Оценка рефлексов новорожденного. интерпретация и регистрация полученных данных

Новорожденный уже умеет ходить! Шаговый рефлекс в действии

У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, Делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки. Затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, Подвижный стул или поддерживаемые взрослыми.

От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния.

Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов.

Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.

Сосательный рефлекс

Этот безусловный рефлекс новорожденного необходим для грудного вскармливания, но срабатывает не только при сосании груди.

Если вы введете палец или соску в рот ребенку на 3-4 см, он начнет делать ритмичные сосательные движения.

Это один из самых важных рефлексов, который может отсутствовать только при парезе лицевых нервов, тяжелом соматическом состоянии и глубокой умственной отсталости. Одни педиатры считают, что сосательный рефлекс угасает к году, другие – что он действует до 3-4 лет жизни, а значит потребность в сосании и грудном вскармливании сохраняется до дошкольного возраста. Американский антрополог Кэтрин А.

Деттвайлер и вовсе отметила, что естественные сроки сосания груди намного дольше — этот безусловный рефлекс новорожденного может сохраняться даже до 7 лет, если мама продолжает кормить.

Группа 2

Кажущиеся такими беззащитными младенцы умеют не только отыскивать еду, но и бороться за свою жизнь. Помогает им в этом целый ряд рефлексов:

Хватательный рефлекс

Если крохе дать палец, то он мгновенно крепко-накрепко хватается на него. Сторонники теории эволюции убеждены, что этот рефлекс «перепал» людям от обезьян. Ведь детёныши приматов готовы в любой момент вцепиться в шерсть матери, чтобы не упасть во время её прыжков и скачков.

Кстати, действие хватательного рефлекса распространяется даже на ножки младенцев. Потрогайте стопу ребёнка, и вы увидите, как он тут же сгибает пальчики. Так заставляет действовать не боязнь щекотки, как думают некоторые, а именно безусловный рефлекс.

Рефлекс Моро

Этот рефлекс заставляет понервничать многих молодых родителей

Ещё бы, ведь услышав резкий звук, почувствовав какое-то неосторожное движение (например, затряслась задетая собакой кроватка), младенец вдруг вздрагивает, выгибается, всплёскивает ручками и может даже прижать их к себе, словно защищаясь от опасности

Ничего страшного или странного в таком поведении нет. Всё это проявления рефлекса (они угаснут, когда ребёнку будет около 4 – 5 месяцев). Однако сильный испуг вполне может испортить малышу настроение. Поэтому взрослым следует быть осторожнее.

Учёные считают, что этот рефлекс близкий родственник хватательного. При малейшей опасности детёныш раскидывал ручки, чтобы понадёжнее и поудобнее схватиться за мать, а потом вступает «в дело» и хватательный рефлекс, позволяющий цепко держаться и не падать.

Рефлекс Бабинского  

Ещё один близкий к хватательному рефлекс. Стоит несильно провести по ступне ребёнка от пяточки к пальчикам, как он тут же смешно растопырит их наподобие веера (очевидно, что бы тут же крепко вцепиться в родительницу). Сохранение рефлекса до полутора-двух лет – норма, а вот его более поздние проявления могут свидетельствовать о неблагополучии. 

Защитный рефлекс

Тоже очень важный для жизни рефлекс. Проявляется он в том, что новорождённый, которого кладут на животик, моментально поворачивает головку в сторону, чтобы иметь возможность дышать. Пропадает к 1,5 месяцам.

Рефлекс ползания

Стоит младенца выложить на живот с вытянутыми вдоль тела ручками, он рефлекторно подтягивает к плечам сначала одну, а затем и вторую. При этом, если подставить под его стопы ладонь или другую опору, малыш поползёт вперёд, используя ручки и ножки

Это жизненно важное умение позволяет младенцам подползать к материнской груди в поисках молока, запах которого уловил чуткий носик, или источнику тепла и, наоборот, избегать раздражающих и опасных факторов (солнца, жары и т.д.). К 3 – 4 месяцам рефлекс угасает

Важно! Некоторые новорождённые умудряются применять этот рефлекс на практике очень активно. Поэтому оставлять ребёнка на комоде для пеленания или кровати без бортиков ни в коем случае нельзя, даже если он ещё совсем мал

Рефлекс автоматической ходьбы

Если поднять малыша, держа его за подмышки, и «поставить» на ровную твёрдую поверхность, слегка наклонив вперёд, то кроха начнёт переступать ножками, «ходить». Причём доношенные дети чаще ставят ножки на полную стопу, а недоношенные малыши – на пальчики. Этот рефлекс учёные рассматривают как подготовку к самостоятельной ходьбе, которую дети осваивают ближе к году. В норме рефлекс исчезает довольно рано, максимум к 1,5 месяцам.

Важно помнить, что не всегда эти и другие рефлексы новорождённых проявляются сразу или в полной мере. Иногда в «опоздании» или невыраженности виноваты недоношенность, родовые травмы, асфиксия, некоторые заболевания либо реакция на лекарственные препараты

Скорее всего, спустя некоторое время все рефлексы «заработают».

Экспериментируя, вы обнаружили, что у вашего чада слабо проявляются или вовсе не выражены какие-то рефлексы? Не стоит паниковать.

Во-первых, ребёнок мог уже просто «перерасти» конкретный рефлекс (ведь сроки угасания указаны приблизительно).

Во-вторых, возможно, вы что-то делаете не так и у вас не получается вызвать рефлекторные действия.

Кроме того, отсутствие или слабая выраженность рефлексов, связанных с приёмом пищи (сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой), скорее всего, говорят только о том, что ребёнок просто не голоден. Попробуйте проверить эти рефлексы перед кормлением, а не после. И они наверняка проявятся «во всей красе».

Роговичный рефлекс при ношении контактных линз

Сегодня многие люди имеют проблемы со зрением и вынуждены пользоваться средствами контактной коррекции. Все популярнее год от года становятся линзы — их можно использовать в повседневной жизни и во время активных тренировок, они незаметны со стороны и не влияют на внешний вид. Кроме того, линзы качественно улучшают зрение и сохраняют широкий периферический обзор. Закономерно, что при таком количестве преимуществ число пользователей контактной оптики только растет.

Однако следует понимать, что линзы соприкасаются с роговицей и должны вызывать рефлекторную реакцию смыкания век.Может ли корнеальный рефлекс стать помехой для ношения контактной оптики? Врачи-офтальмологи поясняют, что роговая оболочка воспринимает линзы как инородный предмет, а значит, реагирует на них соответствующим рефлексом. Но это не значит, что Вам придется навсегда отказаться от идеи носить линзы. Просто нужно будет предварительно подготовиться к их ношению. Суть тренировки заключается в том, чтобы сформировать привычку к прикосновению.

Для этого за несколько дней или недель до первого использования контактной оптики начните прикасаться пальцем к склере глаза. Делайте это упражнение только чистыми руками, не совершая резких движений. В первый раз, скорее всего, у Вас сработает роговичный рефлекс, и веки будут смыкаться при прикосновениях. Но если Вы будете ежедневно повторять такие манипуляции, то уже через несколько дней глаза перестанут реагировать таким образом, роговичный рефлекс исчезнет или станет менее выраженным. После этого Вы можете спокойно пользоваться контактными линзами, не испытывая затруднений в процессе надевания или снятия.

Корнеальный рефлекс не зависит от типа контактной оптики. Это физиологическая реакция на любое прикосновение к роговой оболочке. Поэтому нет разницы, какие линзы Вы планируете носить — например, гидрогелевые Acuvue 1-Day Moist или силикон-гидрогелевые Acuvue Oasys. В том и в другом случае Ваши глаза легко привыкнут к оптическим изделиям, если Вы уделите несколько дней тренировке по ослаблению роговичного рефлекса.

Как развить хватательный рефлекс у ребенка?

Чтобы стимулировать хватательный рефлекс, положи игрушку или яркий предмет неподалеку от ребенка и побуди взять его. Размещай вещи так, чтобы он смог их достать и не расстраивался. Предоставь ему множество игрушек, которые он легко схватит своими ручками, например, такие как мягкие кубики, пластмассовые кольца и настольные книги.

Позже, когда он будет совершенствовать свою хватку, предложи ребенку взять пальчиками мягкую еду, такую ​​как горох или вареная морковь – это хороший навык, который будет полезен до тех пор, пока он не овладеет ложкой и вилкой. 

Важно! Чтобы избежать удушья, рекомендуется держать подальше и не кормить его твердой пищей, например, орехами или сырой морковью. К тому времени, как малышу исполнится полтора года, он обнаружит, что может класть предметы, которые берет в руки, в более большие контейнеры

Ты можешь помочь развить этот навык, подавая ему предметы, чтобы положить в пустые коробки, пластиковые емкости или другие контейнеры

К тому времени, как малышу исполнится полтора года, он обнаружит, что может класть предметы, которые берет в руки, в более большие контейнеры. Ты можешь помочь развить этот навык, подавая ему предметы, чтобы положить в пустые коробки, пластиковые емкости или другие контейнеры.

Ребенок научился хватать: что дальше?

  • Как только младенец научится хватать, подоспеет новый навык – бросание, так что будь осторожна. Многие дети получают невероятное удовольствие, кидаясь своими игрушками. 
  • Когда малышу исполнится год, ему будет нравится играть в мяч, складывать пирамидку и стучать предметы друг о друга.
  • Когда ему исполнится полтора года, начнут активно проявляться его творческие способности, а потому он будет очарован карандашами и их применением для рисования и письма. 
  • В 3 года он уже будет достаточно скоординирован, чтобы пробовать писать буквы и, возможно, даже свое имя.

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»

Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»

Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие:

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие:

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Виды и функции рефлексов

Врожденные рефлексы (первый вдох и плач младенца, сосание груди, хватание руками предметов) также принято называть безусловными. С их помощью кроха способен выжить в новых для него условиях – главная функция рефлекторной деятельности. Со временем они угасают, а некоторые из них исчезают к 3-6 месяцам. Основные виды врожденных реакций в зависимости от их направленности:

  1. Обеспечивающие жизнедеятельность. Это реакции, без которых малыш не смог бы выжить. Сюда относят дыхательный, сосательный, глотательный рефлексы. А также спинальные, которые обеспечивают нормальное функционирование мышечного аппарата.

  2. Защитные. Такие реакции помогают ребенку защититься от раздражителей внешнего мира — яркого света, холода или жары.
  3. Кратковременные. Они возникают лишь на короткое время при необходимости. Например, задержка дыхания во время прохождения по родовым путям. Сюда же относят рвотный или рефлекс выталкивания, необходимый для предотвращения попадания твердой пищи в пищевод (кроха может подавиться).

Большинство их них угасает по мере взросления ребенка. Но некоторые остаются на всю жизнь — это глотательный, рвотный, роговичный и другие.

Ослабление и усиление рефлексов

Проводя исследование рефлексов, необходимо учитывать то, что они могут применяться в качестве диагностики лишь при условии существования других симптомов. То есть изменение рефлексов при отсутствии у малыша иных неврологических нарушений патологией не является. Существует ряд проблем, о которых говорит усиление или ослабление тех или иных рефлексов.

  1. Повышение нервно-мышечной возбудимости может вызвать небольшое усиление главных врожденных рефлексов.
  2. Патология нервной системы, нарушение мышечного тонуса, инфекционно-воспалительные заболевания могут вызвать полное отсутствие рефлексов или их резкое угнетение.

Стоит отдельно обратить внимание родителей на то, что рефлексы у здорового малыша должны иметь симметричный вид. Другими словами они должны быть одинаковыми с обеих сторон

Проверить это можно при исследовании хватательного рефлекса. Если кроха хватает ваш пальчик одной рукой крепко, а другой слабо, это повод показать малыша специалисту. Так как данная ситуация может быть ассиметрией рефлексов.

Поэтому если вы заметили какие-либо отклонения в рефлексах ребенка, не стоит откладывать визит к специалисту. Только он может адекватно оценить ситуацию и назначить определенное лечение или гимнастику.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Все рефлексы новорожденного

Сосательный рефлекс возникает с первых минут и сохраняется в течение всего первого года жизни малыша. При попадании в рот младенца любого предмета (пальца, соски, материнской груди) малыш начинает воспроизводить сосательные движения губами и языком.

Хоботковый рефлекс представляет собой складывание губ младенца в маленький «хоботок» в ответ на легкое касание их маминым пальцем. Данный рефлекс возникает как непроизвольное сокращение мышц рта малыша, он наблюдается до 3 месяцев развития.

Поисковый рефлекс новорожденного Куссмауля также основан на поиске малышом материнской груди. Для того чтобы проверить его наличие, маме нужно ласково прикоснуться пальцем к уголку рта малыша. Такое касание должно подвигнуть ребенка к поиску «груди»: нижняя губка малыша открывается, язык и губы тянутся к пальцам мамочки. Этот рефлекс должен работать в течение первых 3-5 месяцев.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина проявляется при легком надавливании на ладошку малыша подушечками пальцев. Малыш открывает рот и тянет голову к тому, кто проводит тест. Обычно этот рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни младенца.

Следующая группа рефлексов в среде медиков называется спинальной, к ней относятся двигательные рефлексы, среди которых защитный, хватательный и другие.

Защитный рефлекс у новорожденных младенцев проявляется, когда малыша кладут на животик. При правильном развитии он должен сразу же повернуть головку в сторону. Благодаря формированию такого безусловного рефлекса малыш защищает себя от недостатка воздуха при неудобной позе. Вырабатывается такое рефлексивное поведение с первых часов жизни малыша.

Ребенок приходит в мир, уже владея рефлексом ползания, который на 4 месяце исчезает. Рефлекс ползания Бауэра тоже проявляется в позиции, когда ребенок лежит на животе. Если мама приставит к стопам малыша ладонь, он попытается оттолкнуться от нее, таким образом, немного продвинувшись вперед.

Рефлекс опоры возникнет, если «поставить» новорожденного в вертикальное положение, так чтобы его стопы прикасались к какой-нибудь горизонтальной поверхности. В таком положении ребенок должен автоматически выпрямить ножки. Если мама немного наклонит малыша вперед, то он сразу начнет «переступать». Таким образом, работает рефлекс автоматической ходьбы. Если ребенок поджимает ножки, скрещивая их, то, скорее всего, у младенца немного повышенный тонус приводящих мышц бедра. Для первых двух месяцев жизни ребенка это вполне допустимо, однако если рефлекс не восстанавливается в более позднем возрасте, следует обратиться к педиатру. Врачи чаще всего советуют делать таким малышам специальный массаж.

С рождения до 4 месяца жизни у малыша присутствует хватательный рефлекс. Он основан на том, что ребенок сжимает в своей ручке все, что в нее попадает. Исторически этот рефлекс позволял детенышам млекопитающих цепляться за мать. Сопровождающий его рефлекс Робинсона состоит в том, что новорожденного малыша, цепко схватившегося за материнские пальцы, смело можно поднять в воздух. Он не отцепится и будет стойко держать свое тело.

Рефлекс Галанта обнаруживается при изгибании спинки новорожденного, когда проводят рукой снизу вверх по паравертебральной области (1-1,5 сантиметра от позвоночника). Малыш выгибает спинку дугой, раскрытой в сторону раздражителя. Этот рефлекс сохраняется, пока ребенок не достигает возраста 3-4 месяцев, а затем исчезает.

Самой неприятной проверкой для новорожденного является установление его реакции на рефлекс Переза. Процедура эта включает проведение легким нажатием пальца от копчика к шее по остистым отростками позвоночника малыша, лежащего на животе. В качестве реакции малыш разгибает туловище, сгибает ручки и ножки, поднимает голову, кричит, плачет, возможно, даже мочеиспускание. Врачи такую «проверку» устраивают чаще всего в самом конце.

При помощи резких движений, например, хлопков по поверхности, на которой лежит малыш, недалеко от его головы, можно установить наличие или отсутствие рефлекса Моро. Реагировать на такое раздражение ребенок должен следующим образом: сначала он разводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а затем прижимает их к груди, как бы обхватывая себя руками.

При рождении природа обеспечила малыша большим количеством безусловных рефлексов, большинство которых уходит за ненадобностью. Остаются наиболее важные, те, которые помогут ребенку правильно развиваться и избегать опасностей.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу

Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов

Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector