Как научить ребенка писать диктант без ошибок. рекомендации родителям

Содержание:

Чем помочь ребенку в домашних условиях?

Самое основное, что следует помнить родителям, это то, что вы не специалисты в этой области. И случайно можете усугубить ситуацию.

Внимательно отнеситесь к этому вопросу. Если у ребенка трудности с изучением языка, возможно вам надо обратиться к логопеду. Осмотр опытного специалиста поможет исключить или подкорректировать при необходимости такие нарушения, как дислексия – нарушение навыков чтения и письма, когда ребенок неправильно понимает знаки и символы; дисграфия – когда у ребенка наблюдается частичное нарушение процесса письма из-за несформированности высших психических функций. Самостоятельно скорректировать эти проблемы не получится.

Вы посетили логопеда и доктор не подтвердил вышеописанные нарушения, значит можно сделать вывод, что ребенок просто отстает в усвоении материала и ему нужно уделить больше внимания в процессе обучения. Возможно, вам стоит задуматься о репетиторе.

Если вы решили не прибегать к помощи репетитора, тогда надо запомнить несколько правил, чтобы не изводить ребенка.

Главное спокойствие

  • Диктант – это проверка знаний, а не занятие на каждый день. Не надо каждый день терроризировать им ребенка.
  • Не надо заучивать все подряд. У каждого класса своя программа. Материал для диктанта можно найти в учебнике.
  • Можно использовать специальные сборники с готовыми текстами для диктанта, в которых подобран материал по программе каждого класса.
  • Чтобы ребенку было интересней, возьмите тексты из книг, которые он любит читать.
  • Тексты, в которых ребенок делает грубые ошибки, прописывайте несколько раз. Слова, вызывающие затруднения при написании, полезно выписать отдельно и разобрать.

Например, вот такой справочник

Памятка для ученика.

Советы педагога. Интересный вариант проработки диктантов.

При работе желательно придерживаться следующих шагов:

  • при изучении слов, все слова четко и медленно произносятся вслух;
  • прописываем словосочетания с изученными словами или в изученных словах прописываем пропущенные орфограммы;
  • при прописывании фраз под диктовку дайте возможность ребенку проговаривать, то что он пишет вслух;
  • на последнем шаге проводим диктант и анализируем ошибки, только после этого можно проверить знания на оценку.

Помните, что все дети разные. Кто-то напишет контрольный диктант без ошибок уже через неделю занятий, а кто-то освоит материал только через месяц. Это нормально. Ваша задача поддерживать ребенка, ему трудно, это вам легко, вы-то этот материал уже знаете, поддерживать интерес к обучению у своего чада.

Повышаем уровень знаний языка

Добиться этой цели можно, если расширить словарный запас карапузов. Как это можно сделать:

Общение.

Нет более мощного инструмента в наших руках! В любое свободное время разговаривайте с маленьким. Идете в школу, со школы, кушаете, занимаетесь хозяйственными делами. Из беседы, как подростки, так и совсем крошечная детка, которая ходит только в 1 класс, почерпнет не только умение общаться, но и узнает новые слова.

Чтение.

Этим заниматься можно и одному, и в компании. Почему именно книги являются основным источником пополнения лексикона? Есть 3 основные причины:

  • Разные темы публикаций расширяют кругозор и позволяют на лексическом уровне освоиться во многих направлениях.
  • Из книг читатель черпает словарный запас разных людей и их умение передавать мысли.
  • Известно, что зрительная память осваивает около 70-80% всей информации. Малыш не только видит слово, но запоминает, как оно написано!

Все это, без сомнения, позволит научиться писать грамотно. Какие книги читать ребенку 4-7 лет? 

Синонимы.

Если вы рассказываете историю, попытайтесь несколько привычных для вас слов заменить на близкие по значению. То же самое попросите сделать карапуза. По силам это ребенку, что только пошел во 2 класс? Да! И именно с младшего школьного возраста можно «запустить» эту игру. Она и сама по себе забавная, а потому быстро приживется и понравится крохе.

Какая польза от этого? Порой мы по привычке говорим одни и те же слова, хоть знаем их в десятки раз больше. А игрой мы заставляем нашу речь быть ярче, богаче и разнообразней. В итоге, для маленького многие слова, которые он будет на уроке писать под диктовку, не будут новыми и неизвестными.

Придумывание своих историй.

Один из лучших способов узнать, каким багажом знаний владеет кроха – предложить ему пофантазировать и пересказать все, что придумал.

Целенаправленное пополнение лексикона.

Неплохо было бы ставить перед малышом цель каждый день узнавать новое слово. Вычитать его в словаре, посмотреть происхождение и несколько раз написать.

Изучение иностранного языка.

Двойная польза. Языки давно переплелись между собой, а значит, мы даем возможность крохе не только развить память, но и пополнить лексикон.

Знание правил

Знаете, пока лучшего способа, чем хорошо зазубрить правило, я не видела. Сам принцип кажется небольшим. И не так уж сложно несколькими повторениями «записать его на корочку», а потом на примерах разобрать, как он действует в том или ином случае. Зато во время контрольных легко в памяти всплывет все, что поможет писать без ошибок.

Если у вас есть свои наработки, делитесь ими!

Тренируем внимательность

Обычно учитель читает текст достаточно четко. Если внимательно слушать его, можно повысить уровень текста. Что поможет развить такую внимательность? Частые тренировки. Хотите, чтобы ваш кроха быстро научился писать диктанты на отлично, регулярно проводите «контрольные» дома. Не сложно написать небольшой текст каждый день, но такие упражнения обязательно принесут положительный результат.

Зачем и как запоминать

Принцип диктанта – запомнить слова учителя и перенести их в тетрадь

А потому стоит показать крохе насколько важно слушать то, что говорит педагог. Вникнуть и тут же записать

А потому нужно будет обязательно пробежаться глазами, чтобы себя перепроверить. Более взрослым ребятишкам, которые пошли в 4-5 класс научиться этому просто. Можно потренировать их на домашних занятиях.

Сосредоточенность на занятии

Детишек отвлекает так много вещей, что именно это становится основной причиной низких оценок за диктант. Как же не реагировать на ручку, которая вдруг начала плохо писать, на соседа по парте, что толкает кроху и переспрашивает то, о чем сейчас сказал учитель? Все технические вещи решаются запасом ручек, тетрадей и т.д. Все это просто нужно достать перед уроком и положить на парту. А быстрое написание текста решит остальные вопросы. Всегда останется небольшой зазор времени на самоконтроль и помощь товарищу. Беглое письмо – результат тренировок, которые вы можете устроить карапузу.

Прощаюсь, и до новых встреч!

Для чего надо красиво писать?

Нет никаких сомнений, что и в наши дни, несмотря на наличие высоких технологий, отличительной особенностью образованного человека является умение безошибочно говорить и писать. Дети по-прежнему получают в школе оценки. Вопрос заключается в другом – стоит ли красиво писать?

Бытует мнение, что в скором времени предпочтение будет отдаваться умению быстро печатать. Специалисты, напротив, уверены, что по красивому почерку судят не только о том, что ребенок аккуратный и усидчивый. Главным образом, это говорит о хорошем развитии мелкой моторики, благодаря которой и можно говорить о наличии хороших способностей к интеллектуальному развитию.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить малыша правильно говорить букву Р?

Развитие моторики рук

Важным моментом при обучении ребенка письму является тренировка рук. Для этого потребуется приложить немало усилий. К самому эффективному способу относится лепка. В магазинах для детей можно найти огромное разнообразие учебников для лепки. Кстати, для этих целей можно использовать обычную глину, либо пластилин.

Как правильно сидеть за столом?

Правильно сидеть за партой следует не только из-за удобства, но еще и потому, что от этого напрямую зависит работоспособность, продуктивность письма, а также качество каллиграфии. Правила положения за столом:

  • спину нужно держать прямо, упираясь при этом на спинку стула;
  • локти должны находиться на поверхности стола, в особенности локоть той руки, которой вы пишете;
  • грудь должна находиться от края стола на расстоянии детского кулака;
  • голову нужно немного наклонить вниз таким образом, чтобы поднятая к верху рука на локте с помощью кончиков пальцев могла коснуться глаз;
  • ноги надо поставить на пол, при этом коленки должны быть согнуты под углом 90⁰;
  • тетрадь необходимо положить под углом 45⁰ между верхним углом и краем стола, а нижний угол обращен в центр груди (он должен совпадать с краем стола напротив).

Первый этап обучения письму заключается в соблюдении гигиены детского труда. В этот период следует научить ребенка правильному положению за столом.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить ребенка держать ручку и карандаш правильно?

Последовательность обучения

Список необходимых предметов для обучения русскому языку:

  • ручка, преимущественно гелевая, имеющая три грани, чтобы формировался необходимый захват;
  • пропись, чтобы научиться написанию отдельных букв, фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Обучение проходит в несколько этапов:

Обводка. Рекомендуется пользоваться прописями, где буквы и слова нанесены пунктирными точками. Помимо букв в них можно найти разные палочки, закорючки, геометрические фигуры, узоры и картинки. Обычно с них и начинают учиться красиво писать. Когда малыш освоит рисование линий, овалов, закруглений, самое время начинать учиться писать буквы, цифры и слова. В процессе такой обводки пальцы малыша тренируются правильному написанию букв и их соединений. Дети с большим энтузиазмом занимаются по таким прописям. Им интересно смотреть, как точки становятся красивыми буквами. Через некоторое время малыш сможет самостоятельно красиво писать. Кроме этого, разрешается заниматься с ребенком графическими диктантами, используя тетрадку в клетку, при которых ребенка просят обвести две клетки вправо, две вниз и т. д.
Закрепление навыков написания букв, слогов и слов, опираясь на образец. Нужно пользоваться прописями, где есть образец написания буквы (рекомендуем прочитать: как правильно научить ребенка писать прописи?). Так ребенок всегда будет иметь возможность посмотреть, как правильно пишется та или иная буква

Важно помнить, что начинать учить ребенка писать новую букву следует лишь после того, как у него получается писать красиво предыдущую. У кого-то на это уходит 30 минут, а у кого-то и больше 7 дней

Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова.
Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе.
Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок в 9 лет не хочет учиться?

Советы, как развить или повысить грамотность у ребенка

При отсутствии органических или психоэмоциональных расстройств любого ребенка можно научить писать без ошибок. Применение разнообразных методик и соблюдение базовых правил позволит добиться успеха в работе со школьником младших, средних или старших классов. При этом оптимальный результат наблюдается в ситуациях, когда родители еще с дошкольного возраста начинают заниматься своими детьми. Главное, не зацикливаться на заучивании правил, а работать сразу в нескольких направлениях. Именно развитая интуиция по отношению к использованию родного языка становится залогом высокого уровня грамотности.

Грамотность – это не только знание правил

Сегодня существует немало уловок, которыми пользуются дети и их родители, чтобы написать диктант без ошибок и получить хорошую оценку. Многие находят в интернете варианты текстов, соответствующих школьной программе, после чего ребенок буквально заучивает все проблемные моменты. Взрослому человеку такой способ позволил бы отметить и запомнить написание слов для использования в будущем, а дети такие тексты быстро забывают. Их мозг не работает нужным образом, из-за чего уровень грамотности остается прежним.

Рекомендации, соблюдение которых позволит вырастить грамотного человека:

  • в детстве ребенок должен много играть в ролевые игры. Изучая их правила, малыши учатся регулировать свои действия, что потом ложится в основу письма;
  • обязательны частые и продолжительные прогулки на свежем воздухе. Это необходимо для насыщения мозга кислородом и его нормального функционирования;
  • уровень грамотности и интеллекта повышают физические упражнения за счет усиления интенсивности дыхания, развития моторики, скорости реакции. Как можно раньше детей рекомендуется отдавать в спортивные или танцевальные секции;
  • занятия музыкой или другими видами творчества также положительно сказываются на способностях детей грамотно писать;
  • время от времени дошкольникам и школьникам стоит посещать курсы массажа с упором на затылочную и шейную области. Это наладит мозговое кровообращение, простимулирует работу мозга.

Родители должны заниматься с ребенком с дошкольного возраста, чтобы в будущем добиться успеха в школе.

Как научить ребенка хорошо писать диктанты?

Добиться грамотности от детей в последние годы становится все сложнее. Во многом это обусловлено тем, что они стали меньше читать и больше времени проводить в соцсетях, на форумах, в многопользовательских онлайн играх. Это приводит к тому, что ребенок редко сталкивается с правильным написанием слов, вместо этого наблюдая за речью других пользователей с обилием ошибок. Среди молодежи классической грамотности уделяется все меньше внимания, на смену правилам русского языка приходят распространенные шаблоны в виде исковерканных слов.

Чтобы ребенок мог хорошо писать под диктовку, нужно исключить влияние этих факторов и обратить внимание на такие моменты:

надо развивать мелкую моторику – это можно делать с помощью лепки, конструктора, рукоделья;
следует уделять внимание организации рабочего места – дети, выполняющие работу за столом, по статистике грамотнее чем те, которые пишут в расслабленной позе на диване или в кресле;
писать нужно регулярно – 1-2 небольших текста в неделю с обязательным разбором ошибок. Не стоит несколько раз подряд писать одну и ту же работу, доводя ее до совершенства

Задания нужно менять, при необходимости возвращаясь к ним через 1-2 месяца;
ребенок должен читать каждый день не менее 30 минут – не только про себя, но и вслух (с выражением, выделением голосом знаков препинания, но без проговаривания букв);
в распорядок дошкольника или школьника стоит включать семейные игры, во время которых ему придется читать или писать.

Если задаться целью, всего за несколько месяцев можно повысить грамотность дошкольника или школьника, выработать у него привычку учиться, чтобы и дальше писать без ошибок. Такие занятия дополнительно стимулируют работу мозга, что положительно скажется на общей успеваемости ребенка.

В чём суть диктанта

Со 2 класса учащиеся пишут диктанты регулярно

Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины:

  • ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям);
  • каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки);
  • при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя;
  • после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости.

Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение — лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев
Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются
Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать.
Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов

Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой

Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.

Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).

Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.

Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.

Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе

https://www.youtube.com/watch?v=s8KnB9llbCYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: диктант 5 класс «Восход солнца» (https://www.youtube.com/watch?v=s8KnB9llbCY)

Умение грамотно писать отличает всех интеллектуально развитых людей. Но это умение редко у кого является природным даром. Чаще всего грамотность – результат кропотливой работы педагогов и родителей. Причём заслуга мамы и папы ничуть не меньше, особенно если они предпринимают регулярные попытки заниматься с ребёнком, придумывая для этого разнообразные формы.

Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №3

Учимся грамотно писать диктанты

Всем известно, что письмо и чтение тесно связаны. Если человек много читает, то он будет грамотно писать. Поэтому следующий секрет связан именно с чтением, но следует учитывать некоторые нюансы.

Секрет №3: Систематическое чтение вслух

Самостоятельное чтение развивает память и внимание. Но читать нужно вслух, так как маленькие дети лучше воспринимают информацию, которую они проговаривают.

Подбирайте книги, которые интересны малышу

Но помните о том, что правильный литературный язык представлен только у некоторых писателей классиков: Толстого, Чехова, Бунина, Тургенева.

Сначала пусть ребенок читает, как пишет — по слогам, выговаривая каждую букву. Затем можно переходить к чтению, как говорим.

Чтение по ролям — это интересно, занимательно и поможет лучше запомнить отдельные слова.

Приучайте ребенка читать каждый день по 30 минут. Это поможет привить любовь к чтению и сделать разговорную речь и письмо более грамотными.

Как правильно обучаться старшеклассникам и взрослым грамотно писать: рекомендации опытного педагога

Обучение старшеклассника грамотно писать

Старшеклассникам нужно обязательно уметь грамотно писать, так как важно сдать хорошо экзамены, чтобы поступить в ВУЗ, а русский язык является обязательным экзаменом после 9-го и 11-го классов. Как научить грамматике русского языка девятиклассника и десятиклассника? Вот несколько советов:

Память рук. Уже давно доказано, что наши руки имеют память, то есть мы можем делать руками то, что, кажется, забыл мозг. Также и со словами, рука будет сама выписывать слово. Но для этого нужно много тренироваться — писать, писать и еще раз писать.

Купите орфографический словарь. Если возникнут сомнения в правильности написания слова, можно будет всегда посмотреть его правописание.

Напишите словарик трудно запоминаемых слов. Это поможет иметь под рукой тетрадь, в которую можно заглянуть в любой момент и посмотреть правильность написания сложного слова.

Регулярно занимайтесь. Старшеклассникам можно хоть каждый день писать диктанты, в отличие от малышей. Вам нужно понять для себя, что грамотность — это не врожденная черта человека, а результат упорных тренировок

Важно много писать и не терять при этом интерес к таким занятиям, тогда слова будут легко запоминаться.

Многие люди считают, что в одиннадцатом классе уже поздно начинать учиться грамотности, если она не была усвоена до этого времени. Но опытные педагоги заверяют, что учиться никогда не поздно, и если постараться, то можно и за один год повысить свою грамотность и хорошо сдать экзамен.

Теперь вы знаете, как научить грамматике русского языка ученика младшей школы, восьмиклассника или взрослого человека. Главное, это делать с интересом, настраиваясь на позитивную волну и отличный итоговый результат.

Неподготовленный диктант

Как написать диктант без ошибок на «5», если нет возможности заранее подготовиться? Во-первых, желательно регулярно выполнять два предыдущих вида задания. Во-вторых, во время контрольной работы необходимо себя хорошо чувствовать (выспаться, не чувствовать голода, не иметь заболеваний в стадии обострения).

Если все условия соблюдены, как написать диктант на «5», продемонстрируют следующие пункты:

Внимательно прослушать текст.

Выяснить значение непонятных слов (спросить у учителя или обратиться к словарям).

Не торопиться писать предложение. Каждое из них читается три раза. При первом прочтении нужно проследить за интонацией. Это позволит правильно поставить знаки препинания. Затем записать диктуемые слова. И при третьем прочтении обязательно сравнить написанное с оригиналом.

При проверке всего текста стоит обратить внимание на то, что написанный текст должен быть легко читаемым. Он не должен содержать помарок, исправлений, непонятных слов

Исправления необходимо вносить ручкой, использованной при письме. Нельзя пользоваться корректирующей жидкостью или ластиком. Оценка за такую работу снижается.

Не задумываются, как написать диктант на «5», те, кто регулярно готовится к нему.

Способы научить ребенка быстрому письму

Пятиминутка

Чтобы ребенок приобрел навыки быстрого письма, можно воспользоваться способом под названием «Пятиминутка», который носит игровой характер. Его суть состоит в том, чтобы ежедневно малыш в качестве тренировки переписывал по 5 предложений из любимой книги (рекомендуем прочитать: интересные книги для детей 4-5 лет). Выполнение задания длится всего около десяти минут, зато способ очень действенный.

Пишем по времени

Данный метод подойдет для детей, которые ответственно подходят к выполнению задания. В его основе лежит использование часов. Перед выполнением задания нужно спросить у малыша, за какое время он сможет сделать урок? К примеру, ему понадобится 20 минут. Около него надо поставить часы и наглядно объяснить, сколько времени есть в его распоряжении. При выполнении работы малыш будет смотреть на часы и знать, успеет ли он уложиться в отведенное время или нет. Таким образом со временем ребенок научиться быстрому письму.

Обучение в игровой форме

Чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче и интереснее, можно подготовить собственный материал для дидактических игр. Например, подойдут задания с прописными шаблонами. Желаемого результата можно достичь благодаря следующим развивающим заданиям:

ребенок исполняет роль учителя: где я совершил ошибку?;

  • попробуй найти букву-близнеца;
  • отсутствуют отдельные элементы: попробуй угадать, какие буквы пропущены;
  • в слове пропущено несколько букв: попробуй угадать, что это за слово;
  • надо подобрать к образцу парный элемент.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector