навигатор в мире досуга

КУЛЬТПРОСВЕТ

          Расписание

@музблог_рецензии. Махан Эсфахани — The Passinge mesures

Среди новых релизов клавесинной музыки настоящим подарком стал диск Махана Эсфахани The Passinge mesures, вышедший в ноябре 2018 (Hyperion Records, CDA68249). Обращаясь к наследию английских вирджиналистов конца XVI – начала XVII веков, композиторов Уильяма Бёрда, Джона Булла, Джайлса Фарнаби, Орландо Гиббонса, Томаса Томкинса и других, Эсфахани представляет очень актуальную интерпретацию произведений этих авторов.

До некоторого времени эта музыка считалась едва ли не фоновой, или «меблировочной» (хотя сам этот термин ввёл Эрик Сати лишь в XX веке для обозначения совсем другого стиля), словно элементы обстановки в ренессансно-барочном декоре. Сейчас же, напротив, эти пьесы и танцы – паваны, гальярды, вариации на темы песен или хоралов, как и другие небольшие по формату сочинения – оценены по достоинству, как самоценные музыкальные шедевры.

Пьесы эти, в чём-то игривые, а в чём-то меланхоличные, буквально заряжены витальной энергией и жизнелюбием; иной раз они оказываются трогательно-грустными, а в чём-то и философскими. Они мастерски сделаны и мастерски сыграны. Эсфахани исполняет их так, как в своё время описывал это Андрей Волконский – «словно ты сам сочинил эту музыку», ну, или, по крайней мере, словно эта музыка написана прямо сейчас. Потому что именно так она и звучит на этом диске. И если совсем недавно клавесин и его родственники воспринимались как «старинные» инструменты, то теперь они, ничуть не изменив красоте и достоверности тембра, звучат современно – настолько естественно они вошли в звуковой мир новейшего времени. Не случайно несколько лет назад Эсфахани записал диски с концертом Гурецкого и пьесами Лигети для клавесина, написанными во второй половине XX века.

Клавесин связывает времена и эпохи. В звучании старинных английских миниатюр словно раскрываются первоисточники того, что позднее стало атрибутами и романтизма, и классики, в том числе, киномузыки, XX века, и рок-музыки, которая тоже зародилась в англоязычном мире. При этом никуда не девается и магия «старинности», но выражена она очень свежо, ново и «хрустяще». Рассыпчатость морозного снега — или бодрящий воздух прозрачного утра. Может быть, это и есть ещё одно новое утро старинной музыки – уже для третьего тысячелетия.

Ещё один очень приятный момент — буклет к диску, текст в котором написан самим исполнителем. Эсфахани рассказывает и о записанных произведениях, и о своём личном опыте знакомства с ними, вводя слушателя в широкий и очень увлекательный культурный контекст.

Об исполнителе: Махан Эсфахани – американский клавесинист иранского происхождения. Родился в 1984 в Тегеране. Рос и учился в США. Окончил Стэнфордский университет, брал уроки игры на клавесине в Бостоне у Питера Уотчхорна, затем – в Чехии у легендарной Зузаны Ружичковой. Жил в Милане и Лондоне, в настоящее время проживает в Праге. Активно гастролирует по всему миру. Диск The Passinge mesures, шестой сольный релиз музыканта, получил множество положительных отзывов.