Богатая биография михайловского театра

Строительство и интерьеры Михайловского театра

Молодой архитектор Александр Павлович Брюллов, брат известного живописца Карла Брюллова (французы по происхождению по фамилии Брюлло), спроектировал здание театра таким образом, чтобы оно вписалось в архитектурный облик Михайловской площади. Но стилистическое единство осуществил главный архитектор Петербурга Карл Росси. 

По замыслу Александра Брюллова, фасад театра должен был соответствовать облику жилого дома, но элементам фасадной части здания уделялось особенное внимание: сандрики в виде малых фронтонов над окнами второго этажа с классическим рисунком, балясины под этими окнами поражали своим великолепием. Особенно впечатляющими были зрительный зал, сцена, фойе и подсобное помещение для артистов.

Театр располагался перед дворцом великого князя Михаила Павловича, и Николай I–й повелевает именовать его Михайловским. В ноябре 1833 года, в день рождения великого князя, театр был открыт, давали балет «Амур в деревне, или крылатое дитя» (музыка Луи Сонне, балетмейстер Алексис Бланш) и водевиль «Знакомые незнакомцы» Н. А. Каратыгина. На первом представлении присутствовали не только августейшие государственные лица, но и самый цвет русской культуры того времени: Василий Андреевич Жуковский и Петр Андреевич Вяземский. Предполагается, что и Александр Сергеевич Пушкин также бывал в этом театре.

Гости наслаждались не только происходящим на сцене, но и любовались интерьерами здания. Фойе поражало своими просторами. В зал вела широкая лестница, огражденная чугунными узорными перилами. Пол в зрительном зале был устлан ковровыми дорожками. При этом отделка зала была беловато-малиновая, скромная,  без излишней позолоты. Над сценой висели часы в золотой оправе. Кресла в зале были изготовлены из березы и обиты тканью из полубархата оранжевого цвета с позолотой.

В зале насчитывалось 116 кресел, 111 стульев, 22 ложи первого яруса, 25 — второго. Третий ярус представлял собой балкон и две галереи вместимостью 216 человек, четвертый ярус состоял из 8 лож. А всего в зрительном зале насчитывалось 900 мест

Отдельное  внимание уделялось освещению зала, для этого разжигалось вручную до 600 масляных ламп

В 1860-е годы масляные фитили заменили на газовые рожки, и интерьеры становятся уже совсем другими. В 1886 году с появлением электричества вновь была проведена реставрация сцены, в результате которой обивка стала абрикосового цвета, а позолоченные украшения преобразовались в серебряные.

Также Михайловский театр называли Французским, потому что артистов приглашали из Франции и заключали с ними контракт, предлагали высокое жалование (до 10 тысяч рублей в год), длительные отпуска и за определенную выслугу лет (от 10 до 15 лет) — пожизненную пенсию.

Но не только французские актеры выступали на сцене театра, но и немецкие, а также петербургские труппы. В разные годы театр предоставлял сцену Александринке, принимал гастроли Московского Художественного театра, на его подмостки театра выходили Станиславский, Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Ермолова, Комиссаржевская и другие — все звезды МХТ. Кроме того, на сцене шли оперы и балеты артистов Мариинки, танцевала Ксешинская, звучали оперы в исполнении Федора Шаляпина. 

И сегодня театральная жизнь ныне уже Академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского, где соединились прошлое и настоящее, успешно продолжается.

История Михайловского театра

Открытие театра состоялось в 1833 году. В течение 20 лет его посетителями были исключительно император со своей семьёй и самыми близкими людьми. Сюда же Николай I приглашал высоких гостей, чтобы те оценили высокий уровень российской культуры.

В 1859 году здание было изменено, согласно проекту Альберта Катериновича Кавоса, который специализировался на строительстве театров. Благодаря ему сцена была расширена, а зрительный зал приобрел дополнительный ярус. Внутренне убранство было украшено плафонами, лепниной и скульптурами.

До реконструкции театра в нем выступали приглашенные труппы. Это была в основном труппа Александрийского театра, а также гастролеры из Франции и Германии. После 1859 года у Михайловского театра появилась постоянная творческая команда. Актёры были родом из Франции, поэтому репертуар составляли большей частью французские оперетты. Уже в XX веке в театре сформировался собственный коллектив.

В 1920 году Михайловский театр получил статус академического. Главой творческой труппы был назначен Самуил Самосуд, в 1937 году получивший звание Народного артиста СССР. В первой половине. ХХ столетия театр выпускает несколько ошеломительных премьер. Это были оперы «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» и «Война и мир».

В разные годы XX века в театре работали многие мировые знаменитости, такие, например, как Эдуард Грикунов, Даниил Похитонов, Всеволод Мейерхольд, Борис Зон и другие известные дирижеры и режиссеры.

Восьмидесятые годы XX века стали для театра периодом возвращения к русской классике. Здесь ставились оперы «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама». На сцене нашли своё воплощение и сказочные произведения Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Золотой Петушок».

За время своей работы театр много раз менял своё название. Он был переименован в Малый театр оперы и балета, Петербургский и Ленинградский театр. Кроме того, в своё время Михайловский театр носил имя великого композитора Модеста Петровича Мусоргского.

В 2011 году Михайловский театр стал лауреатом российской премии «Золотая маска». В 2013-м труппа театра получила награду как «лучшая международная труппа» от Круга британских критиков. В следующем  году актёры и постановщики снова удостоились премии «Золотая маска».

С 2009-го в Михайловском театре организовали балетный конкурс, направленный на поиск молодых талантов и носящий название «Гран-при Михайловского театра».

Исторические сведения

Открылся театр по Указу императора Николая I в помещении бывшей резиденции сына Павла I князя Михаила. С тех пор его и называют Михайловским. Построено здание на площади, созданной великим архитектором К. Росси, так что Александру Брюллову пришлось постараться, чтобы проект здания театра соответствовал общему ансамблю. Ему это удалось в полной мере, так что театр органично смотрится с рядом стоящими домами. Снаружи очень скромное и ничем не примечательное здание восхищает посетителей внутренней роскошью.

Первое представление увидел Петербург в далеком 1833 году. Сперва его хотели сделать императорским, чтобы представления смотрели только члены великой семьи и приближенных гостей, но он настолько полюбился всем дворянам, что сюда стали съезжаться со всего Петербурга для светских встреч.

С тех пор популярность данной площадки не стихает. На этих подмостках выступали знаменитый Иоганн Штраус и Федор Шаляпин, великолепные дирижеры Самуил Самосуд и Эдуард Грикуров, режиссер Всеволод Мейерхольд и хореографы Олег Виноградов и Федор Лопухов. Сейчас главным балетмейстером театра является приглашенная звезда из Испании Начо Дуато.

Лучшие места

В Михайловском театре расположение сидений классическое, и как во всех подобных оперных театрах, есть места с лучшей видимостью и слышимостью, а есть кресла, на которых не слишком комфортно воспринимать происходящее на сцене действо. Прекрасно видно в первом и втором ряду партера.

Хвалят зрители и боковые ложи бенуара. Хорошо все видно и слышно в первом ряду середины бенуара. Ну, о «царской» ложе, конечно, мы не говорим, ведь и так понятно, что это самые лучшие места. В первых рядах бельэтажа слышимость хорошая, но, по мнению зрителей, понадобится бинокль, так как видимость нечеткая.

Как добраться

Добраться до Михайловского театра можно на общественном транспорте или такси. На метро нужно доехать до станций «Невский проспект» (синяя ветка) или «Гостиный двор»(зеленая ветка), затем пройти по Михайловской улице вдоль здания гостиницы «Европейская» и перейти площадь Искусств по диагонали. На площади Искусств также останавливается наземный транспорт.

  • 107 (ГМА им. Мечникова — Площадь Искусств)
  • 287 (пр. Маршала Блюхера — Площадь Искусств)

Расписание и маршруты

Такси

До Михайловского театра можно также добраться на такси, используя приложения Яндекс. Такси, Gett, Uber, Maxim.

Видео о Михайловском театре

Что такое Амфитеатр

Амфитеатр — 1. Предназначенное для публичных зрелищ сооружение с ареной, вокруг которой возвышающимися уступами располагались места для зрителей (в Древнем Риме). 2.

Ряды кресел в зрительном зале, расположенные полукружием с постепенным повышением за партером — в театре, кинотеатре и т.п. — или вокруг арены — в цирке, на стадионе и т.п. 3. Часть зрительного зала, где находятся такие ряды. // перен. разг.

Зрители, занимающие такую часть зрительного зала. 4. перен. Что-л. (рельеф местности, строения и т.п.), постепенно возвышающееся в виде полукружия или круга.

Значение слова Амфитеатр по Ожегову:

Амфитеатр — Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером

АмфитеатрСооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукрогомАмфитеатр Так расположенные места в цирке, в лекторном зале

Амфитеатр в Энциклопедическом словаре:

Амфитеатр — (от греч. amphitheatron) — 1) античное сооружение для зрелищ:овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей(Колизей в Риме). 2) Места в зрительном зале (в театре и цирке запартером) или в аудитории, расположенные уступами.

Значение слова Амфитеатр по словарю Ушакова:

АМФИТЕАТР, амфитеатра, м. (греч. amphitheatron). 1. У древних — здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кругом местами для зрителей. 2. В современных театрах — места за партером или над ложами, расположенные полукругом.

Значение слова Амфитеатр по словарю Брокгауза и Ефрона:

Амфитеатр (amphitheatrum, от греч. αμφιθέατρον) — означал у римлян овальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных между собою театров без помещения для сцены и предназначавшееся для боя зверей и людей.

В самой середине помещалась усыпанная песком арена, свободное эллиптическое, приспособленное к форме всего здания пространство, на котором происходили бои. Под ареной часто находились разные пристройки. Кругом арены шла массивная каменная ограда, на которой для более верной защиты от зверей укреплялась еще решетка.

Позади этой ограды возвышались ступеньками ряды сидений, из которых нижние предназначались для сенаторов, всадников и т. д., а верхние, отодвинутые назад, для народа. Лестницы, ведшие к этим сидениям, открывались наружу под колоннадами, которыми было окружено все здание. По-видимому, первый каменный А. был выстроен в Кампании. Самый древний, дошедший до нас, находится в Помпее.

В Риме бои первоначально происходили на форуме, но в 44 г. до Р. Х. Цезарь выстроил обширный А. для боя гладиаторов. это было деревянное здание, и по окончании представлений его сломали. Каменный А., воздвигнутый Статилием Тавром в царствование Августа (29 до Р. Х.), по крайней мере отчасти, состоял еще из дерева, так как он был уничтожен пожаром при Нероне. Деревянный А.

По своей архитектуре несколько напоминает колизей, уцелевший даже внутри А. в Вероне, который носит там название арены. Кроме этих больших А., почти каждый значительный город во всех римских провинциях, особенно в Италии, Галлии, Испании, Африке, имел свои маленькие А. Всего менее их было в Греции.

Определение слова «Амфитеатр» по БСЭ:

Амфитеатр (от греч. amphithйatron)1) в Древнем Риме монументальное сооружение для публичных зрелищ: боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений. А.

— грандиозная эллипсовидная в плане постройка с ареной посредине, вокруг которой повышающимися уступами располагались места для зрителей. Конструктивную основу А. составляла сложная система арок и столбов, между которыми находились сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы.

Под ареной помещались клетки для зверей и сценической машины. До нашего времени сохранились частично А. в Риме (Колизей), в Вероне, Помпеях и др. городах бывшей Римской империи.2) В современном театре А.

называются места в зрительном зале, расположенные повышающимися уступами за партером.Амфитеатр. Колизей (амфитеатр Флавиев) в Риме. 75-80 гг.

Интересные факты

Михайловский театр был свидетелем многих событий. Одно из них – убийство Александра II, произошедшее недалеко от здания. Согласно одной из легенд, за императором неоднократно велась слежка, в результате которой было установлено, что, проезжая мимо театра, кучер неизменно заставлял лошадей идти шагом. Этим и воспользовались члены «Народной воли», совершая покушение на Александра II.

Михайловский театр является одним из трех театров императорского двора. Он последний обзавелся собственной труппой. В состав императорских сцен также входят Мариинская и Александровская.

В 2013 году театр отметил свой 180-летний юбилей концертом с использованием 3D-технологий. На официальной части выступали звезды театра и приглашенные артисты, а хедлайнером afterparty стал Сергей Шнуров с группой «Ленинград».

Михайловский театр на протяжении двух столетий не перестаёт удивлять своего зрителя. Он является воплощением гармонии между классическим и современным искусством. А организованный в здании музей познакомит с историей этого удивительного театра и его творческой деятельностью.

Новая схема зала (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Михайловский театр к новому сезону подготовил для любителей искусства перепланировку посадочных мест в зрительном зале. Полностью произошла замена кресел в партере, бенуаре и бельэтаже. Новые модели гораздо комфортнее предыдущих. Они имеют удобные подлокотники, высокие мягкие спинки и даже подставку под ноги. Также поменяли расположение кресел в партере. Если раньше посередине располагался проход в левые и правые ряды партера, то сейчас его полностью убрали, сместив все кресла в центральную часть театра. Проходы освобождены с двух сторон. Это сделано для лучшего восприятия спектакля. Также авторы проекта обновленной схемы зрительного зала Михайловского театра посчитали, что так откроется взору посетителей красивая лепнина лож бенуара, которая раньше закрывалась сидящими рядом людьми.

Еще изменения затронут кресла вторых рядов в ложах бенуара и бельэтажа. Если раньше кресла были одного размера и спереди, и сзади, а зрителям второго ряда приходилось выглядывать из-за плеча соседа спереди, то сейчас кресла второго ряда будут значительно выше. А чтобы зрителям было комфортно сидеть на высоких сиденьях, на них имеются подставки для ног.

Все изменения продуманы до мелочей, так что в будущем сезоне зрителям будет намного удобнее и рассаживаться на места и видеть происходящее на сцене.

Репертуар Михайловского театра

Балет Чайковского «Щелкунчик» идет на сцене Михайловского театра с 1996 года. Над постановкой начал работу легендарный хореограф-постановщик Мариус Петипа, однако по состоянию здоровья был вынужден передать ее Льву Иванову. Балетной труппе Михайловского театра во главе с хореографом Николаем Боярчиковым удалось перенести на сцену свое видение классической рождественской сказки о заколдованном принце Щелкунчике, смелой и доброй Маше и Мышином короле.

С сентября 2017 года в Михайловском театре показывают современную версию всем известного балета «Золушка». В спектакле гармонично сочетаются балетные традиции и современные технологии. Премьера постановки была приурочена к 110-летию Ростислава Захарова. Реконструировал балет Михаил Мессерер.

Владимир Шалаев

«Севильский цирюльник» является одной из самых популярных опер в мире, ее арии легко узнаваемы. Этот спектакль присутствовал в репертуаре Михайловского театра почти без перерывов с самого момента возникновения труппы в 1918 году. Современная версия оперы (на сцене с 2017 года) была поставлена швейцарским режиссером Эриком Вижье. Его постановка рассчитана на широкую аудиторию и лишена каких-либо ограничений. На сцене появляется весь колорит испанской жизни: танцоры фламенко, футболисты, поп-музыканты, гитаристы и многие другие.

В ноябре 2018 на сцене Михайловского театра прошла премьера оперы П. И. Чайковского «Иоланта». Поставил ее Андрий Жолдак, лауреат премии «Золотая маска». Роль Иоланты исполнила ведущая солистка театра Мария Литке. «Иоланта» является последней оперой Чайковского и самой мистической. Либретто к ней написал брат композитора Модест на основе драмы Генрика Герца. Опера рассказывает историю прекрасной девушки, которая не знает о том, что слепа. В репертуаре Михайловского театра в данный момент две «Иоланты»: старая, классическая, и новая, экспериментальная, с оригинальными декорациями и видеопроекциями.

Панорама Михайловского театра на Google Maps

Схема зала

Михайловский театр имеет обычное расположение кресел в зале, свойственное большинству оперных театров мира. Снизу напротив оркестровой ямы размещаются стулья партера. Некоторые театралы не очень довольны расположением этих кресел, так как пологий подъем пола в партере очень незначительный. Сиденья находятся почти на одном уровне. Первые десять рядов располагаются ровно. С 11-го по 14-й ряды партера имеют закругленную форму.

Остальные кресла — в ложах. Первый их ряд – бенуар – находится на уровне партера. Это самый первый этаж лож. Кресла стоят в два ряда, по четыре в каждой. На схеме зала Михайловского театра видно, что слева и справа находятся по 7 лож бенуара. По центру расположены места полукругом в три ряда.

С двух сторон от сцены помещаются ложи А и Б. Там могут находиться 8 человек: четыре спереди и четыре во втором ряду. Зрители там сидят почти над сценой и спектакль смотрят как бы сверху.

Следующий этаж занимают ложи бельэтажа. Размещаются зрители аналогично, по четыре человека в каждой. Два кресла спереди, возле перил и два сзади. В центре два ряда стульев слева и справа примыкают к центральной «царской» ложе. Она красиво украшена драпировками и к тому же самая удобная для просмотра спектаклей.

Следующие три этажа имеют сходное строение на схеме зала Михайловского театра. Это первый, второй и третий ярусы. На каждом этаже имеются и ложи, и ряды стульев для зрителей по центру. Давайте теперь посмотрим, какие изменения в расположении мест в зрительном зале произошли после недавней реконструкции, познакомимся с нововведениями.

Как выбрать удобные места в театре

Приведённая схема актуальна для больших зрительных залов, особенно в старых театрах с историей. А вот в современных театрах залы могут быть совершенно разными, например, состоять только из партера или партера с несколькими ложами на уровне балкона.

Перед покупкой билета рекомендуем внимательно изучить информацию на официальном сайте театра. Многие из них предлагают виртуальные туры, которые наглядно показывают масштаб зала, его устройство — проходы, расстояние между рядами и разными частями зала, близость первого ряда к сцене и другие нюансы.

Как выглядят залы самых известных театров в Петербурге

Фото: mikhailovsky.ru

Фото: alexandrinsky.ru, vk.com/alexandrinskytheater

Фото: afisha.ru

Фото: culture.ru

Фото: baltic-house.ru

Фото: mdt-dodin.ru

Фото: afisha.ru

Фото: mironov-theatre.ru

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Фото обложки: «В театре», художник — Жорж Барбье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector