Агогэ — суровое спартанское воспитание, превращавшее мальчиков в мужчин

Быт и воспитание спартанцев

В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.

Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.

Руины театра в древней Спарте

Каждого новорожденного несли в высшее государственное учреждение Спарты – совет старцев, т. е. совет старейшин, после чего в специальной комиссии решали, оставить ли ребенка жить или убить его. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и сильного ребенка спартанцы оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим спартанской школы был очень суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрывались легким одеялом. Единственной их одеждой был плащ (гиматий). Ходили юноши-спартанцы босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод.

Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.

В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».

В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери

Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.

Спартанский шлем

Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но, согласно требованиям спартанского общественного строя, вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их андрейа.

Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того, чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.

Вся направленность, как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов, имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.

Педерастия

Спартанское образование имеет эффект отрезания молодого человека от его семейного окружения и замены этой солидарности другой, не менее естественной, солидарностью возрастной группы. Однако Спарта позволяет подросткам сблизиться и с молодыми людьми через педерастические отношения .

Педерастическая пара состоит из «вдохновителя» ( ἐισπνήλας  / eispnêlas , от ισπνέω  / eispnéô , «дуть, вдохновлять») и «слушателя» ( ἀΐτας  / aïtas , от ω  / aïô , «слышать, слушать »). Плутарх и Ксенофонт уверяют, что, если красивых мальчиков явно ищут (вопреки критским традициям), педерастическая пара остается целомудренной. В Республике лакедемонян (II, 13) Ксенофонт даже заявляет, что эрастус, желающий своей эромены, был бы так же стыден, как отец, желающий своего сына. Однако сексуальная природа спартанской педерастии — обычная шутка среди писателей аттических комиксов. Глагол λακωνίζω  / lakônízô («подражать лакедемонянам») означает для них «содомизировать». В более серьезном регистре Платон в законах осуждает то, что он считает любовью против природы.

Несомненно, что в Спарте существует идеал «платонической» любви, связывающий подростка и молодого человека, как идеал «красивой смерти» в бою. Без сомнения , эти отношения не должны также уважать Айдос , порядочность и рассудительность: Плутарх цитирует случай подростка стыдится встретив кого — то , когда он шел со своим Эрастусом ( Laconian Apophtegmes , 222 б). Согласно педерастическому идеалу, эраст должен каким-то образом заменить авторитет отца молодым, научив его хорошо себя вести и возвышая его душу. По этой причине связи контролируются спартанским государством: по словам Элиена , эфоры штрафовали молодых, предпочитая богатое стирание бедному, но доблестному стиранию. И наоборот, стиратель штрафуется, когда его эромена проявляет слабость.

Наконец, педерастический роман позволяет впоследствии наладить политически ценные связи. Таким образом, Агесилаю помогает его эраст, Лисандр , взойти на трон. В свою очередь, сын Агесилая использует свое влияние на своего отца, чтобы оправдать Сфодрия, отца своей эромены.

У слабых детей не было шансов на выживание

Если дитё рождалось слабенькое, с болезнями, родовыми травмами, его бросали на верную смерть, что случалось постоянно. После того, как родился младенец, отцы относили младенцев к старейшинам в городе.

Они обследовали ребенка на заболевания с уродствами. Когда что-либо обнаруживали, отдавали приказ бросать мальчика в специальную яму, в ней он помирал от голода. Когда дети выживали, то им обещались свободные земельные участки, но шанс выжить был минимальный. Больше половины младенцев, родившихся в Спарте, умирало.

Это интересно: 5 самых глупых вещей, которые изменили ход истории: изучаем со всех сторон

Структура

Когда родился мальчик, его омывали вином в надежде, что это сделает его сильным. Затем каждого младенца обследовали члены Герусия (совет ведущих старших спартанцев) из племени ребенка, чтобы увидеть, был ли он в хорошей форме и достаточно здоров, чтобы ему было позволено жить. В случае, если ребенок не прошел тест, его помещали в основание Гора Тайгет в течение нескольких дней для теста, закончившегося смертью от воздействия или выживанием. В возрасте семи лет мальчик был зачислен в взволнован под властью платный (παιδονόμος), или «мальчик-пастух», магистрат отвечает за надзор за образованием. Так начался первый из трех этапов взволнован: the paídes (около 7–17 лет), пайский (возраст 17–19 лет), а hēbōntes (возраст 20–29 лет). Некоторые классические источники указывают на то, что внутри этих классов было дальнейшее подразделение по годам.

Мальчики жили группами (Agélai, «стада») под стариком. Их побуждали отдавать верность своим общинам. беспорядок зал, известный как Syssitia, а не своим семьям. Начиная с 12-летнего возраста мальчикам давали только один предмет одежды в год — красный плащ, известный как Phoinikis (а топоним отражая Финикийский происхождение Тирийский фиолетовый краситель, использованный или имитируемый в плаще). Они также создали клумбы из тростника, который вытащили вручную, без ножа, из Река Еврот. Мальчиков намеренно недоедали, чтобы побудить их воровать еду для себя; однако Плутарх заявляет, что «если бы их поймали, их бы безжалостно избили и сократили до их обычного рациона питания». Это было предназначено для производства хорошо сложенных солдат, а не толстых. Это позволило мальчикам привыкнуть к голоду, а голод не стал проблемой во время боя. Только наследники двух спартанских королевских дворов ( Агиадс и Эврипонтиды) были освобождены от процесса.

Примерно в 12 лет мальчики вступали в институциональные отношения с молодым взрослым мужчиной-спартанцем. Плутарх описал эту форму Спартанская педерастия (эротические отношения), в которых несколько более старшие воины вовлекали многообещающих молодых людей в длительные отношения с поучительным мотивом. Однако Ксенофонт, афинский друг короля Агесилай II и чьи сыновья удостоились чести обучаться в Agoge, комментирует, что законы Ликург Строго запрещены половые отношения с мальчиками. Согласно Плутарху, старшие спартанцы были их капитанами во время боя и их хозяином дома. Старшим мальчикам часто предлагали собирать дрова, тогда как более слабые и непригодные мальчики собирали такие вещи, как салат и зелень. Ожидалось, что мальчики попросят об отношениях, что рассматривалось как метод передачи знаний и поддержания лояльности на поле боя. На этапе пайдискойПримерно к 18 годам студенты стали членами запаса спартанской армии. Кроме того, некоторым молодым людям разрешили стать частью Crypteia, разновидность «тайной полиции», члены которой были проинструктированы шпионить за Илот Население. Они также убивали рабов-илотов, которые отсутствовали по ночам или говорили о восстании против правительства, чтобы помочь сохранить покорность населения. Государство поддержало это, каждую осень официально объявляя войну илотам. Это означало, что убийство илота считалось не преступлением, а ценным делом на благо государства.

На этапе hēbōntes, примерно в возрасте 20 лет, студенты стали полностью частью Syssitia и спартанской армии, хотя они продолжали жить в бараки и побороться за место среди спартанцев хиппеис, королевская гвардия честь. В 20-летнем возрасте студенты попали в одну из публичных групп. Голосование проводилось спартанскими товарищами, которые были участниками беспорядка и должны быть единодушными. Отвергнутые кандидаты могли попытаться попасть в другую кашу на срок до десяти лет. Если мужчине не удастся попасть в беду к 30 годам, он не получит полного спартанского гражданства. В возрасте 30 лет мужчинам было разрешено вступать в брак и становиться полноправными гражданами Спарты, которые могли голосовать и занимать должности.

Образование в взволнован В Спарте отлично сравнял счет. Мужчины должны были соревноваться в легкой атлетике и в боях. Илоты и простые люди, вероятно, развили свои навыки чтения и письма только для того, чтобы делать подношения по обету и читать важные надписи. Спартанцы, ставшие королями, дипломатами или генералами, также улучшили риторику, навыки чтения и письма, необходимые для их должности. Как большинство горожан-спартанцев стали грамотными и были ли они грамотными вообще, неизвестно. Тем не менее, есть упоминание в «Изречениях спартанских женщин» Плутарха. к переписке между матерью и сыновьями во время войны, что предполагает некоторую степень грамотности.

Военно-физическое воспитание в Спарте

Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н. э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.

Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан

Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. В детской среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 — 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название «криптий» связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.

По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.

Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.

До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Древнегреческий писатель и историк Плутарх так пишет об этом: «…Девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. По этому поводу Плутарх говорил следующее: «…Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать». Если идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин, то в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий к тому же и красноречием.

Взлет и падение

Любой мужчина, который не прошел через взволнован было отказано в спартанском гражданстве. В разное время этот процесс отбора считался пагубным для спартанского общества, особенно когда количество свободных спартанских граждан мужского пола сокращалось (олигантропия). Эта практика уменьшилась в 3 веке до нашей эры, но была успешно возобновлена ​​в 220-е годы до нашей эры. Клеомен III. Однако менее чем через сорок лет он был отменен Филопоемен в 188 г. до н. э. В взволнован был восстановлен в 146 году до нашей эры после того, как римляне победили Ахейцы в Ахейская война, хотя и в меньшей форме, чем оригинал.

Библиография

  • Николя Ричер, Спарт: Город искусств и законов , Париж / 61-Лонре, Перрен ,2018 г., 400  с. ( ISBN  978-2-262-03935-6 )
  • Жан Батай, «Исследование Kryptie» Press Universitaires de Corse, Éditions Anima, 2015  ( ISBN   ) .
  • (in) Картледж, «Спартанское образование» в спартанских размышлениях , Калифорнийский университет Press, 2003 г. ( 1- е  издание, 2001 г.) ( ISBN  0-520-23124-4 ) , стр.  79-90.
  • (en) Джеймс Дэвидсон, Греки и греческая любовь , Weidenfeld & Nicholson, Лондон, 2007 ( ISBN  978-0-297-81997-4 )
  • (ru) Найджел М. Кеннелл, Гимназия добродетели: образование и культура в Древней Спарте , Университет Северной Каролины Press, Chapel Hill & London, 1995.
  • Эдмон Леви , Спарт: политическая и социальная история до римского завоевания , Париж, Сеуил, сб.  «Очки истории»,2003 г.( ISBN  2-02-032453-9 ).
  • Анри-Ирене Марру , История образования в древности , том I («Греческий мир»), Сеуил, сб. «История очков», Париж, 1981 ( 1- е  издание, 1948 г.) ( ISBN  2-02-006014-0 )
  • (en) Уильям А. Перси, Педерастия и педагогика в архаической Греции , Университет штата Иллинойс, Чикаго, 1996 г. ( ISBN  0-252-06740-1 )
  • (en) Сара Помрой, Спартанские женщины , Oxford University Press, Оксфорд и Нью-Йорк, 2002 ( ISBN  0-19-513067-7 ) .
  • (en) CM Tazelaar »  ΠΑΙΔΕΣ ΚΑΙ ΕΦΗΒΟΙ : Некоторые заметки об этапах спартанской молодежи в» Мнемозине « , 4- я  серия, т.  20/22 (1967), стр.  127-153.
  • (эль) Никос Биргалиас, Спартанская образовательная одиссея , Исторические публикации, St. D. Basilopoulos, Афины, 1999.
  • Анри Жанмэр , Couroi et Courètes: очерк о спартанском образовании и обрядах отрочества в эллинской античности , Лилль, университетская библиотека, 1939.
  • (де) Стефан Линк, «Der geliebte Bürger: Paideia und Paidika in Sparta und auf Kreta», Philologus , 143 (1999), с.  3-25.
  • (это) Марчелло Лупи, L’ordine delle generazioni. Классические и свадебные костюмы в Спарте , Эдипулия, Бари, 2000 г. ( ISBN  88-7228-237-3 ) .

Что такое агого

Агого – национальный бразильский музыкальный инструмент, относящийся к категории ударных. Представляет несколько колокольчиков конической формы, разной массы, размера, соединенных между собой. Чем меньше колокольчик, тем выше звучание. В процессе игры конструкцию держат, чтобы самый маленький бубенец находился сверху.

Основные материалы, используемые в процессе изготовления – дерево, металл.

Музыкальный инструмент неизменно принимает участие в бразильских карнавалах – на нем отбивают такт самбы. Традиционные бразильские бои капоэйра, религиозные обряды, танцы маракату сопровождаются звуками агого.

Сверхглубокие колодцы в Ад

В годы холодной войны СССР и США соревновались во многих областях, не только в космосе. Кто-то запускал людей в безвоздушное пространство, а кто-то старался проникнуть как можно глубже под землю. Так кто же пробурил самую глубокую скважину и что он там нашел?

Нашлось немало интересного и жуткого. «Внутри руин постепенно разваливающегося здания обнаруживается тяжеленная на вид, ржавая металлическая крышка, словно вросшая в бетонный пол и для надежности закрепленная толстыми и такими же заржавевшими болтами. Некоторые считают, что под ней — вход в ад».

Уже страшно? Дальше — хуже. «…Ходит легенда: если опустить в скважину микрофон (такой, чтобы выдержал температуру в 200 градусов по Цельсию), то можно услышать стоны и крики грешников в аду». Марк Пайзинг решил разобраться, зачем вообще нужны такие глубокие дыры в земле.

Выбор[]

Через несколько ночей, когда птенец привык (хотя бы немного) к своему новому существованию, а тело его заполнилось драгоценным витэ, приходит время выбора предпочитаемого типа крови. Обычно в первый вечер сир сопровождает своего отпрыска, отправляющегося бродить среди стада, хотя в последнее время эта традиция стала менее распространенной. Неонат смотрит на человеческие толпы и прислушивается к своему сердцу и нёбу. Рано или поздно он находит человека, перед запахом которого не в силах устоять. Затем он питается, иногда – с помощью сира. Так он выбирает кровь, которая отныне станет поддерживать его существование.

Спартанский социализм

Ради поддержания единства гражданского коллектива и исключения раскольнических настроений в Спарте активно внедрялась идеология мужского и военного братства. По словам Плутарха, Ликург «приучал сограждан к тому, чтобы они не хотели и не умели жить врозь, но, подобно пчелам, находились в нерасторжимой связи с обществом, все были тесно сплочены вокруг своего руководителя и целиком принадлежали отечеству, почти что вовсе забывая о себе в порыве воодушевления и любви к славе».

Также, чтобы спартанцы не привыкали к домашнему очагу и вкусной домашней еде, они обязаны были обедать только за общим столом, в так называемых «обеденных клубах». Спартанцы сдавали необходимые продукты в общий котел, такого «обеденного клуба», чтобы потом обедать сообща.

Всякое покушение на принципы спартанского коллективизма пресекалось «сознательными» спартанцами, активистами, блюстителями чистоты спартанской жизни. Лучшим способом утверждения государственной идеологии и пресечения любых попыток быть непохожим на других представлялось резкое сокращение сферы частной жизни. Семья и дом должны были отойти для человека на задний план и не входить в противоречие с духом коллективизма.

Ничто из того, что происходило в Спарте, не подлежало разглашению — на эту «засекреченность» спартанского государства указывает Фукидид. Для существования спартанского государства было характерно желание отгородиться от всего мира, отделить себя глухой стеной культурной и хозяйственной самоизоляции. Ощущение жизни в «осажденном лагере» неизбежно выливалось в чувство собственного превосходства, тогда как «потусторонний» мир воспринимался как потенциальный источник «тлетворного влияния», распущенности.

Спартанцам не разрешалось покидать пределы страны, а иноземцам — приезжать в нее. Найденные в Спарте иноземцы подлежали немедленной высылке. «С новыми лицами входят, естественно, и новые речи, с новыми речами являются новые понятия, вследствие чего на сцену выступает множество желаний и стремлений, не имеющих ничего общего с установившимся порядком правления. Поэтому Ликург считал нужным строже беречь родной город от заразы дурных нравов, нежели от чумы», — сообщает Плутарх.

Небольшая гендерная разница

Спартанских мальчиков забирали из семей в 7-8 лет, и они росли и жили фактически на казарменном положении до 30 лет, когда им разрешалось завести семью. Юных спартанок из дома не забирали, на этом, фактически и заканчивалось основное различие в методах воспитания. Именно воспитания, а не образования — в Спарте с недоверием относились к учёности, считая её излишней обузой в жизни. А как же Ксенофонт, лидер 10 000 спартанских наёмных гоплитов, написавший «Анабасис» об их пути домой через половину тогдашнего мира? Ксенофонт был афинянином по происхождению, в родном городе его и научили читать и писать.

Впрочем, вернёмся к воспитанию девушек

Государство обращало на них внимание в том же возрасте, что и на юношей — в 7 или 8 лет, когда начинались ежедневные занятия спортивными упражнениями, пишет Плутарх. Как и юноши девушки занимались обнажёнными, поэтому их «спортзалы» были отдельными и находились в довольно укромных местах

Встречались подростки обоего пола только на публичных состязаниях и играх, где демонстрировали свои умения. Слыша от девушек похвалы или насмешки, юноши ещё интенсивнее занимались спортом и воинской подготовкой. Вот и ещё одно отличие — спартанских женщин никто, разумеется, не учил владеть оружием и биться в составе фаланги.

Роман взволнован

Римский взволнован был ограничен мужчинами в возрасте от 14 до 19 лет и существенно эфебский в природе и организовано филы (граждане племен). Обучение состояло из легкой атлетики, пения, танцев, военного дела и, вероятно, некоторой академической подготовки. Студентов контролировали чиновники, названные bideioi («надзиратели») и патроном («хранитель закона»). В течение Династия Флавиев римская взволнован которые ставят группы студентов под командование руководителя группы или боаго (βοαγός). Спонсорство было доступно некоторым бедным студентам, которые не могли позволить себе обучение.

Земледелие в Спарте

Экономика Лаконии была очень неразвита и примитивна. Главным занятием здесь являлось земледелие. В спартанском государстве не признавали частной собственности на землю. Вся земля принадлежала общине, которая предоставляла собственным представителям на некоторое время какие-то наделы. Спартиаты пользовались этой землей, но не владели ею в настоящем смысле слова. Они не могли ее продать или заложить, так как она была общинной собственностью. Земля возделывалась очень примитивными орудиями: первобытной сохой, мотыгой. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, полбу. Разводили и овощи. Сам спартанец и его семья не работали на своем участке. К этому участку были прикреплены илоты, которые его обрабатывали. Спартанцы боялись илотов, поэтому ночью ни один илот не должен был находиться на территории города Спарты. Независимо от количества урожая, илоты платили натуральный оброк, т. е. должны были сдать спартиату – владельцу участка, на котором они работали, — определенное количество зерна, скота, растительного масла и других продуктов. Этот оброк был очень велик, и илоты – низший класс спартанского обществе – влачили со своими семьями нищенское существование.

Спартанцы и илоты

Главной целью спартанского государственного и общественного строя было сохранение рабского состояния илотов.

Илоты были совершенно бесправны. Спартиат имел право убить илота. Более того, раз в году происходили так называемые «криптии» («криптия» – тайная война). Юноши-спартиаты собирались по ночам вместе, надевали маски и длинные плащи, чтобы не быть узнанными, и отправлялись в селения илотов. Если они встречали илотов, они набрасывались на них и убивали. Спартанцы старались убить самых молодых и сильных илотов. Чтобы отличаться от других жителей Спарты, илоты носили особую одежду, а на головах шапки из собачьего меха. В армии илоты выполняли вспомогательные функции.

Однажды, когда 2000 илотов проявили особую доблесть, спартанцы, обещая им полную свободу, надели на них торжественные венки и стали водить от одного храма к другому под видом молитвы богам. Через некоторое время илоты бесследно исчезли, и никто не мог сказать, что с ними стало.

На такое бесчеловечное отношение илоты отвечали восстаниями. Особенно крупным было восстание в 464–455 гг. до н. э.

Вопрос о положении илотов внутри спартанского общественного строя не раз ставился в научной литературе. Некоторые ученые считают илотов не рабами, а крепостными.

Разница между рабами других греческих государств и илотами состояла главным образом в том, что илоты принадлежали не частным хозяевам, а всему спартанскому обществу. Илотизм явился результатом завоевания дорийскими племенами Пелопоннеса. В Фессалии и на Крите, тоже завоеванных дорийцами, местное население было обращено в рабство, похожее на рабство илотов.

Система Агогэ

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.

Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.

Храм Артемиды

По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Образование в Древней Греции

В Древней Греции существовали две основные системы
образования: спартанская и афинская.

Спартанская система образования носила преимущественно
военно-спортивный характер. Причиной тому была необходимость подавления частых
восстаний бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занятых в
сельском хозяйстве) против спартанских рабовладельцев, а также военных
конфликтов.

Особое место занимали военная подготовка и физическое
воспитание. Основной целью спартанской системы воспитания было производство
храбрых, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать рабов в
повиновении.

Право на жизнь при рождении получают только здоровые дети.
Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семилетнего возраста мальчиков, которые до этого жили
дома, помещали в государственные учреждения — агеллы, где они получали
образование до 18 лет под наблюдением назначенного государством лица —
педонома.

Мальчиков учили выносливости через закалку тела, умению
владеть оружием, бдительному надзору за рабами и дисциплине. Например,
спартанцы носили легкую, одинаковую одежду зимой и летом и питались простой
пищей.

Спарта была основателем системы физических упражнений,
которая позже распространилась на другие древнегреческие государства, так
называемого пятиборья: бег, скачки, борьба, метание диска и копья.

Специальные военные упражнения, строевая подготовка, военная
музыка и чтение стихов о воинской храбрости начались с возрастом. Граждане,
занимающие государственные должности, проводили с учащимися беседы на
политические, социальные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось
идеологическое и нравственное воспитание, формировался лаконичный и емкий язык.
Старшая молодежь принимала участие в своеобразных практических занятиях —
склепах, ночных сборищах рабов.

По достижении 18 лет юноши поступали на службу в Эфебию, где
проходили военную подготовку, участвовали в маневрах и охраняли порядок в
городах.

Спартанская система образования включала определенные
элементы и для девочек: Помимо традиционных навыков (ведение домашнего
хозяйства, уход за детьми, музыка), существовала специальная система военных
физических упражнений.

Чтобы в будущем произвести на свет здоровое и сильное
потомство, девушки должны были заботиться об укреплении своего тела и правильно
заниматься спортом.

И девочки, и мальчики активно занимались пятиборьем: бегом,
прыжками, борьбой, метанием диска и копья. Действовавшие в Спарте законы
исключали изнеженный образ жизни для девушек.

Роль семьи в спартанской системе образования была
незначительной. Роль семьи в спартанской системе образования была
незначительной.

Спартанская система образования, которая стала первым в
истории человеческой цивилизации опытом государственного устройства личности,
была также неэффективна в военном и политическом отношении.

Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, ее
специализация, направленная на развитие физической природы и подавлявшая
личность в человеке, отсутствие широкого гуманистического образования и
культуры, досуга обусловили упадок Спарты.

Однако следует отметить, что некоторые принципы спартанской
системы воспитания были использованы в области военно-физической подготовки во
Франции и России в XVIII-XIX веках, когда были созданы кадетские корпуса и
другие военно-учебные заведения закрытого типа.

Еда как роскошь

Воспитанникам казармы выдавали тонкий плащ в качестве одежды и все – иначе это уже была роскошь, а не необходимость. Мальчики ходили оборванными и босыми. Из еды им выделяли черную похлебку, которой хватало, чтобы не погибнуть от голода. Сейчас мы бы назвали такую еду помоями. Дети ели варево, состоящее из гнилого мяса, уксуса, крови и соли. Спартанцы употребляли пищу из единого котла и не имели права просить добавку.

Варварский метод воспитания, не правда ли? Никто не будет спорить, что современные дети разбалованы фаст-фудом, сладостями, снеками. Но при этом родители стараются давать своему чаду продукты здорового питания.

Тотальное ограничение в самом необходимом  – это геноцид маленького человека. Когда узнаешь подобные исторические факты, бросает в дрожь. Неужели ребенку можно дать похлебку вместо супа, каши или молока (речь не идет о каких-то лакомствах).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector