Ребенку 1.9, как научить есть твердую пищу?
Содержание:
- Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?
- Дисфункция языка: как влияет на зубы
- Когда время упущено: мама, не хочу жевать!
- Когда следует начинать знакомство с твердой пищей
- Решаем проблему
- Советы и рекомендации
- Для чего нужно учиться жевать до года
- Особенности процесса глотания
- Вырабатываем навык самостоятельного питания
- Почему надо жевать
- Когда нужно вызвать врача?
- Как можно научить ребенка проглатывать таблетку?
- Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!
- Возможные проблемы
- Как помочь ребенку?
- Почему необходим навык жевания
- Когда нужно срочно обращаться к врачу
- Почему отсутствует соматическое глотание
Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?
Маленькие дети рождаются с рефлексами, одним из которых является сосательный. Грудничка не нужно этому обучать: он будет сосать любой предмет, который попадёт к нему в рот. Примерно до четырёхмесячного возраста младенец будет рефлексивно выталкивать языком изо рта любую твёрдую пищу.
Именно поэтому раньше 4-месячного возраста вводить прикорм бессмысленно. Детям, которые уже достигли этого возраста, можно постепенно вводить в рацион простые продукты. Сначала нужно начинать учить кроху есть пищу в виде кашицы или пюре. Для этого блюда необходимо измельчать в блендере. Умение глотать каши и пюре – это основа для формирования жевательного рефлекса.
Сайт sympaty.net подчёркивает: жевание является именно рефлексом, который развивается следом за сосательным рефлексом и предусмотрен природой как жизненно важное умение. Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным
Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным.
Когда у крохи появится жевательные инструменты, он и должен научиться ими пользоваться. У большинства детей этот период наступает после года. В то же время рефлекс жевания не сможет развиться у младенца, который в этом не нуждается. Так бывает, когда чрезмерно заботливая мама даже после года продолжает тщательно измельчать еду младенцу в блендере и кормить его жидкой кашкой из бутылочки.
Что нужно делать, чтобы научить ребёнка правильно жевать и глотать твёрдую пищу? Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать одним предложением: необходимо кормить кроху твёрдой пищей. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Дисфункция языка: как влияет на зубы
Привычка дышать ртом, в том числе во сне, приводит к усилению дисфункции языка. Ребенок начинает чаще высовывать язык (а язык – сильнейшая ротовая мышца), прикладывать дополнительные усилия и давить языком на зубы.
Что будет происходить с зубами, если развивается такая привычка?
- Может сформироваться диастема – промежуток между передними зубами.
- Могут нарушиться контакты зубов во фронтальном отделе, тогда появится открытый прикус – достаточно сложная для исправления патология: она наносит заметный вред состоянию зубов, так как вся нагрузка приходится на жевательные зубы в боковых отделах.
Открытый прикус у ребенка
Передние зубы могут ротироваться (поворачиваться вокруг своей оси) или образовывать протрузию – наклон вперед.
Зубы у детей достаточно податливы, так как ребенок растет, размеры его челюстей и место в ряду зубов постоянно увеличиваются. Поэтому тех усилий, которые оказывает язык, вполне достаточно для того, чтобы сдвинуть зубы, а вот вернуться назад к правильному положению самостоятельно они уже не смогут.
Еще одна проблема
Помимо ортодонтических нарушений, прибавятся трудности с произношением звуков. Логопедическая коррекция рассчитана на правильное строение зубов и функционирование языка, поэтому занятия с логопедом будут очень долгими и малоэффективными, если не устранить основную причину плохой дикции.
Когда время упущено: мама, не хочу жевать!
Примерно к двум годам жизни пищевое поведение ребёнка сформировано, поэтому его трудно научить жевать или заставить попробовать непривычное блюдо.
Однако ситуация отнюдь не безнадёжна, а некоторые наши советы вам помогут.
Не держите кроху голодным
Плохо работает правило: ничего страшного, проголодается — поест. Наоборот, малыш может занервничать, а все ваши усилия пойдут насмарку. К тому же у ребёнка нередко появляется отрицательное отношение к любому новшеству в питании.
Если вы начали учить малыша жевать, но он не наедается во время кормления, докормите его протёртыми продуктами.
Не жалейте своё чадо
Дети в возрасте 1,5–2 лет — умелые манипуляторы. Довольно быстро они понимают, что можно похныкать и получить привычные блюда, которые не нужно жевать.
Заручитесь поддержкой семьи
Все должны быть единодушны и выдержаны. Если вы учите малыша жевать, не нужно, чтобы, например, бабушка или тётя, любя и жалея, кормили кроху протертой пищей.
Возьмите ребёнка к себе в помощники
Сначала вместе измельчайте продукты в блендере, затем — с помощью мясорубки или терки. Чуть позднее предложите крохе самому давить себе еду в тарелке вилкой. Ведь он уже «боооольшой»! Обычно со временем малышу начинает надоедать протирать/давить, поэтому он постепенно начинает жевать.
Проработайте жевательные движения
Детям нравится подражать. Начните с удовольствием жевать какую-то вкусность, наверняка, кроха тоже захочет её попробовать. Конечно, вы ему дадите, но при этом показывайте, как это нужно делать правильно.
Разумеется, продукты должны быть качественными — например, зефир или жевательный мармелад.
Проявите своё актерское мастерство
Попробуйте «потерять» или «сломать» блендер, миксер, ситечко, тёрку. Скажите, что при случае (когда появится в магазине) купите всё новое. Постарайтесь своего обещание не сдержать.
Превратите обучение в интересную игру
Из ломтиков любимых продуктов крохи на тарелке можно разложить «радугу» или «построить» домик, «нарисовать» зверей.
Добавляйте в каши или пюре измельчённые кусочки мягких ягод и фруктов. Со временем постепенно увеличивайте размеры кусочков.
Расширяйте рацион
Предложите новое блюдо в не протёртом и не измельчённом виде. Иногда в силу природного любопытства дети начинают жевать незнакомые продукты.
Посетите логопеда
Доктор поможет улучшить тонус и работу жевательных мышц: проведёт логопедический массаж и покажет, как выполнять речевую гимнастику.
Конечно, эти советы не всегда работают применительно ко всем детям. Оно и понятно, ведь каждый малыш индивидуален. Используйте свою фантазию и добавьте немного творчества: подумайте над новыми идеями и придумайте интересные игры.
врач-ординатор детского отделения
фото: http://globallookpress.com/
Когда следует начинать знакомство с твердой пищей
Принято считать, что большинство малышей готово к знакомству с пищей кусочками в 6–8 месяцев. На самом деле возраст в деле развития навыка жевания не главное. Кроха должен быть готов к введению твердого прикорма как физически (уметь активно работать язычком и правильно прижимать его к нёбу), так и психологически: должен «проснуться» пищевой интерес, желание заглянуть в родительскую тарелку и попробовать то, что едят взрослые.
«Появление первых жевательных движений происходит в 4–5 месяцев, тогда же наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка, — говорит педиатр Юлия Рахимбекова. — И если в этот период не вводить прикорм, а продолжать стимулировать только сосательный рефлекс, то неподкрепленный практикой рефлекс жевания начнет затухать. Еще несколько лет назад малыш до появления первых молочных зубов получал от мамы сушку, сухарик или даже куриную косточку и учился „жевать“ деснами. Сегодня родители часто вводят прикорм после 6 месяцев и позже, когда во рту уже появились 2–4 передних зуба
Но эти зубы служат для откусывания, жевать ими невозможно, и — что важно! — они мешают малышу жевать деснами. Вот так момент бывает упущен
Далее в норме в возрасте 7–12 месяцев у ребенка продолжают укрепляться навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и умение перемещать языком пищу к зубам. Он уже в состоянии есть каши, рубленые фрукты и овощи. Конечно, все индивидуально. Доношенный или недоношенный, здоровый или с проблемами со здоровьем, есть зубки или еще не появились — так или иначе к году кроха должен производить качественные жевательные движения челюстями. Но это произойдет только в том случае, если родители постепенно учили его этому. Не бывает так, чтобы ребенка кормили только грудным молоком, а в годик он сел за стол, взял ложку и стал деловито есть с общего стола».
Решаем проблему
Как научить ребенка жевать, если ему уже исполнилось два года, а навык сам собой не выработался? Важно действовать постепенно, не заставлять малыша резко перейти на новую пищу – стресс только тормозит приобретение новых привычек и развитие рефлекса
В первую очередь следует наведаться к врачу, чтобы исключить причины, связанные со здоровьем или особенностями развития. Если с малышом все в порядке и не жует он от лени и неумения, приступайте к планомерному приучению ребенка к твердой пище. Есть несколько простых приемов, которые помогут вызвать у крохи интерес к такой еде.
Если малыш старше года не жует и наотрез отказывается дегустировать твердую пищу, не расстраивайтесь. Откажитесь от покупных пюре и готовьте их сами. Сначала сократите время взбивания пюре блендером – пусть там останется немножко маленьких кусочков.
Постепенно перейдите на блюда, в которых овощи просто немного разминаются вилкой – к этому времени ребенок приучится глотать не только однородное пюре, но и небольшие кусочки, предварительно помусоля их во рту.
Затем добавьте на его тарелку мягкие овощи, которые можно взять руками или детской вилкой – цветную капусту, вареную морковку, вареный зеленый горошек. Или предложите ему выловить кусочки овощей из супа «как у взрослых». Малыш легко жует овощи своими зубками. Когда он освоит навык кусать и жевать, добавьте в меню яблоко, детское печенье, другую твердую пищу.
Привычную кашку, творожок или пюре украсьте небольшими кусочками овощей или фруктов, ягодами
Важно выбрать продукты, на которые у малыша нет аллергии и создать яркую, привлекательную композицию. Придумайте игровой сюжет, по которому сначала надо зубками пожевать аппетитный кусочек, чтобы почувствовать его особый вкус
Покажите пример, договоритесь есть эти кусочки или ягодки по очереди.
Обратите внимание: мясо детям до трех лет следует давать в виде паровых тефтелек или фрикаделек. Жевать кусочек мяса в таком возрасте еще тяжело.. Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик
Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду. Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком
Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик. Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду. Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком.
Можно поиграть с малышом в «зайчика», который любит грызть капустку и морковку – в ходе игры ребенок жует не за себя, а за персонажа, что помогает ему снять психологический блок.
Чем раньше родители зададутся вопросом, как научить ребенка жевать, тем проще малышу в возрасте от года перейти на обычное домашнее меню.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
Советы и рекомендации
- Старайтесь не упускать время. Стимулируйте попытку крохи пожевать что-нибудь, как только он проявит интерес.
- В годик многие детки любят мусолить что-то во рту. Дайте крохе небольшой кусочек сала или отварного мяса – кроха будет жевать его, как жвачку, а когда надоест – выплюнет.
- Если упустили момент перехода, придется спорить, убеждать малыша попробовать взрослую еду. А это стресс. Потому на период приучения к твердой пище лучше отложить прочие раздражители (например, приучение ребенка к горшку) на более благоприятное время.
- Нельзя ругать или обижать малыша (фу, как маленький ешь, позорище). Это результата все равно не даст, а комплекс у крохи появится.
- Если решились на жесткие меры – держитесь до конца. Сдадитесь сейчас – вторую попытку предпринимать будет втрое сложнее.
- Выбор метода остается за вами, но в возрасте 2-3 лет многого можно добиться именно дипломатическим подходом.
- Если ребенок упрямо отказывается есть кусочками, покажите его врачу. Возможно, это не капризы, просто у ребёнка что-то болит при жевании.
Для чего нужно учиться жевать до года
Умение жевать твердую пищу ребенку совершенно необходимо:
для крепких зубов
Неумение и нежелание малыша прожевывать твердые кусочки пищи ведет к нарушению формирования прикуса, а впоследствии — и овала лица. Молочные зубы не испытывают достаточной нагрузки и могут преждевременно выпадать.
для нормальной работы ЖКТ
Употребление продуктов преимущественно в пюреобразном состоянии негативно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта: провоцирует появление аллергий, расстройств кишечника, вздутий, запоров. Так как пища, которую нужно просто проглотить, недостаточно хорошо смешивается со слюной, у малыша слабо вырабатываются пищеварительные ферменты. Желудочно-кишечный тракт становится «ленивым», получая только нежную пищу, которая ребенку уже не по возрасту. В итоге проблемы нарастают как снежный ком: неразвитость ферментного аппарата, лишний вес, повышенная чувствительность кишечника.
для четкой артикуляции
«Неумение жевать не является непосредственной причиной задержки речи или ее отсутствия, — говорит логопед Тамара Новикова. — Вместе с тем это показатель негативных изменений в артикуляционном тонусе. Вполне вероятно, что ребенку будет неудобно, некомфортно проговаривать какие-то звуки, ведь для этого тоже нужно прилагать усилия».
для нормального психического развития
«До 1,5 года мы ели только протертую пищу, так как кусочками давились. Совершенно не напрягало: 15 секунд в блендере — и готово. Если честно, мне так даже удобнее было, потому что накормить было быстрее и легче. Вот только сейчас отказывается мясо кушать» — подобную историю можно встретить на любом родительском форуме. Многие мамы жалеют своих малышей (и себя), давая им протертую пищу. Но возраст 1–2 года — довольно опасный с точки зрения манипулирования ребенком родительским мнением. Приложите все усилия к тому, чтобы карапуз не смог шантажировать вас своим нежеланием жевать и глотать твердые кусочки, ведь в будущем это может обернуться куда большими проблемами.
Особенности процесса глотания
Глотание представляет собой совокупность двигательных реакций. У младенца с рождения развито глотание, именующееся инфантильным. Оно позволяет малышу потреблять еду в жидком виде – в процессе сосания мышцы языка, щек и губ малыша сокращаются, создавая отрицательное давление в ротовой полости. В результате во рту начинает скапливаться молоко, и язык направляет его в глотку.
В процессе инфантильного глотания малыш кончиком языка касается губ, это является нормой для малышей первых месяцев жизни – до прорезывания зубов. С их появлением сосательный рефлекс заменяется жевательным – это заметно по поведению грудничка, который начинает тянуть в рот различные предметы и пытаться их пожевать.
На этом этапе жизни при правильном развитии младенца инфантильное глотание заменяется соматическим. В процессе такого глотания язык упирается кончиком уже не в губы, а в твердое небо, в его переднюю треть – это позволяет спинке языка двигать еду в гортань.
Но для формирования навыка соматического глотания ребенок должен получать пищу, более плотную по консистенции, чем полужидкое пюрированное детское питание. Иначе у ребенка при попытках глотания язык попадает между рядами зубов, что провоцирует привычку к неправильному прикусу. При таком варианте глотания начинают работать мышцы около рта, круговая и подбородочная, а также мышцы шеи. Это дискомфортно для малыша и заставляет его отказываться от глотания твердой пищи.
Вырабатываем навык самостоятельного питания
Чтобы приучить малыша кушать без вспомогательной помощи, необходимо придерживаться следующих правил:
Начинать процесс обучения не раньше, чем вы заметите, что малыш заинтересовался ложкой, у него проснулся интерес к самостоятельному питанию.
Важно не приучать кроху кушать перед телевизором в комнате, дайте понять, что приём пищи и кухня неразлучны. Идеально, если ребёнок будет есть вместе с другими членами семьи
Карапузу будет проще учиться на их примере.
Никогда не поторапливайте малыша. Запаситесь терпением, может понадобиться не один месяц, пока малыш научится орудовать ложкой.
Если вы видите, что первые попытки заканчиваются провалом, поддержите кроху, помогайте ему на первых порах справляться с этим нелёгким трудом.
Хорошим тренировочным примером будет использование лопатки в песочнице. Она по форме и процессу манипуляций напоминает ложку.
Пусть первыми блюдами, которые предстоит попробовать ребёнку, были его любимые. Не лишним будет украсить трапезу в игровой форме.
Обязательно докормите карапуза, если он не осилил всю порцию или больше проронил, чем донёс до ротика.
Учим малыша пить
Первой чашкой карапуза может стать непроливайка. Использовать её можно начиная с полугодовалого возраста, а точнее, как только ребёнок научится сидеть самостоятельно. Покажите крохе, что нужно брать в ротик носик чашечки, немного наклонять поильник и потихоньку пить, потягивая жидкость.
Однако, совсем не обязательно, чтоб у ребёнка был поильник в промежутке между бутылочкой и обычной чашкой. Вы можете попробовать сразу приучить пить с чашечки, но для этой цели придётся выбрать посуду с объёмом не больше, чем 250 мл; а процесс обучения стоит начать не раньше восьмимесячного возраста. Покажите крохе на личном примере, как нужно пользоваться чашечкой, потом предложите малышу попить с неё, при этом аккуратно придвиньте край чашки к губкам малыша и слегка её наклоните, пусть малыш попытается совершить один-два глотка. Если всё польётся мимо ротика карапуза, значит ему ещё рано пить с обычной чашечки.
Помните, что в первые разы в чашке не должно быть больше половины жидкости и обязательно это должен быть напиток, который ребёнок пил ранее.
Когда моему сыну исполнилось полгода, первым делом я решила приучить его к чашке-непроливайке. У нас была с пластиковым носиком. Сынок практически с первого раза освоил эту науку. Но уже буквально в восьмимесячном возрасте сам потянулся к чашечке. Поначалу он, конечно, проливал какую-то часть воды, но буквально за неделю, наловчился её использовать и к непроливайке больше не возвращался.
Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно
В первую очередь определитесь с выбором вида данного приспособления:
- Резиновая. Безопасна в применении. Хорошо подойдёт для прикормов, когда мама будет кормить карапуза. Однако, самому ребёнку будет достаточно сложно и неудобно удерживать такое приспособление.
- Серебряная. Может оказаться тяжёлой для ребёнка и этим будет вызывать неудобства в использовании. Большим преимуществом считается то, что серебро имеет свойство обеззараживания.
- Чайная или кофейная ложечка. Хороший вариант для самостоятельного приёма пищи. Она достаточно удобна и хорошо удерживается малышом.
- Анатомическая. Специально разработана с учётом анатомических особенностей руки ребёнка. Удобна даже для самых маленьких. Единственный минус в использовании подобной ложечки – после приучения к такому приспособлению, малышу будет гораздо сложнее привыкнуть к обычным ложкам и вилкам.
Запаситесь терпением, пройдёт немало времени, пока малыш освоит технику использования ложечки. Как правило, этот процесс происходит поэтапно:
- Ребёнок знакомится с ложкой, рассматривает её, может даже играться ею.
- Малыш наблюдает за другими членами семьи, как они используют данное приспособление.
- Карапуз учиться удерживать ложку, но ещё не набирает ей пищу.
- Ребёнок начинает самостоятельно кушать, но при этом не всегда еда доходит до ротика, малыш ещё часто промахивается.
- Процесс приёма пищи становится осознанным, движения стают более скоординированными. В очень редких случаях малыш терпит неудачу.
- Карапуз уверено и самостоятельно орудует ложечкой.
Важно хвалить ребёнка за каждое удачное попадание еды в ротик. Никогда не ругайте малыша, если он промахнулся и рассыпал еду
Будьте терпеливы, не подгоняйте ребёнка, пусть процесс приёма пищи длится столько, сколько это необходимо крохе.
Почему надо жевать
Навык жевания очень важно развивать с раннего возраста. Постоянные тренировки и употребление твердой пищи обеспечивают:
- Здоровые красивые зубы. Без постоянной стимуляции, которую не в состоянии обеспечить поглощение мягкой протертой пищи, челюсти малыша плохо растут, из-за чего новым зубам становится тесно. Ухудшается кровоснабжение десен и зубы вырастают недостаточно крепкими. В результате формируется неправильный прикус, могут возникнуть и иные стоматологические проблемы.
- Хорошее пищеварение. ЖКТ ребенка развивается в соответствии с его возрастом, и желудку малыша старше полутора лет требуется пища, хорошо пропитанная слюной – она «запускает» процесс выработки пищеварительных ферментов. Если малыш не жует еду, а только проглатывает мягкую пищу, его желудок недостаточно активно вырабатывает ферменты, что грозит обернуться серьезным нарушением пищеварения в более взрослом возрасте.
- Развитую речь. Отказ от жевания и плохая речь ребенка в два года и старше взаимосвязаны. Если малыш не жует с полугодовалого возраста, у него плохо развиваются мышцы, которые задействуются при произношении звуков. В этом случае ребенку физически сложно внятно говорить, и он старается избегать вербального общения.
Когда нужно вызвать врача?
Терпение и практика помогут вам и ребенку справиться с этой непростой задачей. Иногда возникает необходимость обратиться за профессиональной помощью к специалистам.
Вот некоторые случаи, когда стоит проконсультироваться с врачом:
- Если у ребенка ранее были неприятные ощущения при глотании таблеток, которые привели к рвоте или рвотным позывам.
- Если ребенок испытывает стресс или беспокойство, когда речь заходит о новых вещах.
- Если у ребенка есть какие-либо задержки в развитии, включая двигательные (оральные) или поведенческие проблемы.
Врач может предложить ребенку альтернативные способы введения лекарства.
На платформе Vikids вы можете:
Как можно научить ребенка проглатывать таблетку?
Вот несколько советов по обучению ребенка правильному способу приема лекарства или таблетки:
- Пускай ребенок сделает несколько глотков воды или любой другой жидкости, чтобы увлажнить рот перед приемом лекарства. Он может также немного прополоскать горло.
- Поместите таблетку на переднюю часть языка и наклоните голову ребенка назад.
- Кроме того, вы можете положить таблетку на кончик языка и попросить ребенка прижать подбородок к груди, прежде чем проглотить лекарство.
- Еще один способ, который творит чудеса, заключается в том, чтобы положить таблетку на язык ребенка прямо перед тем, как он собирается проглотить большой кусок пищи, такой как хлеб, крекеры и т. д.
- Один из лучших способов проглотить пищу — это метод «большого глотка»: перед тем, как ребенок сделает большой глоток жидкости, разместите на языке малыша таблетку. Попросите подержать немного жидкость во рту в течение нескольких секунд, а затем проглотить.
- Вы также можете спрятать таблетку в любой мягкой пище, такой как фруктовые пюре, соусы или йогурт. Однако дробить таблетку не рекомендуется. Этот способ можно пробовать только в том случае, если лекарство имеет небольшие размеры, чтобы ребенок ею не подавился.
- Воспользуйтесь специальным ароматизированным спреем «Pill glide swallowing spray», который очень нравится детям из-за своего фруктового вкуса.
- Иногда дети стараются, но все равно ничего не выходит. Все из-за напряженного языка. Попросите ребенка его расслабить.
Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!
Какой-либо специальной методики не существует, ибо всё должно идти своим чередом и постепенно.
Когда начинать обучение?
Примерно в возрасте 4–6 месяцев жизни — с появлением жевательных движений и ещё до прорезывания первых зубов. Как не упустить момент? Предложите малышу выпить водички с ложечки. Когда её содержимое начинает попадать в полость рта, ребёнок готов к усвоению навыка жевания.
Если же кроха продолжает питаться молочными смесями, грудным молоком или протертой пищей, постепенно рефлекс жевания гаснет.
Вы против знакомства вашего малыша с баранками или печенками в возрасте 7–8 месяцев? Тогда лучше дождаться появления большинства зубов и учить жевать уже ими.
Не торопитесь
Начинайте с небольших порций. Если ребёнок упорно отказывается от новой консистенции прикорма, не настаивайте. Через некоторое время повторите попытку.
Твёрдая пища или специальные «тренажёры»
Пока кроха мал, можно использовать резиновый прорезыватель для зубов. Примерно с 6–8 месяцев начинайте постепенно знакомить ребёнка с твёрдыми продуктами.
Любознательность малыша — ваш помощник
Когда ребёнок пытается лизать или «откусить» деснами кусочек яблочка/печенья, не измельчайте эти продукты. Старайтесь чаще ему предлагать твёрдую пищу — пусть тренируется и учится жевать. Обязательно проследите, чтобы кроха не откусывал большие куски, иначе он может поперхнуться или подавиться.
Используйте ниблер — контейнер с закручивающимся ободком. Приспособление представляет собой ёмкость в виде сеточки или силиконовой насадки с дырочками. Поместите внутрь контейнера кусочки разрешённых по возрасту продуктов, а затем дайте в ручки ребёнку, чтобы он разминал содержимое дёснами и одновременно получал питание. Не переживайте. Такой способ абсолютно безопасен.
Будьте последовательны и настойчивы
Блендер/тёрка/мясорубка — удобные помощники для измельчения продуктов, но со временем нужно приучать кроху к твёрдой пище
Важно, чтобы переход был постепенным, а ребёнок не заметил резкой перемены консистенции своих привычных блюд. Иначе он может закапризничать или вовсе отказаться от еды
Раз за разом уменьшайте степень помола: вначале готовьте однородное пюре, потом — с включением небольших кусочков, затем — густую пищу с содержанием твердых фрагментов продуктов.
Готовая баночная еда
При покупке обращайте внимание на маркировку. На этикетке с рекомендованным питанием для возраста 8–10 месяцев ищите указание на то, что в пюре содержатся «кусочки, которые учат жевать»
Не отвлекайте
Не включайте мультики или телевизор во время кормления. Если малыш сосредотачивается на процессе поглощения пищи, тогда у него лучше координируются действия рук, языка и губ.
Возможные проблемы
Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.
Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:
-
Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
внутриутробного периода. -
Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
формирование собственных высказываний. -
Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко. -
Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
ребёнка развиты нормально. -
Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
медленнее. -
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
освоения чтения и письма. -
Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.
Как помочь ребенку?
Стоит понимать, что эти привычки возникают не сами по себе и не из-за плохого поведения. Замечания и напоминания, что нельзя высовывать язык, не сработают – нужно работать с основной причиной нарушения.
- Восстановить носовое дыхание.
Ортодонты часто назначают консультации отоларинголога, так как зубочелюстная система и органы дыхания тесно связаны. Удаление аденоидов, терапия хронических заболеваний, нормализация микроклимата дома, чтобы снизить частоту ОРВИ, закаливание и другие общеукрепляющие процедуры – все это может назначить врач, чтобы достичь ремиссии.
ЛОР может помочь восстановить здоровье для правильного функционирования языка
- Обратиться к ортодонту.
Только в таком порядке, иначе лечение не будет эффективным. Как только ребенок получит возможность дышать с закрытым ртом, можно переходить к исправлению положения зубов и языка.
Для этого созданы детские ортодонтические аппараты:
- Пластины.
- Трейнеры.
- Аппарат Twin Block.
- Детские элайнеры Kinder Smile.
Все эти аппараты съемные, действуют достаточно мягко, направляя зубы в период их активного роста. Ношение требует контроля со стороны родителей, но при правильном использовании проблемы решаются достаточно быстро – за несколько месяцев.
Только после этого можно приступать к занятиям с логопедом – когда будут устранены нарушение прикуса и основные проявления дисфункции языка, коррекция звукопроизношения будет идти гораздо успешнее.
Почему необходим навык жевания
Процесс пищеварения – сложный, отлаженный природой механизм. И начинается он именно с жевания. В ротовой полости вырабатывается специфическая жидкость – слюна. Во время жевания она выполняет ряд функций:
- склеивание комка пережеванной пищи для глотания (за это отвечает муцин);
- обезвреживание многих вражеских агентов, попадающих в рот вместе с едой (этим занимается лизоцим);
- переваривание углеводов (этим занимаются ферменты амилаза и мальтаза).
Знаете ли вы?Около 70% углеводов расщепляются именно во рту за счет слюны, пока вы жуете
Тщательное пережевывание пищи обуславливает большее количество усвоенных организмов углеводов, а это очень важно для подвижного маленького организма.. Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке
Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%
Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке. Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%.
Процесс жевания также запускает цепочку пищеварительных рефлексов, таких, как:
- глотание и продвижение пищевого комка по пищеводу;
- выделение желудочного сока с ферментами, способными расщепить именно то, что сейчас во рту у крохи;
- секрецию желчи для расщепления жиров в тонком отделе кишечника;
- перистальтику (работу) всех отделов кишечника.
В итоге пища переваривается быстрее и качественнее – пока ребенок жевал, вся пищеварительная система настроилась на активную и продуктивную работу.
Важно! Жевание хорошо стимулирует кровообращение в деснах и правильное формирование челюсти. Чем раньше малыш начинает жевать, тем красивее и ровнее у него зубы
Кроме прочего, жевание развивает лицевые мышцы, которые в ответе за формирование правильной речи. Чем раньше малыш начал пережевывать еду, тем быстрее и лучше он будет говорить. Для деток, начавших жевать позже 3 лет, походы к логопеду могут стать суровой необходимостью.
Когда нужно срочно обращаться к врачу
Есть ряд случаев, когда хозяин не знает, что можно делать и чем можно помочь пушистику. В первую очередь нужно перестать паниковать, ведь паникой делу не поможешь, и обратиться за помощью к специалистам. Поход в больницу должен быть незамедлительным при таких случаях:
- Кот рвет водой или пеной более 3 часов.
- Рвотные массы имеют белый или желтоватый цвет, но в них просматриваются кровянистые вкрапления.
- Питомец отказывается не только от пищи, но и от питья, при этом непрерывно рвет.
- Помимо основного симптома, началась диарея, нос животного стал сухим и горячим, что говорит о повышенной температуре. Кроме этого насторожить хозяина должны судороги, которые свидетельствуют об обезвоживании организма и поражении центральной нервной системы.
Во всех этих случая не стоит заниматься самолечением, чтобы еще больше не усугубить ситуацию. Лучше доверить здоровье и жизнь питомца квалифицированному врачу, который правильно поставит диагноз и назначит адекватное лечение.
Почему отсутствует соматическое глотание
Ребенок не переходит от инфантильного типа глотания к соматическому по следующим причинам:
- чрезмерно затянулся период сосания соски;
- не начали вовремя включать в рацион твердую пищу;
- зубы прорезываются со значительным отставанием по срокам;
- уздечка языка короткая и неэластичная;
- привычка к дыханию через рот из-за постоянной заложенности носа.
К формированию неправильной техники глотания приводит использование соски, не соответствующей размеру ротовой полости малыша. Если соска слишком длинная и доходит до мягкого неба, она мешает языку правильно функционировать.
Хронические заболевания, разрастание аденоидов приводят к постоянной заложенности носа и заставляют ребенка дышать ртом. В такой ситуации ему сложно перестроиться на соматическое дыхание.
Если малыша после прорезывания зубов продолжать кормить только полужидкой и жидкой пищей, то у него не развиваются навыки жевания и соматического глотания. При этом язычная мышца плохо развивается, что ведет к целому ряду проблем, включая отставание в речевом развитии.