навигатор в мире досуга

КУЛЬТПРОСВЕТ

          Расписание

Дитрих Букстехуде. Оратория Membra Jesu Nostri

Имя этого композитора в России часто ассоциируют исключительно с биографией И.С. Баха. Мол, был такой талантливый для своего времени органист и композитор Дитрих Букстехуде, игру которого молодой Бах пешком ходил слушать в Любек за 400 километров от места своего проживания.

В отношении наследия Букстехуде тоже видна какая-то несправедливость: нередко стремятся возвеличить значение одной части творчества, не обращая особенного внимания на другую. Так, принято считать, что главная составляющая в наследии великого органиста из Любека - это исключительно органная музыка. Между тем, в творчестве Дитриха Букстехуде значительно и ценно абсолютно всё. И уже прошли те времена, когда где-нибудь на концертах исполняли "что-то из Букстехуде", для демонстрации музыки, предшествовавшей гениальному творчеству Баха. Почему-то считается, что подчеркнуть гениальность Баха невозможно без негласного принижения остальных авторов. Но вряд ли это понравилось бы самому Баху. Всё-таки Бах был гениальнейшим из гениев, а не талантом среди бездарностей. Это следует понимать и различать.

a2b91b185f3fbd6fd5ff05503e797199.jpg
Д.Букстехуде играет на виоле да гамба. С картины Иоганнеса Форхута (1674)

Дитрих Бустехуде (ок. 1637-1707) по происхождению был датчанином. Его родным городом, скорее всего, был Хельсингборг, в котором он и начал свой музыкальный путь. В дальнейшем он служил церковным органистом в Эльсиноре, а с 1668 года связал свою жизнь с немецким Любеком. Здесь он стал органистом церкви Святой Марии (Мариенкирхе). Условия вольного имперского города Любека только благоприятствовали творческому расцвету музыканта. Букстехуде возобновил проведение вечерних воскресных концертов духовной и светской музыки ("Abendsmusik"). На эти концерты съезжались известные музыканты со всей Европы. Многие лучшие сочинения Букстехуде написал именно для этих вечеров.

Наследие композитора насчитывает около 300 произведений. В 1974 году музыковедом Георгом Карштедтом был создан их полный каталог (BuxWV - Buxtehude Werke-Verzeichnis). Вторая, более полная редакция каталога вышла в 1985 году.

Органная музыка Букстехуде относится к вершинам северогерманского и мирового органного искусства: монументальность удивительно сочетается в ней с подвижностью, развитая полифония - с танцевальными ритмами и виртуозной орнаментацией. Композитор писал также сюиты для клавесина и сонаты для инструментального ансамбля с клавесином и виолой да гамба.

Интереснейшая область в творчестве Букстехуде - вокальная музыка, оратории и кантаты. Написанные не без влияния итальянского стиля, они, тем не менее, продолжают магистральные традиции немецкого барокко, в том числе представленные в творчестве учителей и предшественников Букстехуде (Иоганн Тайле, Франц Тундер), при этом отмечены блистательным и очень индивидуальным авторским почерком.

В настоящее время имеются полные собрания сочинений Букстехуде в прекрасных аудиозаписях. Чего стоит хотя бы Buxtehude Opera Omnia (2014) Тона Коопмана (дирижёра, органиста, клавесиниста и предсетателя Международного общества Дитриха Букстехуде) и его Амстердамского барочного оркестра и хора! Для большинства европейских музыкальных коллективов ряд произведений Букстехуде вошли в разряд репертуарных. Записываются диски с музыкой композитора в исполнении и европейских, и, например, японских музыкантов. Причём исполняются все произведения автора, в том числе его уникальное и совершенно недооценённое вокальное творчество. В своё время на двести лет точно так же "прозевали" музыку Зеленки и многих других композиторов эпохи барокко.

К интереснейшим работам Букстехуде относится оратория Membra Jesu Nostri ("Тело Господа нашего"). Это цикл из семи кантат для вокального ансамбля, струнных инструментов и органа. Основу текста составляют строфы из средневекового гимна Salve Mundi Salutare. Авторство текста приписывалось Бернарду Клервоскому (1090-1153), но в данное время наиболее вероятным создателем этих строк считается Арнульф Лувенский (ок. 1200-1250). В русском переводе текст этой оратории, как и тексты других сочинений композитора приводятся в уникальной для русскоязычного мира книге О.В. Геро "Духовные тексты в музыке Букстехуде" (М., 2010)

f96f4bb53f8f79f0682f96cb19f3b243.jpg
Лик Христа. Фрагмент росписи Noli me Tangere, школа Джотто, Церковь Сан-Франческо в Ассизи, ок. 1320.

Цикл представляет собою семь сцен-созерцаний частей тела распятого Христа, что также видно и по названиям каждой из частей (Ad pedes, Ad genua, Ad manus, Ad latus, At pectus, Ad cor, Ad faciem). Взгляд созерцающего поднимается от ног Спасителя к Его лику. В музыке плавно и очень гармонично чередуются созерцательность, светлая грусть и моменты экстатических озарений. Музыкальная риторика XVII века обрамляет глубоко авторский подход к структуре произведения, типичные стилевые черты эпохи раскрывают неиссякаемый источник музыкальных идей. Многие места в оратории отличаются интимностью, глубоко личным ощущением переживаемой драмы. Среди всех произведений эпохи барокко и среди творений лично Букстехуде это, пожалуй, одно из лучших.

На сегодняшний день имеется довольно много записей оратории. Стоит отметить запись Английских барочных солистов и Монтеверди-хора (дирижёр Джон Элиот Гардинер, 1988) и Кантус Кёльн (дирижёр Конрад Юнгхенель, 2005). Изображение лика Христа, приведённое выше, использовано как раз в оформлении диска с записью кантаты в исполнении Кантус Кёльна.

А вот ещё прекрасное исполнение этой вещи. Ансамбль Базельской "Схолы канторум", дирижёр Рене Якобс. Среди певцов - Мария-Кристина Кир, Андреас Шолль и Герд Тюрк, цвет аутентичной вокальной братии. Записано в Швейцарии в 2004 году.

[VIDEO WIDTH=400 HEIGHT=300]https://youtu.be/bWbBK2poJlE[/VIDEO]

(с) Mitya.Prosin, текст
16-21 сентября 2016