Закаливание
Содержание:
- Другой вариант помощи иммунитету – это вакцинация.
- Список рекомендуемой литературы
- Солнечные ванны
- Солнце, воздух и вода
- Источники
- Сколько раз болеть?
- Гимнастика
- Как же «помогать иммунитету» ребенка?
- КРУГЛОГОДИЧНОЕ ПЛАВАНИЕ И ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ
- Иммунная «армия» которая защитит ребенка
- Быстрые ссылки
- Холерик-ребенок
- На заметку родителям
- Физиологические основы закаливания
- Воздушные ванны.
- Так что же делать с «иммунными йогуртами»? есть или нет? Подводим итоги:
Другой вариант помощи иммунитету – это вакцинация.
Это действительно отличный и вполне «естественный» способ укрепить иммунную систему специфичным и эффективным способом. При вакцинации организм ребенка подвергается воздействию части патогенного микроорганизма или его ослабленной версии, этим стимулируется формирование специфического иммунного ответа, на конкретное заболевание, против которого создана вакцина. Такой иммунитет будет активен длительное время за счет выработки специфических антител. Некоторые люди утверждают, что иммунитет, обеспечиваемый вакцинацией, не такой длительный и сильный, как «естественный» иммунитет. Во многих случаях это действительно так. Но давайте не будем забывать, что для «естественного» иммунитета (например – пожизненного), надо инфекционным заболеванием переболеть, что в случае опасных инфекций может кончится печально. На наш взгляд, для приобретения иммунитета, все-таки, не стоит заболевать. Иммунизация — это один из самых безопасных и эффективных инструментов, которые можно использовать для снижения риска развития у ребенка определенных инфекций, многие из которых могут быть действительно опасными для жизни.
Список рекомендуемой литературы
- Богданов Г.П. «Школьникам – здоровый образ жизни», 1989.
- Майстрах Е. В. «Патологическая физиология охлаждения человека», Л., 1975.
- Лаптев А. П. «Азбука закаливания», М., 1986.
- Лаптев А. П. «Закаливайтесь на здоровье», М., 1991.
- Маршак М. Е. «Физиологические основы закаливания организма человека», Л., 1965.
- Минх А. А. «Очерки по гигиене физических упражнений и спорта», М., 1976.
- Полиевский С. А., Гук Е. П. «Физкультура и закаливание в семье», М., 1984.
- Сперанский Г. Н., Заблудовская Е. Д. «Закаливание ребёнка раннего и дошкольного возраста», М., 1965.
- Спирина В. П. «Закаливание детей», М., 1972.
- Смирнова E. Т. «Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях», М., 1973.
- Чабовская А. П. «Гигиена детей раннего и дошкольного возраста», М., 1971.
Прочитано:
918
#Закаливание#Иммунитет
Posted By
Солнечные ванны
Солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. При его недостатке могут возникать различные отклонения, связанные с дефицитами витамина Д и расстройством фосфорно-кальциевого обмена. Избыток солнечных лучей тоже не слишком хорош, поэтому рекомендации о разумном использовании облучений должны особенно тщательно выполняться по отношению к детям.
Не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Детей в возрасте до года нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами, в этом возрасте рекомендуется закаливание рассеянным солнечным светом.
Первое время солнечные ванны лучше принимать в легкой светлой одежде: панамке, футболке и трусиках. Через 3-4 дня вместо футболки наденьте майку, а еще через несколько дней он может загорать обнаженным.
Продолжительность первых сеансов – 4 мин. Каждые два-три дня можно прибавлять ещё по 4 мин. Итоговая длительность солнечных ванн для детей в возрасте 3-4 лет до 12-15 мин., для детей 5-6 лет – до 20-25 мин и для 7-8 летних – до 30 мин.
После солнечной ванны желательно провести обливание или другую водную процедуру. Во время закаливания солнцем постоянно следите за самочувствием ребенка. При появлении сердцебиения, головной боли или вялости солнечную ванну следует прекратить.
Солнце, воздух и вода
Естественной средой обитания человека является природа в натуральном виде. Природные стихии обладают колоссальной энергией жизни, которую стоит обратить в пользу здоровью.
Животворящая вода. Весьма эффективными методами закаливания малыша являются всевозможные водные процедуры: обтирание тела влажным полотенцем, обливание водой различной температуры, умывание.
При каждом следующем обмывании, можно понижать температуру воды и увеличивать время выполнения процедуры.
Красно солнышко. Некоторые родители недооценивают важность солнечного света для нормального развития ребенка. Соблюдение энергетического баланса в организме человека возможно только благодаря влиянию солнечных лучей
Витамин Д синтезируется только под действием солнечного света и обеспечивает гармоничное развитие всего организма в целом. Поэтому прогулки под непрямыми лучами утреннего солнца по свежему воздуху станут залогом крепкого здоровья.
Чистый воздух. Свежий воздух комфортной температуры и нормальной влажности является необходимым условием в комнате малыша.
В теплое время года желательно делать прогулки по лесопарковой зоне. Продолжительность пребывания на свежем воздухе подбирается индивидуально для каждого возраста ребенка и его состояния здоровья.
Детей возрастом до года можно оставлять в коляске перед частным домом на расстоянии мысли о нем. Молодые мамы в это время могут уделить себе время: проветрить и сделать влажную уборку в комнате малыша.
Источники
- Faccinetto-Beltrán P., Gómez-Fernández AR., Orozco-Sánchez NE., Pérez-Carrillo E., Marín-Obispo LM., Hernández-Brenes C., Santacruz A., Jacobo-Velázquez DA. Physicochemical Properties and Sensory Acceptability of a Next-Generation Functional Chocolate Added with Omega-3 Polyunsaturated Fatty Acids and Probiotics. // Foods — 2021 — Vol10 — N2 — p.; PMID:33557241
- Martinez LA., Opalinski AS. Building the Concept of Nurturing Resilience. // J Pediatr Nurs — 2020 — Vol48 — NNULL — p.63-71; PMID:31344593
- Mellado-Cairet P., Harte C., Séjourné E., Robel L. Behavioral training and mirroring techniques to prepare elective anesthesia in severe autistic spectrum disorder patients: An illustrative case and review. // Paediatr Anaesth — 2019 — Vol29 — N3 — p.226-230; PMID:30576047
- Werner-Lin A., Zaspel L., Carlson M., Mueller R., Walser SA., Desai R., Bernhardt BA. Gratitude, protective buffering, and cognitive dissonance: How families respond to pediatric whole exome sequencing in the absence of actionable results. // Am J Med Genet A — 2018 — Vol176 — N3 — p.578-588; PMID:29446570
- Cong Z., Silverstein M. A Vignette Study of Older Adults’ Preferences for Intergenerational Transfers in the Context of Competition Between Grandparents and Grandchildren in Rural China. // J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci — 2019 — Vol74 — N3 — p.496-505; PMID:28531324
- Roopnarine JL., Dede Yildirim E. The moderating role of relationship skills education on depressive symptoms in fathers with young children. // Am J Orthopsychiatry — 2017 — Vol87 — N4 — p.402-413; PMID:28277689
- Gole H., Kimble R., Stockton K. Bathroom scald burns in Queensland Children. // Burns — 2017 — Vol43 — N3 — p.638-641; PMID:28040369
- Bengtsson A., Joergensen L., Rask TS., Olsen RW., Andersen MA., Turner L., Theander TG., Hviid L., Higgins MK., Craig A., Brown A., Jensen AT. A novel domain cassette identifies Plasmodium falciparum PfEMP1 proteins binding ICAM-1 and is a target of cross-reactive, adhesion-inhibitory antibodies. // J Immunol — 2013 — Vol190 — N1 — p.240-9; PMID:23209327
- Jago R., Sebire SJ., Gorely T., Cillero IH., Biddle SJ. "I’m on it 24/7 at the moment": a qualitative examination of multi-screen viewing behaviours among UK 10-11 year olds. // Int J Behav Nutr Phys Act — 2011 — Vol8 — NNULL — p.85; PMID:21812945
Сколько раз болеть?
В реальности ребенок будет страдать простудными заболеваниями достаточно часто (в норме до 8-10 раз в год до младшего школьного возраста, и до 4-5 раз в год в средней школе). Высокая заболеваемость связана с постепенным развитием защитной иммунной системы и ее последовательным «знакомством» с различными штаммами вирусов, которые вызывают простуду. Лишь «запомнив» определенные виды вирусов, иммунитет способен эффективно бороться с возбудителями, предотвращая или смягчая тяжесть течения заболевания.
Однако родители, искренне желая своим детям лучшего, постоянно ищут средства и способы «усилить иммунитет» у ребенка, тем более что реклама настойчиво внушает, что это действительно возможно с помощью витаминов, пищевых добавок и «волшебных» йогуртов или напитков.
Гимнастика
- С ребенком раннего возраста гимнастикой занимается взрослый.
- У детей до 4-6 мес. все упражнения связаны с пассивными движениями, в дальнейшем включается комплекс упражнений активные движения.
- У детей грудного возраста гимнастические упражнения сочетают с элементами массажа.
- С детьми 1-2 лет физического воспитания проводят гимнастические занятия, подвижные игры.
- Для детей 2-го и 3-го года жизни физическое воспитание связано с выполнением физических упражнений, подвижными играми.
- с 2-2,5 лет утренней гимнастики.
- Продолжительность занятий физкультурой для детей до 2-х лет составляет 10-15 мин; для детей до 3-х лет 15-20 мин; 2 раза в неделю.
Основные принципы гимнастических занятий:
- Охват упражнениями всех мышечных групп (плечевой пояс, ноги, спина, живот).
- Чередование упражнений и отдыха.
- Чередование исходных положений.
- У детей 1-3 лет упражнения направлены на развитие двигательных навыков.
Как же «помогать иммунитету» ребенка?
В первую очередь нужно освободиться от внушений рекламы, призывающей родителей «укреплять» детский иммунитет. Помните, что такая реклама основана на порождении естественного чувства родительской тревоги и беспокойства.
Если вы считаете, что ребенок болеет слишком часто, у него часто развиваются инфекционные осложнения, то, прежде всего, покажите его педиатру!
Если врач сочтет, что у ребенка действительно может быть иммунодефицит или связанное с нарушением работы иммунной системы заболевание, он назначит соответствующие анализы и исследования, и направит малыша на консультацию к иммунологу.
Если проблем с иммунитетом не будет выявлено, то родителям необходимо усвоить, что нормально работающая иммунная система ребенка способна справляться с самыми разными патогенными микроорганизмами. Для подавляющего большинства детских болезней не требуется никакой «стимуляции» иммунитета. Простуда, желудочно-кишечная вирусная инфекция и другие легкие инфекции, как правило, проходят самостоятельно через несколько дней. Иммунная система может справиться со многими бактериальными инфекциями, такими как насморк или ангина. Но при ряде инфекционных заболеваний иммунитету действительно требуется помощь. Но не в виде «иммуностимуляторов», в виде использования антибактериальных или противовирусных препаратов, которые могут облегчить течение заболевания и, даже, спасти жизнь.
КРУГЛОГОДИЧНОЕ ПЛАВАНИЕ И ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ
Многолетние медицинские исследования наблюдения за детьми показали, что сезонный перерыв в занятиях плаванием или акватерапией имеет ровно противоположный эффект: длительная пауза в занятиях в бассейне может послужить причиной снижения устойчивости организма к возникновению простудных и других заболеваний. Почему так происходит?
В холодное время года значительно снижается двигательная активность детей любого возраста – в это время меньше хочется гулять на улице и играть в подвижные игры. Плавание в бассейне отлично компенсирует сезонную гиподинамию у ребенка. Врачи установили, что для нормального развития и поддержания всех функций организма в норме требуется как минимум один час в день активной физической нагрузки. Плавание является одним из наиболее гармоничных видов физической активности, способствующей созданию равномерной тренирующей нагрузке на основные скелетные мышцы, отлично тренирующей функции дыхания и сердечнососудистой системы, обеспечивая улучшения кровоснабжения и питания всех основных органов и систем. Сезонный перерыв в плавании вызывает снижение функций иммунитета, состояние которого напрямую зависит от образа жизни, подвижности и состояния трофики и метаболизма в организме.
Иногда родители думают, что воздействие холода является причиной возникновения простудных заболеваний. Если бы это было так, то все население, проживающее за Полярным кругом и в Сибири, должно было бы постоянно страдать простудными заболеваниями, чего, как мы знаем, не наблюдается. Холодный воздух действительно может быть предрасполагающим фактором возникновения простудных заболевания – в первую очередь за счет высушивания слизистых оболочек верхних дыхательных путей и снижения местной сопротивляемости организма. Но одного этого фактора недостаточно, чтобы вызвать простуду у ребенка. Для возникновения заболевания необходимо попадание в организм возбудителей заболевания (чаще всего – вирусов) и одновременное снижение общей сопротивляемости организма. Круглогодичные занятия физической культурой и, в первую очередь – плаванием, обеспечивают поддержание защитных функций иммунитета ребенка на должном уровне, чтобы предотвратить такую сезонную заболеваемость. Кроме того, частые занятия плаванием и дыхание теплым увлажненным воздухом в бассейне способствуют поддержанию здорового состояния слизистой оболочки носоглотки.
Иммунная «армия» которая защитит ребенка
Иммунная система, как и настоящая армия, состоит из множества компонентов, каждый из которых играет уникальную роль в защите организма от нападений «врага». Существует несколько разновидностей лейкоцитов, которые циркулируют в крови, а при необходимости проникают (мигрируют) в ткани организма, чтобы выполнить свои защитные функции. Когда эти клетки обнаруживают бактерии или вирусы, они вырабатывают химические сигналы «тревоги», известные как цитокины. Эти химические вещества призывают другие белые кровяные клетки присоединиться к борьбе с возбудителем, и контролируют другие аспекты иммунного ответа, такие как лихорадка и увеличение притока крови в область возникновения инфекции, что вызывает реакции воспаления: отек, покраснение и боль.
Некоторые лейкоциты вырабатывают антитела — белки, которые связываются с определенной частью возбудителя инфекции, оставляя на нем метку-мишень для его уничтожения. Когда иммунная система борется с новой инфекцией, она создает антитела против этого конкретного возбудителя. После окончания инфекции иммунная система обычно продолжает вырабатывать эти антитела в течение многих лет или десятилетий в будущем. Именно эта функция «памяти» иммунитета предотвращает повторное заражение такими заболеваниями, как ветряная оспа или корь. На этом же эффекте «иммунной памяти» основана профилактическая иммунизация с помощью вакцинаций.
Некоторые другие инфекции (чаще всего бактериальные или грибковые) стимулируют лишь кратковременный иммунный ответ, в результате чего длительная невосприимчивость к инфекции становится невозможной, а перенесший такие определенные заболевания ребенок может заболеть повторно. Кроме того, некоторые возбудители имеют несколько штаммов, каждый из которых настолько отличается от другого, что приобретенный иммунитет к одному штамму не способен защитить от других. Именно поэтому ребенок может болеть простудой или гриппом снова и снова. Как в настоящей армии, все клетки человеческого организма носят «знаки отличия», которые позволяют иммунной системе отличить их от «интервентов-захватчиков». На внешних поверхностях клеток организма есть знаки — белки, которые помогают иммунной системе различить собственные клетки организма и патогенные микроорганизмы, которые необходимо уничтожить.
Быстрые ссылки
Закаливание водой: польза и как начать закаливаться
Предотвращение проблем со зрением, сидя за монитором
Средиземноморская диета, как основа здоровой пищи
Как и чем снять нервное напряжение?
Самые частые весенние заболевания
Чем весной «питать» глаза?
Чем опасен холестерин?
Беременность весной
Утренняя зарядка — с чего начать?
Переедание — как вредная привычка!
Как продлить жизнь своим сосудам?
Кофемания: как вредная привычка
Как пережить «зимнюю» погоду? Метеозависимость
Физическая активность для любого возраста
Фитнес дома: 10 комплексов упражнений для самостоятельных тренировок
ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ – КЛЮЧ К ЗДОРОВЬЮ
МОТИВАЦИЯ: КАК СФОРМИРОВАТЬ ПРИВЫЧКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ?
УДАЛЕННАЯ РАБОТА И ЗОЖ: КАК СОХРАНИТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ?
ЗОЖ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ: ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ МЕНЯТЬСЯ?
ПОПУЛЯРНЫЕ ОТГОВОРКИ, ЧТОБЫ НЕ ВЕСТИ ЗОЖ: РАБОТАЮТ ЛИ ОНИ?
«НАСИДЕТЬ» СЕБЕ БОЛЕЗНЬ: ЧТО ТАКОЕ СИДЯЧИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И КАК ОН ОТРАЖАЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ?
Как эффективно восстановиться после новогодних праздников?
Как избежать переедания в новогодние праздники
Новый год в стиле ЗОЖ: полезные рецепты для праздничного стола
Скандинавская ходьба: фитнес, который доступен всем
Бег зимой на улице: как правильно бегать с пользой для здоровья
5 вариантов активного отдыха в зимнее время
Профилактика инсульта
Профилактика заболеваний головного мозга
30 ДОКАЗАННЫХ ФАКТОВ О ВРЕДЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ
Как препятствовать разрушению зубов
Ходьба, как физическая активность. Польза для здоровья.
Утренняя зарядка — с чего начать, комплекс упражнений
Самообследование — своевременное выявление рака молочной железы
Как избежать дневной сонливости
Здоровая диета для вашего зрения
Здоровый образ жизни при аллергии
Здоровый образ жизни при артериальной гипертензии
Головная боль от А до Я — причины и способы борьбы
Десять минут здорового утреннего пробуждения!
Укрепляем организм с помощью витаминов и минералов
Пять способов повысить иммунитет
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ?
В каких продуктах есть скрытый сахар и чем его можно заменить
Здоровый образ жизни
Холерик-ребенок
Воспитывать ребенка-холерика – задачка не из простых. Родителям надо обладать крепкими нервами, чтобы адекватно реагировать на буйное поведение маленького чрезвычайно подвижного и эмоционального холерика. Ему пока сложно управлять своими эмоциями и поэтому истерики случаются очень часто. Например, если в качестве наказания ребенку запретили смотреть мультики, то он будет гневно сердиться, очень громко кричать и рыдать. Многие родители этого не выдерживают и сдаются.
Ребенок может разозлиться из-за любого пустяка, его вспыльчивость не знает границ. При этом он совершенно не умеет терпеть и ждать. Если он построил космический корабль из конструктора и зовет родителей посмотреть на его творение, то они должны немедленно бросить все свои дела и быстрее прибежать. Иначе им грозит вспышка гнева и злости.
Если у ребенка не получается построить башню так, как он себе это представил, то он с негодованием разбросает кубики по комнате и заплачет от своего бессилия. На этапе раннего детства, когда ребенок только начинает овладевать новыми умениями, а его возможности еще ограничены, ребенку-холерику очень непросто. Однако в периоды, когда малыш всем доволен, он очень милый и покладистый.
В школе ученик с холерическим типом темперамента всегда находится в центре внимания, он “заводила” и душа класса. Однако управлять подростком очень сложно. Он чувствует свою свободу, самостоятельность, ему свойственно агрессивное поведение.
Родители должны стать авторитетом для ребенка-холерика, а его необузданную энергию направить в нужное русло. Лучше всего для этого подойдет спорт. Из маленького холерика, которого правильно воспитали в детстве, в будущем вырастет сильный и уверенный лидер. У него не возникнет проблем с поиском своего места в обществе.
Для тех, кто в описании узнал своего ребенка, я хочу дать несколько советов, которые помогут нивелировать негативные черты темперамента и помочь эмоциональному ребенку раскрыть свои лучшие качества:
- Не наказывайте и не кричите на ребенка в случае провинности. Говорите с ним спокойным, но твердым и уверенным голосом. Ваша выдержка – главное оружие в воспитании маленького взрывного холерика. Объясните ему все его ошибки и дайте возможность их исправить.
- Запишите ребенка в спортивные секции. Ребенок сможет преобразовать свою агрессию в физические нагрузки и эмоционально разрядиться на тренировках. Отлично подойдут командные виды спорта, такие как футбол, волейбол, хоккей, баскетбол и др. Существующие в этих играх правила помогут ребенку стать организованным и более сдержанным.
- Привейте ребенку привычку рисовать. Рисование очень хорошо помогает контролировать эмоциональные всплески. Просто дайте ребенку чистый лист бумаги и карандаши и попросите его нарисовать то, что он чувствует.
- Отслеживайте, что смотрит, слушает и читает ваш маленький холерик. Видеоконтент, книги и журналы должны учить вежливому обращению с другими и сопереживанию.
Советую посмотреть небольшое видео с советами психолога по воспитанию ребенка-холерика.
На заметку родителям
Дети приходят в земную жизнь с огромным потенциалом возможностей. Родители же, обладают определенным жизненным опытом и возможностью, чтобы помочь ребенку раскрыть природные дары и таланты.
Процедуры по закаливанию детей от года и старше, желательно проводить в игровой форме, в кругу всех членов семьи. Это должно стать семейным мероприятием оздоровительного характера, которое направлено на формирование новой личности.
Иметь красивое и здоровое тело во все времена было модным трендом. Фундамент здорового тела закладывается в детстве, его нужно строить прочным, с чувством ответственности перед будущим поколением.
Физиологические основы закаливания
В основе закаливания лежит тренировка периферических и центральных звеньев системы терморегуляции, которые контролируют процессы образования и отдачи тепла в организме.
Организм человека в процессе эволюции выработал способность приспосабливаться к изменениям погодных условий, выдерживая даже значительные перепады температур, сохраняет при этом тепловой баланс внутри тела.
При закаливании резко активизируется иммунная система, повышается физическая и умственная работоспособность, устойчивость к инфекционным, аллергическим, злокачественным заболеваниям, атеросклерозу, ожирению, диабету.
Естественные факторы внешней среды, которые используются при закаливании, – это солнце, воздух и вода.
Закаливание воздухом
Под воздействием воздушных ванн повышается тонус нервной и эндокринной систем, нормализуются функции пищеварения, улучшается работа сердечной и дыхательной систем, изменяется состав крови – увеличивается количество эритроцитов и уровень гемоглобина, следовательно усиливается насыщение клеток организма кислородом.
Чем больше разница температур тела и воздуха, тем сильнее раздражаются рецепторы кожи. Поэтому холодные воздушные ванны активизируют защитные компенсаторные терморегуляторные механизмы, тренируя скорость сосудистых реакций, которые предохраняют организм от резких перепадов внешних температур.
Теплый воздух не несет закаливающего эффекта, но зато положительно влияет на окислительно-восстановительные процессы в организме.
Закаливание солнцем
Солнечная радиация оказывает влияние на организм с помощью инфракрасного и ультрафиолетового излучения.
Под действием инфракрасных лучей в организме происходит образование добавочного тепла, в результате чего усиливается потоотделение, увеличивается испарение влаги с кожных покровов, расширяются сосуды, появляется покраснение кожи, возрастает кровоток.
Ультрафиолетовые лучи (УФ) производят мощный биологический эффект на организм: под их влиянием в коже синтезируется витамин Д, играющий важную роль в фосфорно-кальциевом обмене. УФ лучи характеризуются бактерицидным свойством, повышают сопротивляемость организма к инфекциям, оказывают тонизирующее влияние на все органы и системы.
Кожа людей, принадлежащих к различным расам, имеет разную чувствительность к солнечному облучению. Это связано с толщиной поверхностного рогового слоя и способностью кожи к синтезу меланина – пигмента, количество которого определяет различный цвет кожных покровов: от белого до черного.
Закаливание водой
Одним из показателей эффективности водных закаливающих процедур служит реакция кожи.
Выделяют три фазы реакции кожных покровов на действие холодной воды:
- I фаза – происходит спазм сосудов кожи, при сильном охлаждении изменения касаются и подкожно-жировой клетчатки.
- II фаза – идет процесс адаптации к низкой температуре воды: сосуды расширяются, кожа краснеет. Для этой фазы характерно улучшение самочувствия, прилив бодрости и энергии.
- III фаза –переохлаждение, когда заканчиваются приспособительные возможности организма, тело уже не может сохранить тепло. На этом фоне возникает сильный спазм подкожных сосудов, кожа бледнеет, обретает синюшный оттенок, появляется озноб.
При регулярном закаливании водой первая фаза становится короче, а вторая приходит быстрее. Самое главное, не допускать третьей фазы.
Воздушные ванны.
Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23°С, в возрасте от 1 до 3 мес. — 21°С, от 3 мес. до 1 года — 20°С; старше 1 года — 18°С. Грудные детей имеют высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза), поэтому необходимо проветривать помещения 4 — 5 раз в день по 10 — 15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 — 2°С, что является закаливающим фактором. Сквозное проветривание желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование кондиционеров и систем микроклимата, которые автоматически регулируют температуру и влажность.
В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 — 40 мин, быстро увеличивая время до 6 — 8 ч в день.
Зимой детей впервые выносят на улицу в возрасте 2 — 3 недель при температуре воздуха не ниже -5°С на 15 — 20 мин. и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 — 2 ч 2 раза в день.
Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20 — 22° С (для грудных детей) и 18 — 19°С (для детей 1 — 2 лет). Вначале длительность процедуры составляет 1 — 2 мин., каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин (для детей до 6 мес.) и до 30 мин (после 6 мес.). Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.
Так что же делать с «иммунными йогуртами»? есть или нет? Подводим итоги:
Если иммунная система вашего ребенка работает нормально — реагирует должным образом на инфекции и не проявляет признаков гиперреактивности, то ничего специального делать не нужно. Нужно лишь перестать смотреть рекламу и постоянно неоправданно беспокоиться «об иммунитете», приняв тот факт, что как бы мы ни старались — дети будут заболевать, а как бы не старались патогенные микроорганизмы – дети будут выздоравливать.
По поводу «йогуртов» — пищевой продукт предназначен для питания и не более. Естественно, что питаться – полезно, а не питаться – вредно. Йогурт ничего не лечит, лечат правильно назначенные врачом лекарственные препараты, продающиеся в аптеке.
Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка действительно есть проблемы с иммунной системой, поговорите с педиатром или проконсультируйтесь у иммунолога.
Вместо поиска «волшебной таблетки» для «усиления иммунитета» научите ребенка очень часто мыть руки, любить прогулки и закаливание, и проводите плановую вакцинацию. Эти простые меры принесут гораздо больше пользы.