навигатор в мире досуга

КУЛЬТПРОСВЕТ

          Расписание
  • Архив

    «   Март 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

Протвино. Воскресение. Первое мая.

Протвино - это город весны прежде всего. Он родился весной. Его два "дня города" приходятся на вторую половину весны. 19 апреля - официальная дата, конец мая - празднование. Кстати, есть ли ещё города, дни которых отмечаются дважды?

Протвино ещё и город лета. Он вообще - город зелени, поскольку расположен в лесу. Его улицы в тёплые месяцы больше похожи на волшебные заселённые леса, огромные обитаемые сады или парки. В холодные времена года о неувядающей зелени напоминает обильная хвоя.

В этом году Воскресение Христово и Первое мая приходятся на один день. Символичное, и отнюдь не случайное совпадение таких, на первый взгляд, разных праздников. И дело не только в том, что у обоих дней очень древняя и богатая сакральными смыслами история. Важно, что их соединение в один день связывает, казалось бы, несовместимые архетипы.

В сознании современного человека Воскресение Христово - исключительно религиозный праздник, а Первое мая - исключительно светский. Для некоторых это знаки, якобы, непримиримых реалий - "православной" и "советской". Я же вижу в этом великий символ единого истока полярных сторон русской, европейской и вообще человеческой души. Разные времена - стадии бытия единой культуры, единого мира. В идеале они могут мирно и творчески-возбуждённо сосуществовать. А суть настоящих праздников - приоткрывать человеку этот идеал волнующего творчества.

В Протвино пришла настоящая весна. Это всегда чувствуется по пьянящим до одури, но удивительно ясным, светлым и прозрачным запахам воздуха. В нашем лесном краю этот запах расцвечен десятками полутонов, он словно звучит сказочными нотами. И я снова напоминаю нам всем, что Протвино - это ценность, его леса вокруг и внутри города - это ценность, его пейзаж - это ценность, высоковольтка - ценность, и все здания, которые и формируют наш город - это тоже ценность.

Город ещё сохраняет в основном свой исторический облик. Его можно преобразить, создав заповедник советской культуры и передовой научный центр, не разрушая ни камня, не вырубая ни дерева.

Многое нужно восстановить. Например, я говорил и буду говорить, что Лицею №1 следует вернуть первозданный вид и возродить утраченные панно. Есть и ещё ряд зданий, нуждающихся в приведении к аутентичному виду. Желаю всем протвинцам найти между собой продуктивное согласие по основным вопросам будущего нашего города, преодолеть разобщённость и взаимное презрение (очень часто, увы, проявляющееся, например, на форуме, да и в живом общении горожан).

...А посмотрите на облик наших мест - волнующе-живой. Стволы сосен в лесу за высоковольткой, а внутри, словно что-то нежное, ласкающее и тёплое, осиянная солнцем листва. Уже только заметить эту красоту есть счастье более важное чем любой доход или благосостояние.

Вот о таких вещах и говорит "невербальный код" нашего города. По каждому поводу и безо всякого повода считаю нужным напоминать об этом нам всем.

С праздниками, господа и товарищи!

(с) Mitya.Prosin
1 мая 2016


Использованы фотографии И.Кейтельгиссера из буклета "ПГТ Протвино" из серии "Туристу о Подмосковье", Рекламно-информационное бюрю "Турист", Москва, 1986.

Использовано фото автора.
Фото:

Уникальные места Протвино. Часть 4. Живописные панно Лицея

КАК ЭТО БЫЛО

Здания первых протвинских школ оформлялись в очень художественном, говоря современным языком, креативном духе.

Наиболее выразительное и живописное оформление несут стены протвинского Лицея. Сама история этой школы отражает очень интересный, а порою и весьма драматичный ход событий всей новейшей истории страны.

Здание Лицея (тогда он назывался Школа №1) было построено в 1962 году. Архитекторами были К. Френкель и Е.Газеров, инженером - Е.Столярова.

Характерной особенностью лицея стали яркие, красивые, полные светлых образов живописные панно, что находятся на трёх торцевых стенах построек Лицея: на западной, на северной, и на южной. Эти композиции создала в 1963 году талантливейшая женщина-художник, Клавдия Александровна Тутеволь (1917-1980), заслуженный художник РСФСР.

Картины выполнены в технике сграффито - художественная резьба по штукатурке.


Фотографии Лицея можно посмотреть в конце записи.

2. ЧТО ЭТО ЗНАЧИЛО

Буквально с момента появления эти композиции стали одной из визитных карточек тогда совсем юного научного посёлка Протвино. Стенописные картины притягивали взгляды всех без исключения - и детей, и взрослых. Многим нравилось подолгу разглядывать образы полотен, внимательно изучать каждую их деталь, выполненную с потрясающей тонкостью.

Учеников и прохожих вдохновляла грандиозная поэтика, свежесть и юная энергия лиц и образов, что смотрели со стен лицея. Складывалось впечатление, что герои полотен смотрят на нас из лучшего мира и призывают одухотворить наш мир по этому светлому, солнечному примеру. Один лишь взгляд на юношу и девушку, глядящих с северного торца, вызывал волнение, пробуждал желание сохранять и беречь всё красивое, что есть в мире. Становиться лучше самому и преображать мир через творчество, созидание и любовь...

Композиции на Лицее имеют огромную ценность ещё и потому, что являют собой великолепный образец советского монументального искусства. Подобно тому, как на полотнах средневековых мастеров Европы зашифрованы важнейшие религиозные и духовные символы, на лицейских сграффито гармонично собраны все основные символы романтизма шестидесятых — эпохи, которая во всём мире запомнилась своей устремлённостью к свету.

Название композиции на западном торце - "Мечты детей". Многим очень нравилась девочка с книгой. Вокруг - все главные символы эпохи: космос, атомная энергия, самолёты, стройки, спутник, но вместе с тем - трепетная природа, красота естественной, живой среды мироздания. Подобно тому, как в Протвино мирно сосуществуют, проникая друг в друга, техника и природная среда, так и на полотнах Клавдии Тутеволь они обретают гармоничное, созидательное единство, соединение без смешения.

Образы и ценности на лицейских полотнах имеют советский художественный контекст и специфику, но актуальны они для всех времён.

Эти образы передают удивительный, романтически-космический дух шестидесятых. В стилистике тех лет монументализм космоса и строек соседствовал с почти райской безмятежностью природы и утончённым, танцующим блаженством юности...

Для многих жителей города эти картины на Лицее стали частью мировосприятия, вдохновляющими картинами детства и юности. Элементом городской визуальной среды. Их присутствие в контексте города казалось незыблемым.

3. ЧТО С ЭТИМ СДЕЛАЛИ

Стыдно признать, что по странному недосмотру, по недоумию, эти великолепные полотна в 2014-2015 годах были варварски исковерканы и закрыты типовыми блоками сайдинга под предлогом "утепления" здания. Даже не подумав о том, что утепление можно сделать изнутри, как делают это во всех цивилизованных городах и странах. Иначе все исторические здания Европы и России давно бы уже стояли в сайдинге.

Сам лицей, отделанный сайдингом, сразу же потерял свою специфику и уникальность. Он стал унылым типовым зданием наподобие очередного второсортного торгового центра или какого-нибудь мясокомбината.

Причём это всеобщая тенденция в нашей стране. Дешёвый и упрощённый "ремонт" с помощью сайдинговых панелей, тотальное обезличивание вида построек, примитивная стандартизация и разрушение культурного наследия. Осуществляется этот вандализм под развесистые слова о возрождении духовности и культуры.

Вы сейчас удивитесь ещё больше: решение изуродовать панно и закрыть их сайдингом принял совет учителей Лицея.


4. К ЧЕМУ ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ

Итак, собственно, чему научат такие учителя своих учеников? Что усвоят школьники, на глазах которых уничтожили и закрыли знакомые им с начала школьных занятий полотна?

Сначала общество экономит на памятниках культуры, чтобы не тратить слишком много на их содержание. Потом оно, к примеру, будет избавляться от "лишней" части населения, которая тоже окажется слишком затратной и "проблемной". Не верите? Но вы уже научили ваших деток обращению с культурными ценностями, а скоро они точно также обратятся с вами. И они не будут виноваты - это вы им показали такой пример.

Детки, что вырастут на таком примере, ещё пройдут по головам родителей и учителей. Только не удивляйтесь, а вините себя.

5. ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ

Одевание Лицея в сайдинг мотивировали "холодом" в классах. Интересно, однако, что за почти полувековую историю лицея никаких сведений об излишне низкой температуре в его помещениях не было.

Кроме того, крайне сомнительной выглядит технология утепления путём упрощённого одевания в сайдинг внешних стен. Современные технологии позволяют осуществлять подобный ремонт более тонко, изнутри. Что же касается внешнего оформления стен, то его всегда нужно сохранять. Иначе, повторяю, ансамбль Версаля заодно с дворцом Шёнбрунн давно бы уже были пластиковыми. А этого не происходит, и старые постройки бережно сохраняются.

Да, эти меры дороже и требуют привлечения художников и специалистов-реставраторов.

Но в Протвино проживает более 30 художников, из которых многие - художники-монументалисты, и реставрация панно вроде лицейского - как раз их направление.

Могут сказать - мол, Лицей официально не значился как "культурная ценность". Но есть вещи, которые нужно понимать не по документам, а по внутреннему, интуитивному чутью. И это чутьё должно давать первые тревожные сигналы, когда над подлинными ценностями нависает угроза. Не всегда истинные ценности "задокументированы". Но это не лишает их ценности, которая есть сама по себе и по ощущениям тех, кто считает её ценностью. И с этим нужно считаться.

Есть вещи, экономия на которых ведёт к ещё большим потерям - не денежным, а духовным и культурным, которые всегда намного более болезненны, а главное - невозвратны. К тому же, на призыв сохранить панно наверняка бы откликнулись местные монументалисты и сделали бы эту работу, не стремясь сорвать куш.

Но никто не известил общественность о желании организаторов ремонта пожертвовать уникальным арт-объектом! Всё было решено без привлечения общества, без совещаний и обсуждений. Говоря откровенно, ремонт лицея можно уподобить бандитской вылазке настоящих вандалов, у которых при этом хватает наглости ещё говорить о комфорте детей и о конструктивности такого решения.

А прикрываться детками, которым якобы холодно, для оправдания сноса памятника культуры - это подло. Это шантаж. Получается, все, кто захочет отстоять культуру, становятся врагами детей. Людей загоняют в рамки дилеммы - "Или дети - или культура". И естественно, любой, кто выступит за культуру, окажется "детоненавистником". С ним вообще не захотят разговаривать. А потом и выстроят заключение - "любишь культуру - ненавидишь детей".На самом же деле, такого вопроса "или дети - или культура" - не стоит. Уверен, у города была возможность сохранить панно и утеплить стены изнутри. Уверен, что она есть и сейчас. Вывод из этого следует один.

Ремонт Лицея необходимо провести заново. Сайдинг снять. Утеплить стены изнутри. Полностью восстановить все три панно с использованием оригинальных материалов.

Без этих живописных композиций Лицей не может считаться нормальной школой. А город Протвино без этих картин - уже не вполне наукоград.

Всё нужно восстановить.

(с) Митя Просин

Использованы фотографии из личного архива автора
Исторические фотографии - http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st011.shtml
http://synthart.livejournal.com/199048.html
Фото: