Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Содержание:

Режим дня ребенка

4 месяца

В этом возрасте детки пока не могут жить по четкому распорядку дня по часам, так как они еще спят короткие сны днем и не в состоянии бодрствовать длительное время. Поэтому распорядок дня в четыре мес. строится, исходя из времени бодрствования, которое составляет не более 1,5-2 часов между снами. При этом грудному ребенку нужно 9-10 часов сна за ночь с пробуждениями на кормления и 3-4 дневных сна общей продолжительностью около 4-5 часов, то есть малыш будет спать при таком графике 3-4 раза в день. Время вечернего укладывания будет меняться и зависеть от окончания последнего дневного сна. Чтобы вовремя уложить ребенка, ориентируйтесь на признаки усталости и не превышайте время бодрствования более 2 часов. Так вы не допустите переутомления малыша, что улучшит качество его ночного сна и сократит количество ночных пробуждений. Утро стоит начинать не позднее 7.00-7.30, чтобы сформировать физиологичный режим дня.

Сколько кормлений нужно ребенку ночью?

Для четырехмесячного малыша грудное молоко или смесь все еще являются основной пищей в его рационе.

Режим питания ребенка на грудном вскармливании в этом месяце будет состоять из кормлений каждые 3-4 часа. Объем выпиваемого грудного молока за один раз составит около 118-210 мл. Продолжительность кормлений при этом может быть разной.

На искусственном вскармливании объем смеси стоит рассчитывать из рекомендаций педиатра. Обычно это 1/6 часть фактической массы тела ребенка. В четыре месяца малыш будет кушать  800-1000 мл. смеси в сутки каждые 3-4 часа в течение дня.

Малыш все больше проявляет интерес к окружающему миру и во время кормления может начать отвлекаться, не доедать и восполнять голод ночью. Поэтому лучше кормить кроху в спокойной обстановке.

Ребенок просыпается ночью вскоре после кормления и начинает плакать? Лучше не кормить его повторно, а попробовать успокоить другими способами, например, погладить по животику и пошикать. Так у ребенка не сформируется привычка засыпать только с помощью кормления.

Нужно ли начинать прикорм в 4 месяца? ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) рекомендует вводить прикорм с 6 месяцев. Поэтому прежде, чем вводить взрослую пищу, стоит проконсультироваться с педиатром.

Физическое развитие 4-х месячного ребенка

Четвертый месяц  — возраст, когда ребенок умеет уже очень многое и осваивает новые навыки.

Он уже уверенно владеет одновременно двумя руками — захватывает игрушки, цветные и блестящие объекты рядом с ним. Мягкие книги, колечки для прорезывания зубов хороший выбор для этого возраста.

Для чтения выбирайте большие книги с разными текстурами внутри для развития тактильных ощущений. Читайте и пойте малышу каждый день по несколько минут

Это развивает внимание и речь ребенка. Приглядитесь к детским книжкам для купания — их дутые странички легко листать

К тому же, они еще часто пищат, а картинки в них яркие.⠀

Кроха уже хорошо держит головку и грудь, находясь на животе и отталкиваясь руками от поверхности. Также ребенок уже может начать переворачиваться с живота на спину и толкаться ножками.

С 4 месяцев у ребенка прорезываются первые зубки. Если у малыша увеличилось слюноотделение, появилась краснота вокруг рта, он начал кусаться, отказываться кушать, стал капризным, ухудшился ночной сон, то скорее всего у ребенка появляется новый зуб. В острый период помогут колечки для прорезывания зубов, обезболивающий гель по рекомендации педиатра, больше внимания и тепла с маминой стороны.

Важные изменения происходят и в общении с малышом в 4 месяца. Он осознает, что мама подходит на его плач, и начинает использовать разные звуки при общении с окружающими: ооо.., ааа.., агу… Подловите момент, когда ребенок «разговорился» больше обычного и поиграйте с ним в «эхо». Он говорит — вы повторяете.

Такая игра дает малышу уверенность, что мама его слушает и рада с ним поговорить. Ну и конечно, развивает речь ребенка. Попробуйте — вам понравится.

Также в этом возрасте уже будут полезными пальчиковые игры, например, «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-ворона» — они направлены на развитие мелкой моторики ребенка, что в свою очередь важно для формирования речи.

Какой распорядок дня сложился у вашего грудничка в 4 месяца?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 410

Режим питания ребенка в 7 месяцев

На грудном вскармливании ребенок кушает все еще по требованию, но эти требования становятся все реже, ура! Малыша уже можно легко отвлечь игрушкой или другим интересным занятием (например, запутывать мамину пряжу!). Поэтому количество дневных кормлений уже можно сокращать до 4-5. Ночью малыши, которые кушают грудь, могут просыпаться очень часто, тем более, если лезут зубы… И кормлений уже не сосчитать. Если вы не высыпаетесь, как мокрая соль, очень советую рассмотреть возможность совместного сна.

Наверняка к этому времени вы уже начали вводить прикорм, и в рационе ребенка появились овощные пюрешки или даже первые каши. Не спешите закормить малыша! Первые пару месяцев прикорма направлены лишь на развитие вкуса и правильных пищевых привычек. Не повторяйте ошибок многих мам и не пихайте еду, если малыш ясно дает понять, что больше не хочет. Вы ведь не хотите отбить у него желание кушать?! К сожалению, одна моя знакомая мама так и сделала — в итоге ребенок даже в год отказывается есть.

К 7 месяцам в рацион грудничка обычно вводят:

  • Пюре из кабачков
  • Пюре из цветной капусты
  • Пюре из брокколи
  • И на выбор: тыквенное или морковное пюре.

Всё! Не торопите события. Особенно повезло тем, чей ввод прикорма пришелся на лето и раннюю осень — не знаю малыша, который отказался бы от собственных овощей с грядки! Ведь они гораздо вкуснее покупных и уж тем более баночных.

Физическая нагрузка

В полтора года мышцы укрепляются во время естественной активности. В этом помогут:

  • бег;
  • прыжки;
  • бросание мячика;
  • подъем на детскую горку;
  • копание песка.

Следует помнить, что двигательные рефлексы возникают во время обучения. Поэтому взрослые объясняют в игровой форме, как выполняются движения. Например, мама бросает малышу под ноги мячик, и он пытается оттолкнуть его.

Стоит включить в распорядок дня закаливающие процедуры.

  • Воздушные ванны. Температура воздуха – 17-18°C. Начинают процедуры с 5 минут, постепенно продлевая до получаса.
  • Обтирание. Кожу протирают влажным полотенцем, а затем насухо вытирают. Первоначальная температура воды – 35°C, постепенно снижают до 24-26°C.
  • Мытье ножек в прохладной воде (22-24°C). Длительность процедуры – 5 минут.

Досуг 5-месячного ребенка

Нужно поддерживать умение ребенка занять себя самостоятельно, но это не
означает, что малышу не требуется внимание взрослого. Любая деятельность малыша
должна быть под контролем родителей или других членов семьи.

Физическое развитие

Важно помнить о
физическом развитии крохи в 5 месяцев. Постоянные упражнения и новые физические
навыки позволяют его организму полноценно и быстро развиваться

Обязательно
нужно обеспечить свободное пространство для передвижений малыша, в котором не
будет никаких препятствий.

Никогда не забывайте о безопасности. Если малыш играет
на диване, то уберегите его от возможных падений. Не допускайте близкого
присутствия животных.

Если не будет никаких
ограничений (например, пеленания), то малыш уже может совершать простые
маневры.
Что
умеет ребенок в 5 месяцев?
Кроха уверенно держит голову, лежа на животе, переворачивается
на бок и даже пытается ползти.

В 5-месячном возрасте
ребенок только пытается ползать. Для формирования этого навыка нужно побуждать
малыша доползти до взрослых или яркой игрушки. Родителям необходимо помогать
малышу в этом, упражняясь с ним каждый день по несколько минут. Продолжительные
занятия одной и той же деятельностью приводят малыша к переутомлению,
провоцируя тем самым капризы

Старайтесь переключать его внимание с одного вида
деятельности на другой.

Игры и
игрушки

Досуг 5-месячного
крохи может быть очень разнообразным. Читайте ему детские стишки и сказки,
пойте песенки. Находите игры, в которых он может знакомиться с различными
предметами. Есть игры, которые помогают малышу переворачиваться с боку на бок.
Самое любимое занятие в этом возрасте – это знакомство с новыми предметами.

Следует активно участвовать в детских играх, показывая свою родительскую любовь

Так ребенок будет ощущать вашу заботу и внимание

Смело покупайте
ребенку новые игрушки, так как его интерес к ним день ото дня растет.
Разнообразие игрушек способствует формированию у малыша необходимых навыков.
Игрушки необходимо не только обновлять, но и усложнять

Однако чрезмерное
разнообразие игрушек способно рассеять внимание малыша, поэтому в поле зрения
крохи в момент игры не должно присутствовать одновременно более 2-3 игрушек. Через время их
можно заменить другими.

Отличным вариантом, чтобы позабавить ребенка и выкроить минутку на домашние дела станет игровой коврик с дугами. Подвешенные к дугам игрушки развлекут малыша и будут тренировать навыки хватания и удержания предмета.

Эмоции малыша

В период бодрствования очень важно поддерживать положительное эмоциональное
состояние малыша. С целью предотвращения переутомления и для поддержания
активности необходимо менять виды деятельности ребенка каждые 30 минут

Например,
после изучения карточек или чтения книг потренировать навыки ползания, затем
увлечь игрой с погремушкой или неваляшкой.

Успокоить ребенка
после перевозбуждения или во время плача можно отвлекая яркой игрушкой или
новым предметом. Не стоит укачивать или уговаривать его: малыш может еще больше
расстроиться.

Обстановка вокруг
ребенка должна быть спокойной, это позволяет ему слышать речь взрослых и прислушиваться
к своему гулению и лепету.

Не засоряйте слух ребенка посторонним шумом, например,
звуком постоянно включенного телевизора. Избыток звуковой информации может
привести к эмоциональной перегрузке.

Нужно поддерживать умение ребенка занять себя самостоятельно, но это не
означает, что малышу не требуется внимание взрослого. Любая деятельность малыша
должна быть под контролем родителей или других членов семьи.

Выбираем свой подход к режиму

Как в свободном режиме сна, так и в четко установленном есть свои плюсы и минусы. Каждый родитель сам для себя решает, что лучше всего подходит ему и его ребенку. Как выбрать режим, который оптимален именно для вас?

Строгий режим. Ребенок спит, принимает пищу, играет и гуляет в строго определенное время. Благодаря такой предсказуемости вырабатывается внутренняя дисциплинированность и формируется привычка к планированию времени. Не говоря уже о том, что это намного удобнее для родителей, особенно в первые, самые непростые, годы жизни ребенка.Однако строгий режим не учитывает индивидуальных особенностей ребенка, не всегда соответствует его биоритмам. Кроме того, в этом случае отклонения от распорядка дня негативно сказываются на настроении и самочувствии малыша. На психологическом уровне строгий режим подавляет волю и желания ребенка, что не очень способствует формированию независимости личности.Свободный режим.Этот режим складывается в результате наблюдений за ребенком, его особенностями и потребностями. Поскольку кроха уже в первые месяцы жизни проявляет расположенность к определенному времени пробуждения и засыпания, режим питания, прогулок и игр формируется на основе этого ключевого показателя. Таким образом, родители подбирают оптимальное время для сна, кормления и прогулок в соответствии с биоритмами ребенка, и режим дня, так или иначе, носит вполне упорядоченный характер.

Единственным отличием от строгого режима в данном случае является то, что распорядок дня строится не на основе усредненных норм, предлагаемых специалистами, а исходя из индивидуальных потребностей конкретного малыша.

Ребенок формируется как самодостаточная, независимая личность, понимающая, что ее интересы соблюдаются, а значит, он имеет ценность сам по себе, а не через послушание. Малыш растет в комфортной обстановке, когда его физические и психологические потребности не остаются без внимания.

Такой график может доставлять некоторые неудобства родителям и другим членам семьи, участвующим в заботе о ребенке, а также не способствует мягкой адаптации к детскому саду с более строгим режимом дня.

Пример режима дня ребенка 3 лет

  • 7:30 — пробуждение, утренний туалет
  • 8:00 — завтрак
  • 8:30 — занятия, игры, гимнастика
  • 10:00 — второй завтрак
  • 10:30 — прогулка
  • 12:30 — обед
  • 13:00 — дневной сон
  • 15:30 — полдник
  • 16:00 — игры, занятия
  • 16:30 — прогулка
  • 18:30 — ужин
  • 19:00 — игры
  • 20:00 — вечерние процедуры, подготовка ко сну
  • 20:30 — ночной сон

Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и родителям. Малышу, который придерживается режима, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Дети-совы и дети-жаворонки

Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.

Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.

Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет? 

Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?

  • Самое главное — режим должен работать для всех: и для ребенка, и для взрослых.
  • Определите для себя точное время отхода ко сну, не слишком позднее, но и не слишком раннее, и начните каждый день немного приближать ночной сон ребенка к этому часу.
  • Для родителей ребенка-совы: перенесите время дневного сна на более ранний срок, чтобы к вечеру малыш был готов уснуть не поздно; подумайте над отменой дневного сна — в этом случае ребенок начнет чувствовать усталость к тому времени, когда в среднем ложатся спать его сверстники; поддерживайте высокую физическую активность ребенка в течение дня, чтобы накопившаяся за день усталость располагала к своевременному укладыванию.
  • Для родителей ребенка-жаворонка: сдвиньте время отхода ко сну на час позже, недостающие часы можно будет компенсировать дневным отдыхом; договоритесь с ребенком, чтобы он не будил вас слишком рано, пусть ему будут доступны тихие игры в любимые игрушки, стакан воды, йогурт на нижней полке холодильника или тарелка с фруктами на столе; с ребенком совсем раннего возраста (1 год) договориться вряд ли удастся, в этом случае родители могут прийти к соглашению между собой — устраивать утренние «смены» с малышом по очереди, давая таким образом друг другу возможность высыпаться через день.
  • Во всех случаях используйте яркое естественное или искусственное освещение во время активных дневных занятий, а за час-два до вечернего отхода ко сну, наоборот, приглушите свет и отмените все шумные и подвижные игры.
  • Следуйте ритуалам укладывания (купание, сказка на ночь, обнимания и т. д.).

Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.

Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.

Берегите своих детей!

Список использованной литературы:

  1. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,Дорофеевой Э. М.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
  2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2009.
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва: Издательство «Римис», 2008.
  4. Кочетова, Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
  5. Буракова Екатерина. Что такое метод Монтессори и зачем он детям?

Время бодрствования

У малыша уже значительно развились физические навыки по сравнению с первыми месяцами. Особенно это касается мелкой моторики, умения устойчиво держать голову, переворачиваться и дотягиваться до игрушки путём небольших перемещений (из положения лёжа).

Но вам и дальше стоит уделять много времени на развитие, как умственной сферы, так и физической.

Чтение книжек очень важно.
Разговаривайте с малышом. Это положительно влияет на развитие речи

Используйте звуки, которые произносит ваш ребёнок.
Показывайте карапузу зеркало, пусть он себе поулыбается.
Рассказывайте малышу, как разговаривают звери и птицы.
Не забывайте показывать крохе, как сильно вы её любите. Обнимайте ребёнка, аккуратно поглаживайте.
Малыша уже потихоньку можно приучать к разнообразию цветов, форм и типа поверхности. Используйте для этого специальные игрушки.
Не забывайте называть все предметы, которые заметил ребёнок.

Принципы организации правильного режима дня для малыша

Индивидуальный подход. При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. Главное для родителей — понимать, что правильный режим строится в зависимости от ритмичности физиологических процессов организма. Чтобы ребенок хорошо рос и гармонично развивался, необходимо, чтобы режим его жизни был построен с учетом его биологических ритмов.
Разумный компромисс. Несомненно, жизненный ритм не в последнюю очередь задается режимом, соблюдение которого может облегчать засыпание, обеспечивать хороший аппетит или спокойный переход от одного вида деятельности к другому. Но во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Поддерживать заведенный распорядок необходимо для здоровья и хорошего самочувствия ребенка и родителей, и вопросы удобства и соответствия режима естественным потребностям и интересам каждого члена семьи здесь не последние.
Последовательность. Будьте регулярны, последовательны и согласованны в своих действиях — это требование ко всем членам семьи. Навыки правильного поведения у ребенка дошкольного возраста пока не сформированы (и еще долго не будут!), и если взрослые непостоянны в своих требованиях и ожиданиях, то малышу будет трудно закрепиться на позициях

Также важно, чтобы все члены семьи были единодушны в своих подходах.
Гибкость. Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки

Ведь потребности у детей меняются от этапа к этапу. По мере взросления нужно наблюдать за самочувствием и настроением малыша и делать необходимые поправки. Особенно если вы заметили, что выбранный вами режим наносит вред его здоровью.

Питание

Кормить ребенка в 1 год и 5 месяцев необходимо 4 раза в день. Интервалы между приемами пищи составляют 3,5-4 часа.

  1. Первый завтрак – через час после утреннего пробуждения.
  2. Обед – за час до дневного сна.
  3. Полдник – через полчаса после отдыха.
  4. Ужин – за час-полтора до ночного сна.

Малыши на втором году жизни получают измельченные и протертые продукты. Но постепенно, по мере прорезывания зубов, в рацион вводят блюда, приучающие к жеванию:

  • оладьи;
  • пудинги;
  • овощи и фрукты, нарезанные кусочками;
  • паровые котлеты.

Специалисты рекомендуют составлять меню сразу на неделю. Стол получится разнообразным, и все требования к рациону будут учтены. Чем больше продуктов, тем легче удовлетворить потребности малыша в пище. К тому же, однообразное питание быстро приедается.

Суточный рацион распределяется таким образом:

  • обед – 35-40%;
  • полдник – 10-15%;
  • завтрак + ужин – 55-45%.

Следует учитывать вкусовые предпочтения крохи: зачастую еда, которая уплетается с аппетитом, и пользы приносит больше.

Как изменить привычки и обеспечить качественный сон

Если Вы обнаружили признаки недостаточности сна, отклонения от норм дневного и ночного отдыха, не расстраивайтесь. В Ваших силах все изменить, сформировать правильные привычки, помочь малышу нормально расти и развиваться.

Рекомендации:

  1. Старайтесь укладывать малыша при первых признаках усталости;
  2. Следите, чтобы вечером он засыпал вовремя, в норме в 8-9 часов. Отложите свои дела ненадолго, на время укладывания; О том, каковы нормы укладывания, читайте в статье Во сколько укладывать ребенка спать?>>>
  3. Придумайте вечерний ритуал. Это помогает детям настраиваться на сон и быстро спокойно погружаться в царство Морфея. Расскажите сказку, спойте колыбельную, погладьте спинку. С детьми постарше можно укладывать на сон мишек, кукол;
  4. Создайте благоприятные условия для засыпания. В комнате должно быть темно и тихо. Организму так проще настроиться на нужный ритм.

Изменить неправильные привычки у детей никогда не поздно.  В помощь вам курс Как научить ребенка засыпать и спать без груди >>> Буквально за 2 недели Вы обязательно заметите перемены к лучшему в состоянии и поведении Вашего ребенка.

  • Как научить ребенка кушать самостоятельно?
  • С какого возраста приучать ребенка к горшку?
  • Почему ребенок не слушается?

Прогулки и развивающие игры

Что касается частоты прогулок, то она зависит от погоды. В зимнее время года рекомендуется находиться на свежем воздухе на протяжении получаса. А летом и весной можно гулять до нескольких часов.

Во время прогулки на свежем воздухе следует знакомить малыша с разными предметами и явлениями окружающего мира. Необходимо сопровождать все увиденное простыми и понятными комментариями.

Особое внимание следует уделить развивающим играм. Нужно стараться говорить с ребенком как можно чаще

Необходимо показывать ему разные предметы, давать потрогать ручками, чтобы малыш ощутил их основные свойства, отличия

Важно правильно произносить все слова, так как они сразу откладываются в его памяти

Обязательно следует читать грудничку книжки для детей. Лучше отдавать предпочтение стишкам, песенкам и частушкам. Для развития моторики нужно выбирать игрушки со вшитыми пищалками.

Чистота и гигиена

Воспитать привычку к чистоте несложно. Кроха приловчится мыть руки с мылом, сморкаться, проситься на горшок, если взрослые научат его. Главное – повторять одни и те же действия многократно, улыбаясь и подбадривая малыша.

Ошибки родителей при проведении водных процедур:

  • слишком горячая или холодная вода;
  • попадание жидкости (мыла) в глаза и нос;
  • намоченные рукава при умывании.

По мере взросления человечек сам начинает понимать, что умываться необходимо утром и вечером, испытывает дискомфорт от грязных рук, стремится сменить испачканную одежду.

В 1 год 4 месяца самое время приучать ребенка к горшку. За его поведением необходимо наблюдать, чтобы заметить признаки беспокойства и вовремя усадить кроху на горшок. Стыдить и наказывать за мокрые штанишки категорически нельзя. Только терпеливое и спокойное поведение родителей поможет достичь результата.

Хороший сон

Суточное время отдыха должно составлять 14-14,5 часов:

  • ночной сон — 11 часов;
  • 1-й дневной — 2 часа;
  • 2-й дневной — 1-1,5 часа.

Порой родители считают, что ребенок уже достаточно подрос, поэтому становится нечувствительным к посторонним звукам во время сна. Но это неверно. Относительная тишина в доме должна соблюдаться обязательно. Включать музыку, громко разговаривать, включать яркий свет — недопустимо.

Помогут крепко заснуть:

  • свежий воздух в комнате;
  • отсутствие перевозбуждения;
  • укладывание в одно и то же время.

Пробуждение так же важно, как и отдых. Если малыш просыпается добрым и улыбающимся, то он отлично выспался

Но есть дети, которые просыпаются медленно. Их нельзя поднимать насильно, лучше придумать стимул к самостоятельному подъему.

Как приучить ребенка спать в своей кроватке?

Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4.  Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.

Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.

Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.

«Проверка и выдержка»

При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7

Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.

Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям

Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.

Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.

«Постепенное погашение»

Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4. 

Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4. 

До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:

  • Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
  • В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
  • Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
  • На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
  • Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.

Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.

Таблица режима дня

Первый дневной сон ребенка в 5 месяцев начинается через 1,5 — 2 часа после
утреннего пробуждения и кормления. Мама в этот отрезок времени может выполнять
свои домашние дела. Летом можно спланировать утренний отдых на улице, чтобы не
гулять днем с малышом в жаркий полдень.

Дневной сон планируется после обеда. Благоприятно сочетать сон с прогулкой.

Вечерний сон длится с 17:00 до 19:00. Если ребенок поспит в это время, он
сможет бодрствовать до 22 часов и ляжет спать в то же время, что и
родители.

Каждый дневной или вечерний сон малыша длится примерно 2 часа. Если время
отдыха превышает норму, следует аккуратно разбудить малыша. Так вы обеспечите
соблюдение режима дня, который влияет на активность и бодрость ребенка, а также
его крепкий сон ночью.

С учетом длительности сна ребенка можно составить график по часам, отражающий
распорядок дня:

7:00 Подъем
и кормление
8:00 — 10:00 Первый
дневной сон
10:00 — 10:30 Прием
пищи (введение прикорма)
10:30 — 12:30 Процедуры гигиены, развивающие занятия. Через час после еды — подвижные игры, физические
упражнения.
12:30 — 14:30 Второй
дневной сон и прогулка
14:30 — 15:00 Кормление
15:00 — 17:00 Время
для игр, общения. В теплое время года желательна прогулка
17:00 — 19:00 Вечерний
сон
19:00 — 19:30 Кормление
19:30
— 21:30
Купание,
общение, спокойные игры
с
22:30
Кормление,
ночной сон

Ввиду своих физиологических особенностей продолжительность сна 5-месячного крохи сокращается, а период бодрствование увеличивается

В этот период он намного больше понимает и уже запоминает окружающих людей, поэтому родителям нужно отдавать ему заботу и внимание, активно и творчески с ним общаться

Признаки недосыпания

Если сон новорожденного систематически не дотягивает до установленной педиатрами нормы на 2–3 часа, можно уверенно говорить о недосыпе. Бывает, что сон не выходит за установленные «рамки», но младенец выглядит усталым. В таких случаях следует понаблюдать за поведением, попытаться определить, насколько хорошо он высыпается

Важно уделить должное внимание общему состоянию маленького человека и не пропустить недосып

Младенец засыпает в транспорте

Мгновенное засыпание при движении свойственно 4-месячным грудничкам. Дети постарше намного реже спят в коляске, машине, общественном транспорте. Исключением будет, если это время совпало с их очередным сном. К тому же сон в движении не качественный, злоупотреблять им не стоит.

Мгновенно засыпают только малыши до 6 месяцев

Малыш не просыпается самостоятельно утром

Дети дошкольного возраста чувствуют себя хорошо, если живут согласно графику, соответствующему биологическим часам. Для них нормой считается засыпание в 20:00, пробуждение около 7:00. Ребенок чувствует себя бодрым, выспавшимся. Пробуждение в период с 9:00 до 10:00 часов, а иногда и позже свидетельствует о некачественном сне, позднем засыпании.

Капризы и раздражения

Систематические недосыпания провоцируют повышение в организме гормона стресса – кортизола, который пагубно влияет на состояние младенца, его нежную, еще не до конца развитую нервную систему. Наладив режим дня, родители замечают, что беспокойный малыш стал милым и покладистым. У детей, хотя и достаточно редко, встречается сон, плавно переходящий из дневного отдыха в ночной.

Пугаться не стоит, организм пытается наверстать недостающее время отдыха, полноценно выспаться.

Раннее пробуждение

Как ни странно, слишком ранний подъем (5 утра) является симптомом переутомления, недосыпания, позднего засыпания. Доказано, что принцип «позже уснешь, дольше будешь спать» не срабатывает с детьми, начиная с двухнедельного возраста.

Пробуждение и засыпание со слезами

При отсутствии заболеваний, незначительных психических расстройств у ребенка между кормлениями систематический плач, протесты, плохое настроение свидетельствуют о переутомлении, недосыпании. Это правило не распространяется на грудничков до 6 месяцев. Если в раннем детском возрасте наблюдается один или несколько вышеперечисленных симптомов, следует увеличить длительность сна, вечером пытаться укладывать его раньше.

Как вводить в рацион 5 месячного ребенка новые продукты

В этом возрасте меню малыша практически идентично меню четырехмесячного ребенка, но только с одним условием – объем прикорма увеличивается и становится разнообразным.

Следует помнить, что 5 месячный ребенок должен потреблять в сутки 800-1000 мл пищи, из них около 700 это грудное молоко мамы, а остаток равномерно распределяется между соками, овощными и фруктовыми пюре.

Если вы решили вводить в рацион малыша новый продукт, то вам следует для начала дать ему попробовать лишь половину чайной ложки этого продукта, перемолотого в пюре. После этого следует подождать один-два дня и проследить за реакцией малыша на новое кушанье.

Если на его коже вы не замечаете сыпи, он не ведет себя беспокойно, а стул сохраняет нормальную консистенцию, то с новым продуктом все в порядке и вы можете продолжать прикармливать им грудничка. В противном же случае данный продукт придется на время отложить.

Постепенно увеличивая количество прикорма, вы должны будете достичь определенного объема, которое установлено для данного возраста:

  • Каши – 50 грамм;
  • Овощное пюре – 150 грамм;
  • Фруктовое пюре – 50 грамм;
  • Сок – 50 грамм.

Конечно, если ваш малыш любит кашу, то вы можете немного увеличить ежедневно потребляемый объем этой категории продуктов, но помните, что некоторые из них обладают неприятными свойствами, например, рисовая каша крепит.

Когда вы достигните необходимого объема для какого-либо из продуктов, то можете приступать к введению в рацион чего-то нового. Этот процесс происходит по той же схеме, однако теперь вы можете просто добавлять небольшое количество нового пюре в то, которое уже введено. Это не только сэкономит ваше время, но и позволит малышу быстрее привыкнуть к новому вкусу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector