шаткостью походки.

Сочетание полинейропатии с поражением мелких сосудов ведет к появлению трофических язв в нижней части голени. Проксимальный вариант поражения характеризуется резкими болями в ягодице и верхней части бедра, а также постепенной атрофией мышц в этой области.

Диагностика

Для постановки диагноза может потребоваться проведение дополнительных обследований:

  1. МРТ головного мозга.
  2. Рентген головы. Электроэнцефалография.
  3. Нейросонография

Диагностические исследования позволяют понять, насколько поражен мозг. Только так можно определить ход лечения и его основные этапы. Также родителям придется посетить отоларинголога и логопеда. На основе комплекса исследований устанавливается диагноз.

Помните, что алалия не способствует снижению слуха и интеллекта. Однако посещение отоларинголога, проведение отоскопии и аудиометрии поможет исключить другие возможные нарушения, которые также могут повлиять на нарушение речи.

Специалисты проводят дополнительно дифференциальную диагностику, которая помогает оценить ряд значимых критериев и точно установить форму алалии. Оцениваются такие навыки:

  • понимание речи и ее восприятие на слух;
  • способность повторять звуки и отдельные слова;
  • реакции ребенка в виде жестов и мимики на обращенную речь;
  • развитие других коммуникативных навыков;
  • динамика развития речи с течением времени.

Важно пройти полное обследование, чтобы более точно подобрать коррекционную программу для ребенка и формат лечения

Диагностика

Диагностика полинейропатии требует всестороннего обследования, которое включает:

  • опрос: выявление жалоб пациента, уточнение времени и обстоятельств возникновения каждого симптома;
  • сбор анамнеза: фиксация всех перенесенных заболеваний, травм, интоксикаций, хронической патологии, наследственных факторов риска и т.п.;
  • неврологический осмотр: оценка кожной и проприоцептивной (пространственной) чувствительности, двигательной функции, силы мускулатуры, качества рефлексов;
  • консультации узких специалистов: эндокринолога, нарколога, токсиколога, нефролога и т.п.;
  • общий анализ мочи, общий анализ крови, биохимия крови (определение уровня глюкозы, липидного спектра, содержания витаминов и микроэлементов, показателей работы почек и других параметров);
  • анализ крови на ВИЧ и другие инфекции;
  • генетические и иммунологические исследования по показаниям;
  • электронейромиография позволяет выявить поражения нервных волокон и исключить другие заболевания со сходной симптоматикой;
  • биопсия нервной и мышечной ткани;
  • люмбальная пункция (исследование спинномозговой жидкости) для исключения нейроинфекций;
  • УЗДГ сосудов нижних конечностей.

Список обследований может быть скорректирован в зависимости от формы полинейропатии и сопутствующей патологии.

Диагностика моторной алалии у детей

Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.

Диагностика включает:

  1. Медицинское обследование — сбор анамнеза, осмотр маленького пациента. Важны любые подробности: как протекали беременность и роды у мамы, как протекал период новорожденности, особенности физического и нервно-психического развития. Невролог выявляет проблемы с моторикой, нарушение координации движение, неравномерность рефлексов, снижение или повышение тонуса мышц. Определиться с диагнозом и причиной нарушений помогают электроэнцефалография, допплеровское исследование сосудов головного мозга, МРТ;
  2. Логопедическое обследование заключается в оценке речи и уровней ее развития. Специалист использует тесты, определяет объем словарного запаса, уровень речевого развития, сформированность грамматики, слоговую структуры и другие показатели. Оценивается движения губ, языка, точность этих движений, артикуляционные переключения;
  3. Психологическое обследование — оценка эмоционально-волевой сферы и когнитивных способностей психологом. При моторной алалии у дошкольников тестирование проводится в форме игр, чтобы малыш мог полностью раскрыться и специалист мог проводить активное наблюдение за поведением пациента, моделируя различные ситуации.

Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.

Проявления моторной алалии

Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.

Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.

В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.

У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.

У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.

Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.

Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности

У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление

Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.

Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.

Формы заболевания

Условно различают две основные формы этой болезни:

  1. сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
  2. моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.

При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.

Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:

  1. Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
  2. Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
  3. Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).

Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная или Сенсомоторная алалия ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.

В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:

  • легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
  • тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.

Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.

Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:

  • стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
  • избегание контакта с окружающими людьми;
  • пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
  • плач без видимых внешних причин;
  • повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.

Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться

Классификации алалии:

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Пример: Максим О.  4 года, диагноз «моторная алалия».  Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи.  Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п.  Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук. 

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»

Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».

Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».  В собственной речи наблюдается большое  количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 
 

Симптомы

Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно
глубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольном
возрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующую
жизнь.

Заболевание может быть системным или обширным. Другими словами нарушение касается сразу
всех компонентов речи и проявляется достаточно специфично.

Выделяются несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторной
алалии:

  • Минимальный словарный запас.
  • Позднее формирование речевого функционала.
  • Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
  • Проблемы слоговой структуры.

Патология имеет ярко выраженное проявление. Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить:

Проблемы с координацией.

Дефекты мелкой моторики.

Неловкость.

Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязывание
шнурков.

Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.

Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характера
повреждения.

Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.

Запаздывание формирования речевых навыков.

Невозможность повторять за другими людьми.

Заикание.

Проблемы с артикуляцией.

Малый запас слов.

Также можно выделить и неврологические проявления. Это может быть непонимание обращенной речи,
высокая речевая активность, но разговаривает малыш на «собственном» языке, грубые нарушения
фонематического слуха
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector