Первый во всем. театр марионеток имени е.с. деммени

Новый юбилейный сезон 2018-2019

Дорогие друзья!

Театр Деммени открыл новый сезон – особенный, юбилейный «Первому — сто».

1 декабря первому профессиональному театру кукол России исполнится 100 лет. Театр Деммени – первый государственный профессиональный театр кукол России.

Первое событие юбилейного сезона состоялось в августе – театр принял участие в Международном театральном фестивале «Дни кукольника» в Болгарии. Фестиваль посвящен 100-летию Театра Деммени.

11 сентября состоялась пресс-конференция в Доме журналиста, посвященная событиям юбилейного сезона. Об истории театра и мероприятиях юбилейного сезона рассказали Председатель Комитета Сухенко Константин Эдуардович, директор театра — заслуженный работник культуры РФ Наталия Петровна Лунева, главный режиссер театра Эдуард Петрович Гайдай, народная артистка РФ Фаина Ивановна Костина.

14 сентября — торжественное открытие юбилейного сезона, театрализованное открытие обновленного входа в театр. На открытии присутствовал вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Владимирович Кириллов. Премьера спектакля «Книга чудес» по пьессе М.Мирохиной, А.Уставщика (режиссер-постановщик — Алексей Уставщиков, художник-постановщик – Екатерина Аксенова, композитор – Татьяна Алешина).

С 25 по 28 октября в Москве прошли гастроли, посвященные 100-летию Театра. Спектакли «Гулливер в стране лилипутов», «Любовь к трем апельсинам» и «Золушка» были показаны на сцене «Театрального центра «На Страстном».

23 ноября в 17.00 в Галерейном флигеле Шереметевского дворца состоялось открытие выставки «100 лет Театру Деммени. Впервые в России и Европе», посвященной юбилею первого государственного профессионального театра кукол России.

Экспозиция подготовлена Театром марионеток им. Е.С.Деммени и Музеем театрального и музыкального искусства при поддержке НП «Санкт-Петербургский клуб директоров театров».

В экспозиции представлены куклы из спектаклей-легенд Театра Деммени, поставленных по произведениям Шекспира, Мольера, Метерлинка, Сервантеса, Пушкина, Гоголя, Чехова, Маршака, Шварца, Успенского, эскизы и фотографии первых спектаклей театра (художники – А.Гауш, Ф.Силаев, Н.Рыболовлев, И.Павлович), куклы работы художников 40-50 – х годов М.Артюховой, Т.Бруни, А Блэка.

Цель выставки – показать первые достижения российского театра кукол, а также отразить творчество театра в ХХI веке.

30 ноября в окнах Театра по Невскому проспекту была показана видео-инсталляция. Динамичная и захватывающая история самых узнаваемых и любимых сцен из спектаклей Театра.

1 декабря состоялся торжественный вечер, посвященный юбилею Театра Деммени.

В программе вечера:

  • в фойе — праздничная интермедия
  • в зрительном зале — театрализованное представление «Гулливер в стране Деммени»

С 22 по 30 июня 2019 года пройдет фестиваль «КукАрт-2018», который будет посвящен 100-летию Театра Деммени.

Фото и описание

В Санкт-Петербурге – немного кукольных театров. Один из самых любимых жителями северной столицы – театр марионеток им. Е.С. Деммени. Это культурное учреждение первым в северной столице начало показывать кукольные представления. Отсчет творческого пути уникального и талантливого коллектива актеров начался в 1918 году. Сразу после Октябрьской революции петроградские художники стали показывать кукольные представления. Примечательно, что такой театральный жанр, как кукольный, имел большое духовно-нравственное влияние на молодежь. Примечательно, что по произведению А.С. Пушкина в апреле 1919 года театр поставил одну из своих первых постановок «Сказка о царе Салтане», а также М. Кузьмина «Вертеп».

Имя Любови Васильевны Шапориной-Яковлевой вписано в творческую летопись театра. Она зажигала своих коллег творческой искрой, и, благодаря ее всепоглощающей любви к театральным подмосткам, государственный Петроградский театр марионеток завоевывал все больше и больше поклонников.

Мало кто знает, что первые марионетки были изображением Пресвятой Богородицы, но сами куклы появились в древности. С тех пор актерская деятельность тесно сплелась с жизнью людей. В России в конце XIX века появляется всеми любимый Петрушка. Именно его прообраз лег в основу различных пьес театра. Театр марионеток, словно паровоз, который тянул и тянет за собой другие творческие коллективы культурных учреждений Санкт-Петербурга и притягивал талантливых творческих личностей. С театром сотрудничали С. Маршак и Е. Шварц. В репертуаре – произведения Анатоля Франса, Свифта, Шекспира, Сервантеса, Мольера, Гоголя, Чехова, Пушкина, Метерлинка. Учреждение становится центром обучения актеров, режиссеров, художников. Здесь начинали свою творческую деятельность многие известные деятели культуры.

Эпоха кино сказалась на развитии театра. Ласточкой стал выход в кинопрокат в 1939 году кукольного фильма «Школяр в раю».

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в деятельность театра. В 1942 году артисты перестали давать спектакли. Они вместе с жителями блокадного Ленинграда пережили и холод, и голод. Самуил Маршак пишет памфлет, который стал риторическим посланием от творческой интеллигенции к солдатам, защищавшим родные рубежи.

Ныне театр располагается в историческом здании. Здесь создан музей кукол, который стал визитной карточкой учреждения. По экспозиции можно проследить весь эволюционный путь театра. В коллекции музея – около 1000 марионеток. Особая гордость – куклы авторской работы отечественных кукольников и Франции.

В настоящее время репертуар театра расширяется, в нем присутствуют такие постановки, как «Гулливер в стране лилипутов», «Муха-Цокотуха», «Волшебное перышко», «Дюймовочка» и другие. Почти каждый день на сцене происходит действо. Всего за год в театре играется 330 представлений.

Театральная деятельность театра востребована за рубежом. Ежегодно актерская труппа гастролирует по Испании, Канаде, Швейцарии, Южной Корее и т.д., в том числе принимает участие в международных фестивалях.

Репертуар Театра Деммени

В репертуар Театра Деммени в настоящее время входит более 20 различных спектаклей, которые поставлены по многим произведениям классической литературы разных авторов. Практически все спектакли имеют возрастное ограничение 0+, но все-таки руководство театра рекомендует приводить сюда детей, начиная с 4 лет.

Яндекс

Детские постановки, такие как, например, «Кошкин дом», «Госпожа Метелица» или музыкальное представление «Кем быть?» неизменно привлекают большое количество зрителей. Есть в репертуаре кукольного театра и семейные спектакли: «Гулливер в стране лилипутов», «Снежная королева» и другие.

Репертуар на официальном сайте Театра Деммени

Как добраться до Театра марионеток Деммени

Кукольный театр имени Деммени находится в Центральном районе Санкт-Петербурга, на Невском проспекте.

Ближайшая к театру станция метро называется «Гостиный Двор» и расположена на Третьей линии Петербургского метрополитена.

Интерактивная схема метро Санкт-Петербурга

Одноименное название имеет и остановка городского общественного наземного транспорта, которая находится в непосредственной близости от входа в театр — «Метро Гостиный Двор». Здесь проходят маршруты автобусов № 7, 24, 191 и троллейбусов № 1, 7, 10, 11. Чуть дальше расположена остановка «Невский проспект (Садовая)», где останавливаются автобусы № 49.

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

При поездке в Театр марионеток Деммени можно также воспользоваться услугами такси в Санкт-Петербурге: популярными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет и другими. Местные перевозчики также отлично функционируют в городе: такси 777, ТаксовичкоФ, такси Дешево, Минивэн, Народное такси, Семерочка, Уютное такси, Protaxi, такси 6000000, Тудей, Копейка, PRiZE, Трезвый Таксист, такси BMW и т. д.

Театр марионеток Деммени на google-панорамах Санкт-Петербурга

Видео о театре марионеток в Санкт-Петербурге

История театра

Северная столица насчитывает не так много театров, где показывают кукольные постановки. Театр марионеток им. Е.С. Деммени стал первым культурным храмом, стены которого впервые в Санкт-Петербурге увидели кукольные представления. История самого театра начинается после Октябрьской революции, уже с 1918 года стартует творческая жизнь театральной труппы этого учреждения. Нужно отметить, что такой культурный жанр постановок положительно влиял на жизнь петербургской молодежи, которая начала активно посещать все интересные события.

Человеком, который зажег огонек в театральной жизни труппы, стала талантливая Л.В. Шапорин-Яковлева. Именно благодаря этой женщине театр марионеток им. Е.С. Деммени в свое время набрал обороты и привлек большое количество гостей. Именно в это время родился такой легендарный герой как Петрушка, который и сегодня становится главным персонажем многих пьес.

Театр стал стремительно развиваться по руководством Шапорин-Яковлевой:

  • Здесь работали Е. Шварц и талантливейший С. Маршак.
  • Начали активно ставить произведения В. Шекспира, А. П. Чехова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя.
  • Театр стал местом старта для многих известных режиссеров, актеров и художников.

Эпоха развития кинофильмов положительно повлияла на деятельность театра марионеток. Популярность увеличил показ фильма «Школьник в раю», вышедшей в конце 1939 года.

Великая Отечественная война  оставила свой негативный отпечаток на развитии и деятельности театра кукол. Показывать спектакли перестали уже в 1942 году.

От редакции:

Весь июнь Театр марионеток имени Е.С. Деммени ждет в гости на свои знаменитые спектакли. 

А 22-30 июня 2021 г. в Петербурге пройдет Международный фестиваль кукольных и синтетических театров КУКART, который познакомит зрителей с самым современными тенденциями в театральном искусстве. Фестивальная программа будет состоять из трех направлений: основной, клубной, специальной программы и профессиональной творческой лаборатории. Важная часть программы Фестиваля пройдет на сцене Театра марионеток имени Е.С. Деммени и на уличной площадке при входе.

Следите за нашей афишей.

Валерия Козлова — главный редактор портала «Культура Петербурга»

Фотографии: Ирина Иванова, портал «Культура Петербурга»

Первый Чебурашка СССР — неизвестный науке зверь

— Фаина Ивановна, мы счастливы познакомиться с вами. Расскажите пожалуйста, как это было тогда, 50 лет назад. Как ставился этот спектакль? Что Вам особенно запомнилось в этом процессе?

Скажу главное — спектакль рождался в большой любви, он — плод вдохновения многих талантливых людей. В те годы руководство театра активно искало новые темы для спектаклей, изучало современную литературу для детей. В руки Виталию Ильину (художественному руководителю) попалась книга про крокодила Гену, и она сразу понравилась всему коллективу, ведь главный герой был удивительный. Отыскали молодого автора Эдуарда Успенского с редким парадоксальным чувством юмора и попросили написать пьесу для постановки спектакля.

Художником-оформителем спектакля была Маргарита Скрипова-Ясинская. Маргарита является создателем многих любимых кукольных персонажей, среди которых, например, легендарные Хоха, Тото и Веснушка из телепередачи «Большой Фестиваль». Чебурашка для нашего спектакля получился удивительно теплым: это было ярко-оранжевое мохнатое существо, он ведь появился из апельсинов!

Автором музыки был молодой композитор Фридрих Брук. Позже спектакль шел с музыкой композитора Владимира Шаинского. 

Спектакль быстро стал самым любимым в репертуаре, проходил с неизменными аншлагами. Первый его вариант был показан 1480 раз. Второй вариант — более 500 раз. На премьеру и юбилейные показы приезжал автор. 

«Чебурашка» стал брендовым спектаклем театра и национальным символом. Свидетельствуют об этом и советские анекдоты про Чебурашку — это отдельный, уникальный феномен. 

— Что изменилось с тех пор на Ваш взгляд в зрителях и театральном пространстве в целом?

Дети, на мой взгляд, — это дети во все времена, и что-то по-настоящему важное и интересное всегда привлекает их внимание. Да, сейчас они находятся с самого детства в мощном информационном потоке, но добрые сказки они по-прежнему любят, и крайне важно водить детей в театр. Артисты стараются всеми средствами привлечь и удержать внимание юных зрителей

И для нас самое важное и приятное — видеть, как дети сопереживают героям, эмоционально участвуют, а после спектакля обсуждают с родителями поступки героев, задают вопросы. 

Артисты стараются всеми средствами привлечь и удержать внимание юных зрителей

И для нас самое важное и приятное — видеть, как дети сопереживают героям, эмоционально участвуют, а после спектакля обсуждают с родителями поступки героев, задают вопросы. . — Мы знаем, что вы являетесь духовным хранителем большой коллекции уникальных кукол театра

Расскажите пожалуйста, могут ли зрители увидеть это наследие? 

— Мы знаем, что вы являетесь духовным хранителем большой коллекции уникальных кукол театра. Расскажите пожалуйста, могут ли зрители увидеть это наследие? 

Я с большим удовольствием принимаю участие в проведении как экскурсий в театре, так и в организации различных выставок в России и за рубежом. Наибольшую ценность представляют, конечно, куклы, пережившие блокаду, — те, что участвовали в многочисленных фронтовых спектаклях. 

Редкий экспонат коллекции — «Петрушка» из спектакля 1924 года. Это кукла площадного театра. 

В театре регулярно проходят экскурсии, где дети и взрослые могут познакомиться с удивительными марионетками.

— Большое спасибо за интересную беседу. Редакция Портала «Культура Петербурга» хочет Вам пожелать только одного — чтобы и через 50 лет мы увидели легендарного Чебурашку в Ваших чутких руках на этой сцене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector