«это был настоящий ад!». как уходил владислав стржельчик
Содержание:
- Обед для королевы
- Его киношедевры
- Курортный роман
- Биография[править | править код]
- Владислав Стржельчик: личная жизнь
- Стржельчик и иные
- Любви не бывает много
- Стржельчик и иные
- Чайник
- В Тулу вернусь обязательно!
- Надо уважать семейные традиции!
- Владислав Стржельчик
- Примечания[ | ]
- Фильмы Владислава Стржельчика
- Звания и награды[ | ]
- Стржельчик и иные
- Сокровенное
- Биография[ | ]
Обед для королевы
Конечно, суетилась на кухне целая команда. Но продумывал меню и контролировал процесс именно он. Поданы были русские закуски, одна из самых изысканных версий борща, порционная кулебяка в виде короны и яблочный самбук из антоновки на десерт.
Лазерсон рассказывает, что не одобряет выпивку на работе, но после напряженного обеда разрешил тогда команде плеснуть немного водки в колу. И вот они пригубили, поздравили друг друга с удачным исходом, но выдыхать было рано…
«В общем, мы уже сняли колпаки, вытерли лбы и пытались пить алкоголь, так сказать, незаметно, как вдруг врывается представитель протокола и говорит, что Королева просит всех поваров выйти в зал. Мы надели колпаки обратно, и нам уже на ходу рассказывали, как надо себя вести и что нужно делать. Мы вышли, одновременно поклонились, она зааплодировала, и тогда зааплодировали все»,
— рассказывает именитый шеф.
Его киношедевры
Долгая и теплая дружба сложилась у Владислава Стржельчика с кинематографом. Ролей было очень много, все настоящие, объемные, исключающие любые стереотипы. Ни разу нельзя было сказать, что какой-то характер был для актера случайным. Он был римским правителем из «Визита вежливости» и Яичницей из «Женитьбы», Андреем Туполевым в «Поэме о крыльях» и авантюрист Нарышкин из «Короны Российской империи», бесстрашно разгуливающий на руках по парапету Эйфелевой башни.
Одновременно благодатной и сложной оказалась роль хорошего человека и великолепного авиаконструктора Андрея Николавича Туполева. Этот характер был очень ярким, масштабным, просто поразительным. В этой личности было все: и человек, и эпоха.
В другой картине — «Адъютант Его превосходительства» — он очень аккуратно входил в быт героев, в их личную жизнь. Да и само это произведение по своей форме достаточно камерное. Оно требовало от Стржельчика несколько иных подробностей в характеристике его героя, других деталей.
Курортный роман
Людмила Шувалова и Владислав Стржельчик.
Они познакомились в Сочи, где Людмила Шувалова отдыхала вместе с подругой, а Владислав Стржельчик был на гастролях вместе с театром. Они провели вместе целый месяц, вместе загорали на пляже, много общались. С первых дней знакомства Людмила Павловна знала: ее новый знакомый женат, у него подрастает дочка, но вопрос о разводе уже практически решен.
В тот момент эти подробности были ей не слишком интересны, потому что никаких планов она не строила. Она только окончила театральное училище и была принята на работу в Московский театр транспорта.
Но южный город, весь пропитанный ароматами цветущих магнолий, просто настраивал на романтический лад. Впрочем, к этому знакомству она относилась, как к необременительному курортному роману. Они возвращались одним поездом. Она выходила в Москве, где ее встречал папа, он ехал дальше – в Ленинград. Но уже в момент прощания оба понимали: они нужны друг другу и просто невозможно себе представить, что все закончится на московском перроне.
Биография[править | править код]
Владислав Стржельчик родился в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Его отец Игнатий Петрович (польск. Ignacy Strzelczyk) — выходец из Польши, поселился в Санкт-Петербурге в начале XX века.
В 1929—1938 годах учился в школе-десятилетке в Ленинграде.
В 1938 году был принят в студию при Большом драматическом театре имени М. Горького (БДТ) и в том же году стал актёром БДТ (с 1992 года — имени Г. Товстоногова), в котором проработал всю жизнь. Окончить студию удалось лишь в 1947 году. Призван в Красную Армию в 1940 году, во время Советско-финской войны. В интервью журналу «Советский экран» (1979 год, № 5) заявил: «Службу начинал в 24-м корпусном артиллерийском полку. Утром, как положено, проходил службу молодого бойца, а вечером участвовал в подготовке программ армейского ансамбля
». После начала Великой Отечественной войны служил в пехоте, был на передовой, участвовал в различных армейских ансамблях.
Среди лучших ролей, сыгранных на сцене театра — Цыганов
в «Варварах» М. Горького,Кулыгин в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова,Грегори Соломон в «Цене» А. Миллера,Адриан Фомич в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Ф. Тендрякова, комическая ролькнязя Вано Пантиашвили в «Хануме» А. А. Цагарели,Барни Кэшмен в спектакле «Последний пылкий влюблённый» по пьесе Н. Саймона.
В кино дебютировал в 1942 году в эпизодической роли в фильме «Машенька».
Занимался педагогической деятельностью: в 1959—1968 годах преподавал актёрское мастерство в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа (ныне Российский государственный институт сценических искусств), в 1966—1975 — в Ленинградском институте культуры (с 1970 — на кафедре музыкальной режиссуры).
Могила Стржельчика на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
В 1986—1991 годах — член правления, с октября 1991 — секретарь правления Союза театральных деятелей РСФСР.
Со смертью Г. А. Товстоногова в 1989 году стал меньше играть в театре. Позже во время репетиций и спектаклей стал забывать текст, поэтому принял решение уйти со сцены.
Скончался 11 сентября 1995 года после долгой борьбы с опухолью мозга. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Т. П. Садовский) создано в 1996 году.
Семья
- Отец — Игнатий Петрович Стржельчик, инженер
- Мать — работала в Эрмитаже
- Брат — Пётр Игнатьевич Стржельчик, офицер
- Первая жена — Ольга Михайловна Смирнова (умерла), артистка оперетты
- Дочь — Марина Владиславовна Стржельчик-Смирнова
- Вторая жена — Шувалова Людмила Павловна (род. 1926), актриса и режиссёр Большого драматического театра
- Сын — Евгений Владиславович Волков (род.1954), доцент кафедры астрофизики СПбГУ.
- Сын — Дмитрий Алексеевич Исаев (род. 1973), актёр театра и кино
- Сын — Илья Владиславович Коврижных (род. 1981), актёр театра и кино
- В начале 90-х годов ХХ века у Стржельчика родился ещё один ребёнок, сын. Вместе со своей матерью он присутствовал на прощании с отцом.
До войны, до рождения дочери Марины, у В. Стржельчика была ещё одна дочь, которая долгое время после войны работала продавщицей в Пассаже.
Адреса в Ленинграде
- 1921—1950-е — улица Гоголя, 8
- 1950-е—1971 — Бассейная улица, 59
- 1971—1990 — Бассейная улица, 47
- 1990—1995 — Петровская набережная, 4
Владислав Стржельчик: личная жизнь
Личная жизнь Владислава Стржельчика – это череда любовных увлечений. Женщины в жизни актера всегда занимали почетное место. Он знал к ним подход и был способен вызвать интерес с первого взгляда. Владислав Игнатьевич был галантным кавалером, но весьма непостоянным супругом. Женщины влюблялись в него, но не могли долго удержать Мастера сцены возле себя, так как его ждало множество новых увлечений.
Стржельчик в фильме «Слуга двух господ»
Бурная личная жизнь Владислава Стржельчика порождала немало сплетен и являлась поводом для возникновения всё новых историй о внебрачных наследниках. Вторая жена Владислава Стржельчика была единственной женщиной, которая смогла надолго удержать рядом с собой непостоянного, любвеобильного Владислава Игнатьевича. При этом он оставался с ней не по привычке а, действительно, испытывая к ней чувство любви. Несмотря ни на какие увлечения.
Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова
Любовь Владислава Стржельчика и Людмилы Шуваловой зародилась вопреки всем осуждениям и запретам. Актер состоял в браке, у него подрастала дочь. И вдруг в его размеренную жизнь ворвалось то чувство безграничного, фантастического счастья, которое так необходимо творческим личностям, чтобы не погибнуть.
Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова
Курортный роман питерского корифея сцены и начинающей московской актрисы смог стать чем-то большим, чем простая интрижка. Первая жена Владислава Стржельчика узнала о новых отношениях супруга от него самого. После развода Владислав еще 7 лет не оформлял официальные отношения с новой супругой. Людмила проявляла невероятное терпение во всем. Она словно чашу с драгоценной водой берегла каждый миг их отношений.
Людмила смогла создать практически идеальную атмосферу в доме. Она относилась к разряду безупречных хозяек, оставаясь интересной и необычайно мудрой женой. Ее реакция на увлечения мужа всегда была абсолютно спокойной. И это было не равнодушие, а сила женского характера.
Стржельчик и иные
Стржельчик Владислав умел шутить и с огромным удовольствием это делал. Наверное, самое яркое проявление этого таланта именитого актера было в спектакле «Ханума». Он играл грузинского князя Вано Пантиашвили, который благодаря артисту буквально лучился тончайшим юмором. Им были пропитаны слова и жесты Владислава Игнатьевича, каждый поворот его головы.
Его коллеги и сейчас с теплотой вспоминают, как приятно было с ним работать, как легко было каждому разделять с ним сцену. Стржельчик всегда очень строго подчинялся логике. Среди актеров бытует мнение, что они должны взаимодействовать друг с другом во время спектакля по принципу «петелька-крючочек». Стржельчик был партнером идеальным, он всегда чувствовал партнера. Когда он работал в спектакле с Алисой Фрейндлих, все мастерство выстраивалось на исключительном партнерстве. Да и в жизни они дружили, Владислав Игнатьевич даже крестил внука Алисы Бруновны. Каждый раз от одного спектакля к другому открывались новые, глубокие и интересные грани таланта великого артиста.
Любви не бывает много
Их дом всегда сверкал. Людмила Павловна не просто создавала уют и наводила порядок. Она создала неповторимую атмосферу изысканности в отдельно взятой квартире. Стол всегда был идеально сервирован, даже если предстояло простое домашнее чаепитие. Хрусталь, серебро, хрустящие белоснежные салфетки. Это всегда было красиво и торжественно, несмотря на атмосферу легкого хулиганства. Она устроила ему просто царскую жизнь. И в кино он успешно этих самых царей играл.
Их взаимная любовь и нежность поражали своей искренностью. Она ничего не хотела знать о его увлечениях и влюбленностях, резко обрывая сплетников и доброжелателей, спешивших сообщить ей о каком-то романе. Он же на прямые ее вопросы всегда все отрицал.
Его болезнь стала тяжелым испытанием для обоих. Когда на репетиции он стал внезапно забывать тексты, никто и представить себе не мог, что это начало конца. Врачи обнаружили у него опухоль, а Людмила Павловна, по их совету, сказала мужу, что у него инсульт. Она верила, что он сможет победить болезнь. Но болезнь оказалась сильнее.
А она после его ухода сожалела, что редко хвалила его при жизни. И мало дала ему тепла и своей любви. После его ухода коллега как-то сказала, что Людмила Павловна жила в золотой клетке. А они жила в тревогах и волнениях за любимого и в счастье.
Их жизнь была посвящена не только друг другу, но в первую очередь — театру и творчеству. Екатерина Максимова и Владимир Васильев открывали свои чувства в танце.
Стржельчик и иные
Стржельчик Владислав умел шутить и с огромным удовольствием это делал. Наверное, самое яркое проявление этого таланта именитого актера было в спектакле «Ханума». Он играл грузинского князя Вано Пантиашвили, который благодаря артисту буквально лучился тончайшим юмором. Им были пропитаны слова и жесты Владислава Игнатьевича, каждый поворот его головы.
Это интересно: График Прорезывания Зубов у Детей
Его коллеги и сейчас с теплотой вспоминают, как приятно было с ним работать, как легко было каждому разделять с ним сцену. Стржельчик всегда очень строго подчинялся логике. Среди актеров бытует мнение, что они должны взаимодействовать друг с другом во время спектакля по принципу «петелька-крючочек». Стржельчик был партнером идеальным, он всегда чувствовал партнера. Когда он работал в спектакле с Алисой Фрейндлих, все мастерство выстраивалось на исключительном партнерстве. Да и в жизни они дружили, Владислав Игнатьевич даже крестил внука Алисы Бруновны. Каждый раз от одного спектакля к другому открывались новые, глубокие и интересные грани таланта великого артиста.
Чайник
Сам же Илья Исаакович и его жена Наталья живут в трехэтажном таунхаусе в пригороде Питера, городке Сертолово. Илья Исаакович не хотел уезжать из города: зачем, ведь в Петербурге у них отличная четырехкомнатная квартира! Но Наталья уговорила для начала посмотреть дом. На месте она так ярко описала, где в пустующих комнатах появится огромная удобная кухня, а где встанет коллекция обожаемых Лазерсоном чайников. И он сдался.
Чайники, кстати — особая страсть повара. Он коллекционирует именно чайники для кипятка, чаще всего медные или латунные, тщательно их чистит и делает дома целые выставки. Для них в новом доме появился отдельный стеллаж, но все не вместились. Теперь часть стоит на подоконниках, в гостиной, а некоторые до сих пор хранятся в коробках. Они с супругой еще спорят, куда их поставить.
В Тулу вернусь обязательно!
– Илья Исаакович, Вы знаете множество национальных кухонь, какая Вам кажется наиболее интересной?
– Та, которую я еще не изучил. Надо будет съездить в Китай, Японию…
– Попадая в чужой ресторан, хороший шеф старается чему-то научиться. Удалось Вам перенять что-то интересное в ресторане отеля, гостем которого Вы сейчас являетесь?
– Да, конечно, и я непременно буду использовать это, выдавая за своё фирменное (смеется). Вот ещё не уехал в Питер, а уже хочется вернуться! И я обязательно приеду в Тулу, потому что есть планы на дальнейшее сотрудничество. А ещё потому, что всегда приятно возвращаться к друзьям!
Галерея
показать все фотографии
133
Надо уважать семейные традиции!
– А что бы Вы приготовили для иностранцев, которые приедут в гости 7 ноября, чтобы они поняли суть кулинарных традиций советского праздника?
– Я не сказал бы, что блюда, которые в СССР готовили на 7 ноября, чем-то отличались от новогодних. Главное, что они собирали семью за праздничным столом, создавали семейные традиции. И традиции эти трогать не надо. Сейчас свора «блогеров от кухни» взялась кричать: «Мясо по-французски – позор! «Оливье с майонезом – трагедия!» А я считаю, что если есть традиция готовить к семейному празднику эти блюда, то пусть все так и остается. Я, например, очень люблю оливье с «докторской» колбасой … Это вкус детства, это готовили моя бабушка, мама, почему я должен предавать семейные традиции?
– Наверняка в Вашем оливье есть фирменные тонкости?
– Я большое значение придаю подготовке продуктов. Например, морковь и картошку не варю в мундире. Чищу, нарезаю кубиками и варю раздельно с добавлением капельки уксуса, который не дает им развариваться. Кубики в салате сохраняют форму, майонез их не пропитывает, а лишь обволакивает. Значит, его идет меньше!
Владислав Стржельчик
У стойчивое выражение «любимец публики» — это про него. Он был звездой БДТ (причем еще до прихода в театр Георгия Товстоногова), много снимался в кино. Владислава Стржельчика уже давно нет на свете, но пленка сохранила для нас спектакли и фильмы с участием этого удивительного актера.
Например, телеверсия знаменитого спектакля БДТ «Ханума» — хит каждого праздничного эфира. В этом музыкальном водевиле Стржельчик сыграл тифлисского князя Вано Пантиашвили, у которого за душой только долги. В доме уже мало что осталось, предметы обстановки либо проданы, либо заложены.
Единственное, что пока может предложить Вано — свой княжеский титул. Купец-нувориш Микич Котрянц жаждет выдать свою дочку Сону за аристократа и готов дать большое приданое! Вокруг князя Вано идет уморительно смешная кутерьма. Стржельчик виртуозно играет потрепанного жениха, седого гуляку, привыкшего к вниманию женщин. Колорит грузинской речи, жестикуляции освоены актером прекрасно, но этот типаж капризного баловня узнаваем зрителем любой национальности!
Пьяница и обманщик Вано вышел у Стржельчика невероятно обаятельным. Домочадцы ворчат на князя, но горой стоят за него в любых переделках. К женитьбе он подходит как к суровой необходимости и смешно торгуется: «Чтобы князь Пантиашвили свою честь и свободу за четыре тыщи продал! Никогда! Только за пять». В накладе он не останется, правда, в придачу к «тыщам» получит такую «каракатицу», что смотреть не хочется.
Князь Вано Пантиашвили — далеко не единственный аристократ в коллекции образов актера Стржельчика. Про такую внешность, какая была у Владислава Игнатьевича, принято говорить «породистая». Четыре раза он сыграл царя Николая I (в том числе — в фильмах «Зеленая карета» Яна Фрида и «Отец Сергий» Игоря Таланкина), снимался в роли Александра II (в биографической драме «Софья Перовская»).
Именно Владислав Стржельчик сыграл Наполеона Бонапарта в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». В отличие от своего героя, актер был высоким мужчиной, но кинематографисты знают способы подкорректировать рост исполнителя. А уж сколько военачальников в послужном списке Стржельчика! Генерал Ковалевский в историческом детективе «Адъютант его превосходительства», генерал Антонов в военной эпопее Юрия Озерова «Освобождение».
Владислав Стржельчик много снимался в кино, но признавался, что ролей-откровений там не дождался. В театре же актер не стал заложником фактуры. Мудрый режиссер Товстоногов дал Стржельчику несколько шансов уйти от комфортного, освоенного типажа, и актер использовал их максимально полно. Например, в знаменитом спектакле БДТ «Варвары» по пьесе Горького изысканный Стржельчик получил роль пьющего, надломленного Цыганова. Вот как писал о своем огромном впечатлении от актера в этой роли театральный критик Иосиф Юзовский: «Он на ваших глазах стареет, и не только гримом, а внутренне, влюбляется и пьет. Пить на сцене умеют весьма разнообразно, но это как-то идет от актера. Здесь он пьет насмерть. Это актер подчеркивает. Это даже страшно, потому что он может тут же умереть. Это трагическая фигура уходящего мира. Меняется человек и из этакого бонвивана, стареющего светского льва становится фигурой трагической».
Владислав Стржельчик проработал в БДТ всю жизнь, исключая лишь годы войны — тогда он служил в пехоте. Работу в театре и съемки в кино актер совмещал с преподаванием и общественной деятельностью: был депутатом Ленсовета, членом правления Всесоюзного театрального общества, а с 1991 года — секретарем Правления Союза театральных деятелей. В память об актере в 1998 году в Петербурге учреждена Независимая актерская премия имени В.И. Стржельчика, церемония вручения которой проходит 31 января, в день его рождения. Премию придумала и основала вдова актера Людмила Шувалова-Стржельчик, она же входит в жюри, где также работают соратники Владислава Игнатьевича, актеры Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.
Примечания[ | ]
- ↑ 12 Стржельчик Владислав Игнатьевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- Интервью с актёром в журнале «Советский экран»
- ↑ 12Павлова И. Имени Стржельчика // Санкт-Петербургские ведомости. — 2020. — 4 февраля.
- Стржельчик Владислав Игнатьевич (неопр.) . Киносозвездие: Авторский проект Сергея Николаева. Дата обращения: 5 января 2013.
- И жизнь, и слёзы, и любовь: Вдова Владислава Стржельчика актриса и режиссёр Людмила Шувалова: «На одном из прогонов „Макбета“ Владик забыл текст. Снова заговорил и снова забыл, а потом посмотрел в зал и грустно сказал: „Со мной — всё!“» // «Бульвар Гордона», сетевое издание. — 2010. — № 36 (280). — 7 сентября.
- Дмитрий Исаев о «Богинях», ресторанном бизнесе и работе массажистом. VIVA! 23.01.2012
- Вдова Владислава Стржельчика о внебрачном сыне мужа: «Владик упорно отрицал своё отцовство» (неопр.) . Караван историй (июль 2015). Дата обращения: 5 февраля 2016.
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 апреля 1965 года «О присвоении почётных званий РСФСР артистам Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького»
- Экранизация спектакля «Ханума» киностудией «Ленфильм» на официальном канале студии на YouTube
- Пятый канал Россия. «Последние дни», телеспектакль по пьесе М. Булгакова. ЛенТВ, 1968 г.(неопр.) (11 сентября 2015). Дата обращения: 9 апреля 2020.
- Энциклопедия Санкт-Петербурга, мемориальная доска В. И. Стржельчику (неопр.) .
Фильмы Владислава Стржельчика
Владислав Стржельчик в роли полковника Берга в художественном фильме Евгения Ташкова «Майор Вихрь» (1967)
Владислав Стржельчик (в центре) в роли Наполеона Бонапарта и Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского в художественном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Москва, 1965–1967 годы. Государственный центральный музей кино, Москва
Слева направо: Владислав Стржельчик в роли Ивана Яичницы, Олег Борисов в роли Ильи Кочкарева и Борислав Брондуков в роли Никанора Анучкина в художественном фильме Виталия Мельникова «Женитьба». Ленинград, 1977 год. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
В кино Владислав Стржельчик дебютировал во время войны. Он сыграл эпизодическую роль белофинского офицера в картине «Машенька» Юлия Райзмана.
До 1960-х крупных ролей Стржельчик не получал. Он часто играл офицеров и дворян, появился в фильмах «Гранатовый браслет», «Кочубей», «В дни октября».
В 1965 году Стржельчику наконец досталась роль, которая его прославила. Актер сыграл эсэсовского генерала Бруно Готтбурга в ленте «Как вас теперь называть?» о Великой Отечественной войне. Фильм стал одним из лидеров кинопроката. Его посмотрело более 36 миллионов зрителей.
А через два года в картине «Майор Вихрь» Стржельчик вновь исполнил роль немецкого военного — полковника Берга. Артист вспоминал: «Полковник Берг и генерал Готтбург стали для меня очень интересным обращением к теме войны через образы умных, коварных, дальновидных и тем особенно опасных врагов».
Режиссер Сергей Бондарчук выбрал Стржельчика на роль Наполеона Бонапарта в своей эпопее «Война и мир». Операторам приходилось долго настраивать кадр, когда они снимали актера. Его рост был около 180 сантиметров, а Наполеон должен был выглядеть невысоким.
В 1969 году Владислав Стржельчик снялся в ленте «Адъютант его превосходительства». Актер сыграл командующего Добровольческой армией Владимира Ковалевского. Прототипом его героя стал один из военачальников Белого движения Владимир Май-Маевский.
За роль генерала Ковалевского Стржельчик получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Театральный критик Татьяна Забозлаева писала о его игре: «В образе генерала Ковалевского, кажется, сфокусировалась вся история русского офицерства… Веками вырабатывавшаяся традиция, идеалы, культура — вот что стоит за плечами Ковалевского-Стржельчика, делает его фигуру особо выразительной, масштабной».
В 1970-х Стржельчик снялся более чем в 20 фильмах. Актер сыграл афериста Нарышкина в истерне «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», богатого садовода Антуана Нонанкура в мюзикле «Соломенная шляпка», графа Лаваля в «Звезде пленительного счастья», чиновника Яичницу в экранизации пьесы Николая Гоголя «Женитьба».
В 1974 году за роли в театре и кино Стржельчик получил звание народного артиста СССР.
Звания и награды[ | ]
- Герой Социалистического Труда (1988)
- Заслуженный артист РСФСР (1954)
- Народный артист РСФСР (1965) — за заслуги в области советского театрального искусства
- Народный артист СССР (1974)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) — за роль генерала Ковалевского в ТВ-сериале «Адъютант его превосходительства»
- Орден Ленина (1988)
- Орден Октябрьской Революции (1981)
- Орден Отечественной войны II степени (1985)
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
- Медаль «За боевые заслуги» (1944)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
- Премия Международного драматургического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989)
- Премия мэрии Санкт-Петербурга (1995)
- Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, посмертно)
Стржельчик и иные
Стржельчик Владислав умел шутить и с огромным удовольствием это делал. Наверное, самое яркое проявление этого таланта именитого актера было в спектакле «Ханума». Он играл грузинского князя Вано Пантиашвили, который благодаря артисту буквально лучился тончайшим юмором. Им были пропитаны слова и жесты Владислава Игнатьевича, каждый поворот его головы.
Это интересно: Дети Валерии и Пригожина
Его коллеги и сейчас с теплотой вспоминают, как приятно было с ним работать, как легко было каждому разделять с ним сцену. Стржельчик всегда очень строго подчинялся логике. Среди актеров бытует мнение, что они должны взаимодействовать друг с другом во время спектакля по принципу «петелька-крючочек». Стржельчик был партнером идеальным, он всегда чувствовал партнера. Когда он работал в спектакле с Алисой Фрейндлих, все мастерство выстраивалось на исключительном партнерстве. Да и в жизни они дружили, Владислав Игнатьевич даже крестил внука Алисы Бруновны. Каждый раз от одного спектакля к другому открывались новые, глубокие и интересные грани таланта великого артиста.
Сокровенное
Много лет в театре об актере сплетничали, что он не оставляет вниманием ни одну симпатичную женщину. Он обожал женщин, у каждой знакомой в момент встречи обязательно интересовался ее жизнью, семьей, детьми
Одновременно с этим он был ревнивым человеком, который был убежден: мое и только мое. Таким был Владислав Стржельчик. Личная жизнь его была связана с его супругой, Людмилой Павловной, которую он искренне любил.
В их доме всегда был идеальный порядок. Они умели жить красиво. Дом Стржельчиков отличался от других тем, что там все было изысканно.
Однажды на сцене актер забыл кусочек своего текста и даже не понял, что произошло. Диагноз, который ему поставили, поражал своей жестокостью: рак мозга. Уходил он долго, мучительно. И никто из знавших его не мог поверить, что это конец. Ведь Стржельчик и смерть просто не вязались один с другим. Таким остался в памяти миллионов Владислав Стржельчик. Семья его была небольшой, но в ней царила любовь. Актер был как сама жизнь. Сердце его остановилось 11 сентября 1995 года.
Биография[ | ]
Владислав Стржельчик родился в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Его отец Игнатий Петрович (польск. Ignacy Strzelczyk) — выходец из Польши, поселился в Санкт-Петербурге в начале XX века.
В 1929—1938 годах учился в школе-десятилетке в Ленинграде.
В 1938 году был принят в студию при Большом драматическом театре имени М. Горького (БДТ) и в том же году стал актёром БДТ (с 1992 года — имени Г. Товстоногова), в котором проработал всю жизнь. Окончить студию удалось лишь в 1947 году. Призван в Красную Армию в 1940 году, во время Советско-финской войны. В интервью журналу «Советский экран» (1979 год, № 5) заявил: «Службу начинал в 24-м корпусном артиллерийском полку. Утром, как положено, проходил службу молодого бойца, а вечером участвовал в подготовке программ армейского ансамбля
». После начала Великой Отечественной войны служил в пехоте, был на передовой, участвовал в различных армейских ансамблях.
Среди лучших ролей, сыгранных на сцене театра — Цыганов
в «Варварах» М. Горького,Кулыгин в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова,Грегори Соломон в «Цене» А. Миллера,Адриан Фомич в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Ф. Тендрякова, комическая ролькнязя Вано Пантиашвили в «Хануме» А. А. Цагарели,Барни Кэшмен в спектакле «Последний пылкий влюблённый» по пьесе Н. Саймона.
В кино дебютировал в 1942 году в эпизодической роли в фильме «Машенька».
Занимался педагогической деятельностью: в 1959—1968 годах преподавал актёрское мастерство в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа (ныне Российский государственный институт сценических искусств), в 1966—1975 — в Ленинградском институте культуры (с 1970 — на кафедре музыкальной режиссуры).
Могила Стржельчика на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
В 1986—1991 годах — член правления, с октября 1991 — секретарь правления Союза театральных деятелей РСФСР.
Со смертью Г. А. Товстоногова в 1989 году стал меньше играть в театре. Позже во время репетиций и спектаклей стал забывать текст, поэтому принял решение уйти со сцены.
Скончался 11 сентября 1995 года после долгой борьбы с опухолью мозга. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Т. П. Садовский) создано в 1996 году.
Семья
Проверить информацию.
Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. |
- Отец — Игнатий Петрович Стржельчик, инженер
- Мать — работала в Эрмитаже
- Брат — Пётр Игнатьевич Стржельчик, офицер
- Первая жена — Ольга Михайловна Смирнова (умерла), артистка оперетты
- Дочь — Марина Владиславовна Стржельчик-Смирнова
- Вторая жена — Шувалова Людмила Павловна (род. 1926), актриса и режиссёр Большого драматического театра
- Сын — Евгений Владиславович Волков (род.1954), доцент кафедры астрофизики СПбГУ.
- Сын — Дмитрий Алексеевич Исаев (род. 1973), актёр театра и кино
- Сын — Илья Владиславович Коврижных (род. 1981), актёр театра и кино
- В начале 90-х годов ХХ века у Стржельчика родился ещё один ребёнок, сын. Вместе со своей матерью он присутствовал на прощании с отцом.
До войны, до рождения дочери Марины, у В. Стржельчика была ещё одна дочь, которая долгое время после войны работала продавщицей в Пассаже.
Адреса в Ленинграде
- 1921—1950-е — улица Гоголя, 8
- 1950-е—1971 — Бассейная улица, 59
- 1971—1990 — Бассейная улица, 47
- 1990—1995 — Петровская набережная, 4