навигатор в мире досуга

КУЛЬТПРОСВЕТ

          Расписание

Лорка «Алькора». Трогает, раздразнивает, учит оставаться живым

Очерк о впечатлениях от посещения постановки пьесы Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы» в исполнении театра-студии «Алькор».

Текст: Митя Просин
Фото: Игорь Замосковный, Алексей Королёв

15 апреля 2017 в театральной студии «Алькор» (Протвино, ДК «Протон»), состоялась премьера спектакля по пьесе Федерико Гарсии Лорки «Дом Бернарды Альбы».

Сюжет о свободе и рабстве довольно-таки асоциален, что и хорошо. Его подтекст выведен главным образом в психологические и духовные корни проблем выбора и самоопределения. Персонажи пьесы – словно ретрансляторы стереотипов, что веками калечили каждое новое поколение.

Рассказ о «тяжёлой женской доле» в мире, где правят мужчины, демонстративно лишён мужских персонажей. Их видимое влияние (кроме упоминаний нескольких «закадровых» героев, да мыслей вслух о мужчинах) практически обнулено.

Героини драмы не столько угнетаемы внешне, сколько с готовностью приняли изначальный стереотип своего «времени» и «общества»: женщина должна быть такой-то и такой. Главные узы находятся не снаружи, а внутри самих действующих лиц. Социальный фон Испании начала XX века – лишь повод для разоблачения омертвелых страхов внутри человека, что не дают ему сбыться и стать по-настоящему «живым».

Сама постановка удачно сочетает аутентичный, терпкий, но без перегрузки, колорит Испании – и общечеловеческие темы: судьба, становление, влияние «среды» и личный выбор.
Alkor-4.jpg
* * *

«Дом Бернарды Альбы» в инсценировке режиссёра Натальи Снегульской можно уподобить хорошо сыгранной музыкальной пьесе для ансамбля. Причём пьесе сугубо полифонической, в которой нет главных и второстепенных голосов: необходим буквально каждый.

Аналогичным образом, главной оказывается каждая из восьми героинь, и нет второстепенных персонажей.

Сама пьеса в равной степени рассчитана и на большие драматические театры, и на камерные сцены. Драматургия предполагает глубоко профессиональный подход к воплощению пьесы.

Alkor-3.jpg

В реализации этого спектакля – выход «Алькора» на новый уровень. Думаю, что студийцы очень уверенно взяли эту высоту. Вообще, алькоровцы всегда показывают мастерскую игру, во много раз превышающую понятие «любительского» или «самодеятельного» театра. Аншлаговая зрительская тропа в уютный зал студии протоптана давно.

* * *
А теперь касаемо темы и сюжета спектакля.

Про Марию Хосефу (мать Бернарды Альбы, сумасшедшая) один мой знакомый сказал очень хорошо: «Это единственный живой персонаж в пьесе». Пожалуй, он прав. Наверное, этот персонаж ещё и самый пророческий. Хотя Адела (младшая из дочерей) тоже «живая». Просто венец пути этих «живых» по сюжету не очень завиден. Сумасшествие (пусть и пророческое) у одной и смерть у другой.

Научит ли это чему-нибудь т.н. «мир»? Ведь пример уже подавали, правда немножко в другом контексте, — герои Шекспира со своим двойным самоубийством.

Выход ли это? Вряд ли. Мир ничему не учится.

Да и платить разумом или жизнью за поумнение «внешнего мира», чтобы последующим «живым» хотя бы не отравляли жизнь – слишком высокая цена. Сумасшедших (как и пророков) почти никто не слушает. Покончивших с собой воспринимают как проигравших.

Alkor-2.jpg

Кого же следует учить?

Да только себя самого/саму. Перерождаясь из объекта традиции в субъекта своей собственной судьбы.

«Мир» переучится лишь в том случае, когда увидит примеры живого и невредимого выхода за пределы стереотипов. Помешательство и самоубийство «живых» и свободных лишь убеждают «мир» в его искривлённой «правоте» угнетения. Да и дело не в переустройстве мира, а в переустройстве себя и своего к себе отношению.

Что-то мне подсказывает, что мир даже легче принимает перемены, чем сам человек способен себя преобразить. Кто более консервативен и зажат – «личность» или «общество» – ещё неизвестно.

Но то, что и пьеса, и её инсценировка очень мощно трогают — это несомненно. Это прекрасный стимулятор для самых вызывающих и необходимых мыслей о свободе и выборе.

* * *
Alkor-5.jpg

Вспомнилась, конечно, и «Гроза» Островского, хотя это, скорее, внешнее совпадение. Но оно всё равно не случайно. То же царство предрассудков, те же тюрьмы внутри самих людей. Ограниченность выбора покорностью или смертью. Боязнь обретения «третьего пути».

Человек страшится пойти на разрыв с традицией, потому что ждёт неминуемой кары от мира. Он изначально ставит себя в позицию жертвы. Но разве его шаг к свободе, его поступок не окажут встречного влияния на «мир»?

И чем осмысленнее будет этот шаг, тем больше будет поводов уже у «мира» сдать позиции и услышать голос «другого». Парализует волю не «мир». Парализует волю внутренний страх «жертвы» по поводу реакции «мира». А она может и не наступить. Или наступит, но её действие будет отнюдь не фатальным.

«Свободные» и «живые» чувствуют необходимость внутренней революции. Но дальше этого чувства они не идут. Требуется разрыв с окружением без разрыва с самим собой. Но вот на это никто из «живых» что у Островского, что у Лорки, оказывается неспособен.

Дело не в том, чтобы их винить. Но действительно ли они проиграли — или только капитулировали, поспешив признать себя проигравшими?

Хуже всего, что в нашей видимой реальности чаще всего до сих пор происходит именно так. Самые «живые» — либо мёртвые, либо сумасшедшие. И это ненормально.

* * *
Alkor-6.jpg

Пьесы, подобные «Дому Бернарды Альбы», раздразнивают недовольство собой и неумолимо соблазняют на преодоление этого искривлённого бытия. Хотя бы самому стать «не таким». Не поддаться общему рабскому настрою, но при этом не умереть и не сойти с ума. Сохранить себя и подарить миру всё лучшее, что есть в тебе, причём открыто и не прячась.

Наверное, это самая главная метафизическая задача личности в наши дни. Ну, не «задача», но интуитивно чувствуемое призвание.

Митя-репетиция Алькора.jpg
Перед одной из репетиций. И я там кое-что поснимал
* * *

Начало и финал спектакля обрамляются стихотворениями Лорки. В одном из них есть такие слова:

Есть горы - под небосводом
Они завидуют водам,
И как отраженье неба
Придумали звёзды снега.

И есть иные горы,

Но та же у них тоска.
И горы в тоске по крыльям
Придумали облака.

Эти горы более живые, чем иные из людей. У них может человек поучиться жить.

Для всех желающих: пьесу можно увидеть ещё дважды: 29 апреля и 20 мая в ДК «Протон», г. Протвино.

Текст: Митя Просин

Фото: Игорь Замосковный, Алексей Королёв





Возврат к списку