Как расписать жостовский поднос: этапы росписи, мастер-класс для начинающих

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.

Замаленок

Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера заключается в том, что при помощи тонкой кисточки и минимального количества каждый элемент картины прорисовывают, добавляя ему реалистичности. На ягодках появляются семена, в чашках цветов возникают пестики и тычинки, листья, травка и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных дополнений и других сложных акцентов.

(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)

И затем…

Привязка

На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.

Чтобы изделие выглядело законченным, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой, не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.

Цвета жостовской росписи

В классической подаче предусматривается обязательное наличие фона, выдержанного в красной или черной тональности. Однако современные технологии позволяют применять нежные пастельные оттенки для создания многоцветковой композиции.

Фабрика в Жостово выпускает на рынок продукцию с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Наибольшим спросом у потребителей пользуется цвет «слоновая кость». Изредка встречается продукция, оформленную на золотистом или агрессивно красном полотне.

Изысканно и оригинально выглядят изделия с перламутровым покрытием

Чудесные переливы могут декорировать весь фон или акцентировать внимание на отдельных деталях композиции. Первоначально инкрустацию с перламутром применяли только в Федоскино

Жостовские изделия

Промысел славится именно подносами, но не только их считают продукцией мастеров знаменитого предприятия. Изначально (еще в первой четверти 19 века) на предприятии делали шкатулки и сухарницы с лаковым оформлением. Сегодня же интересно выглядит и жостовская игрушка. Например, можно купить набор из пасхальных яиц с оригинальной росписью.

Вы можете увидеть и матрешки, лошадки, расписанные в жостовском стиле, но фабрика на сегодняшний день не производит данную продукцию. Зато фабрика дает возможность украсить интерьер не скандинавским декором (что сегодня модно, но вряд ли оригинально), а традиционно русским.

Продукция фабрики это и:

  • зеркала с расписными рамами;
  • уличные фонарики;
  • свечи;
  • кашпо;
  • картины;
  • лейки;
  • табуреты.

Расписные изделия изящны и соответствуют запросам времени. Художники фабрики пребывают в постоянном творческом поиске, который позволяет промыслу не только сохранять себя, но и развиваться. А тем, кто хочет приобщиться к направлению на практике, жостовская фабрика открывает возможности для обучения – в Москве работает специализированная школа-студия для всех желающих.

В то время, когда промысел только начал зарождаться, он быстро нашел покупателя, чему помогло и выгодное географическое расположение деревень (близ Москвы с ее торговым потенциалом). Сегодня, в эру глобализации, жостовская роспись выглядит так же привлекательно и тонко, изящно и мелодично.

Мастер-класс росписи подноса

Любой мастер-класс, отвечающий на вопрос, как рисовать поэтапно жостовскую роспись, показывает многослойность выполняемой работы. От одного этапа мастер плавно переходит к другому, и алгоритм этих переходов позволяет создать изображение, которое будто светится изнутри.

Жостовская роспись – как рисовать поднос поэтапно:

Замалевка. Так называется первый слой будущего изображения. Обычно художник приступает к нему в конце рабочего дня. Разбеленной краской мастер раскидывает по цветной поверхности пятна цветов, бутонов и листьев. Из этих пятен постепенно намечается композиционное решение. Каждое пятно должно быть на своем месте – вписываться в форму подноса и, конечно, роднится с замыслом автора.

Тенежка. На этом этапе начинается работа с прозрачной лессировочной краской. Она нужна для прорисовки темных частей листьев и цветов. Изображение обретает точность и глубину.

Прокладка. Далее мастер берет уже плотную и непрозрачную краску, которой он выделяет светлые места. На этом этапе местами начинают появляться детали, формы цветов, бутонов, листочков и лепестков. Во время такой прорисовки начинаешь понимать, почему букет создаст впечатление светящегося изнутри изображения.

Бликовка. Она наиболее полно показывает почерк мастера. У одного художника она будет широкой и мягкой, у другого – мелкой и дробной. Бликовку можно сравнить с музыкальным ритмом. У кого-то в букете ощутим медленный, неспешный распев, где-то же заметной становится зажигательная пляска. Музыкальность подносов – это отличительная черта росписи.

Чертежка. На данном этапе художник прочерчивает светлые контуры цветочных краев, бутонов, листьев, лепестков. Например, есть у мастеров такое понятие «сделать семенца» — то есть прописать тычинки и пестики.

Привязка. Так называют легкую, плетущую особый ажур травку, заполняющую пустоты между компонентами росписи. Она является связующим звеном всю композицию. И это тоже авторская интерпретация рисования: кто-то делает привязку обильной, тщательно прорабатывает этот этап, даже делает на нем акцент

Другой же мастер не любит приковывать внимание к привязке, оставляет ее минимальной. Есть художники, которые следят за яркостью привязки, а есть те, кто вписывает ее в фон, делает очень деликатной.

На этом этапе роспись завершается. Художник отдает работу орнаменталисту, который поставит финальную точку в оформлении подноса. Если не включать в работу хотя бы один этап, традиционность жостовского изображения будет нарушена.

О том, где появился жестовский поднос и как развивался промысел, читайте в нашей статье: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».

В детских работах некоторые этапы могут исключаться или имитироваться, процесс заметно упрощается. Но если вы хотите всерьез научиться жостовской росписи, рисовать эти светящиеся розы и ажурные стебельки, великолепные букеты, по-своему мелодичные и даже музыкально выразительные, придется оттренировать каждый этап.

Точных мазков и художественного наслаждения!

Мотивы Жостова

Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.

Основными мотивами жостовской росписи являются:

  1. Букеты из садовых и луговых цветов.
  2. Растительные мотивы.
  3. Цветочные орнаменты.
  4. Вазоны.
  5. Гирлянды.
  6. Сценки народных гуляний.
  7. Пейзажи.
  8. Натюрморты.
  9. Сценки народного быта.
  10. Сценки народных свадеб.
  11. Сценки с чаепитием.

Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.

Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.

Возникновение жостовской лаковой росписи по металлу

Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.

С 1830 года большинство мастерских, расположенных в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали изготавливать предметы из папье-маше, а перешли на производство и роспись металлических подносов.

Близость к столице позволяла промыслу обходиться без посредников и иметь постоянный рынок сбыта, а также по приемлемым ценам закупать необходимые материалы.

Поэтапная роспись жостовского подноса

Вот как все происходит:

  1. На этапе грунтовки выбирается и наносится фон — цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа — пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
  2. На втором этапе жостовской росписи создается замалевок — общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
  3. Тенежка — это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
  4. Этап прокладки — самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
  5. На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
  6. На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
  7. Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
  8. Последний этап — уборка — предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется «твореным» золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком — гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком — орнаментом с включением цветов.

Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы. Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.

История жостовской росписи

Начало истории уникальной росписи начинается с 1825 года, когда один из подневольных людей графа Шереметьева, Вишняков, работающий на местном мануфактурном предприятии, узнал там технологию покрытия лаком изделий из металла и папье-маше. После этого в своем населенном пункте он открыл собственную мастерскую. С этого момента и возникло это народное ремесло. Но мотивы изображения жостовская техника берет у Тагильской росписи. Она возникла почти на 100 лет раньше и также представляла собой художественную отделку рисунком железных подносов.

Через пять лет производство распространилось и на окрестные деревни: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.

В 1922 году в селе Новосельцево, также находящимся в Мытищинском районе, образовалась «Новосельцевская трудовая артель». Она выпускала железные подносы, покрытые лаком. В 1924 году в деревне Жостово возникли две артели: «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь». Через год тут же появилась «Лакировщик», а в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти гильдии слились в одно предприятие.

На развитие и популярность расписных подносов из Жостова повлияло удачное расположение деревни. Мастера могли реализовывать свои творения в Москве, продавая так свой товар без посредников. Там же они закупали сырье для новых работ.

После отмены крепостного права, многие умельцы начали открывать собственные мастерские по изготовлению жестяных подносов. Они устраивались прямо в доме. Ремесло приобрело такую популярность, что вскоре открылась школа по обучению росписи жестяной утвари.

Первые годы образования СССР дались жостовским мастерам тяжело. Советское искусство подразумевало социалистический реализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти образы плохо сочетались с традиционным направлением народного промысла. Профессиональные художники пытались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако, мастера сумели противостоять чуждым новациям и сберечь традиционное направление, использовав новые идеи на улучшение своего ремесла.

После 1960-х годов вновь возродился интерес к народному искусству. Образцы народных промыслов России стали попадать на специализированные выставки, вследствие чего возрос интерес со стороны зарубежных поклонников. Появившаяся популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому смог только высокий отточенный профессионализм мастеров и продолжение традиций.

Особенностью жостовской росписи является то, что несмотря на частое отхождение от своей первоначальной формы, традиционно она создается именно на кованном подносе. Перед нанесением рисунка утварь подвергается тщательной шлифовке, после чего на ее поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, затем следует покрытие лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется. Только по окончанию этого подготовительного процесса, заготовка попадает в руки мастеру на роспись. При этом художник трудится над несколькими подносами одновременно.

Каноническое изображение идет на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре, по краям расположены более мелкие. Мастера росписи умеют органично соединить изображение и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и объемности картинки. Черный фон не просто оттеняет яркие цветы, он окутывает их, создает равновесие оттенков.

Этапы создания рисунка

Этапы создания жостовского подноса:

  • Замалевка. Выбирают тему композиции и создают наброски букета.
  • Тенежка. Набрасывают тени, цветам придают объем.
  • Прокладка. Тщательно выписываются все элементы композиции.
  • Бликовка. На всех деталях выписывают блики. Создается эффект освещенности букета. Благодаря этому цветы приобретают объем.
  • Чертежка. Для выполнения этого этапа используют кисть. Благодаря такой росписи цветы становится похожими на живые. Мастер делает прожилки на листиках, вырисовывает семена и другие детали растений.
  • Привязка. С помощью стеблей и листиков собирают букет в единую композицию.
  • Уборка краев. Это завершающий этап оформления подноса. Борта изделия украшают различными орнаментами.

Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.

Ход занятия

Дети входят в мастерскую.

— Сегодня мы с вами пришли в художественную мастерскую.

Как можно догадаться, что это художественная мастерская?

(кисти, краски, столы, бумага, мольберты, выставка подносов).

— Дети, посмотрите на столы, у нас есть ещё какие-то тарелочки (дети достают пазлы и рассматривают содержимое).

— Что в них? (детали игры “Собери пазл”).

— Ребята, вы хотите посмотреть, что у нас получится? Давайте соберём.

— Что получилось? (народные росписи)

— Какой узоры в росписях?

— Какие цвета используются?

— Как вы догадались, что это жоствоская роспись на подносах (на одном из пазлов?

— Есть ли в нашей мастерской работы жостовских умельцев?

Звучит музыка П. И. Чайковского “Вальс цветов”.

— Вот и в музыке композитор П. И. Чайковский, используя нежные интонации, сочинил “Вальс цветов”.

— Какое настроение появилось у вас, глядя на эти подносы и слушая музыку?

— Что бы вам хотелось сделать? (потанцевать, подвигаться, попеть, порисовать)

— Какие краски подходят для такого настроения? (красный, желтый, синий, зелёный, голубой и т. д.)

-Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга? (Формой, размером, на подносах разный фон)

-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах? (Цветы. Букеты из цветов)

— А какие цветы вы знаете? (Ромашки, пятилистники, розы….)

-А теперь отгадайте загадки о цветах.

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Над лугом парашютики

Качаются на прутике. (Одуванчики)

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)

Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка. (мимоза)

Посмотрите — у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка. (роза)

-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.

(ребенок читает стихотворение)

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

-Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены? (Висит на стене. Стоит самовар)

-Подносы можно использовать, для чего ребята? (как украшение интерера, так и использовать в быту)

-создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется? (Замолевка)

-Следующий этап – бликовка подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Вы уже сделали первый этап – замолевку. Теперь вам надо продолжить работу. Пропиать цветы на подносе.

— Сегодня мы с вами будем расписывать подносы (дети выбирают свой подготовленный поднос).

— С чего начнём рисовать? (с крупных цветов в центре подноса)

— А затем? (мелкие цветы, бутоны, полураспустившиеся бутоны, листья разной величины)

— Потом у нас идёт привязка и уборка.

— Как ещё можно расположить узор на подносе? (враскидку, венок, полувенок)

— а перед тем как мы начнем свою работу предлагаю вам отдохнуть немного: Физминутка “Цветки”.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают. Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки

Медленно разгибаем пальцы из кулачков

Покачиваем кистями рук вправо влево

Медленно сжимаем пальцы в кулачки

Покачивание кулачками вперёд — назад

Самостоятельная работа детей.

Помощь детям советом в подборе колорита.

Анализ и оценка деятельности детей.

Дидактическая игра “Торговый дом “Жостово”. (Оформляем выставку, выбираем продавца.)

— Мне хочется купить поднос для украшения своего дома. Какой бы Вы мне посоветовали? Для чего ещё нужны подносы?

Научиться и научить

Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием. Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи. А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.

Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом. Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется «двойной мазок». Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная — на кончик кисти. Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда. Затем аналогично заполняется серединка соцветия.

Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием «двойного мазка». При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.

Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.

После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки. Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка. К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.

Далее наступает этап рисования «травки». Листики у стебельков также изображаются двойным мазком. А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки. При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился «зигзаг». При изображении более круглых листочков используют прием «запятой».

В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос — яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.

По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector