Справляемся с детской истерикой на раз, два, три…

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Возможные трудности при приеме антидепрессантов

Отсутствие или наличие нежелательного эффекта от данной группы препаратов происходит по разным причинам:

  • некомпетентное назначение средства (самостоятельно или по врачебной ошибке);
  • преждевременная отмена одного препарата и назначение другого;
  • неправильно подобранная доза – недостаточная дозировка, отсутствие индивидуального подхода в ее назначении, доза не была вовремя увеличена;
  • преждевременная поддерживающая терапия;
  • применение нескольких препаратов вместо монотерапии.

Чаще всего трудности в приеме антидепрессантов появляются в случае несоблюдения схемы их приема.

Пациенты могут преждевременно отказываться от продолжения использования препаратов, например, если почувствовали улучшение. Но это становится фатальной ошибкой при терапии депрессии, так как такие первые улучшения еще нестабильны и прерывание терапии на этом этапе с большой вероятностью возобновит нежелательные симптомы.

Для закрепления результата антидепрессивные средства следует принимать длительно.

С другой стороны, человек резко отменяет прием препарата, если не чувствует эффекта от него. При этом нужно учитывать, что действие средства развивается не сразу: первые сдвиги в терапии наступают в течение 1–2 месяцев.

Если менять дозировку медикаментозных средств, то делать это нужно постепенно. Резкая отмена способна усугубить состояние. И конечно, не забывать принимать лекарства систематически в дозе, указанной врачом.

И не стоит переживать, что со временем возрастает количество таблеток. Просто постепенно увеличивается их дозировка.

А бывает и так, что больной откладывает начало медикаментозной терапии. По разным причинам. Но ведь гипертоник принимает гипотензивные средства, не задумываясь об их надобности, потому что знает: без них он подвергает риску свое здоровье. Так и с депрессией. Отдельные ее формы просто требуют медикаментозного вмешательства.

Что касается побочных эффектов от приема препаратов, то в начале лечения возможно их присутствие. Это могут быть запоры, жажда или астения. Но обычно они проходят в течение нескольких недель. Если же они сохраняются, то стоит предупредить лечащего врача.

Много разговоров ходит по поводу абстинентного синдрома при приеме антидепрессантов. Стоит отметить, что при корректном назначении они не вызывают привыкания и тяжелых негативных проявлений. Синдром отмены появляется как следствие грубого нарушения схемы лечения. Поэтому помните, что препараты назначаются исключительно врачом-психиатром и не допускают самостоятельной корректировки.

Вообще, существует много интересных фактов приема антидепрессивных средств. Например, препарат Кломипрамин у некоторых пациентов вызывал оргазм во время зевания!

Как свести число истерик к минимуму

Полностью избежать детских истерик не удастся даже самым идеальным родителям, но можно существенно сократить их число. Для этого:

Соблюдайте режим. Чтобы нервная система ребёнка была в порядке, ему нужно хорошо высыпаться, регулярно бывать на свежем воздухе и много двигаться.

Дозируйте впечатления. После дня, насыщенного эмоциями, детской психике требуется пара дней разгрузки, без новых знакомств и ярких впечатлений.

Посвящайте ребёнка в свои планы

Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, ему очень важно знать, что будет через пятнадцать минут, час и завтра. Внезапные события и неизвестность поселяют в нём тревогу

Предоставляйте самостоятельность. Дайте ребёнку право выбора (что надеть, какую игрушку взять в ванну) и позволяйте делать самому то, что он умеет. Но будьте готовы помочь, если попросит.

Минимизируйте запреты. Чтобы слово «нельзя» работало, оно должно использоваться редко и только там, где действительно необходимо (например, нельзя играть на проезжей части). И обязательно объясняйте ребёнку причину запрета.

Будьте последовательны. Никакие уговоры и истерики не должны заставить вас отменить свой запрет. Точно так же вы всегда должны держать слово, данное ребёнку. Предсказуемость вашего поведения — залог здоровой психики ребёнка.

Сохраняйте спокойствие. У ребёнка не возникнет идеи добиваться своего слезами и криками, если в его окружении никто так не делает.

Проявляйте заботу. Следите за настроением ребёнка, разделяйте его радости и утешайте в горе. Учите определять и проживать свои эмоции. Будьте другом своему ребёнку, и у него не возникнет причин добиваться от вас чего-либо истериками.

Изображение на обложке: Felic Art / Dribbble

Истерика у школьника – это нормально?

Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.

Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.

Причины истерик

Истерика не бывает абсолютно беспричинной, она всегда становится реакцией на те или иные раздражители. Не всегда сразу становится очевидно, что именно вызвало такое поведение ребенка, но задача родителей – понять это и работать с конкретными проблемами. Если истерические приступы не обусловлены неврологическими или психическими нарушениями, то в большинстве случаев можно выделить следующие причины детских истерик:

1. Недостаток родительского внимания

Ребенку необходим контакт с родителями. Он хочет общаться, проводить время вместе. Малышу нужно знать, что его любят, что он важен для родителей. Если ребенку не хватает внимания, он будет искать способы его получить любой ценой

Иногда слезы, крики и гипертрофированная реакция – это чуть ли не единственная возможность для маленького человечка напомнить о себе, попытаться добиться того, чтобы взрослые заметили его, даже если это внимание будет со знаком минус. Поэтому нередко истерики – повод задуматься, хватает ли ребенку взаимодействия с вами, не чувствует ли он себя брошенным и обделенным

2. Физический дискомфорт

Когда малыш устал, хочет есть или пить, когда ему жарко или, наоборот, слишком холодно, неприятные ощущения и переутомление могут вызвать истерику. Особенно такие реакции характерны для детей 1-2 лет, когда ребенок не всегда полностью осознает потребности своего тела. В этой ситуации сложно переоценить значение режима дня

Устоявшееся время приемов пищи, прогулок и сна, отсутствие излишней активности перед тем, как уложить ребенка спать, внимание к физическому состоянию малыша – все это может помочь укрепить нервную систему и, как следствие, значительно уменьшить количество истерик

3. Невозможность выражать мысли и чувства вербально

Это частая причина истерик в период до 3 лет. Ребенка переполняют эмоции, он хочет донести до вас что-то, жаждет понимания и ответной реакции. Малыш не знает, как высказать то, что он чувствует, и это раздражает его, вызывает вспышки гнева. Ситуация может осложняться, если в семье в принципе не принято говорить о чувствах

Очень важно, чтобы с самого раннего возраста родители обучали ребенка словесному выражению эмоций. Помогите крохе – спросите его, злится ли он, испуган или взволнован, покажите, что вы со своей стороны искренне хотите понять его чувства

4. Кризис, обусловленный возрастом

Недолгий, но бурный период истерик может быть связан с так называемым кризисом трех лет. В этом возрасте дети проходят важный этап взросления, и этот момент обычно сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок стремится к самостоятельности, упрямится, прощупывает границы, пытается «продавить» родителей. Это нормальная стадия развития, и главное в этот момент – сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации ребенка. Не давайте ему манипулировать вами, иначе ребенок запомнит, что это действенный способ добиться своего и будет применять его регулярно. Не нужно игнорировать более активные, чем раньше, проявления характера или давить родительским авторитетом, но необходимо давать ребенку понять, что хорошо, а что плохо, и не раздвигать по малейшему требованию рамки дозволенного.

5. Непоследовательность родителей

Когда требования взрослых к малышу бессистемны и нелогичны, а в некоторых случаях и противоречат друг другу, его растерянность и непонимание находят выход в истерике. С самого начала вам стоит выработать четкие правила и ограничения и следовать им. Не ругайте ребенка сегодня за то, что было поводом для похвалы вчера, не допускайте несогласованных действий разных членов семьи, когда, например, мама запрещает что-то, а папа разрешает. Если обстоятельства меняются, проговаривайте их с ребенком, объясняйте, на что ему нужно ориентироваться и почему.

6. Гиперопека

На попытки тотального контроля, удушающую любовь и непрошеную чрезмерную заботу ребенок ответит истерикой, пытаясь вырваться из созданной родителями клетки и отстоять свои границы. Для малыша это практически единственный способ постараться отвоевать свое личное пространство, право на собственное мнение, заявить о себе как о личности. Уважайте вашего ребенка, считайтесь с ним, с самого рождения он – отдельный человек со своим характером и полноценный член вашей семьи.

Подростковые панические атаки: причины, проявления

Подростковый возраст — с 10 до 17 лет. В это время организм активно растет, меняется физиология, психика.

Важный этап в жизни ребенка — половое созревание. Пубертат меняет все — тело, внешность, восприятие себя, окружающего мира. Повышение гормонального фона вызывает резкие перепады настроения. Ребенок старается казаться взрослым, но не готов принять на себя ответственность. Такое противоречие отражается на состоянии подростка. Он переживает, негатив накапливается, появляются внезапные выбросы неконтролируемых эмоций. Подростка одолевает приступ паники, признаками которого являются:

  • спутанность мыслей;
  • несвязность речи;
  • двигательное беспокойство;
  • головная боль;
  • затрудненное дыхание, ощущение недостатка воздуха;
  • скачки давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • дрожь, озноб;
  • повышенное потоотделение;
  • тошнота;
  • затрудненное глотание;
  • онемение рук и ног;
  • бледность или покраснение кожи;
  • сухость во рту;
  • учащенные позывы к мочеиспусканию.

Количество симптомов и признаков панической атаки у подростков — от 2 и более. К ним добавляется боязнь смерти, чувство страха, ощущение остановки сердца. Состояние длится 10-15 минут, возникает раз в неделю/месяц или несколько раз в сутки. В период между приступами ребенок может чувствовать себя нормально или, наоборот, у него меняется поведение, наступает депрессия, нарушается сон, болят мышцы.

Игнорировать эти признаки нельзя. Паника провоцирует нервный срыв, заболевание эпилепсией, болезни сердца, сосудов. Особо тяжелые случаи приводят к суициду. По официальным данным Росстата, за последний год из 2000 самоубийств более трети приходится на возраст 12-16 лет. Родители не понимают своих детей, навязывают им свое мнение, оказывают эмоциональное давление на ребенка, не хотят вникать в ситуации, не стараются помочь. В придачу к этому — загруженность в школе, усталость, проблемы в общении. Детская психика не может справиться с этим самостоятельно, что приводит к плачевному результату.

Как успокоить грудничка, когда он плачет ночью

Часто детки могут просыпаться в ночное время, и на то есть основания. Каждая семья практикует свои методики успокоения чада. В основном родители предпочитают создавать малышу условия, близкие к внутриутробным, исключающие его беспокойство и устраняющие беспокойство.

Причиной прерывания сна малыша может быть как холод, так и жара. Но также ребенок может просто проголодаться или намокает его подгузник. Возможно, малыш боится, ведь сон для него явление непонятное. Везде темно, нет мамы. Следует разобраться и ликвидировать причины. Со временем мама будет интуитивно ощущать, что не так.

Иногда малыш может проснуться и заплакать, так как у него прорезываются зубки. Он испытывает дискомфорт в ротике. Это сопровождается повышением температуры. В данном случае необходимо дать ребеночку лекарство и смазать десны гелем для снятия боли. Второй наиболее распространенной причиной ночного плача является боль в животике при излишнем газообразовании. Устраняется проблема легким массажем животика и прикладыванием теплой пеленочки.

Причины беспокойства маленьких малышей в возрасте до 3 месяцев зачастую родители верно установить не могут. Если никаких признаков для беспокойства малыша нет: он сыт, не хочет пить, пеленка сухая, и признаков колик нет, то нужно создать оптимальные для него условия, к которым он привык, находясь в животике у мамы.

Нужно спеленать ребенка, руки свободными у него быть не должны, так как это для него непривычно. Дети часто могут пугаться в связи с непроизвольными движениями рук. Ко всему прочему, находясь в утробе матери, для них была привычна теснота, что вызывает у них ощущение комфорта и безопасности. Потом нужно уложить малыша на бок, так как для него удобна эмбриональная поза. Если же младенец будет лежать на спинке, его беспокойство может только усилиться.

Шипящие, тихие звуки дополнительно успокоят малыша. На протяжении 9 месяцев вынашивания, находясь внутри, он привык слышать приглушенные шумы. Больше плач – громче должны быть звуки (можно шептать на ушко). Ребенку дают грудь или же соску, это также привычно ему, ведь при развитии в чреве матери он сосал свои пальчики.

После пеленания ребеночек находится на боку, и во рту у него соска. Можно брать его на руки и укачивать. Укачивание должно осуществляться с малой амплитудой. Малышу привычны небольшие покачивания, которые он ощущал, будучи еще в животике. Как только все причины, раздражающие малыша, устранены, и достигнут комфорт, он тут же крепко уснет.

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма

Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком

Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Что происходит с ребенком?

Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила  его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.

С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.

Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…

Случай 5: гиперактивность

Гиперактивные детки в наше время не редкость. Часто родители от отчаяния идут к врачам и просят у них совет, как успокоить гиперактивного ребенка. К сожалению, педиатры чаще всего выписывают лекарства. Это могут быть легкие транквилизаторы – «Фезам», «Тазепам» и другие. Разумеется, давать такие препараты детям не стоит, но что делать, когда малыш устраивает шумные игры и не менее шумные истерики?

Лучше подойти к решению проблемы с точки зрения психологии. Используйте приведенные ниже игры и приемы.

5 способов успокоить гиперактивного ребенка

  1. Пульт от малыша

    Возьмите старый пульт от телевизора и поиграйте с малышом в игру. Как только чадо начнет шуметь, делайте вид, что уменьшаете громкость. Малыш должен выполнить команду.

  2. Салфетка

    Объясните ребенку суть игры: вы подбрасываете салфетку, и, пока она падает, малыш волен делать что хочет – кричать, хохотать, бегать, но как только салфетка коснется пола, чаду придется замолчать и вести себя тихо.

  3. Кит

    Предложите малышу поиграть в кита. Он будет китом, который медленно погружается под воду (в данном случае вода, конечно, воображаемая), медленно плывет, медленно ищет что-то «на дне».

  4. Тихие игры

    Дайте малышу задание – пусть соберет пазл, обведет рисунки, нарисованные точками, раскрасит раскраску. Подойдет любая игра, требующая сосредоточенности и терпения. Разумеется, пообещайте награду.

  5. Повторение

    Суть игры: ребенок должен повторять за вами все движения и действия. Начните с громких игр и резких движений, но постепенно сбавляйте темп. Ребенок, повторяющий за вами, тоже будет постепенно успокаиваться.

Лечение эпилепсии

Лечение – это длительный и сложный процесс. Даже при правильном подборе лекарств и полном отсутствии каких-либо проявлений в течение длительного времени, врачи говорят лишь о стойкой ремиссии, но не о полном устранении заболевания. Основу терапии составляют медикаментозные средства:

  • противосудорожные препараты (фенобарбитал, клоназепам, ламотриджин, депакин и другие): принимаются постоянно для предупреждения припадков;
  • транквилизаторы (феназепам, диазепам): устраняют тревожность и расслабляют организм;
  • нейролептики (аминазин): снижают возбудимость нервной системы;
  • ноотропы (пирацетам, мексидол, пикамилон): улучшают обмен веществ в головном мозге, стимулируют кровообращение и т.п.;
  • мочегонные (фуросемид): используются сразу после припадков для устранения отека головного мозга.

При необходимости врач может назначить и другие группы препаратов.

Если лекарства недостаточно эффективны, врачи могут прибегнуть к хирургическому лечению. Выбор конкретной операции зависит от локализации патологического очага и формы заболевания:

  • удаление патологического образования (опухоли, гематомы, абсцесса), которое стало причиной приступов;
  • лобэктомия: иссечение участка мозга, в котором возникает эпилептогенный очаг, чаще височной доли;
  • множественная субпиальная транссекция: используется при значительном размере очага или невозможности его удаления; врач делает мелкие надрезы в ткани мозга, которые останавливают распространение возбуждения;
  • каллезотомия: рассечение мозолистого тела, соединяющего оба полушария мозга; используется при крайне тяжелых формах заболевания;
  • гемисферотопия, гемисферектомия: удаление половины коры головного мозга; вмешательство используется крайне редко и только у детей до 13 лет ввиду значительного потенциала для восстановления;
  • установка стимулятора блуждающего нерва: устройство постоянно возбуждает блуждающий нерв, оказывающий успокоительное действие на нервную систему и весь органим.

При наличии показаний могут использоваться остеопатия, иглорефлексотерапия и фитотерапия, но лишь в качестве дополнения к основному лечению.

Причины

Наверняка Вы уже понимаете, с чем связано такое поведение. Возможно, это происходит в одно и то же время. Или в определённом месте. Что скажете? Я постаралась собрать все поводы для такого детского гнева. Смотрите, что у меня получилось:

  • Требует таким образом внимания.
  • Усталость или переутомление. Получение новых впечатлений. Такое выражение эмоций часто бывает перед сном или ночью.
  • Жгучее желание получить чего-либо.
  • Голод.
  • Подражание одногодкам или родителям.

У каждого причины свои. Возможно, и Вы что-то сюда добавили? Но теперь поговорим о возрастных особенностях поведения и выясним, как справиться и как реагировать.

Основные признаки

Все дети индивидуальны, поэтому и в случае впадения в истерику каждый ребенок ведет себя по-разному. Одни громко кричат и топают ногами в надежде добиться своего, другие совершенно перестают себя контролировать и начинают кататься по полу. Но это не настолько страшно, как в том случае, если начинает проявляться агрессия. В таком случае ребенок может нанести повреждения себе или окружающим. Если родители уже успели изучить этот процесс, то примерно понимают, что будет происходить с их малышом при впадении в истерику. Это позволит предпринять меры безопасности. Как правило, перед тем, как закатить истерику, многие дети начинают себя характерно вести. Если взрослые успеют поймать нужный момент, то смогут попытаться предотвратить приступ.

Существуют особые предвестники истерики, которые сигнализируют о приближающемся приступе. Ребенок может начать методично раскачивать телом, похныкивать, сопеть или ворчать. Его глаза наливаются слезами, а губы поджаты, лицо краснеет, движения становятся резкими и нервными. Однако предвестники истерики могут появляться не всегда. Иногда приступ начинается неожиданно.

Что при этом делает ребенок:

  • сильно кричит и плачет;
  • стучит руками и ногами;
  • бьется головой об стену;
  • толкается и дерется, кусает себя;
  • падает на пол;
  • кашляет, дышит прерывисто;
  • в процессе катания по полу выгибает спину дугой, что является непроизвольными судорогами.

Кроме того, в истерике ребенок демонстрирует отсутствие реакции на слова, обращенные в его адрес со стороны взрослых. Также малыш может в порыве агрессии кричать в адрес взрослого, на которого направлена истерика, обидные слова, обзываться.

Какие эмоции при этом свойственны в момент приступа ребенку:

  • агрессия;
  • обида;
  • злость;
  • разочарование;
  • раздражение;
  • гнев.

Когда у ребенка начинается истерика, то он находится в состоянии аффекта. Это значит, что ребенок совершенно не способен себя контролировать. В случае нанесения себе увечий боль малыш в этот момент совершенно не чувствует. Несомненно, наблюдать за подобным поведением любимого чада страшно и невыносимо. Если взрослый стал свидетелем подобной сцены, он должен знать, какие меры предпринять, чтобы помочь малышу поскорее успокоиться и прийти в себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector