Когда ребенок начинает осознанно улыбаться в ответ маме

Содержание:

Когда же малыш начинает улыбаться «по-настоящему»?

Для того чтобы грудничок одарил вас первой осознанной улыбкой, он должен пройти несколько важных этапов в своем развитии.

Ребенок рождается с несовершенным зрением. Он хорошо видит большие, крупные предметы на расстоянии 20-30 см. Лицо мамы ребенок видит слегка размытым. Нормальное зрение формируется примерно к месячному возрасту ребенка, именно тогда он начинает различать мимику взрослых и пытается «скопировать» ее.

Огромную работу проделывает нервная система малыша, его психика. Ведь нужно понять, что появление лица в поле зрения связано с приятными чувствами, которые он испытывает, и запомнить, как можно выразить свое удовольствие.

Чтобы улыбнуться, нужно задействовать 17 мышц. Представляете, какую работу проделывает ваш ребенок!

Как правило, малыши начинают осознанно улыбаться в возрасте от 6 до 8 недель. Неврологическая норма более размыта – от 5 до 12 недель.

Эту новую улыбку легко отличить от рефлекторной, так как она предназначается определенному человеку. Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно, этого нельзя не заметить.

Как правильно будить ребёнка в школу?

Школьники, как правило, проявляют определённую самостоятельность в том, чтобы вовремя просыпаться, но бывают и тяжёлые случаи, когда на протяжении всех одиннадцати лет родители изо дня в день пытаются разбудить ребёнка, чтобы он успел к первому уроку. Здесь тоже есть свои хитрости:

  1. Спортивные секции. Лучший способ избавиться от лишней энергии, чтобы раньше засыпать – посещать спортивную секцию. Спорт не только поможет держать себя в форме и вести более здоровый образ жизни, но и дисциплинирует и помогает решить проблему с просыпаниями. Главное не перегружать ребёнка слишком сильно, иначе вы будете наблюдать обратный эффект.
  2. Личный пример. Попробуйте вставать вместе с вашим сыном или дочерью, вместе готовить завтрак и разделять другие утренние домашние обязанности. Это поможет вам сблизиться, а ответственность, которую будет чувствовать ваш ребёнок, будет помогать ему находить мотивацию, чтобы проснуться.
  3. Хорошо проветриваемое помещение. Если в случае с маленьким ребёнком многие родители боятся простудить своего сына или дочь, то со школьниками можно быть менее щепетильными. Обязательно проветривайте помещение, где спит ваш ребёнок перед сном. Если вы ведёте здоровый образ жизни и слово «закалка» для вас не пустой звук, то можете приучать ребёнка засыпать с открытой форточкой или окном на микро-проветривании. Главное – следить за тем, чтобы не было сквозняка, а ребёнок был хорошо укрыт одеялом.
  4. Не наедаться на ночь. Правильный режим питания поможет ребёнку с засыпанием.

Когда же малыш начинает улыбаться «по-настоящему»?

Для того чтобы грудничок одарил вас первой осознанной улыбкой, он должен пройти несколько важных этапов в своем развитии.

Ребенок рождается с несовершенным зрением. Он хорошо видит большие, крупные предметы на расстоянии 20-30 см. Лицо мамы ребенок видит слегка размытым. Нормальное зрение формируется примерно к месячному возрасту ребенка, именно тогда он начинает различать мимику взрослых и пытается «скопировать» ее.

Огромную работу проделывает нервная система малыша, его психика. Ведь нужно понять, что появление лица в поле зрения связано с приятными чувствами, которые он испытывает, и запомнить, как можно выразить свое удовольствие.

Чтобы улыбнуться, нужно задействовать 17 мышц. Представляете, какую работу проделывает ваш ребенок!

Как правило, малыши начинают осознанно улыбаться в возрасте от 6 до 8 недель. Неврологическая норма более размыта – от 5 до 12 недель.

Эту новую улыбку легко отличить от рефлекторной, так как она предназначается определенному человеку. Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно, этого нельзя не заметить.

Когда ожидать первую улыбку

Эмоции малыша, как и он сам, развиваются постепенно. И если умению плакать и хныкать ребенок научен уже с первых секунд после рождения, то улыбка – это навык, которому следует тренироваться.

Многие мамочки хвастаются, что их кроха начал проявлять этот навык на второй-третий день своей жизни. Такое случается довольно часто, особенно когда дети спят. В народе о таком явлении говорят, что к ребеночку пришли ангелочки, и он с ними играет.

Но педиатры утверждают, что в этот период жизни крохи такая улыбка появляется неосознанно и никак не связана с чувством радости или удовлетворения. Чтобы увидеть такую реакцию ребенка в ответ на какое-то действие, необходимо время.

Осознанно малыш начнет улыбаться примерно на первом месяце жизни. Это будет его положительная эмоциональная реакция на присутствие мамы рядом, на хорошее самочувствие или просто на то, что ребенку уютно, тепло и сыто. Кроме того, умению улыбнуться также нужно научиться. В этом несложном, казалось бы, процессе задействованы десятки лицевых мышц.

С каждой неделей дети развиваются, изменяется и их психоэмоциональное понимание окружающего мира, людей, звуков и картинок.

Поэтому улыбка в возрасте начиная с двух месяцев будет появляться в ответ пришедшей маме, после определенных звуков или любимых картинок. В этот период такое эмоциональное проявление на личике у малыша имеют прямое отношение к позитивным эмоциям.

Психологами отмечено, что осознанно дети начинают улыбаться раньше, если родители дарят много тепла и любви, общаются с крохой достаточно много времени. Чем больше уделяется малышу внимания, тем ярче и эмоциональней проявляется этот рефлекс.

Даже дети, которые имеют ограниченные возможности (глухота или слепота) начинают улыбаться в ответ на слова родителей или их нежные прикосновения.

Если малышу не уделяется достаточно времени, ласки, тепла, заботы и любви со стороны родителей, то он значительно будет отставать в своем психоэмоциональном развитии. И во сколько месяцев его мама увидит первую улыбку — остается загадкой.

Смех на устах матери дает уверенность в том, что все хорошо, а окружающий мир дружелюбно настроен по отношению к крохе. Поэтому, видя свое чадо, старайтесь чаще ему улыбаться.

Создаем благоприятные условия для сна

Чтобы малыш спал хорошо, нужно создать ему комфортные условия для этого. Какие же параметры помогут хорошему сну?

  • прогулка перед сном;
  • успокаивающая ванна с отварами трав;
  • проветренное помещение, свежий воздух;
  • температура 18-20 С;
  • удобный, в меру жесткий матрац;
  • хорошо увлажненный воздух;
  • удобная одежда для сна;
  • мамино хорошее настроение;
  • достаточное количество еды.

Отдельно нужно сказать про воздух и одежду. Детки плохо спят, если в помещении слишком сухо, душно или жарко. Их носовые ходы пересыхают, дышать становится тяжело. Не пренебрегайте увлажнителями воздуха, регулярно проветривайте детскую. Рядом с детской кроваткой не должно быть батарей и обогревателей.

Важна и удобная одежда. Здесь универсальных рецептов нет. Все малыши разные. Некоторые прекрасно спят, туго запелёнатые. А некоторым необходимо ощущать ручки или ножки свободными. Попробуйте разные варианты: пеленки, спальные мешки, боди, слипы, комбинезоны, кофточки, ползунки. Только опытным путем вы поймете, что лучше для вашего ребенка.

Сон — крайне важная часть жизни новорожденного. Во сне он проводит большую часть суток

Важно, чтобы ничего не беспокоило кроху. Если малыш улыбается во сне — это хороший признак

Его ничего не беспокоит, а сны у него только приятные.

Теории о детских сновидениях

Остановимся подробнее на том, какие сны снятся младенцам. Почему маленькие дети улыбаются и смеются во сне?

  1. Первая, совершенно сухая и прагматичная версия — дети во сне вовсе не улыбаются. Нервные импульсы, возникающие в головном мозге во время фазы быстрого сна, вызывают непроизвольное сокращение мышц. В том числе реагируют мышцы лица. Они вызывают гримасы, похожие на улыбки.
  2. Есть еще одна теория. Когда детки спят, они перерабатывают информацию, полученную от предков с генами. В это время созревает нервная система, а мозг получает заряд «первоначальных» знаний об устройстве мира.
  3. Врачи — сомнологи уверены, что сновидения младенцы все-таки видят. И они непрерывно связаны с активным развитием мозга. Чем активнее его работа, тем ярче ощущения. Сильна взаимосвязь и в обратном направлении — сновидения усиливают активность ЦНС. Поскольку главным источником ощущений для новорожденного является мама, то и сны связаны с ней. Зрение новорожденных несовершенно, поэтому они не видят столь четких картинок, как взрослые. Зато они отлично улавливают запах, голос, чувствуют ласковые прикосновения и вкус грудного молока. Мать также дает крохе чувство защищенности и покоя. Именно эти приятные эмоции и воспроизводятся, когда детки спят.

Если мама спокойна, поводов для беспокойства нет, она транслирует свою уверенность малышу. В таких случаях наблюдать спящего ребенка улыбающимся — совсем не редкость. Совершенно другая картина, если мама уставшая, чем-то обеспокоена или раздражена. Ребенок считывает этот настрой, и мозг воспроизводит негативные эмоции. Такие детки часто просыпаются, плачут, ведут себя беспокойно.

Грудное вскармливание как способ наладить контакт

Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.

Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии. Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления

Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет

Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.

Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:

  • Возьмите ребенка на руки;
  • Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
  • Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
  • Поддерживайте контакт глаз;
  • Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.

Как развивается ваш ребенок?

Рассмотрите показатели развития детей в 2 и 3 месяца. Если у грудничка сформировались навыки, указанные в таблице, значит, скоро малыш подарит вам свою первую улыбку. Рефлексы постепенно преобразовываются в умения – не стоит торопить ребенка и беспокоиться без серьезного повода. Рассмотрите внимательно особенности данного периода, они станут основными помощниками в эмоциональном общении с ребенком.

2 месяца
3 месяца
Действия и речь
Лежит на животе. Приподнимает голову и старается удерживать несколько секунд. Поднимается на руках из положения лежа. Держит игрушку. Машет ею. Реагирует на взрослого: вытягивается, дергает ножками и ручками.
Тянется к игрушкам, если их повесить над ним. Пытается схватить. Умеет гулить. Держит голову, может ею управлять.
Зрение и слух
Фиксирует взгляд на предмете (погремушке) и на эмоционально значимом лице (обычно это мама). Слышит и узнает знакомый голос

Поворачивает голову на звук, водит глазами в сторону звука.
Всматривается в лица, в предметы, также присутствует комплекс оживления при появлении мамы.
Восприятие окружающих
Реагирует на эмоционально значимое лицо, проявляет отрицательные эмоции (плач, хныканье, крик), если от него уходят или не берут на руки.
Пытается привлечь к себе внимание различными движениями рук, агукает, замирает при виде незнакомого предмета или человека, может вздрогнуть при неожиданном звуке.
Познавательная деятельность
Хватает игрушки, вещи, одеяло и др. Прислушивается к музыке.
Следит за предметами, за людьми и животными

Реагирует на игрушку, особенно яркую, или погремушку.
Память
Имеет избирательную память, которая тесно связана с эмоциями; быстро все забывает, поэтому необходимо постоянно контактировать с малышом. Важную роль в формировании памяти и мышления играет эмоционально значимое лицо, чаще мама.

Особенности эмоционального общения с ребенком

Когда момент настал и вы все чаще стали замечать улыбающееся личико своего малыша, огромное значение имеет ваша эмоциональная реакция. Видя ответную улыбку, малыш снова улыбается, таким образом получается целый диалог. Ведь улыбка для ребенка – способ взаимодействия с окружающими. Это настоящая база социальных отношений. Ребенок понимает, что нужно улыбаться, и тогда ему ответят. Взаимные улыбки – проявление тесного контакта между вами и ребенком. На нем основывается дальнейшее эмоциональное общение и развитие малыша.

Если малыш редко улыбается, значит, нужно уделять ему больше внимания. Петь колыбельные, рассказывать сказки и стишки, включать спокойную или веселую музыку – все это способствует эмоциональному развитию детей. Если же результатов нет, значит, стоит сообщить об этом педиатру на приеме. Он даст квалифицированный совет или направление к другим специалистам.

Момент, когда дети начинают улыбаться, – один из самых долгожданных. Улыбка ребенка дарит безграничное счастье, поэтому родители мечтают приблизить это мгновение. Помните, что все дети развиваются индивидуально. Возрастные нормы появления первой осознанной улыбки следует воспринимать как ориентиры, а не догмы. Главное, чтобы ребенок был здоров и счастлив.

Почему младенцы улыбаются?

Младенцы улыбаются по многим причинам, в том числе:

Рефлекторная улыбка : это улыбка, которая появляется в утробе матери. Однако младенцы делают это случайно, а не в ответ на счастье или заботу

Поэтому специалисты не считают ее настоящей улыбкой.

Социальная улыбка : это улыбка в ответ на контакт с другими людьми, например, улыбка в ответ на уход или улыбка, чтобы привлечь внимание.

По мере того, как дети растут и развиваются, они также могут улыбаться, когда счастливы, независимо от того, взаимодействуют ли с родителями или нет. Например, можно увидеть улыбку ребенка во время игры с любимой игрушкой.

Следует обратиться к врачу, если ребенок не общается с улыбкой или другими выражениями лица к 3 месяцам.

Полезные советы и ответы на вопросы

Как узнать — хватает ли ребенка грудного молока?

  1. Мокрые пеленки Суть метода заключается в том, чтобы вычислить, сколько раз в течение суток малыш мочится. Для проведения подобного эксперимента необходимо запастись пеленками и выбрать подходящий день, когда можно отложить дела и посвятить свободное время стирке. Избавив ребенка на сутки от подгузника, необходимо подсчитать количество мочеиспусканий за 24 часа. Если число мокрых пеленок будет больше десятка, то причин для беспокойства нет, малыш сыт и доволен!
  2. Норма веса Всемирная организация здравоохранения постаралась и произвела на свет диаграмму, которая показывает норму роста и веса малыша в различные возрастные периоды. Ориентируясь на полученную информацию можно сделать вывод, что здоровый ребенок должен набирать от 500 г до 2 кг за месяц. Регулярные прибавки в весе являются верными показателями того, что процесс лактации протекает успешно.
  3. Регулярность стула Малыш, который питается достаточно, на первом месяце жизни должен опорожняться до 5 раз за день. Несколько дней с момента рождения стул младенца имеет густую консистенцию и темный цвет. Затем испражнения приобретают светло-коричневый оттенок и несколько возрастают в размере. На начальном этапе жизни при хорошем питании, количество испражнений должно практически совпадать с количеством приемов пищи. Нерегулярный стул или полное его отсутствие является сигналом о нехватке молока.
  4. Наблюдение.Ребенок может чувствовать голод, если был неправильно приложен к груди. Понять, что все сделано точно, можно понаблюдав за тем, как младенец глотает. При осуществлении глотка, подбородок малыша делает толкательное движение по направлению к груди. Длительность исполнения приема показывает количество полученного молока. Если глотки не слышны, следует изменить положение младенца, добившись правильного расположения у груди.

Какой распорядок дня у младенцев?

Спокойное бодрствование — ребенок смотрит открытыми глазами, ясный взгляд. Руки и ноги спокойно лежат

Внимание сосредотачивается на том, что дитя видит перед собой. Такое состояние наиболее подходит для обучения и общения.
Активное бодрствование — движения становятся более активными, внимание сосредоточено на себе, своих действиях.
Дремота — веки начинают смыкаться, внимание почти отсутствует

Это состояние переходит или в сон, или в пробуждение.
Поверхностный сон — малыш спит, но у него дергаются лицо, ручки и ножки. Дыхание неровное.
Глубокий сон — дитя расслаблено, лицо без выражения, ножки и ручки лежат свободно, дыхание спокойное и ровное.

Как поиграть? Потешки.

Тушки-тутушкиТушки-тутушки,
С творогом ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пшеничный пирожок!
На опарушке мешен,
Высоконько взошел!
Тушки-тутушки,
На столе преснушки!
Тушки-тутушки,
А в печи ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пекла баба плюшки.
Всем по плюшке,
А две — Ванюшке (Катюшке)!Едет-едет паровозЕдет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Едет, едет паровоз,
«Чух, чух, чух», — пыхтит наш пес.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.Смелый пилотВырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки
Лучшего дела.ЛужицаАи гу-гу, аи гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,Вот проснулисьВот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

Особенности развития ребёнка 4–5 месяцев

Положение лёжа на спине

Положение лёжа на спине становится более стабильным и обеспечивает достаточную опору на спину для развития хватательного движения. Ребёнок учится брать игрушку, которую ему предлагают сбоку, так чтобы она попадала в его поле зрения. Малыш подносит предмет ко рту и изучает. Это первое целенаправленное хватание:

В то же время в этом возрасте ребёнок ещё не может взять игрушку, которую подают ему по центру, а не с какой-либо стороны. Это движение ещё не доступно ему, самое большее, ребёнок возьмёт предмет обеими руками одновременно. Малыш пока ещё не может решить, какую руку использовать. Подобное происходит из-за того, что полушария мозга на этом этапе недостаточно связаны между собой и работают независимо друг от друга.

Теперь малыш хорошо удерживает голову в среднем положении (по центру) и направляет её на слуховые и визуальные раздражители. Он может свободно поворачивать голову изолировано от движения туловища.

В положении лёжа на спине центр тяжести тела ещё больше смещён к голове, поэтому ребёнок может поднимать ноги выше и соединять ножки, при этом большие пальцы ног касаются друг друга.

Положение лёжа на животе

Центр тяжести тела со временем всё больше и больше смещается к стопам. Это позволяет ребёнку выпрямлять верхнюю часть тела и дольше удерживать голову в среднем положении (по центру). Ноги свободно вытянуты, слегка расставлены. Симметричная опора на локти — необходимое условие для свободного вращения головы в обе стороны.

Как только ребёнок чувствует себя в безопасности в симметричной опоре на локтях, он снова чувствует возможность расширить свой диапазон движений и учится новому. Например, если он хочет схватить игрушку, которая находится прямо перед ним, он переносит вес на один локоть, скользит вперед по коврику свободной рукой и тянется к игрушке:

Малыш пока не может оторвать руку от поверхности. При переносе веса одна нога согнута, а другая выпрямлена. Таким образом нарушается симметричный характер опоры на обе руки и появляется асимметричная опора на один локоть.

Развитие рук и ног

С 4 месяцев начинается время стремительного развития. К тому времени, когда ребёнок начнёт садиться, у него развиваются основы мелкой моторики.

Хватательный рефлекс ослаб, и ребёнок может сознательно раскрыть руку, чтобы появилась возможность взять предмет. Лёжа на спине, впервые ребёнок начинает тянуться к игрушкам, которые ему предлагают сбоку. В положении лёжа на животе ребёнок может целенаправленно схватить лежащий перед ним предмет.

Ребёнок сначала захватывает предмет мизинцем и безымянным пальцем (так называемый ульнарный захват). Или хватает и сжимает игрушку всей ладонью. Ладонь разворачивается в сторону мизинца и сгибается в запястье вперёд.

До точного захвата двумя пальцами (пинцетный захват) ещё предстоит пройти долгий путь, поскольку развитие рук связано с развитием позвоночника. Кроме того, ребёнок пока берет предметы «всем телом», т.е. когда руки захватывают что-либо, одновременно происходят непроизвольные хватательные движения ступнями (фото).

Зрение

На этом этапе развивается цветовое зрение. Благодаря целенаправленному захвату предметов ребёнок постепенно развивает способность оценивать расстояния. Трёхмерное зрение появляется с 8 месяцев.

Речь

Малыш в этом возрасте много играет со своей слюной и смыканием губ. Он формирует пузыри и звуки трения (например, «в», «в-ф»), а также звуки, при которых губы плотно прижаты друг к другу (например, «м» или «м-б»).

Социальное поведение

Младенец теперь умеет громко смеяться. Он реагирует на мимику: улыбается в ответ дружелюбным людям и с подозрением смотрит на недоброжелательные лица.

Как развивается ваш ребенок?

Рассмотрите показатели развития детей в 2 и 3 месяца. Если у грудничка сформировались навыки, указанные в таблице, значит, скоро малыш подарит вам свою первую улыбку. Рефлексы постепенно преобразовываются в умения – не стоит торопить ребенка и беспокоиться без серьезного повода. Рассмотрите внимательно особенности данного периода, они станут основными помощниками в эмоциональном общении с ребенком.

2 месяца
3 месяца
Действия и речь
Лежит на животе. Приподнимает голову и старается удерживать несколько секунд. Поднимается на руках из положения лежа. Держит игрушку. Машет ею. Реагирует на взрослого: вытягивается, дергает ножками и ручками.
Тянется к игрушкам, если их повесить над ним. Пытается схватить.
Умеет гулить. Держит голову, может ею управлять.

Зрение и слух
Фиксирует взгляд на предмете (погремушке) и на эмоционально значимом лице (обычно это мама). Слышит и узнает знакомый голос

Поворачивает голову на звук, водит глазами в сторону звука.
Всматривается в лица, в предметы, также присутствует комплекс оживления при появлении мамы.
Восприятие окружающих
Реагирует на эмоционально значимое лицо, проявляет отрицательные эмоции (плач, хныканье, крик), если от него уходят или не берут на руки.
Пытается привлечь к себе внимание различными движениями рук, агукает, замирает при виде незнакомого предмета или человека, может вздрогнуть при неожиданном звуке.
Познавательная деятельность
Хватает игрушки, вещи, одеяло и др. Прислушивается к музыке.
Следит за предметами, за людьми и животными

Реагирует на игрушку, особенно яркую, или погремушку.
Память
Имеет избирательную память, которая тесно связана с эмоциями; быстро все забывает, поэтому необходимо постоянно контактировать с малышом. Важную роль в формировании памяти и мышления играет эмоционально значимое лицо, чаще мама.

Во сколько месяцев грудничок улыбается осознанно маме в ответ?

Осознанной улыбка станет лишь в тот момент, когда младенец научится концентрироваться на лице мамы, выделяя его из остальных.

В большинстве случаев малыш улыбается на 7-8 неделе после рождения при виде лица близкого человека (скорее всего, мамы).

Он начнет улыбаться, двигать ручками и ножками, реагируя на голос или просто присутствие поблизости любимого человека.

Столь позднее «осознание» объясняется тем, что для улыбки необходимо задействовать 15 лицевых мышц одновременно.

Первая осознанная реакция губ ребенка появляется из-за:

  • знакомых лиц, их мимики;
  • голоса (колыбельная на ночь или простой монолог от одного из родителей);
  • визуальный контакт в неживыми предметами (любимая игрушка);
  • тактильные ощущения (нежное поглаживание).

Улыбка, появившаяся на 7-8 неделе, говорит о правильном умственном развитии. В педиатрии подобное называют «проявление рефлекса оживления», в этот список также входят хаотичные движения ручками и ножками.

Чем активнее родители коммуницируют с малышом, тем быстрее он начнет отвечать им взаимностью — улыбаться, агукать и махать ручками.

(7) Хвалите ребенка за самостоятельность, а не за идеально выполненное задание

Ребенку не захочется быть самостоятельным, если родители будут постоянно его критиковать. Если начинающий школьник только учится сам делать уроки, есть вероятность, что он ошибется. Если впервые складывает физкультурную форму, очень вероятно, что она помнется. Ну и что?! Подумайте не о сиюминутном результате, а о том, что у ребенка формируется навык самостоятельности, который будет помогать ему всю жизнь.

Если ребенок ошибся, получил замечание или плохую оценку в школе, задача родителя не отругать, а помочь и утешить. Обсудить, что в следующий раз можно сделать по-другому, чтобы получить более успешный результат.

Сроки и нормы

Сложно сказать, когда человечество начало смеяться. Ученые предполагают, что случилось это еще на самом раннем этапе развития цивилизации. Смеяться могут не только человеческие дети, но и детеныши обезьян, но только в ответ на щекотку. Смех человека далеко не всегда связан с физическим воздействием. Это психоэмоциональная реакция на самые разные жизненные ситуации.

Новорожденный ребенок смеяться не умеет, поскольку для того, чтобы произвести смех, должны нужным образом сокращаться мышцы лица, определенно меняться дыхание, а также работа голосовых связок. Единственный инструмент общения с миром новорожденного – крик. Им он показывает свои нужды и потребности и до определенного времени ему вполне хватает этого.

Да, груднички могут улыбаться, но улыбка эта физиологическая, непроизвольная, которая говорит не о позитивной эмоции, а о спонтанном сокращении лицевых нервов по случаю интенсивного становления и «отладки» нервной системы.

Первая осознанная улыбка может появиться у крохи тогда, когда он научится различать и узнавать лицо мамы, то есть не раньше, чем малыш научится фокусировать взгляд на близких предметах. Это обычно происходит к 2 месяцам и чуть позднее. Примерно в 2-3 месяца малыши начинают гулить. Они слышат собственный голос и поначалу их это настораживает, но по мере развития эмоциональной сферы крохи начинают воспринимать собственное гуление как довольно забавные звуки. Именно на период от 3 до 5 месяцев приходится долгожданное освоение нового навыка – ребенок начинается смеяться в голос.

Улыбаться и смеяться со звуком малыш будет тогда, когда сыт, когда он здоровый и сухой, когда ему комфортно и хорошо. Поначалу это будет тихий и осторожный смех, потом грудничок осмелеет и начнет смеяться громко. После полугода дети начинают накапливать дневные впечатления, и это может выразиться смехом во сне. Удивляться и бояться этого не надо, такой смех – этап формирования психического и эмоционального развития малыша.

С первым смехом вслух обязательно будут связаны и многочисленные родительские вопросы. Так, довольно часто мамы отмечают, что ребенок после смеха начинает икать. Это вполне нормально, волноваться не нужно, просто в смехе задействованы органы дыхания, происходят ритмичные выталкивания воздуха из легких. При этом слабая детская диафрагма может испытывать непривычные и незнакомые ранее спазмы, которые и проявятся ритмичной икотой после смеха.

Готовность малыша

Явным признаком «взрослости» ребенка считается способность самостоятельно пользоваться горшком или унитазом по большой и малой нужде. Все мамы, безусловно, хотят видеть малыша большим и самостоятельным. Но до определенного возраста, особенно если нет потребности отдавать ребенка в ясли, ему и его маме более удобно пользоваться одноразовыми подгузниками. По сложившейся практике таким возрастом считают 2 года.

Когда ребенок достигает двухлетнего возраста, у родителей возникает резонное желание перестать тратить семейный бюджет на недешевые подгузники и привить чаду санитарные навыки, без которых будет сложно оформиться с детский сад или отправиться в увлекательную поездку. В 2 года и позднее этой знаменательной даты, как правило, разворачивается широкомасштабная борьба с подгузниками, которая изрядно изматывает и взрослых, и растерянного карапуза.

Подготовленность ребенка оценивается по нескольким параметрам. Когда человек появляется на свет, мочеиспускание и дефекация являются рефлексами безусловными, которые ребенок никак не может взять под контроль, да это до поры и не требуется. На определенном этапе развития безусловный рефлекс становится условным, то есть ребенок ассоциирует желание пописать или опорожнить кишечник с самим действием.

Именно после того, как рефлекс станет условным, можно попытаться начать обучение ребенка. В более раннем возрасте от малыша можно добиться ассоциативного мочеиспускания в горшок по команде «пи-пи», но когда рефлекс станет условным, малыш может отказаться выполнять команды и снова начнет делать свои «дела» в штаны.

Рефлекс переходит в разряд условных по мере роста ребенка, по мере совершенствования функций коры его головного мозга и нервной системы. Возрастом, в котором процессы становления рефлекса можно считать завершенными или почти завершенными, считается именно двухлетний возраст. Таким образом, можно начинать подготовку к освоению «туалетной науки» после того, как малыш отпразднует второй день рождения.

Готовность к высадке на горшок несложно оценить. По словам известного во всем мире педиатра Евгения Комаровского, достаточно несколько дней внимательно понаблюдать за ребенком и честно ответить на несколько вопросов (если положительных ответов будет большинство, можно пробовать прививать карапузу новые санитарные навыки).

  • Есть ли у ребенка сформированный режим дефекации? Ходит ли он по-большому примерно в одно и то же время каждый день?
  • Может ли карапуз хотя бы полтора часа проходить в чистом и сухом подгузнике после смены? Получается ли у него хотя бы на протяжении этого времени сдерживать мочеиспускание?
  • Знает ли малыш названия частей своего тела, знаком ли он с ним, способен ли он понимать названия предметов своего гардероба (трусики, штаны, юбочка и т. д.)?
  • Понимает ли он значение глаголов «помочиться» и «покакать»? Ассоциирует ли этот процесс с данными словами?
  • Раздражает ли ребенка мокрый или грязный подгузник, пытается ли он после определенного действа снять подгузник?
  • Может ли ребенок сам снимать штаны, трусы?
  • Имеет ли ребенок доступ в туалетную комнату? Заходит ли он в нее без опасений и страха?

Дети после 2 лет, как правило, прекрасно понимают речь родителей. Даже если они еще не очень хорошо разговаривают, пассивная речь у них развита в достаточной степени, чтобы понимать, что именно произносят взрослые. А потому ребенку будет значительно проще объяснить, зачем нужен новый предмет под названием «горшок» и что с ним надо делать. Если в процессе обучения ребенок будет сопротивляться, плакать, протестовать, лучше будет отложить обучение на более позднее время. Возможно, уже через несколько дней или недель малыш по-новому начнет воспринимать горшок и все, что с ним связано.

Подготовка родителей заключается в том, чтобы найти неделю-другую свободного времени, если они работают, и провести их с малышом. Также потребуется запас терпения и сил, ведь не все будет получаться с первого и даже со второго раза.

На момент начала обучения ребенок должен быть здоров, он не должен находиться под влиянием неких стресс-факторов, например, переезда, начала посещения садика, расставания с одним из родителей или их развода.

Привязанность мамы и ребенка

Психологи давно изучают психологию связи ребенка и мамы, ее значение для дальнейшей жизни человека

Ребенку для его психологического благополучия очень важно испытывать привязанность к маме. Качество и наполненность этой связи определяет все дальнейшее психическое развитие и закладывает основы психологического портрета личности ребенка — его способности устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими

Привязанность создается постепенно.

  • Вначале младенец обращен к любому контактирующему с ним лицу: он гулит и дарит улыбку каждому, кто вступает с ним в ласковый разговор и контакт глаз.
  • Далее ребенок выделяет одного определенного человека и сосредотачивается на нем (обычно это мама).
  • Затем он начинает исследовать мир и его законы, взаимодействуя с этим избранным взрослым; цель такого взаимодействия — чувство защищенности, стабильности и удовлетворения, которое он находит, получая должный уход за собой и теплое эмоциональное общение.
  • Наконец, в возрасте раннего детства ребенок дорастает до установления партнерских отношений с взрослым.

Психологам известно, что для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.

Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector