Игры для ребёнка от 3,5 до 4, 5 месяца
Содержание:
- В каком возрасте пора вводить первый прикорм
- Развивающие игрушки
- Советы родителям
- Требования к безопасности и качеству
- Выбираем правильно
- Во что можно играть с трехмесячным младенцем
- Особенности развития ребёнка 4–5 месяцев
- Питание
- Занятия с ребёнком
- Малыш осваивает новые движения
- Во что играть с ребенком 6 месяцев?
- Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
- Ползем? Ползем!..
В каком возрасте пора вводить первый прикорм
Согласно рекомендациям НИИ Питания РАМН первый прикорм можно начинать вводить с 4.5 – 5 месяцев вне зависимости от типа вскармливания. Это «в среднем». На практике выбор времени для начала введения прикорма все-таки зависит от индивидуальных особенностей ребенка. К примеру, ребенку с распространенным атопическим дерматитом (диатезом) мы не будем вводить прикорм до устойчивого исчезновения хотя-бы острых кожных симптомов, таких как трещины, мокнутие или вторичная экзема. Повышенная сухость и шелушение кожи конечно требуют постоянного нанесения увлажняющих средств на кожу, но ни в коем случае не являются противопоказанием к началу введения первого прикорма.
Еще одним важным моментом при выборе времени начала введения прикорма является динамика набора массы тела ребенка. Чем интенсивнее ребенок прибавляет в росте и весе, тем раньше у него может возникнуть потребность в дополнительных калориях, поскольку энергетической ценности одного только грудного молока или искусственной смеси ребенку, который растет быстрее своих сверстников, скорее всего не будет хватать уже к 4 – 5 месяцам. Нельзя забывать, что натуральные продукты содержат довольно большой спектр минеральных веществ и витаминов, а организм мамы, увы, не может быть вечным и бездонным источником полезных нутриентов, где-то чего-то постепенно начнет не хватать.
Кроме того, большое влияние на срок введения прикорма оказывает характер лактации у мамы. Если кормящая мамочка начинает ощущать нехватку молока, я бы предпочел сначала дать ей советы по стимуляции лактации, а параллельно начинать вводить прикорм. Это будет лучше, чем вводить искусственную смесь. Но повторю, что самый ранний срок начала введения первого прикорма – это возраст 4 месяцев, раньше организм ребенка еще не готов, высок риск развития аллергии в том числе.
Итак, мы с вами согласны, что первый прикорм можно начинать вводить не ранее 4 месяцев жизни ребенка.
Развивающие игрушки
С помощью игрушек малыш познает окружающий мир.
Детям этого возраста рекомендуется предлагать предметы, которые можно сжимать, бросать, пробовать «на зуб» – это погремушки, мячики, мягкие кубики, пластиковые пирамидки, фигурки животных из резины и силикона с пищалками внутри.
Развивающие игрушки для малышей 5 месяцев:
- На развивающем коврике малышу будет интересно и полезно проводить время самостоятельно;
- Музыкальные игрушки отвлекут и успокоят плачущего ребенка;
- Книжка для малышей с мягкими страничками познакомит со своими героями;
- Молоточки – стучалки, юла, матрешки и неваляшки научат малыша играть самостоятельно.
Советы родителям
Ни в коем случае не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он этого не хочет, старайтесь мягко переключать его внимание на действия, которые необходимы в данный момент. Применяйте только игровую форму обучения, не давите на малыша
Всеми силами предотвращайте плач и истерики. Уделяйте малышу максимум внимания, но ни когда не вмешивайтесь в его занятия, если он сам не попросит об этом. Если нужно проявите твердость, это очень полезно для крохи. Твердость, строгий режим, привычная обстановка создают у малыша ощущение безопасности. Такой подход наиболее благоприятен для формирования здоровой психики.
Требования к безопасности и качеству
Абсолютная безопасность – это, безусловно, основное требование к игровым пособиям для маленьких ребятишек. Не стоит безоговорочно доверять сертификатам и маркировкам, лучше обстоятельно изучить приглянувшееся изделие со всех сторон.
- Пластиковые игрушки не должны резко и неприятно пахнуть. Токсический «аромат» говорит об использовании некачественного материала. Приобретённые предметы из пластика необходимо обязательно промыть в мыльном растворе и тщательнейшим образом ополоснуть.
- Приспособления с царапинками и сколами сразу же стоит забраковать, даже если сама игрушка вам очень понравилась. Подобные недостатки свидетельствуют о низком качестве товара, что представляет угрозу для здоровья ребёнка.
- Резиновые элементы должны быть плотными, нехрупкими. Если они крошатся, от таких игрушек незамедлительно избавляются. Естественно, к резине предъявляются те же требования, что и к пластиковым изделиям.
- Игрушки из текстиля (особенно если они с наполнителем) нужно внимательно изучать на наличие протёртых швов. Распоротые нитки могут привести к тому, что ребёнок проглотит содержимое изделия и подавится.
- Деревянные игрушки должны быть без заусенцев. Вообще нежелательно давать изделия из дерева детям младше 6 месяцев, поскольку малыш может стукнуть себя краешком деревянного кубика по голове. А это грозит травмой.
- Перед покупкой также постарайтесь потереть приглянувшееся изделие для оценки качества прокраски. Покрытие не должно красить пальцы, линять, оставлять на кожных покровах ощущение жирного или воскового слоя.
- Откажитесь от приобретения игрушек с мелкими или хрупкими деталями. Малыши всегда тянут всё в рот, поэтому существует угроза того, что ребёнок откусит кусочек пластика и проглотит его.
Ребёнку необходимо играть с игрушками из различных материалов. Однако для младенцев предпочтительными являются приспособления, изготовленные из пищевого пластика. Они лёгкие, безопасные, поэтому не нужно будет беспокоиться, что младенец потянет их в рот.
Выбираем правильно
- Приобретайте с пометкой «до шести месяцев».
- Приобретайте игрушки со скруглёнными краями, преимущественно неразборные (состоящие из одного объекта).
- Рекомендуют игрушки, состоящие из достаточно твёрдой пластмассы. Чтоб избежать риска того, что малыш со временем откусит кусочек.
- Не покупайте игрушки неприродного ярко-ядовитого цвета. В них используют агрессивные химикаты, которые нанесут непоправимый вред организму ребёнка.
- Для того, чтоб карапузу не приедались одни и те же игрушки, рекомендуется менять их дня через два. Некоторые мамочки совершают эту процедуру раз в неделю.
- Будьте бдительны. У некоторых детей начинают резаться зубки в таком возрасте. Ребёнка беспокоят дёсенки, могут чесаться. Вот малыш и начинает всё пихать себе в рот. Мама не всегда может уследить. Поэтому у карапуза не должно быть под рукой игрушек, которые целиком поместятся во рту, да ещё и будут проглочены.
Кроме этого, когда малыш постоянно суёт себе игрушки в рот, он рискует получить болезнетворный процесс. Именно поэтому маме нужно регулярно очищать и мыть игрушки.
Нельзя малышу навязывать игрушки
Не исключено, что некоторые игрушки могут даже пугать карапуза.
Важно класть кроху на животик, а красивую и привлекающую внимание ребёнка игрушку ставить на небольшом расстоянии от глаз крохи. Это будет стимулировать малыша к ползанью
Только не перетрудите ребёнка с первого раза.
Важно давать крохе ощупать новую игрушку
Познание новых предметов положительно сказывается на общем развитии ребёнка.
Рекомендуем к прочтению статьи:
- «Режим дня ребенка в 4 месяца»;
- «Что должен уметь ребенок в 4 месяца»;
- «Режим дня ребенка в 5 месяцев»;
- «Что должен уметь ребенок в 5 месяцев»;
- «Питание ребенка в 5 месяцев».
Теперь вы знаете, насколько важны игрушки в жизни каждого ребёнка. Ведь они не только положительно влияют на развитие малыша, но также повышают настроение крохи. А хорошие эмоции способствуют не только тому, что у вас будет расти жизнерадостный ребёнок, но и укреплению состояния здоровья малыша. Главное соблюдать рекомендации по выбору игрушек и придерживаться ограничений по возрасту.
Во что можно играть с трехмесячным младенцем
В домашних условиях есть масса способов развивать ребенка в 3 месяца. Это простые, короткие (в среднем по 5 минут) игровые упражнения, такие как чтение считалок с загибанием пальчиков, ладушки-ладушки и другие.
Для улучшения звука и ориентирования в пространстве можно включить мелодию на мобильном телефоне или музыкальную игрушку, взять малыша на руки и ходить с ним по комнате в поисках, откуда исходит звук. Отыскав источник звука, нужно объявить об этом эмоционально и радостно.
Еще одна хорошая игра, развивающая моторику и помогающая быстрее овладеть своим телом, — это возьми-отдай. Для нее подойдет любой интересный грудничку предмет: погремушка, другая игрушка, которая предлагается малышу, вкладывается в руку со словами «на», «возьми» или «держи», а через несколько секунд со словами «отдай» аккуратно отнимается у ребенка. Если младенец сопротивляется и не отдает вещь, игра должна быть с двумя и более игрушками, тогда, забирая одну, одновременно нужно предлагать другую. Хвалите малыша за правильные действия, например, говоря с интонацией «спасибо».
Особенности развития ребёнка 4–5 месяцев
Положение лёжа на спине
Положение лёжа на спине становится более стабильным и обеспечивает достаточную опору на спину для развития хватательного движения. Ребёнок учится брать игрушку, которую ему предлагают сбоку, так чтобы она попадала в его поле зрения. Малыш подносит предмет ко рту и изучает. Это первое целенаправленное хватание:
В то же время в этом возрасте ребёнок ещё не может взять игрушку, которую подают ему по центру, а не с какой-либо стороны. Это движение ещё не доступно ему, самое большее, ребёнок возьмёт предмет обеими руками одновременно. Малыш пока ещё не может решить, какую руку использовать. Подобное происходит из-за того, что полушария мозга на этом этапе недостаточно связаны между собой и работают независимо друг от друга.
Теперь малыш хорошо удерживает голову в среднем положении (по центру) и направляет её на слуховые и визуальные раздражители. Он может свободно поворачивать голову изолировано от движения туловища.
В положении лёжа на спине центр тяжести тела ещё больше смещён к голове, поэтому ребёнок может поднимать ноги выше и соединять ножки, при этом большие пальцы ног касаются друг друга.
Положение лёжа на животе
Центр тяжести тела со временем всё больше и больше смещается к стопам. Это позволяет ребёнку выпрямлять верхнюю часть тела и дольше удерживать голову в среднем положении (по центру). Ноги свободно вытянуты, слегка расставлены. Симметричная опора на локти — необходимое условие для свободного вращения головы в обе стороны.
Как только ребёнок чувствует себя в безопасности в симметричной опоре на локтях, он снова чувствует возможность расширить свой диапазон движений и учится новому. Например, если он хочет схватить игрушку, которая находится прямо перед ним, он переносит вес на один локоть, скользит вперед по коврику свободной рукой и тянется к игрушке:
Малыш пока не может оторвать руку от поверхности. При переносе веса одна нога согнута, а другая выпрямлена. Таким образом нарушается симметричный характер опоры на обе руки и появляется асимметричная опора на один локоть.
Развитие рук и ног
С 4 месяцев начинается время стремительного развития. К тому времени, когда ребёнок начнёт садиться, у него развиваются основы мелкой моторики.
Хватательный рефлекс ослаб, и ребёнок может сознательно раскрыть руку, чтобы появилась возможность взять предмет. Лёжа на спине, впервые ребёнок начинает тянуться к игрушкам, которые ему предлагают сбоку. В положении лёжа на животе ребёнок может целенаправленно схватить лежащий перед ним предмет.
Ребёнок сначала захватывает предмет мизинцем и безымянным пальцем (так называемый ульнарный захват). Или хватает и сжимает игрушку всей ладонью. Ладонь разворачивается в сторону мизинца и сгибается в запястье вперёд.
До точного захвата двумя пальцами (пинцетный захват) ещё предстоит пройти долгий путь, поскольку развитие рук связано с развитием позвоночника. Кроме того, ребёнок пока берет предметы «всем телом», т.е. когда руки захватывают что-либо, одновременно происходят непроизвольные хватательные движения ступнями (фото).
Зрение
На этом этапе развивается цветовое зрение. Благодаря целенаправленному захвату предметов ребёнок постепенно развивает способность оценивать расстояния. Трёхмерное зрение появляется с 8 месяцев.
Речь
Малыш в этом возрасте много играет со своей слюной и смыканием губ. Он формирует пузыри и звуки трения (например, «в», «в-ф»), а также звуки, при которых губы плотно прижаты друг к другу (например, «м» или «м-б»).
Социальное поведение
Младенец теперь умеет громко смеяться. Он реагирует на мимику: улыбается в ответ дружелюбным людям и с подозрением смотрит на недоброжелательные лица.
Питание
Для правильного развития 7-месячного ребёнка важно соблюдать график кормления и позаботиться о полноценном питании. Как правило, в 7 месяцев младенец есть каждые 4-4,5 часа, при этом первое утреннее и последнее вечернее кормление должно быть грудным или смесью (если младенец на искусственном вскармливании). В рацион уже можно постепенно вводить новые продукты, в частности, овощи, фрукты и каши
В этот период разрешено мясо из специальных детских консервов или свежее отварное. Но следите за тем, чтобы виды мяса не смешивались и в одно кормление больше ничего добавлять не нужно. Отварное мясо измельчается в блендере, а чтобы оно не было сухим, добавляется немного бульона или овощного пюре.
При прикорме яйцами давайте только желток – белок часто вызывает аллергию. Не рекомендуется давать его в чистом виде, лучше подмешивать в другую еду.
Занятия с ребёнком
Для того чтобы малыш развивался и учился делать всё то, что умеет взрослый, с ним надо постоянно заниматься. Делать это надо с помощью игрушек, поскольку дети очень любят игры и через них лучше запоминают, что делать. Очень помогают в развитии ребёнка специальные игровые наборы. К примеру, благодаря комплекту «Говорим с пелёнок» вы можете научить кроху формировать слоги из звуков, а затем и слова. Этот комплект научит вас правильно общаться, играть и разовьёт словарный запас карапуза.
Дети намного лучше запоминают иностранные слова. Поэтому можно уже начинать занятия тем же английским. В этом просто незаменимым будет набор «Skylark English for babies». Здесь по уровням разработана методика обучения английскому с пелёнок. И это будет совсем не скучно для карапуза. Благодаря ему, малыш запросто очень скоро научится и английским словам. А это ему точно понадобится в будущем.
Также стоит больше читать ребёнку. А чтобы чтение было максимально полезным, выбирайте поучительные сказки. Например, «Как воспитать ребёнка добрым» или «50 терапевтических сказок от 33 капризов». Это просто наборы сказок, которые понравятся ребёнку, и при постоянном повторении сформируют у малыша полезные привычки. В этом возрасте малыш будет учиться сидеть. Обязательно подкладывайте ему что-то мягкое, поскольку спина ещё не может выдержать этой нагрузки, и ребёнок в любой момент может упасть назад. Но если кроха не хочет садиться, не заставляйте его.
Тренировка спины для будущих нагрузок
Поскольку малыш уже совсем скоро начнёт ходить, его спину надо подготовить к нагрузкам. Для этого надо ежедневно делать ему массаж и проводить с ним гимнастические упражнения. Поглаживайте, растирайте, поколачивайте и пощипывайте крохе спинку, руки и ноги. Для укрепления мышц занимайтесь на фитболе. Кладите ребёнка на него животом вниз. Пускай он выпрямляет руки и ноги. А положив его на спину, придерживайте за ладошки и сажайте.
Мелкая моторика
5-месячному малышу очень важно развивать мелкую моторику. Для этого обязательно играйте с ним в пальчиковые игры, перекатывайте массажный шарик и собирайте сенсорные коробки
Укладывайте туда предметы разной формы, текстуры и цвета.
Общение и тактильный контакт
На пятом месяце жизни ребёнка очень важно с ним больше общаться. Ведь это основа развития крохи в любом возрасте
Постоянно комментируйте все действия, рассказывайте, что вы видите, называйте каждый предмет и показывайте, что вы с ним делаете. Конечно, ребёнок ещё не понимает все слова, но они обязательно отложатся на его подсознании. Обнимайте кроху и держите за ручки. Это укрепит связь между вами.
Музыка
Слух у детей развивается прекрасно. Они могут различать разные ритмы. А если на них наложить ритмичные стишки, то им будет легче разбирать слова. Малыши любят двигаться в такт музыке. И обожают, когда им поют колыбельные. Очень нравятся детям игры, где можно совмещать песни и движения. Поэтому они в восторге от игры в ладушки. Хотя пока ещё им будет трудно выполнять нужные действия, уже можно ему показывать эту игру.
Чтение книг
Самое время познакомить ребёнка с книгой. Она обязательно должна быть с множеством разных красочных картинок. Малыш их будет разглядывать, а вы в это время ему будете читать стишки и изучать с ним элементарные звуки. Он обязательно будет пытаться повторять за вами, а это прекрасно разовьёт его речь.
Малыш осваивает новые движения
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему опробовать новые позы и новые виды активности.
В этом возрасте кроха поднимает головку и плечи из положения «лежа на спине».
Вам может показаться, что малыш пытается сесть, однако это не так. Садиться ребенок начнет позже, и будет делать это из положения «стоя на четвереньках».
Узнайте, когда ребенок начинает сидеть?>>>
В пять месяцев можно ненадолго сажать малыша, только не с прямой спиной, а под углом 45°-60°. Усаживайте его в специальное кресло с уклоном c учетом особенностей присаживания мальчиков и девочек. Опора на подушку вредна для позвоночника, так как мягкая поверхность не поддерживает спину.
- Малыш уже уверенно поднимается на предплечья, лежа на животе. Ваш малыш осваивает новую позу: опирается на выпрямленные ручки. В этом возрасте зрение развито уже очень хорошо, и из этого положения малыш с удовольствием оглядывает всю комнату.
- Начинается развитие навыка ползанья – в положении лежа на животе, кроха пытается подтолкнуть свое тело вперед. В пять месяцев наиболее активные детки уже ползают по-пластунски. Подробнее о том когда ребенок начинает ползать?>>>
Как вы можете помочь малышу ползать?
- Кладите интересные игрушки в некотором отдалении от малыша. Только если кроха не сможет добраться до них, дайте их ему сами, чтобы не расстраивался;
- Снимите с малыша носочки, если позволяет температура в помещении. Так он быстрее поймет, что нужно отталкиваться пальчиками;
- Поиграйте с малышом: когда он лежит на спине, положите свои руки ему на стопы и подведите колени к животу. Ребенок оттолкнет вас ножками. Тут нужно картинно раскинуть руки, как будто крошка толкнул очень сильно, и похвалить детку. Эта игра тренирует мышцы, нужные для ползанья.
Детки уже хорошо переворачиваются; некоторые умеют перемещаться перекатами.
Важно! Не оставляйте малыша одного на диване или кровати. Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике
Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее
Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике. Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее.
Психомоторное развитие ребенка в пять месяцев идет в тесной связке с игрой. Малыши хорошо определяют расстояние до игрушки, могут ее захватить хоть правой, хоть левой рукой, переложить из руки в руку. Полезно будет поиграть с крошкой в пальчиковые игры: «белобока-сорока», «мы делили апельсин» и т. д.
На фоне освоения новых навыков могут начаться проблемы со сном.
Ребенок может отказывать от дневного сна, плакать при засыпании или засыпать очень долго.
Ночной сон тоже может стать более чутким и тревожным. Ребенок может хныкать, беспокоиться, вертеться и не уходить в глубокий сон.
Это – возрастные нарушения сна, вызванные новыми навыками.
Чтобы помочь малышу крепко и сладко спать, посмотрите интернет-курс “Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний” >>>
Во что играть с ребенком 6 месяцев?
- Большой интерес и огромное удовольствие вызовет игра с воздушным шариком – дергать за ниточку и наблюдать за плавными движениями шарика нравится всем деткам без исключения. Помните, что подобная игра должна проходить под вашим контролем. Оставлять малыша с шариком наедине опасно – он может запутаться в веревке или попробовать игрушку на зуб, что также приведет к негативному результату – шар просто лопнет, напугав малыша.
- Поиграйте в прятки с любимой игрушкой! Накройте ее салфеткой и предложите крохе поискать предмет. Продемонстрируйте малышу, что найти игрушку можно, стянув салфетку – теперь пусть ребенок попробует отыскать ее самостоятельно.
- Приспособить для игры можно массу предметов домашнего быта: кастрюли, полиэтиленовые крышки, соломинки для напитков, всевозможные ящички и корзиночки – все, что не представляет опасности для ребенка, чем он не может покалечиться или подавится – предлагайте крохе исследовать новые и новые предметы.
- Дети очень любят открывать шкафы и выдвижные ящики комодов. Уберите с нижних полок все, что представляет опасность, но предоставьте малышу возможность проводить исследования – пусть он вытащит из шифоньера тряпки или одежду, зато процесс доставит ему несказанное удовольствие.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
Ползем? Ползем!..
Значение ползания трудно переоценить, хотя зачастую родители не обращают на этот этап особого внимания. Именно с помощью ползания малыш впервые начинает самостоятельно передвигаться в пространстве. Но для того, чтобы он это делал, необходимо предоставить ему пространство для передвижения! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти. Лучшее место для малыша от шести месяцев и старше – пол.
Однако предоставить возможность для ползания – это еще не все. Нужно создать потребность в ползании, а в этом, кроме специальных упражнений, как всегда, помогут игры. Вспомните, как в 4-5 месяцев ваш малыш учился хватать игрушку, висящую на ленточке (подробно мы говорили об этом в прошлом номере). Этот опыт теперь пригодится ему в освоении нового навыка. Может быть, ему понравится гоняться за сороконожкой на веревочке? Приблизьте ее к малышу на расстоянии вытянутой руки, а потом потихоньку чуть-чуть отодвиньте. Получилось? Дайте крохе почувствовать радость победы, искренне похвалите его за успешную «охоту» и, конечно, вручите ему честную добычу. Если же он не смог достать до игрушки, пробуйте снова и снова. У вас обязательно все получится!
Следующий этап: эстафета из игрушек. Расставьте на полу несколько игрушек на некотором расстоянии друг от друга (расстояние определяется исключительно возможностями вашего малыша)
Обратите внимание ребенка на игрушки и предложите ему переползать от одного предмета к другому
Когда малыш будет ползать более уверенно, можно поиграть в тоннель, сделанный из большой картонной коробки. Для начала прокатите через нее мяч, а потом предложите ребенку самому пролезть через тоннель.
Во втором полугодии принципиально меняется стиль общения ребенка и взрослого. Если в первые шесть месяцев это была исключительно эмоциональная связь, то теперь малыш и взрослый, если так можно выразиться, становятся еще и деловыми партнерами. Конечно, эмоциональная связь сохраняется, и кроха с удовольствием будет общаться с вами, сидеть у вас на руках, принимать вашу любовь и дарить вам свою. Но, кроме внимания и ласки, отныне он ждет от вас сотрудничества и активной совместной деятельности. Например, ребенок бросает игрушку и радостно улыбается в ожидании того, что вы ее поднимете и вручите ему. Подняли, вручили. Снова бросок с улыбкой на устах. Не раздражайтесь, малыш делает это не для того, чтобы испытать прочность ваших нервов, он лишь приглашает вас в игру. В другой раз он протянет вам игрушку и будет ждать, что вы не только возьмете ее, но и поиграете с ним.
Постарайтесь чутко реагировать на призывы своего чада, и он обязательно оценит это!
Инесса Смык