Как отучить ребенка от рук: советы молодым мамам

Почему все время капризничает ребенок трех-пяти лет?

В возрасте трех-пяти лет психика ребенка перестраивается, он больше понимает, глубже становятся эмоции, что часто приводит к конфликтам ребенка с окружающими и даже с самим собой. Покладистый и добрый ребенок вдруг внезапно становится агрессивным, если его заставляют подчиниться родительской воле, он не реагирует на запреты и пытается их оспорить.

Ребенок трех-пяти лет капризничает, если:

он привык к повышенной заботе о себе, и теперь ему недостает общения;
хочет привлечь к себе внимание или получить желаемое;
протестует против чрезмерной опеки и реагирует капризами на запреты;
пытается доказать свою самостоятельность и право на принятие решений;
конфликтует сам с собой (не выспался, устал, недисциплинирован и поэтому что-то не смог, не успел).

В этом возрасте родители часто удивляются, почему дети капризничают с мамой или другими близкими родственниками, а с посторонними людьми ведут себя миролюбиво и вежливо. Например, в детском саду ложатся спать в тихий час и хорошо едят, хотя дома их не заставишь без слез взять в руки ложку или пойти в кровать.

Во время кризисных периодов для детей особенно важна последовательность и дисциплина, которые часто соблюдаются в детском саду, но не выдерживаются дома. Исключив проблемы со здоровьем и установив границы в общении с ребенком, продумав режим дня и уверенно объясняя понятия «хорошо» и «плохо», вы вместе преодолеете кризисные периоды и переживете капризы ребенка.

Место жительства – мамины руки

После рождения для малыша ничего не меняется. Он не ожидает, что попадет в другие условия, к которым будет вынужден приспосабливаться и тратить свои, пока и так не богатые, ресурсы.

Исходя из опыта, полученного в ходе внутриутробной жизни, малыш очень нуждается в тепле и без постоянного физического контакта с матерью просто замёрзнет, поскольку пока еще он не может согревать себя сам.

Его жизненных ресурсов хватает только на то, чтобы удерживать тепло, полученное от мамы.

Об особенностях процессов теплообмена у новорожденных читайте в статье Как родителям понять, что новорожденный замерз?

Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи всех частей тела малыша стимулируют не только кровообращение малыша, но и обеспечивают полноценное развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Наиболее активную стимуляцию кожных покровов малыш получает во время ношения его на руках, совместного сна и кормления грудью. Читайте более подробно о том как носить ребенка на руках>>>

Сразу вспоминается случай из практики:

Удобство совместного сна можно продемонстрировать на примере:

Как проявляется

Заболевание проявляет себя внезапно. Больной начинает выдергивать волосы на любой волосяной части тела:

  • чаще – на голове;
  • брови;
  • ресницы;
  • лобок;
  • подмышки;
  • живот;
  • грудь.

Как замечают сами больные, желание выдернуть волосы настолько сильное, что импульс невозможно заглушить. После совершения действия появляется чувство приятного расслабления.

Для трихотилломана выдергивание волос – целый ритуал. Прядь особым образом накручивается на палец. Если волос короткий, он зажимается определенным способом.

Мальчик фиксировал волосяной пучок между указательным и средним пальцем. Большой прижимал к указательному, затем прокручивающим методом выдергивал волос за волосом. По словам матери, так был удален весь волосяной покров головы. После малыш переключился на брови и ресницы.

После проведенного ритуала человек должен убедиться, что волос удален. Больной проводит прядь между зубами, откусывает луковицу.

Типичным является трихофагия – поедание вырванных прядей. Случается, что больной съедает даже чужие волосы. Явление было замечено еще в 18 веке:французский врач обнаружил у мальчика 16 лет волосяной ком в ЖКТ.

Кроме трихофагии, трихотилломанию сопровождают обгрызание ногтей, травмирование кожи. Больные вырывают шерсть у животных, вытягивают нити из тканевого полотна.

Еще одна разновидность расстройства – трихотемномания: человек «прорежает» седые волосы, полагая, что таким образом снимает зуд.

Выдергивание волосяных прядей может быть тотальным, до полного облысения, или зональным. Облысевшая кожа имеет обычный вид с четко обрисованными фолликулярными устьями.

Трихотилломан совершает ритуал осознанно и неосознанно. Бессознательно процесс происходит в состоянии скуки, одиночества, при выполнении обыденных действий – разговор по телефону, просмотр телевизора, чтение книги. Неосознанные импульсы рождаются как в спокойном состоянии, так и в период пикового нарастания напряжения. После совершенной аутодепиляции человек впадает в недоумение, когда присутствующие рассказывают ему о содеянном, так как не помнит, как совершал ритуал.

Проводя процедуру осознанно, больной тщательно подготавливается к ней. Готовит инструменты, старается уединиться.

Люди с трихотилломанией тщательно скрывают места вынужденного облысения. Для этого они используют подручные способы. Надевают головные уборы, шарфы, парики. Делают татуаж бровей, наращивают ресницы.

Методы лечения энуреза

Лечение энуреза необходимо, если непроизвольное ночное мочеиспускание наблюдается у детей старше 5-ти лет и если речь идет о повторении эпизодов энуреза на протяжении нескольких месяцев (единичный случай – еще не заболевание).

Хотя лечение энуреза требует времени и терпения, оно в подавляющем большинстве случаев достигает цели. 

Медикаментозное лечение энуреза проводится

  • при дефиците антидиуретического гормона (назначаются его синтетические аналоги);
  • при повышенном или пониженном тонусе мочевого пузыря.

Может быть также назначена физиотерапия, массаж, лечебная физкультура.

Громадное значение имеет правильное отношение родителей к проблеме. Ребенку нужно обеспечить психологический комфорт. Если энурез обусловлен стрессом, это стрессовое состояние необходимо снять.

Что делать родителям, если у ребенка ночной энурез

Очень важно правильно реагировать на случаи «мокрой кровати». Ругать ребенка за это нельзя

Если ребенок почувствует, что родители рассержены или раздражены, у него может выработаться комплекс вины, что только усугубит проблему. Если ребенок достаточно большой, он и так будет переживать. Ребенку нужно внушить уверенность, что ничего фатального не произошло, что проблема – временная, и через какое-то время всё будет в порядке. Ни в коем случае нельзя обсуждать случившийся «конфуз» при посторонних, особенно при детях-сверстниках.

  • не поите ребенка прямо перед сном. Вечер желательно планировать так, чтобы последнее употребление жидкости было не позднее, чем за 2 часа до того, как ребенку отправляться в кровать. И уж тем более нельзя пить на ночь сильногазированные напитки или напитки с мочегонным действием (например, клюквенные или брусничные морсы);
  • следует внимательно относиться к вечерней трапезе. В идеале ужин должен быть не позднее, чем за 3 часа до сна. Не стоит давать на ужин кашу с молоком или фрукты (в них много воды);
  • чтобы сон ребенка был оптимальным, необходимо избегать эмоциональных перегрузок, особенно в вечернее время. Перед сном полезно погулять;
  • ребенок, отправляясь в кровать, должен обязательно посетить туалет;
  • рядом с кроватью стоит поставить горшок, а в комнате оставить включенным ночник. Ребенку проще встать ночью, если горит свет.

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Оцените, насколько был полезен материал

Спасибо за оценку
 

Алгоритм действий

Когда грудничок капризничает, важно исключить сразу основные причины – испачканный подгузник, голод и необходимость сна. Колики – не менее распространенный повод для крика, и здесь принимают уже иные меры, которые обычно мамам сообщают педиатры заранее

Если нет температуры, все понятные причины исключены, можно попробовать поносить кроху на руках и уложить спать – сон остается лучшим лекарством для младенца. И в этом порой заключается основная сложность: уснуть ребенку тоже бывает сложно.

Помочь с засыпанием, особенно когда малыш плачет по непонятным причинам, могут следующие меры:

  • Тугое пеленание. Несмотря на то, что от него большинство родителей уже отказались, есть детки, которым мешают заснуть собственные ручки. Эта особенность характерна для гипервозбудимых крох, а также младенцев, которые не могут провалиться в глубокий сон. Поэтому мамы предпочитают запеленать новорожденного, чтобы он не дергался во сне и тем самым не будил себя.
  • Создайте фон. Иногда малыша засыпают под белый шум воды, тихую монотонную музыку, просто шипение, как у ненастроенной радиостанции.
  • Покачайте младенца. Не бойтесь приучить малыша к этому: ему нужно ваше тепло, сердцебиение, к которому он привык за 9 месяцев в утробе, запах мамы. Возможно, крохе понравится качаться в специальном шезлонге, который качается от электрического привода.
  • Укутайте грудничка одеялом. Когда ребенок плохо себя чувствует, ему понравится быть укрытым. Но речь идет не о пеленании: создайте вокруг малыша что-то вроде гнездышка. Может пригодиться и подушка для кормления, особенно если в комнате жарко, и теплое одеяло будет неактуальным.
  • Попробуйте слинг. В таком коконе малыш находится возле мамы, слышит ее запах, голос, сердце, но руки у взрослого остаются свободными, поэтому это удобное решение.
  • Идите гулять. Отложите все домашние дела и выходите на улицу: длительная прогулка на свежем воздухе помогает расслабиться.

Когда отучать?

У некоторых может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребёнка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребёнка рядом с мамой помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страх, что мама куда-то исчезнет или не придёт. Позже он готов ждать её, не нервничать, самостоятельно себя занимать.

Когда вам постоянно не хватает времени смотрите мой курс Как маме успевать всё с малышом на руках?>>>

Если же мама постоянно стремится отучить ребенка от рук, откладывая его от себя, поменьше брать на руки, малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг не отпуская её от себя, «связывает» ей руки.

Обычно в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползания, его время пребывания на руках у мамы значительно уменьшается. Ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами. Так же и с совместным сном. В возрасте 3-4 лет ребёнок уходит спать в отдельную кровать, при условии, что его не пытались выселить из постели матери пораньше.

Так что всему свое время. Но раз уж мы ведем речь о новорожденном, постарайтесь не думать сейчас о том, как отучить ребенка от рук, а максимально удовлетворить потребности своего малыша в пребывании на руках у мамы, в совместном сне, в продолжительном грудном вскармливании. Как это сделать правильно я рассказываю в курсе Счастливое материнство: методика мягкого ухода за младенцем>>>

Вырастая, ваш малыш понесёт во взрослую жизнь весь багаж знаний, ощущений и впечатлений из раннего детства. Если опыт, полученный в раннем детстве позитивен, то ребёнку легко учиться, легко вступать в контакт с разными людьми, у него нет трудностей в общении и построении отношений с другими людьми.

  • Все о слингах для новорожденных от 0 до 6 месяцев
  • Школа мам: как пеленать новорожденного
  • Оптимальные значения температуры в комнате новорожденного

Что за шум? Почему малыш плохо себя ведет

Опытные мамы и папы не дадут соврать: зачастую случается так, что после года смешливый, спокойный и покладистый карапуз преображается. Малейший запрет вызывает истерику, попытки добиться своего пугают своей частотой, и кажется, что по игнорированию просьб мамы и папы крохе просто нет равных. Почему же так происходит? Детские психологи утверждают, что чаще всего малышей на путь непослушания толкают вполне очевидные причины:

Ребенку элементарно не хватает внимания. Родители порой ошибочно полагают, что в раннем возрасте детям не так уж и нужно общение, однако именно сейчас кроха нуждается в нем как никогда. Предоставленный самому себе или  телевизору, пока взрослые решают свои проблемы, малыш не находит ничего лучше, чем начать изводить их своими просьбами и громкими капризами.

Ревность.  Ранний возраст  — время, когда чувство собственничества только просыпается, но уже распространяется на маму или папу

Если в семье есть еще один ребенок – неважно, старший или младший – кроха будет делать все возможное, чтобы перетянуть родительскую заботу на себя. Чрезмерная опека

Любящие близкие так стремятся предупредить каждый шаг своего сокровища, что оно не может проявлять собственную самостоятельность. И как результат – резкий бунт, проявляющийся в постоянных попытках настоять на своем или пойти туда, куда хочется.

Стресс. Если капризы и плохое поведение связаны с тем, что ребенок начал ходить в детский сад, то возможно, ему там что-то не нравится. Не исключено, что столь резкий протест вызывает нехватка родителей или же смена режима дня.

Проверка мамы и папы «на прочность». Уже в этом возрасте маленький хитрец понемногу начинает проверять границы дозволенного. В этом случае непослушание и плохое поведение – лишь попытка узнать, что можно делать, а чего родители никогда не разрешат.

Эти причины считаются одними из самых распространенных. Однако прежде чем делать выводы на их основе, стоит убедиться, что малыш здоров физически и его капризы не связаны с недомоганием.

Когда обращаться к врачу

Обратитесь к врачу:

  • Если у вас есть вопросы о том, что ваш малыш делает.
  • Если у вас есть вспышки гнева часто или дольше, чем вы ожидаете.
  • Если вы не удовлетворены своей реакцией.
  • Если истерики вызывают большое количество негативных чувств.
  • Если вспышки учащаются, сильнее, больше.
  • Если он может ранить себя или других.
  • Если малыш является разрушительным.
  • Если ваш ребенок показывает расстройства настроения, такие как негатив и отторжение, низкой самооценкой или чрезмерная зависимость.

Педиатр может также искать физические проблемы наступления срыва, хотя это бывает редко. К ним относятся проблемы

  • со слухом,
  • зрением,
  • хронической болезни,
  • задержки
  • или проблем с обучением речи.

Помните, истерики у ребенка, как правило, не являются причиной для беспокойства.

Со временем дети развиваются, улучшают понимание себя и мира вокруг и уровень разочарования снижается. Меньшее разочарование и больше контроля означает меньше истерик и счастливые родители.

Доктор Комаровский: о том, как отучить малыша от истерик.

Как помочь во время колик

Родителям не нужно впадать в панику при возникновении колик у малыша. Нужно помнить, что это довольно распространенная проблема, связанная с формированием пищеварительного тракта. Если ребенок плачет, не спит днем и тужится, нужно попробовать его животик. При коликах он будет твердым и напряженным.

Можно дать малышу Эспумизан или укропную воду. Налить грелку теплой водой и обернуть пеленкой, положить малыша на нее животом. Вода не должна быть очень горячей.

При прикосновении к запястью грелка не должна обжигать. Если малыш не спит днем из-за колик, успокойте его, возьмите на руки. Не бойтесь избаловать. После трех месяцев проблема колик пройдет сама собой.

Если малыш легковозбудимый, он может чаще страдать от колик на протяжении первых десяти недель жизни. Посоветуйтесь с врачом, чтобы правильно подобрать для него лекарство.

Откажитесь от прогулок в многолюдных местах и домашних визитеров. Когда малыш днем не спит, можно давать пустышку, чтобы он чувствовал себя спокойнее.

Пусть ваш малыш быстрее растет и меньше капризничает!

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Чего боятся мамы?

Почему же мамочки так боятся приучать ребенка к рукам? Этот страх вызван очередным мифом, прочно укоренившимся в нашем сознании. Миф этот распространяется представителями старшего поколения, которые считают, что нечего баловать ребенка, пусть лежит и сам играет в своей кроватке, а мать должна ужин готовить и мыть полы. Корни такого мировоззрения обнаруживаются в системе воспитания младенцев «по методу доктора Спока», популярной в середине ХХ века. Книги Спока были бестселлерами советских прилавков, и наверняка в каждой семье было хотя бы одно издание, посвященное вопросам воспитания младенцев по этому методу. Доктор Спок призывал мамаш «не бросаться к ребенку при первом крике», советовал как можно меньше брать детей на руки, воспитывая таким образом самостоятельность в малышах. Я слышала, что методы доктора Спока, примененные им на собственных детях, дали плачевные результаты: возникло такое отчуждение между детьми и отцом, что никто из детей даже не пришел на похороны, когда Спок скончался. Не могу сказать, насколько достоверна эта история, но, честно говоря, мне она кажется правдоподобной.

Как справляться с капризами?

Победить капризы маленького ребенка бывает непросто. Особенно явно это проявляется, когда мама торопится, а малыш еще чем-то занят и идти никуда не собирается. Ребенок, видя раздражение, будет упрямиться еще сильнее. В большинстве случаев конфликт заканчивается в пользу взрослых, а чадо через слезы и нервы все-таки собирается и идет вслед за мамой. Если такие ситуации повторяются – настало время изменить правила общения в семье и научить малыша выражать свои эмоции более эффективным и взрослым способом – словами. Самое главное в преодолении капризов – родительский самоконтроль. Не стоит повышать голос, это только усилит бунт. Постарайтесь не нервничать, чтобы не демонстрировать сыну или дочери свою беспомощность. Если вы хотите быстрее успокоиться, подумайте, насколько мужественным и решительным стал ваш малыш. Он отстаивает свое мнение и уже ведет спор со взрослым человеком.

Капризный ребенок в год, в полтора, два и даже три года – нормальное явление, но если пятилетнее чадо устраивает истерики – это уже повод для посещения невропатолога и детского психолога. Врач проверит развитие малыша и даст рекомендации по воспитанию и взаимодействию с ним.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка от бутылочки в 2-3 года?

Советы психологов

Существует несколько правил, которые помогут справиться с таким сложным переходным возрастом. Советы помогут мамам «нехочух» бороться со вспышками упрямства:

  • Проверьте свои требования к малышу, возможно, некоторые запросы действительно завышены. Может быть, малыш уже способен решить, какую кофту надеть на улицу, или ему действительно не нравится томатный сок.
  • Необходимо разработать четкую систему запретов. На первое время достаточно 4-5 строгих «нельзя». Например, нельзя подходить к уличным собакам или к зажженной плите, а также другие запреты в соответствии с возрастом. Правила не нарушаются ни под каким предлогом. Эти «нельзя» должны подтверждать все члены семьи, в том числе и бабушка с дедушкой.

Малышу сложно каждый день выполнять родительские наставления: чтобы ребенок не взбунтовался, предлагайте ему варианты: «Какую игрушку возьмем на прогулку, слона или машинку?» Попросите у малыша совета и он с удовольствием пойдет на компромисс.
Развивайте в детях самостоятельность. Не стоит делать за малыша то, что он сам в состоянии сделать. Вместо того чтобы одевать чадо, поручите ему самостоятельно надеть брюки. Лучше выйти на прогулку на 15 минут позже, но пусть малыш оденется сам.
Не реагируйте на капризы ребенка. Лучший способ преодолеть истерику – не обращать на нее внимания. Дома можно оставить чадо в комнате, а самой заняться другими делами. Без повышенного внимания малыш успокоится гораздо быстрее

Если истерика застала вас среди людей, нужно постараться как можно быстрее найти уединенное место подальше от раздражающей обстановки, затем переключить внимание малыша на что-нибудь более интересное.
Проводите анализ ситуации. Каждая вспышка упрямства – это нереализованная потребность малыша

В столь юном возрасте дети не могут хотеть чего-то плохого. Может быть, капризному малышу просто не хватает внимания или общения – взрослым стоит об этом задуматься.
Хвалите малыша за поведение, которое вам нравится. Хвалите искренне, описывая все хорошее, что сделал малыш.

Почему ребенок просится на руки?

Малыш постоянно нуждается в тесном тактильном контакте с матерью и отцом. С матерью особенно: ведь до рождения ребенок являлся частью материнского организма, постоянно находился в окружении материнской ауры. Родившись, дитя вынуждено привыкать к условиям существования вне мамы. А грудное вскармливание и холдинг помогают сделать процесс адаптации более щадящим и бережным, избавляет малыша от чувства тревоги и опасности. Также и мать нуждается в постоянном близком контакте с малышом, при ношении ребенка на руках у матери стимулируется процесс выработки молока, она тоже чувствует себя психологически намного комфортнее, прикасаясь к ребенку и ощущая его.

Памятка родителю

Для того чтобы разработанный свод правил был выполнен вашим ребенком, важно соблюдать некоторые условия:

1. Однозначность требований. Перед ребенком необходимо ставить одну конкретную задачу, и, разумеется, на понятном для него языке. «Немедленно прекрати!» — наверняка Вы слышали подобные возмущенные возгласы родителей на улице или в общественном транспорте. Нам не всегда понятно, о чем идет речь, и, как это ни удивительно, ребенку тоже.

2. Единые правила для всех. Система правил должна распространяться на всех членов семьи

Важно подать положительный пример, соблюдая их самостоятельно. Ребенок, чьи родители сами игнорируют правила, очень скоро понимает, что и ему выполнять их совсем не обязательно.

3. Предсказуемость реакций.

В кабинете психолога находились мама и дочка 5 лет. Мама рассказывала о сложностях послушания, девочка, как это свойственно детям этого возраста, беззаботно крутилась рядом, пока не задела папку на столе. Бумаги рассыпались по полу, малышка съежилась и замерла, уставившись на маму. «Ничего страшного, я сейчас подниму!» — сказала мама, и в глазах у ребенка читалось неподдельное удивление. Стало ясно, что после таких проделок дома следует тирада или наказание.

Когда совершение ребенком каких-то конкретных действий вызывает разную родительскую реакцию, ребенку становится трудно ориентироваться в том, что хорошо, а что плохо. Это особенно касается семей, члены которых не имеют единого мнения о воспитании. Мама отругала за то, что ребенок не убрал за собой краски, бабушка – похвалила юного художника и сделала это сама. Итог – ребенок учится манипулировать взрослыми, перестает слушаться и полностью игнорирует правила.

4. Четкость санкций. Даже в том случае, если правила соблюдаются всеми членами семьи, последствия за невыполнение могут варьироваться. Это – неверная позиция, поскольку санкции должны быть «фиксированными».

Разрабатывая свод семейных правил и систему наказания, важно учитывать возрастные особенности ребенка.

Здесь мы привели лишь основные нюансы выстраивания системы границ и правил в семье, получить индивидуальные и более подробные рекомендации вы можете, обратившись к детскому психологу нашего Центра лично.

«Вот мы с ним отлично ладим!»

Подобную эмоциональную реакцию ребенка родителям обычно сложно принять. Типичная внутренняя логика: это я — плохая мать. Еще и бабушка может подлить масла в огонь: «Вот мы с ним отлично ладим, а при тебе он сразу начинает капризничать». Но если родители перестанут думать, что такое поведение ребенка обращено на них и что именно они виноваты в том, что произошло, перед ними откроется огромный арсенал возможностей и реакций.

«Просто сразу становится очень холодно». Что чувствуют дети, когда на них кричат родители

В некоторых случаях нужно просто пропустить эту эмоциональную волну. Если немного подождать и не опасно отстраниться — не стать холодными, а внутренне отойти на пару шагов, — то ребенок перестроится. Скорее всего, из поведенческого сбоя он сможет выйти сам, но даже если и застрянет там, ему можно помочь словами: «Я так по тебе соскучилась! Вижу, и ты по мне тоже очень скучал».

Бывает, что контраст между бабушкой и мамой слишком большой. Тогда провокативные реакции у ребенка могут быть очень сильными. В таких случаях его желательно моментально передавать с рук на руки, в буквальном смысле. Если мама с бабушкой сядут пить чай или будут долго обсуждать новости, ребенок не успокоится. Лучше — «дверь в дверь»: один пришел, другой вышел.

Иногда нужно смириться, что какой-то период времени поведение ребенка будет неконтролируемым и непрогнозируемым.

Когда следует обратиться за помощью?

Обратиться к психологу важно в том случае, если родитель утратил контроль над поведением своего чада. Самостоятельные попытки и следование рекомендациям – первый шаг в установлении контакта, однако необходимо как можно скорее прибегнуть к помощи специалиста в случаях:

  • если ребенок обижен на родителей;
  • когда имеет место стресс (часто при появлении младшего брата или сестры, переезде и т.д.);
  • если ребенок прибегает к истерикам, чтобы получить желаемое;
  • когда ребенок обманывает, чтобы не выполнять просьбу или требование родителя;
  • если несколько членов семьи имеют разногласия в воспитании и применяют различные методы взаимодействия с малышом и др.

Психолог окажет необходимую помощь: выяснит причины непослушания ребенка, разъяснит, какие обстоятельства и условия могли оказать неблагоприятное воздействие, совместно с родителями определит возможные пути решения.

Кроме того, взаимодействие со сторонним взрослым нередко уже само по себе имеет некоторое терапевтическое воздействие – многие дети открывают свои переживания не мамам и папам, а другому человеку, не боясь осуждения или наказаний.

Своевременный визит к опытному специалисту позволит наладить отношения внутри семьи – не только детско-родительские, но и супружеские. А это – залог здоровой атмосферы в семье и взаимопонимания между ее членами.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Детский вариант расстройства

На развитие трихотилломании у детей, прежде всего, влияет способ воспитания:

  • расстройство в большинстве случаев формируется у ребенка с развитым чувством вины или комплексом неполноценности. Способствует этому воспитание малышей в атмосфере повышенной строгости, тотального контроля, постоянных порицаний и завышенных требований;
  • сверхопекающая модель воспитания;
  • холодность, дефицит внимания. Так, мальчик 4 лет повыдергивал все волосы на голове. Когда мать привела его на прием, в ходе беседы выяснилось, что мальчуган испытывает острую нехватку родительской любви. Отец крепко выпивает, поэтому не обращает внимания на сына. Мать работает на двух работах, чтобы прокормить семью. Из-за дефицита времени мало общается с ребенком;
  • конфликты между родителями, их развод родителей.

Отсутствие эмоционального ответа со стороны близких повлияло и на девочку Лену 9-ти лет. Отца у нее не было, мать мало обращала внимания на дочь, все свободное время посвящая устройству личной жизни. У Лены сформирован комплекс вины. Девочка считает, что причинила матери много горя. Ей постоянно рассказывают истории, как мама мучилась во время беременности. Сами роды дали осложнение на матку, которую пришлось удалить.

Лена рано пошла в детский сад. Девочка со слезами отпускала маму каждое утро. Женщина при этом не проявляла ни капли сочувствия. Ребенка приходилось успокаивать воспитателям.

В 5 лет у Лены появилась тенденция лежа в кровати перед сном дергать волосы. Незаметно на голове появились плешивые очаги. Мать отвела ребенка к врачу, назначившему лечение. Должного эффекта после терапии не последовало. Причину выяснять не стали.

Только в 9 лет, когда девочка облысела полностью, стала боязливой, закрытой, мать отвела Лену к психиатру, который выставил диагноз «трихотилломания».

В детском возрасте заболевание начинает проявляться после 3 лет. Такие малыши осуществляют аутодепиляцию бесконтрольно: во время игры, просматривая мультики, а также в ситуации стресса. Ребенок не стремится скрыть патологические действия.

У подростков, помимо издержек воспитания, трихотилломания провоцируется напряженной обстановкой в школьном коллективе, проблемами в общении со сверстниками.

Подростки-трихотилломаны уже склонны осознанно наносить себе волосяные увечья. Осуществляют ритуалы вручную или готовят пинцеты. Процедура требует уединения. Заболевание приносит им дискомфорт. Дети пытаются контролировать свои действия, но контроль над ритуалами только усиливает их проявления.

Девочка 13-ти лет на летних каникулах отправилась с подругой и ее семьей отдыхать к ним на дачу. Девочку так поразили теплые взаимоотношения подруги с членами семьи, в отличие от ее отношений с родителями, что спустя две недели мать не узнала дочь. По приезде домой девчонка вернулась совсем без ресниц. Трихотилломания была спровоцирована контрастом отношений между родителями и детьми в разных семьях.

Клиническая картина заболевания схожа у подростков со взрослыми. Присутствует элемент осознанности нанесения увечий. Подростки также пытаются скрыть следы аутодепиляции: надевают капюшоны, балахоны. Нередко индикатором становится полувыщипанная бровь.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector