Массаж грудничку: как правильно (пошаговая инструкция, видео)

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Помимо ключевых признаков СМА, подвижность и развитие вашего ребенка также могут помочь понять, если что-то пойдет не так

В первые месяцы жизни малыша особенно важно отслеживать динамику его двигательных навыков, проверяя, соответствует ли она календарю моторного (двигательного) развития

Помимо ключевых признаков СМА, подвижность и развитие вашего ребенка также могут помочь понять, если что-то пойдет не так. В первые месяцы жизни малыша особенно важно отслеживать динамику его двигательных навыков, проверяя, соответствует ли она календарю моторного (двигательного) развития

Календарь моторного развития – это способ оценить физическое развитие ребенка по месяцам. Наблюдение за тем, как ребенок растет и развивается — это захватывающий опыт, с рождения и далее у вас будет много волнительных и увлекательных открытий.

На рисунках ниже показаны основные навыки, которые приобретает малыш в первые несколько месяцев жизни. С их помощью вы можете оценить, насколько правильно развивается ребенок. Каждый малыш уникален, и точный возраст достижения этих этапов может отличаться.

Календарь моторного развития – это способ оценить физическое развитие ребенка по месяцам. Наблюдение за тем, как ребенок растет и развивается — это захватывающий опыт, с рождения и далее у вас будет много волнительных и увлекательных открытий.

На рисунках ниже показаны основные навыки, которые приобретает малыш в первые несколько месяцев жизни, с их помощью вы можете оценить, насколько правильно развивается ребенок. Каждый малыш уникален, и точный возраст достижения этих этапов может отличаться.

Выберите возраст:

  • 0-6 МЕСЯЦЕВ
  • 6-18 МЕСЯЦЕВ

1 месяц

  • SVG

    Немного поднимает голову, лежа на животике

  • SVG

    Может дотрагиваться ручками до своего лица и рта

  • SVG

    Рефлекс Моро (испуга): если ребенок напуган, например, громким звуком, он раскидывает руки, разогнув пальцы

2 месяца

  • SVG

    В положении лежа на животе ребенок может поднять голову и повернуть ее из стороны в сторону; он также может использовать ручки, чтобы оттолкнуться от опоры

  • SVG

    В положении лежа на спине ребенок может шевелить руками и ногами, сгибать их. По мере развития эти движения становятся более плавными

  • SVG

    Может уверенно держать игрушку, которую дали ему в руки

3 месяца

  • Лежа на животе, ребенок может приподнять голову и грудной отдел

  • SVG

    Лежа на спине, ребенок может размахивать руками и пинаться ножками

  • SVG

    Начинает тянуться к игрушкам, осознанно хватает и держит предметы

4 месяца

  • SVG

    Лежа на животике, может держать голову прямо и оглядываться по сторонам

  • SVG

    Лежа на спине, может переворачиваться с боку на бок

  • SVG

    Приподнимается на локтях, лежа на животе

  • SVG

    Хватает игрушки и трясет их

6 месяцев

  • SVG

    Начинает садиться без посторонней помощи

  • SVG

    Переворачивается с боку на бок, а также со спины на живот

  • SVG

    Начинает удерживать свой вес при опоре на ноги и стоять с поддержкой

  • SVG

    Начинает ползать на руках и коленях

6 месяцев

  • SVG

    Ребенок начинает самостоятельно сидеть

  • SVG

    Переворачивается с одного бока на другой, а также с живота на спину

  • SVG

    Начинает удерживать свой вес при опоре на ноги и стоять
 с поддержкой

  • SVG

    Начинает ползать, опираясь на руки и колени

9 месяцев

  • SVG

    Ползает, опираясь на руки и колени

  • SVG

    Может подтянуться, чтобы встать, держась за что-нибудь

  • SVG

    Может стоять, опираясь на что-либо

  • SVG

    Начинает делать первые шаги, держась за мебель и опираясь на неё для поддержки

12 месяцев

  • SVG

    Может самостоятельно стоять

  • SVG

    Начинает делать первые шаги без поддержки

  • SVG

    Может самостоятельно садиться и оставаться в таком положении надолго

18 месяцев

  • SVG

    Может уверенно ходить без поддержки

  • SVG

    Начинает подниматься по лестницам и бегать

  • SVG

    Начинает самостоятельно есть с ложки и пить из кружки

Причины возникновения

Так что же мешает ребенку спокойно спать всю ночь, лежа в постели? Все дело в том, что нарушается процесс плавного перехода из периода глубокого сна к стадии поверхностного. В нормальном состоянии центры коры головного мозга, отвечающие за двигательные функции организма, во время ночного отдыха должны быть отключены. Но если происходит сбой, нервные импульсы активируют движение, и ребенок бессознательно встает с кровати.

Замечено, что малыши мужского пола намного чаще ходят во сне, чем девочки того же возраста. Чем это обусловлено – точно неизвестно, так показывают наблюдения.

Обстоятельства, от которых зависит вероятность развития снохождения у детей, давно изучаются учеными, но точные так и не определены. Среди них выделяют несколько основных:

  1. Наследственность. В ходе многолетних исследований удалось доказать, что если хотя бы один из родителей в детстве был лунатиком, то у ребенка шансы им стать возрастают на треть. Ну а в том случае, когда оба родителя страдали подобным расстройством, вероятность возрастает еще вдвое.
  2. Недосыпание, вызванное нервным перевозбуждением. Это может быть единичный случай, связанный с каким-нибудь событием или систематический недосып. Основанием для него могут служить и положительные эмоции, и негативные факторы воздействия.
  3. Несоблюдение режима сна. При выработанном постоянном отходе ко сну в одно и то же время вероятность проявления лунатизма снижается в несколько раз.
  4. Некоторые заболевания ЦНС, в том числе и эпилепсия.
  5. Случайные обстоятельства. К ним можно отнести приснившийся кошмарный сон или переполненный мочевой пузырь.
  6. Усталость. Чрезмерные физические нагрузки могут вызывать нарушения сна.
  7. Черепно-мозговые травмы или прием некоторых лекарственных препаратов. При травматических повреждениях тканей головы последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Отдельные лекарства способны вызвать тяжелые нарушения сна, и, как следствие, снохождение. Обычно производители указывают это в инструкции по применению.

При наличии у ребенка синдрома беспокойных ног снохождение развивается гораздо чаще. Расстройству также могут способствовать семейные ссоры накануне или компьютерные игры.          

Упражнения для ребенка

В большинстве случаев нет причин для беспокойства, если к концу 12 месяцев ребенок начинает ползать , а другие занятия соответствуют его возрасту. Простые упражнения как научить малыша ползать и как научить ребенка вставать на четвереньки помогут:

  • вытягивание ног
  • поддержка в сидячем положении
  • легкое подталкивание ребенка, когда он стоит на четвереньках
  • обеспечение свернутого одеяла или валика под животом, когда он стоит на четвереньках, помогает как научить ребенка вставать на четвереньки
  • побуждение их двигаться к объектам, которые вызывают их любопытство

Важно отметить, что есть младенцы, которые просто не ползают и не встают. Не беспокоиться! Это просто личность вашего малыша! Но есть причины для задержки фазы сканирования, с которыми вы можете помочь

Но если к 12 месяцам у вашего ребенка не наблюдается каких-либо движений или проявляются признаки слабости или плохого контроля на одной стороне тела, поговорите со своим педиатром.

И помните: вы всегда должны консультироваться со своим педиатром, если что-то не так. Если есть проблема, раннее вмешательство может помочь вашему ребенку вернуться в нормальное русло.

Игры с малышами

Или как учить ребенка ползать дома

Поощряйте скалолазание

Бросьте подушки на пол и создайте полосу препятствий, по которой вашему ребенку придется преодолевать эти подушки, чтобы добраться до желаемого места. Работайте с ним над тем, чтобы подниматься по лестнице — я знаю, я знаю… не туда, куда вы хотите, чтобы она пошла, но для ребенка практически невозможно подняться по лестнице, не опираясь на руки и колени!

Работа над пересечением линии

Поощряйте ребенка пересекать линию с помощью упражнений в сидячем положении или боковом сидении с опорой, что способствует переносу веса через слабые руки, что может затруднить отталкивание четвероногих. Пересечение линии позволяет работать над вращением туловища при переходах из положения сидя в положение 4 точки / стоя на коленях. Чтобы потренироваться, поместите игрушку с одной стороны тела ребенка, вне досягаемости, а вы сидите с другой стороны. Попросите ее взять игрушку и передать ее вам.

Задвиньте корзину для белья

Дайте ребенку информацию через его руки / локти / плечи и отличное укрепление тела, заставив его толкать корзину с несколькими игрушками по полу. Возможно, вам придется помочь, но радость на его лице, когда он начнет перемещать корзину, будет бесценной! Кроме того, для него будет практически невозможно перемещать эту корзину, не стоя на коленях (или ногах).

Поощряйте игры

Младенцы любят радовать своих родителей и узнают гордость на вашем лице, когда они что-то делают хорошо! Иногда само пребывание в позе четвероногих может подтолкнуть вашего малыша к этому! Поиграйте в игру в прятки в этой позе или попробуйте ползать, чтобы получить свою любимую игрушку.

Вопрос-Ответ

Почему дети начинают ползать намного позже, чем другие?

1. Тип телосложения играет роль: более стройные и подтянутые дети быстрее ползают

Трудно перетащить свое тело, если у вас много лишнего веса! Таким образом, более стройные дети, у которых соотношение мышечной массы и жира в организме более благоприятное, имеют преимущество на раннем этапе.

2. Кроме того, младенцы ползают раньше, когда у них много «времени лежали на животе»

Исследования подтверждают, что ползание связано с количеством времени бодрствования, которое младенцы проводят лежа на животе. Младенцы, которые проводят много времени на «животике» и занимаются спортом, как правило, начинают ползать в более раннем возрасте.

3. Мотивация тоже имеет значение

Как уже отмечалось, ползание на животе — изнурительная работа, а ползание на четвереньках требует тщательного контроля равновесия. Некоторые дети могут решить, что это не стоит того, и сосредоточиться на изучении других способов передвижения.

Как скоро после ползания дети начинают ходить?

Это бывает по-разному.

Время между началом ползания и началом ходьбы составляло примерно 4 месяца. А в некоторых случаях дети, которые перестают ползать, на самом деле начинают ходить и раньше.

Источники

  • Taneja N., Gupta S., Chellaiyan VG., Awasthi AA., Sachdeva S. Personality traits as a predictor of emotional intelligence among medical students. // J Educ Health Promot — 2020 — Vol9 — NNULL — p.354; PMID:33575390
  • Hatch ME. Implications and Experiences in Postacute Care-Rehabilitation, Long-Term Acute Care, and Skilled Nursing. // Nurs Adm Q — 2021 — Vol45 — N2 — p.109-113; PMID:33570877
  • Li S., Liu M., Zhao N., Xue J., Wang X., Jiao D., Zhu T. The impact of family violence incidents on personality changes: An examination of social media users’ messages in China. // Psych J — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33530130
  • Bien-Gund C., Dugosh K., Acri T., Brady K., Thirumurthy H., Fishman J., Gross R. Factors Associated With US Public Motivation to Use and Distribute COVID-19 Self-tests. // JAMA Netw Open — 2021 — Vol4 — N1 — p.e2034001; PMID:33471114
  • Sakata M., Toyomoto R., Yoshida K., Luo Y., Nakagami Y., Aoki S., Irie T., Sakano Y., Suga H., Sumi M., Muto T., Shiraishi N., Sahker E., Uwatoko T., Furukawa TA. Development and validation of the Cognitive Behavioural Therapy Skills Scale among college students. // Evid Based Ment Health — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33402377
  • Ngaage LM., Harris C., Landford W., Knighton BJ., Stewart T., Ge S., Silverman RP., Slezak S., Rasko YM. Follow the money: Investigating gender disparity in industry payments among senior academics and leaders in plastic surgery. // PLoS One — 2020 — Vol15 — N12 — p.e0235058; PMID:33370290
  • Handy JD., Wright WG., Haskell A., Servatius L., Servatius RJ. Enhanced Acquisition and Retention of Conditioned Eyeblink Responses in Veterans Expressing PTSD Symptoms: Modulation by Lifetime History of Mild Traumatic Brain Injury. // Front Behav Neurosci — 2020 — Vol14 — NNULL — p.595007; PMID:33363458
  • Tanahashi S., Tanii H., Konishi Y., Otowa T., Sasaki T., Tochigi M., Okazaki Y., Kaiya H., Okada M. Association of Serotonin Transporter Gene (5-HTTLPR/rs25531) Polymorphism with Comorbidities of Panic Disorder. // Neuropsychobiology — 2020 — Vol — NNULL — p.1-9; PMID:33333511
  • Harvey JB., Vanderbrink J., Mahmud Y., Kitt-Lewis E., Wolf L., Shaw B., Ridgely MS., Damberg CL., Scanlon DP. Understanding how health systems facilitate primary care redesign. // Health Serv Res — 2020 — Vol55 Suppl 3 — NNULL — p.1144-1154; PMID:33284524
  • Scanlon DP., Harvey JB., Wolf LJ., Vanderbrink JM., Shaw B., Shi Y., Mahmud Y., Ridgely MS., Damberg CL. Are health systems redesigning how health care is delivered? // Health Serv Res — 2020 — Vol55 Suppl 3 — NNULL — p.1129-1143; PMID:33284520

Как научить ребенка ползать в 6 — 7 месяцев?

В полгода или чуть позже дети, как правило, уже совершают попытки передвигаться на четвереньках. Но иногда делают это с неохотой или неправильно. Нужно им помочь.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Демонстрация

Ребенку захочется ползать, если он увидит, как весело это делают другие. Взрослый сам может показать малышу этот процесс на своем примере. Также хорошо пригласить в гости старшего ребенка, который уже ползает.

Взрослый на своем примере может показать ребенку, как ползать.

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Движение на четвереньках

Если малыш упорно не хочет ползать на четвереньках, но свободно передвигается по-пластунски или на прямых ручках и ножках, возможно, он не понимает, как нужно это делать. Мама с папой общими силами могут ему помочь. Малыша нужно поставить на ручки и коленки. По очереди мама должна передвигать его ручки, а папа – ножки. В какой-то момент малыш освоит механизм передвижения на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Мячик

Это упражнение поможет малышу усовершенствовать навыки передвижения на четвереньках и координации собственных движений. Малышу дают мячик, он не должен выть слишком маленьким. Ребенок получит огромное удовольствие, гоняясь ползком за укатывающимся от него мячом.

Мячик или специальная игрушка помогут ребенку усовершенствовать навык ползания.

Как помочь ребёнку научиться ползать быстрее

Если ребёнок развивается без отклонений, то с одобрения педиатра начинать заниматься можно с 4-х месяцев. Более ранние сроки начала занятий могут привести к осложнениям, так как плечевой пояс ребёнка ещё недостаточно окреп. Занятия включают массаж и комплекс упражнений.

Перед началом занятий нужно убедиться, что:

  • комната проветрена, температура от 20 до 23ºС;
  • после последнего приёма пищи прошло не меньше 1 часа;
  • карапуз в хорошем настроении.

Массаж и упражнения проводятся на твёрдой поверхности. Можно расстелить одеяло и несколько пелёнок на полу.

Занятия лучше всего проводить на полу

Массаж

Перед тем как приступать к упражнениям, нужно сделать малышу общеукрепляющий массаж с использованием массажного масла или детского крема. Руки взрослого должны быть тёплыми. Для массажа можно использовать массажный мячик.

  1. Лёгкими движениями поглаживаем кроху от ручек, ножек к центру животика.
  2. Лёжа на спинке, попеременно сводим и разводим ручки.
  3. Ребёнок лежит на спинке. Подтягиваем прямую левую ножку к правому плечу, а правую ножку к левому плечу.
  4. Выкладываем кроху на живот. Поглаживаем спинку.
  5. «Ангелок». Малыш лежит на животе. От позвоночника к бокам поглаживаем спинку, очерчивая крылышки. Делаем до 30 поглаживаний.
  6. От поясницы плавными поглаживаниями двигаемся к подмышкам.
  7. «Поезд». Ребром ладони проводим несколько раз вдоль позвоночника, а затем от позвоночника к рёбрам.
  8. По ступням и от ладошек к плечам несколько раз проводим массажным мячиком.

Гимнастика для малышей

В гимнастику после консультации с педиатром можно включать упражнения с фитболом и треком Домана.

Занятия с малышом нужно проводить каждый день

Занятия в 4 месяца

Цель занятий — подогреть интерес крохи к ползанию и поощрить первые попытки ползти по-пластунски.

«Птичка». Берём ребёнка двумя руками за грудь так, чтобы он смотрел вниз или вперёд. Поднимаем и покачиваем малыша из стороны в сторону.
«Иди к маме!» Ребёнок лежит на полу на животике. Мама садится немного в отдалении, прикасается к верхней губе крохи (так активизируется его двигательный рефлекс) и зовёт к себе. Малыш будет изо всех сил пытаться доползти до мамы. Обязательно карапуза нужно похвалить и взять на руки.
«Вперёд!» Ребёнок лежит на животе. Подставляем ладонь под ступни, кроха отталкивается и продвигается вперёд.
«Какая игрушка!» Малыш на животике

Чуть в отдалении перед ним лежит игрушка, взрослый, рассказывая о ней и привлекая внимание крохи, побуждает его ползти к цели.

Чтобы ползти, у ребёнка должен быть стимул, например, в виде игрушки

Занятия в 5–6 месяцев

Если малыш освоил ползание по-пластунски, то можно переходить к новым упражнениям, направленным на освоение ползания на четвереньках.

  1. «Кошечка». Под животик и грудь малыша кладём высокий, скатанный из одеяла валик. Такое положение рефлекторно заставит ребёнка опереться одновременно на ножки и на ручки.
  2. «Моя игрушка!» Садимся на пол, ноги разводим в стороны. Малыша кладём спинкой вверх на одну ногу так, чтобы его ножки лежали на другой ноге взрослого. Получается имитация позы на четвереньках. Перед крохой кладём игрушку и даём ему возможность поиграть с ней. Тело ребёнка запоминает положение в пространстве.
  3. «Кто у нас сидит?» Малыш лежит на спине, берём его за ручки и помогаем принять положение сидя.
  4. «Велосипед». Поочерёдно сгибаем и разгибаем ножки малыша, имитируя катание на велосипеде.
  5. «Топ-топ». Укладываем малыша на спину, выполняем его стопами поступательные движения, опуская их полностью на твёрдую поверхность.
  6. «Повтори». В полгода многие детки уже сами совершают попытки проползти. Если среди знакомых есть «ползунки», то можно пригласить их в гости: ребёнок, следуя примеру, тоже захочет передвигаться таким же образом.
  7. «Лабиринт». Это то же упражнение, что и «Иди к маме!» на этапе освоения ползания по-пластунски, но на новом уровне. Теперь к цели ведёт «тоннель» из одеял, пледов, полотенец.

Занятия в 7–8 месяцев и старше

Самым действенным для малышей этого возраста является упражнение «Повтори». Доктор Комаровский предлагает упрощённый вариант вместо приглашения гостей: мама или папа становятся на четвереньки рядом с малышом и ползут, показывая пример для подражания.

Если в 9 месяцев малыш не умеет ползать даже по-пластунски, нужно показать его ортопеду. Если отклонений во время осмотра не установлено, занятия нужно продолжать в том же режиме: массаж и гимнастика.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЁМЫ МАССАЖА ПРИ АСИММЕТРИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ

внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса, если туловище ребёнка чаще изогнуто в какую-либо одну сторону, это повод для беспокойства. При асимметрии тело ребёнка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса, ноги и таз повёрнуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону, движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне. Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющих занятий по возрастным комплексам, основная задача- нормализовать тонус мышц всего тела ребёнка, то есть расслабить напряжённые и укрепить ослабленные мышцы. На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторона дуги) применяются расслабляющие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приёмы. Массировать надо всё тело ребёнка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип. Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приёмами массажа, так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом: положите ребёнка на живот выпуклым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватите ребёнка со стороны спастически сокращённых мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребёнком, при этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища, производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна- к подмышечной впадине, другая- к ноге ребёнка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции, в этом положении можно носить ребёнка на руках. Кроме этого упражнения следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их, при движениях конечностей широко используется потряхивание. Повороты со спины на живот также могут способствовать выравниванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через вогнутый бок, задержите малыша во время поворота на несколько секунд, проведите пальцами вдоль позвоночника

Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребёнок лежал в строго симметричном положении (мысленно проведите прямую линию: нос- подбородок- грудина- пупок- лобок), сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант которых- две скатки из пелёнок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребёнка

О пользе ползания. Нужно ли этому учить

Бывает, что ребенок пропускает этап ползанья. Он учится переворачиваться на животик, садиться, вставать, а затем сразу ходить. Родители гордятся, что их чадо такое умелое, сразу пошел, да еще и раньше других. Но так ли это хорошо для малыша? Специалисты уверены, что нет.

Нельзя недооценивать умения ползать для здоровья ребенка. Это умение помогает малышу сформировать мышечный корсет спины, укрепить руки и ноги, развить координацию движения. Все это поможет малышу в будущем правильно ходить, избавит хрупкий позвоночник крохи от несвоевременных повышенных нагрузок.

Поэтому не стоит торопить ребенка ходить, лучше направить его на нужный этап развития, помогая научиться ползать.

Половая цивилизация

Глен Доман, известный апологетраннего развития, говорит о том, что существует очень сильная зависимость между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке, на собственных руках, на том расстоянии, с которого мы читаем, пишем, лепим, рисуем.

Поскольку у первобытных народов отсутствуют полы, и их дети лишены возможности ползать, у них не развивается ближнее зрение, а это ведет к отсутствию письменности и цивилизации.

«Покажите нам культуру, -— говорит Доман, -— где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад».

А посему, спустив малыша на пол, вы весьма ускорите его интеллектуальное развитие.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Как начинают ползать дети

Ползание начинается с «лежания на животе», тех сеансов под присмотром, которые ваш ребенок проводит лежа без сна на животе.

Во время «живота» младенцы наращивают мышцы шеи и плеч. Они учатся держать голову и плечи, поддерживая себя локтями.

Эта сила и контроль мышц важны для ползания, но младенцы на этом не останавливаются. По мере того как младенцы становятся сильнее, они могут попробовать некоторые из следующих приемов:

  • выполнение «планки» (балансирование на руках и ногах или на руках и коленях)
  • поворот по кругу (поворот)
  • раскачивание вперед и назад на руках и коленях
  • продвижение вперед на шаг (либо на животе, либо на четвереньках)
  • переключение между положениями лежа на животе и сидя
  • пытается двигаться вперед, но вместо этого толкается назад

1.2.7.

Наиболее эффективным инструментом для стимуляции подъема и удержания ног является фрагмент коврика для входной двери – «колючка».

Воздействуем на подошвенную и тыльную сторону стопы в зависимости от того, какой вариант приводит к более эффективному и длительному удержанию ноги в приведенном к животу состоянии. Второй рукой удерживаем грудную клетку, прижимая ее к бедрам.В случае, если не удается стимулировать удержание обеих ног одновременно, ноги стимулируются попеременно. Когда ребенок начинает стабильно удерживать каждую ногу по 20-30 секунд, можно переходить к одновременной стимуляции удержания обеих ног.Если ребенок не помещается на коленях или сложно дотянуться до стоп, то используем стимуляцию подъема ног на диване (кровати, столе). Частота подобной стимуляции – не менее 10 раз в день. Время стимуляции в течение одного подхода сильно варьирует в зависимости от состояния ребенка и его возможностей (от 1 до 10 минут).
Чем быстрее мы сформируем у ребенка способность удерживать ноги самостоятельно, тем лучше.

Когда дети начинают ползать

Такие навыки моторного развития, как умение держать голову, садиться, ползать, вставать и ходить у детей появляются в разное время. Существуют средние нормы по возрасту для появления этих умений. Но отклонение от этих нормативов не значит, что ребенок отстает в развитии, просто у него такой вариант нормы. Очень редко встречаются заболевания, при которых нарушается моторное развитие, поэтому большинство детей проходит все этапы развития, включая ползанье.

Еще когда ребенку три месяца, положив его на животик, можно заметить, что он пытается ползти на животе. Некоторые дети уже в 4-5 месяцев могут стоять на четвереньках, а в полгода начинают активно ползать. Другие же делают первые попытки уже в 8-9 месяцев. Педиатры считают, что средняя норма, когда малыш должен начать ползать это 6-10 месяцев.

Крупные дети, как правило, двигаются менее активно, и этот навык у них также возникает несколько позже сверстников. А если дело касается недоношенного крохи, то его нормы развития сдвигаются еще больше. Поэтому такой малыш вполне может начать ползти в 10-11 месяцев, ели он родился на 2 месяца раньше срока.

Что еще может помочь ребенку в ходьбе

Сегодня в магазинах вы видите немало устройств, которые созданы, чтобы помочь ребенку начать ходить. Давайте изучим основные из них.

  • Ходунки. Это круглые столики с мягким сиденьем на колесиках по периметру, в которых малыш может передвигаться, отталкиваясь ногами от пола. В передней части, прямо перед ним обычно размещена развивающая игровая панель. В некоторых западных странах набирает силу протест общественности против этих устройств (например, Канада запретила ходунки, в США сейчас идет активная работа в этом же направлении). К сожалению, немало несчастных случаев происходило с малышами, находившимися в ходунках. Большинства этих ситуаций можно было бы избежать, если бы взрослые соблюдали требования к организации безопасного пространства для ребенка. Но так или иначе, использование ходунков может замедлить развитие навыков ходьбы, так как малыш лишен возможности двигаться и тренировать мышцы. Но короткое пребывание в ходунках (в пределах 30 – 60 минут в течение дня) кажется приемлемым компромиссом.
  • Вожжи-поводок. Это ремни, похожие на шлейку для собак. Можно рассмотреть этот вариант для использования в условиях сырой и грязной погоды. Для этого малыш уже должен уметь ходить, разве что не всегда держать баланс.
  • Тележка-каталка. Тележка с высокой ручкой (как у коляски) на четырех колесах. Малыши толкают ее перед собой, и это придает им уверенности в собственных силах при ходьбе на определенном этапе. Не стоит их использовать для самого обучения ходьбе. В этом случае ребенок не научится правильно балансировать: вес тела будет переноситься на руки, центр тяжести смещаться, а это уже совсем другие исходные условия, чем при самостоятельной ходьбе.

Мы поговорили о первых шагах малыша, о том, как он к ним готовится и как вы можете ему в этом помочь. Создание благоприятных, стимулирующих и, главное, безопасных условий в доме, а также ваша любовь и поддержка — залог того, что обучение ходьбе пройдет для вас с ребенком максимально спокойно и захватывающе. Конечно, не стоит забывать о правильном питании: малышу нужен кальций, и он должен отлично усваиваться — предложите ему творожок «Агуша» с витамином К2. И еще раз напомним вам о самом главном: почаще хвалите ребенка! По степени преодоления и серьезности подготовки ходьба для малыша — это достижение, не сравнимое ни с чем другим во взрослой жизни. По достоинству оценивайте первые шажки ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. Ярославль: Издательство «Гринго», 1996.
  2. Федорова Дарья. Самое главное, чему стоит научить ребенка. Санкт‑Петербург: Издательство «Весь», 2015.
  3. Камарата Стивен. Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка. Москва: Издательство «Альпина Диджитал», 2015.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector