навигатор в мире досуга

КУЛЬТПРОСВЕТ

          Расписание
  • Архив

    «   Март 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

Про Бетховена и судьбу

В музыкальной героике Бетховена одна из главных тем — «борьба с судьбой».

Но была ли эта борьба личным, произвольным выбором самого Бетховена? Или это судьба его выбрала в качестве человека, которому и суждено было провозгласить идею «борьбы с судьбой»?

4972c597e3daa12f2c5a04c13e460998.jpg

Грузинские певцы в Протвино

Грузинская музыка, на мой взгляд — это прежде всего традиция народного многоголосия. Это необыкновенный и необъяснимый дар целого народа, обладающего редкой музыкальностью и чуткостью слуха к полифонии. Гармоническая вертикаль грузинского многоголосия очень напоминает музыку западноевропейского средневековья: вероятно, в Грузии сохранилась какая-то очень древняя традиция, которая была в своё время присуща очень многим и разным народам.

Кроме умения держать строй сложнейшей полифонии, грузинские певцы обладают мощными и чистыми голосами. Фольклорные песни звучат как диковинный авангард, в равной степени экспериментальный и метафизичный. Это может брать за душу, но предлагает и изрядный материал для ума. Благодаря давним культурным связям Грузии и России-СССР, для русского, украинского и белорусского уха эта музыка оказывается близкой и родной. Да и для всех остальных международных ушей — неслучайно ЮНЕСКО в 2001 году занесло грузинскую песню в список шедевров мирового нематериального наследия.

Концерт в Протвино 24 февраля 2018 был моей первой «живой» встречей с грузинской полифонией. До этого я слышал её лишь в кино в и аудиозаписях. Концерт вообще был заявлен как «грузинское многоголосие», ради фольклора я туда и шёл. Очень здорово, что народные песни там звучали, жаль, что их было не так много, как хотелось бы. Замечательный «Театральный квартет» и прекрасная Кети Габисиани исполняли также романсы и авторские песни — и если среди этих вещей было несколько шедевров, то было и немало различной романсовой попсы. Вот если бы концерт процентов хотя бы на 70 состоял именно из фольклора а капелла, было бы лучше всего. Потому что романс — это всё-таки заигрывание с публикой. Но уверен, что протвинская аудитория вполне бы выдержала два часа народной полифонии. Я бы точно слушал с огромным удовольствием. Это совсем не так сложно, напротив, это открывает невиданные силы в слушателе, окрыляет и приподнимает его над скоротечностью времени. Культура может просвещать, а развлечение не противоречит расширению кругозора. Надеюсь, грузинские певцы снова приедут в Протвино и споют ещё больше своих прекрасных традиционных песен.

Организаторам концерта — Надежде Некрасовой, Дарье Никитской и «ПРОсвету», как всегда, мой большущий респект.


© Митя Просин
25.02.2018

Уникальные места Протвино. Часть 9. Мельница в Юрятино

Вообще-то, если быть точным, наша Мельница формально находится на территории Калужской области. И те красивые поля, по которым идут дорожки к Мельнице от Карьера - тоже.

Но есть вещи, которые по смыслу и значимости превосходят условность административных границ. И вообще границ как таковых.

Поэтому, при формальном расположении на территории Калужской области, Мельница в Юрятино давно уже стала частью городской среды Протвино, находящегося в области Московской.

Точно так же, достоянием культуры бывают здания, не занесённые в список культурных ценностей. Но по сути своей, по восприятию людьми этих зданий и по значимости они – такие же достояния, как и записанные в реестр. И Мельница сполна принадлежит к числу таких зданий.

Вот это высшее должно определять земное. То, что ещё не в занесено в перечень достопримечательностей, должно туда попасть. Фактическая значимость должна определять и значимость юридическую.

Что бы ни говорили в защиту документальной точности и законодательного крючкотворства, всё равно: совесть, интуиция, стихийное, душевное чувство высшей правды всегда составляли и будут составлять основной силовой полюс цивилизации, превышающим любой закон. Да и в религии всё именно так: неслучайно ведь эпоха новой эры (Anno Domini) именуется не «эпоха закона», а «эпоха благодати». Есть над чем подумать современным книжникам и фарисеям.

Красивый пейзаж

Итак, Мельница. Здание, выстроенное в последней четверти XIX века из красного кирпича. Даже будучи полуразрушенной, Мельница стоит гордо и виднеется издалека. Пять этажей позапрошлого столетия в сумме сильно превышают высоту современного пятиэтажного дома, например, «хрущёвки».

На Мельницу открывается прекрасный вид со стороны Протвино, стоит вам выйти в поля с западной или южной стороны озера Карьер. Несколько просёлочных дорог идут через поле – выбираем любую. Здесь гуляют пешком, ездят на велосипедах, иногда проезжают на машинах. Но попасть на другой берег Протвы, где стоит старое здание, можно лишь пешком или с двухколёсным транспортом: современный металлический мост из сварных конструкций не предполагает перемещения широких и тяжёлых транспортных средств (что, в общем-то, и хорошо).

Раньше тут был мост навесной, деревянный, примерно такой же, как сейчас в Юрятино. Помню также, что на «нашем» берегу, у спуска к воде, был какой-то металлический забор, или забор-сетка, либо уже его остатки. Новый мост, поставили, по-моему, в конце девяностых.

Мельница и поля, что ведут к ней и к Протве, создают уникальный ансамбль. Да, эти места формально не относятся к территории Протвино, это уже Калужская область. Но границы областей – вещь для эстетики очень условная. Всё воспринимается вместе. Зелёные луга, покрытые летним разнотравьем, богатые жёлтой пижмой и множеством других трав и цветов, просторные виды на все стороны света, оранжевое здание Мельницы, которая словно охраняет эти места и придаёт им ощущение домашнего уюта. Здесь для протвинца всё очень своё и родное. «Пойти на Мельницу» - всегда столь же актуально, как «пойти в лес» или «пойти на Высоковольтку». Это безусловная классика здешних мест. Причём знают об этой классике и многие гости города, приехавшие из Москвы и других мест, и туристы.

К истории Мельницы

Много ценной информации приводит в своей книге "Достопримечательности города Протвино и его окрестностей" [1] Александр Лаврентьев (Alxlav). Из неё узнаём, что первая мельница здесь была построена ещё в 1786 году. Деревянная крупчатная водяная мельница, крупнейшая из водяных мельниц Тарусского уезда. Собственно, наземная часть строения служила помещением для «турбины», сама же мельница располагалась посередине реки, в наиболее бурном месте. Пороги в этом месте Протвы – остатки именно этой механической системы водяных колёс, рычагов, приводов, и т.д.

Спустя 99 лет, в марте 1885 года, началось строительство нового, каменного здания мельницы. Автором проекта стал В.И. Груздин, известный в те времена архитектор. В 1875-1894 годах он был городским архитектором Серпухова. По его проектам выстроены несколько десятков церквей и фабрик близ Москвы. Архитектурно-эстетическим решением для здания Мельницы стал так называемый «кирпичный стиль». Многие фабричные здания этого периода созданы в таком стиле.

Сейчас подобные строения нередко восстанавливаются и обретают новую жизнь в качестве арт-резиденций и культурно-деловых центров. Например, Гуслица (Егорьевский район Московской области), деловой квартал «Новоспасский» (Москва, в корпусах бывшей ситценабивной фабрики), культурно-развлекательный центр «Ликёрка-Лофт» (Тула, бывший ликёро-водочный завод).

Но вернёмся к истории Мельницы. На первом этаже одно из окон увеличено.

Здесь проходила трансмиссия от механизма гидросооружения. Вообще, механизмы были довольно передовыми для своих лет; установили турбину немецкого производства. Для повышения мощности потока реки, приводящего в движение механизм мельницы, была сооружена плотина, благодаря которой создавался искусственный водопад. А.Л. Лаврентьев в своей книге приводит подробное описание устройстваи всего гидросооружения.

В годы Второй мировой войны здание сильно пострадало. События этого периода описываются в приведённой А. Лаврентьевым книге К.К. Шилова «Речицкая краснознамённая» [3].

А.Лаврентьев приводит воспоминания Надежды Поповой, жительницы этих мест [1]. По её рассказам, после войны на левом берегу Протвы действовал палаточный лагерь. Вода была настолько чистой, что её можно было пить! Немыслимо для нашего времени...

Были и попытки восстановить Мельницу. Она сыграла свою роль в обустройстве мирной сельской жизни. Уцелели два нижних этажа, сохранилась турбина, действовал механизм простого помола. По словам матери Надежды Поповой, «После войны мельница работала уже вполсилы, на сохранившихся этажах муку мололи, и была мялка».

Вскоре Мельницу стали использовать как двигатель для электрогенератора. Генератор подключали к главному валу мельницы, а располагалось устройство на втором этаже пристройки. Таким образом, Мельница играла роль своеобразной электростанции, обеспечивая электричеством несколько окрестных селений. Так было до 1953 года. А потом провели линии электропередачи. Все окрестные деревни и сёла подключили к ним. Мельничный генератор остановили, уволили сторожей, охранявших здание. «Турбину сдали на металлолом, и трансмиссию и лестницу. Столько валялось материала, оборудования, и всё украли. Всё, что можно было, срезали и сдали, даже поручни у лестниц! Шкивы, ремни и чесальные машины…- всё сбросили со второго этажа. Огромная шестерёнка – колесо от механизма плотины – лежала в воде, потом долго оставалась бесхозной, вытащенной на берег» [1].

Грабили Мельницу варварски. Растащили всё, что можно растащить, железные части и элементы сдали на металлолом. «Пытались даже взорвать кирпичные стены, чтобы получить стройматериалы, но усилия оказались тщетны, взрыв оставил лишь зияющую дыру в стене, а мельница устояла».

В марте 1953 года обрушилась крыша и потолки. Здание почти обратилось в руины. Осталось одно применение – в качестве стенда для тренировок скалолазов. Но и тренировки прекратились после трагического случая: в 1985 году здесь погибла 18-летняя девушка.

В наше время

Итак, Мельницу разрушали не только во время войны, и не только фашисты. Свои же граждане оказались не лучше врага. Оставшиеся перекрытия разбирали дачники. И почти ни у кого не возникло даже мысли, что это здание прежде всего имеет ценность как образец живой истории, культуры, архитектуры, повседневного быта минувших эпох. А ведь строилось здание на века. При строительстве применялся не цемент, а традиционное средство - гашеная известь, смешанная с яичным белком. Раствор получался настолько крепким, что никакие попытки дачников извлечь кирпичи из стен мельницы успехом не увенчались.

Сейчас Мельница продолжает гордо стоять, потихоньку разрушаясь. Возможно, она простоит ещё очень долго. Какова будет дальнейшая жизнь здания? Во многом это будет и выбор протвинцев, поскольку даже не смотря на юридические проволочки («это не Московская, а Калужская область»), именно местные жители считают это место по-настоящему ценным объектом, частью городской среды и окрестностей Протвино. Вероятно, есть возможность продуктивного взаимодействия с руководством Калужской области.

В любом случае, сохранение архитектурного памятника (а Мельница – это архитектурный памятник, даже если это пока не записано в соответствующем реестре) следует проводить бережно и не спеша, без ожидания «выгодных вложений» и «скорых прибылей». И конечно же, даже если в ближайшее время не предполагается восстановление здания, его сохранение хотя бы в нынешнем состоянии должно бытполностью обеспечено. Как и неприкосновенность всего пейзажа «полей у Мельницы» и близлежащих мест, ставших ещё одной визитной карточкой нашего города.

Протвинская Мельница запечатлена на множестве фотографий, пейзажи со зданием Мельницы в различных техниках имеются у протвинских художников, в т.ч. у Виталия Губарева и Виктора Худякова. История Мельницы продолжается. А она сама остаётся своеобразным центром притяжения с удивительной историей и неповторимой атмосферой (если находишься внутри или рядом), от которой веет загадочностью, сказкой, а то и чем-то мистическим.

В принципе, наша Мельница имеет энергетику волшебного архетипа, связанного с тайной самого бытия и деревенской, дивно-природной древности, через поколения родной для каждого, такой далёкой и удивительно близкой. Протвинцы – счастливый народ, ведь у них есть такая редкая и красивая достопримечательность.

Источники:

1. Лаврентьев А.Л. Достопримечательности города Протвино и его окрестностей (дополненное издание). – Серпухов, 2015. – 128 с.
2. Лаврентьев А.Л. Мельница в Юрятино (Протвино). Статья на сайте автора – http://alxlav.ru/?p=381
3. Шилов К.К. Речицкая краснознамённая: боевой путь 194-й Речицкой краснознамённой дивизии. – М., Воениздат, 1984. – 157 с.

© Митя Просин
11 августа 2016
Фото:

Уникальные места Протвино. Часть 8. Мозаики на ГПЛ-57

Первоначальным названием этого здания, в советское время, было ПТУ. Впоследствии оно называлось ГПЛ-57. Сейчас это Губернский профессиональный колледж. Но, на мой взгляд, наименование ГПЛ-57 как-то особенно ему шло. Сделалось привычным, что ли. Поэтому и тема озаглавлена именно так.

Здание ГПЛ-57 известно своим выразительным панно, что расположено на фасаде, у входа. Автор композиции - художник Валентин Гаврилович Помелов, представитель замечательной творческой семьи Помеловых из города Протвино. Год создания панно - 1987.

Техника работы именуется римской мозаикой, но интересной особенностью именно этой работы явилась её объёмность. Можно сказать, что это объёмная римская мозаика, предстающая своеобразным мозаичным барельефом.

Произведение именуется "Юность". Стилистика панно любопытно запечатлела стилевое пересечение на изломе времён, в эпоху перестройки. Профессионально продуманная, мастерски выполненная композиция, отражающая официальный заказ, оказалась на редкость субъективным, глубоко авторским и очень искренним произведением.

В чертах персонажей и геометрически-цветовом оформлении полотна, словно в калейдоскопе, сказались элементы множества стилей - от абстракции и кубизма до экспрессионизма и неопримитивных форм. Субъективное начало интересно уравновешено общей взаимосвязью всех образов картины.

Кроме наружного панно, здание ГПЛ-57 располагает и декоративным оформлением интерьеров, что также выполнено Валентином Помеловым. Дата их создания - 1989-1990.

Произведения как бы завершают целую эпоху визуального искусства, подводят итоги "большого стиля" СССР. Они звучат реминисценцией символов, актуальных для советского периода истории страны, который уже заканчивался в годы создания мозаик. Многие символы, отражённые в оформлении ГПЛ-57, потеряли актуальность момента вскоре после завершения панно. А вскоре они стали частью истории и знаками полноценного стиля, хронологически "прошедшего", но по энергетике актуального всегда.

Далеко не всеми осознавалось тогда, в годы перестройки и в девяностые годы, что спустя четверть века эти образцы официального искусства станут огромной художественной ценностью, и культурного в них будет куда больше, чем политического. Сказанное касается множества советских монументальных полотен, созданных различными авторами в разные периоды истории Союза. Безусловно, оно касается и сграффито на Лицее №1 города Протвино.

Автор выражает глубокую признательность Фёдору Помелову за предоставленные фотографии.
Фото из семейного архива Помеловых.

(с) Митя Просин
26 июля 2016
Фото:

Протвино. Воскресение. Первое мая.

Протвино - это город весны прежде всего. Он родился весной. Его два "дня города" приходятся на вторую половину весны. 19 апреля - официальная дата, конец мая - празднование. Кстати, есть ли ещё города, дни которых отмечаются дважды?

Протвино ещё и город лета. Он вообще - город зелени, поскольку расположен в лесу. Его улицы в тёплые месяцы больше похожи на волшебные заселённые леса, огромные обитаемые сады или парки. В холодные времена года о неувядающей зелени напоминает обильная хвоя.

В этом году Воскресение Христово и Первое мая приходятся на один день. Символичное, и отнюдь не случайное совпадение таких, на первый взгляд, разных праздников. И дело не только в том, что у обоих дней очень древняя и богатая сакральными смыслами история. Важно, что их соединение в один день связывает, казалось бы, несовместимые архетипы.

В сознании современного человека Воскресение Христово - исключительно религиозный праздник, а Первое мая - исключительно светский. Для некоторых это знаки, якобы, непримиримых реалий - "православной" и "советской". Я же вижу в этом великий символ единого истока полярных сторон русской, европейской и вообще человеческой души. Разные времена - стадии бытия единой культуры, единого мира. В идеале они могут мирно и творчески-возбуждённо сосуществовать. А суть настоящих праздников - приоткрывать человеку этот идеал волнующего творчества.

В Протвино пришла настоящая весна. Это всегда чувствуется по пьянящим до одури, но удивительно ясным, светлым и прозрачным запахам воздуха. В нашем лесном краю этот запах расцвечен десятками полутонов, он словно звучит сказочными нотами. И я снова напоминаю нам всем, что Протвино - это ценность, его леса вокруг и внутри города - это ценность, его пейзаж - это ценность, высоковольтка - ценность, и все здания, которые и формируют наш город - это тоже ценность.

Город ещё сохраняет в основном свой исторический облик. Его можно преобразить, создав заповедник советской культуры и передовой научный центр, не разрушая ни камня, не вырубая ни дерева.

Многое нужно восстановить. Например, я говорил и буду говорить, что Лицею №1 следует вернуть первозданный вид и возродить утраченные панно. Есть и ещё ряд зданий, нуждающихся в приведении к аутентичному виду. Желаю всем протвинцам найти между собой продуктивное согласие по основным вопросам будущего нашего города, преодолеть разобщённость и взаимное презрение (очень часто, увы, проявляющееся, например, на форуме, да и в живом общении горожан).

...А посмотрите на облик наших мест - волнующе-живой. Стволы сосен в лесу за высоковольткой, а внутри, словно что-то нежное, ласкающее и тёплое, осиянная солнцем листва. Уже только заметить эту красоту есть счастье более важное чем любой доход или благосостояние.

Вот о таких вещах и говорит "невербальный код" нашего города. По каждому поводу и безо всякого повода считаю нужным напоминать об этом нам всем.

С праздниками, господа и товарищи!

(с) Mitya.Prosin
1 мая 2016


Использованы фотографии И.Кейтельгиссера из буклета "ПГТ Протвино" из серии "Туристу о Подмосковье", Рекламно-информационное бюрю "Турист", Москва, 1986.

Использовано фото автора.
Фото:

Уникальные места Протвино. Часть 6. Ворота в "Сказку"

Живую городскую среду образуют как видные, крупные объекты, так и маленькие «изюминки», разбросанные по улицам и окрестностям.

В числе таких жемчужинок нашего наукограда – стальные разноцветные ворота на западной стороне детского сада №4.

Металлический рисунок ворот населяют персонажи и образы, рождённые сказкой, древней сакральной мифологией. По удивительному совпадению, детский садик, в котором установлены эти ворота, носит имя «Сказка».

На левой створке ворот – ёжик с яблочком, излюбленный персонаж детских книжек с картинками и мультфильмов. Над ёжиком – полумесяц, растущая луна.

Изображения правой створки – лучистое солнышко, ярко сияющее на ель и на грибы.

Все образы на воротах родом из северных европейских сказок. Визуальный ряд легендариума западного мира, одинаково «читаемый» для русских и для европейцев. Особую теплоту и уютность ощущаешь благодаря контекстуальной принадлежности города – и этих ворот – советской эпохе, известной, среди прочего, великолепными мультиками и сказочными книжками, где все эти образы в изобилии присутствуют.

В мифологическом плане, ёж – солярный символ (шарик с колючками-лучиками), а также символ мудрости и умелой самозащиты. Ель символизирует Мировое Древо и является атрибутом Рождества (скандинавское название Рождества – «йоль» вообще очень близко «ели», «ёлке», «ёлочке»).

Расположение персонажей на воротах образует блестящие символические пропорции, гениально простые в своей очевидности: ёжик снизу на левой створке – солнышко сверху на правой (перекличка небесного солнца и его символического земного отражения).

Ёжик несёт яблоко, символ рая. В данном случае – словно бы снова обретённого. Ведь и все символы на воротах – райские, связанные со сказкой, с детством, и, если посмотреть глубже – с вечностью. Несколько главных элементов космоса славянской и европейской души запечатлены на западных воротах детского садика «Сказка».

Западные ворота детского сада №4 «Сказка» - в числе уникальных объектов города Протвино. Их нужно беречь.

Равно как следует беречь все остальные уникальные объекты. И обязательно восстановить Лицей №1.

(с) Митя Просин
16 ноября 2015
Протвино

В публикации использованы фотографии из личного архива автора
Фото:

Уникальные места Протвино. Часть 5. Барельфы на школах №2 и №3. Музыкальная школа

1. ШКОЛА №2 (Белая школа)

Вторая школа была открыта в 1970 году. Стены школы выкрашены в белый цвет. Планировка здания аналогична планировке ранее открытой Школы №1.

Особенностью "Второй школы" являются серебристые барельефы на обоих торцах Младшего корпуса, на торце спортзала и на торце актового зала. Всего четыре барельефа.

Композиции барельефов отражают назначение тех построек, на которых они расположены.

Так, барельеф на южной стене младшего корпуса изображает школьников-подростков, девочку и мальчика в руках которых - ветви с листьями.

Посередине изображено солнце.

В правой части барельефа - корабль, плывущий по волнам. В небе над кораблём - птицы.

Барельеф на северной стене младшего корпуса изображает традиционные атрибуты школы. Глобус, книжка, буква "А". Характерные признаки советского детства - барабан и трубы, символы будущих пионеров.

Барельеф на западном торце спортивного зала. Образы спортсменов и физкультурников. Хоккеист, футболисты, девочка-бегунья. В оформлении присутствуют элементы беговой дорожки или велотрека, а также венок победителя (вверху справа).

На восточном торце актового зала - изображения музыкальных инструментов. Мандолина, гитара, трубы разных видов.


При входе в старший корпус на одной из стоек крыльца размещена красивая мозаика.

2. ШКОЛА №3 (бежево-оранжевая школа)

Открытие Третьей школы состоялось в 1976 году. Стены школы были частично выкрашены в оранжевый цвет. Продолжая традиции, здание украсили белыми лепными барельефами.

Композиции на Третьей школе полны волнующих образов детства, словно бы сошедших со страниц различных повестей и рассказов.

Барельеф на торце спортзала изображает целый космос детства и юности. Юноша и девушка у костра. Над молодыми людьми - звёздная ночь и полумесяц. Он вдохновенно рассказывает ей о чём-то. Она с интересом его слушает.

Рядом течёт река, две лодки привязаны к берегу. Заросли камыша. На полях у реки - лошадь. Ветер колышит полевые травы. Тишина, светлая тайна и необозримый простор...

Сюжет другого барельефа, что на торце бассейна, больше напоминает кадры из кинофильма о молодёжи семидесятых годов. Блестяще решены пропорции и ритм изображения. Три девочки сидят на земле. Напротив них стоит двое молодых людей, один - с гитарой, и девочка. Ощущается интересная беседа о чём-то невероятно важном - ведь все разговоры юности всегда о невероятно важном!.. Над головами героев - то ли солнце в облаках, то ли луна... Три птицы в небе.

Композиция блестяще обыгрывает тройственность, троичность, число 3. Трёхдольный размер. Третья школа!


Трое сидящих, трое стоящих, три птицы. В левой группе молодёжи - один из трёх с гитарой, одна из трёх - девушка. Очевидно, что создавал эти картины большой художник с удивительно глубоким, интуитивным творческим мышлением.

Всё изображение получилось удивительно музыкальным, словно это не барельеф, а запечатлённая песня.

А вот мало кто, наверное, знает, что на западном торце одного из корпусов, что расположен в более укромном месте, есть ещё один барельеф. Он уже серебристый, подобный тем, что на Второй школе.

Здесь - новые вариации на тему барельефов Второй школы. Романтический образ корабля на волнах, солнце, букварь. Учение, простор, стремление к свету знаний. Просвещение.

Об этом рассказывают нам барельефы протвинских школ - Второй и Третьей.


3. Музыкальная школа

К зданию Третьей школы примыкает здание Музыкальной школы. Собственно, само здание общее - и часть корпусов относится к ДМШ (основана Юрием Тимофеевичем Уваровым в 1963, работает в этом здании с 1981 года).

На фасаде "музыкалки" - металлическая композиция, изображающая трёх трубачей (снова число 3!). Автор украшения - Николай Матвеевич Станиславский (1940-2013), заслуженный работник культуры города Протвино, член Союза художников России.

Барельефы на Второй и Третьей школах, украшение на Музыкальной школе - выдающиеся произведения искусства. Образцы, представляющие огромную культурную и историческую ценность.

Сохранение первозданного облика этих зданий - важнейшая задача для города.

После того, как
учителя в содействии с администрацией разгромили Первый Лицей (а иначе это и не назовёшь), вопрос о сохранении облика Второй и Третьей школы является в высшей степени актуальным.

Барельефы и стены школ нужно беречь. Это - уникальные места Протвино.

(с) Митя Просин
19 октября 2015

В публикации использованы фотографии из личного архива автора
Фото: